Свет невечерний. Бренд сатаны

20 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Многие из нас помнят замечательное произведение Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». История небольшая, но весьма современная. Она, наверное, навсегда останется современной, потому что это разговор о совести и о том пути совращения, который прошел юноша, слишком серьезно воспринявший теорию лорда Генри о том, что совесть – просто официальное название трусости.

Это очень современная история, потому что время от времени появляются новые, как-то приукрашенные теории о том, что совесть – это некоторая архаичность, это лишнее, постороннее и только мешает. Тем более если постоянно говорят очень красиво, с цитатами великих людей, что совесть – всего лишь трусость. А молодому человеку нельзя быть трусливым, он должен дерзать, должен разрешать себе многое. Конечно же, это путь, который всегда заканчивается трагедией и гибелью человека. Как это завершилось, например, в случае с другим вселенским развратителем по имени Адольф Гитлер, который, выступая перед солдатами накануне отправки их на Восточный фронт, говорил: «Я избавлю вас от древней химеры, именуемой совестью».

Периодически люди пытаются избавиться от совести; другим пытаются провести операцию по ампутации совести, но ничем хорошим это не заканчивается. Не случайно Господь дал краткий конспект мировой истории в виде гибели стада свиней, в которых вошел легион бесов. Мирные хрюшки, милые животные, совершенно безобидные, не агрессивные, вдруг с каким-то диким остервенением побежали к обрыву, чтобы полететь. Они, видимо, думали, что полетят. Но все погибли. Мировая история, видимо, так и развивается. И мы даже знаем, что закончится все страшным падением нравов, оскудением любви и гибелью человечества с приходом антихриста. К сожалению, стадо свиное, в которое человечество пытается превратиться с каждым поколением, – тот образ, который постоянно проявляется где-то в нашем сознании, мелькает где-то на горизонте.

Поэтому тем более следует защищать совесть, хранить ее в чистоте. Кажется, для христианина это совершенно очевидный факт, тем не менее я постоянно встречаю богословов, которые говорят о том, что это уже некоторое измышление, это не нужно, это лишнее. Кажется, как такое может быть? Но даже богословы, очень ученые люди, утверждают, что этот термин для нас, христиан, не важный, для нас более важна свобода. Апостол Павел призывает к свободе.

Если мы откроем Писание, то заметим, что чаще всего слово «совесть» используется именно в текстах апостола Павла (это апостол совести). Очень часто звучит у него этот древний прекрасный, красивый термин, который происходит от глагола συνειδέναι («сюнэйдэнай»), то есть «знать вместе». То есть совесть – это нечто, что сближает людей между собой. И что бы ни делали вселенские развратители и разного рода модные теории, мы внутри себя (если остаемся предельно честными), нутром своим понимаем, что есть добро, а что есть зло.

Хотя, как говорит апостол Павел, бывает совесть даже лукавая, совесть извращенная. Извращение может очень глубоко проникать в человека. Например, в Послании к Тимофею у апостола Павла есть очень важное определение: он говорит, что цель увещания (то есть проповеди Евангелия, христианской жизни, духовной жизни, о чем мы очень много говорим и что волнует всех христиан) есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. То есть у нас есть определенный пункт назначения, тот идеал, тот образ, к которому мы должны стремиться. И все наши духовные упражнения, в общем-то, имеют определенный вектор движения: посещение богослужений, исповедь у духовника, чтение Писания и прочие духовные упражнения, вообще церковная жизнь со всей ее насыщенной внутренней динамикой должна сделать из христианина человека любви. Но любви какой? От чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры.

Почему апостол Павел здесь использует слово «совесть»? Может быть, достаточно веры? Или чистого сердца? Апостол Павел, как человек с большим религиозным образованием и большим опытом религиозной жизни, понимал, что религия иногда используется как предлог для бессовестной жизни (вот как странно). И мы с этим постоянно сталкиваемся, когда видим, что человек, например, может стать бессердечным, оправдываясь уставом, каноном, праздником. Таких сюжетов в памяти каждого взрослого человека очень много. Мы постоянно встречаем религиозных людей, даже священников и монахов, которые при всем благочестии, ревности к церковному уставу могут оставаться бессовестными людьми, могут оскорбить, обидеть, даже взять чужое. Таких историй много.

И вот апостол Павел в Послании к Тимофею (и других Посланиях) говорит о том, как важно хранить добрую совесть. Дальше он развивает мысль о доброй совести, которую я процитировал. Он пишет: отступив (от доброй совести), некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. И мы с этим тоже сталкиваемся. Даже не то что сталкиваемся, но в каждом из нас живет этот соблазн. Мы можем превратиться в блестящих ораторов, очень ловко находить цитаты из творений святых отцов и Священного Писания (как, например, делаю сейчас я), но при этом у нас будет умирать совесть. И наша речь, такая блестящая и насыщенная знанием, на самом деле будет пустословием.

Далее апостол Павел продолжает:  веру и добрую совесть… отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере. Оказывается, кораблекрушение в вере может произойти от того, что человек не хранил добрую совесть. Нужно к ней прислушиваться, за ней следить очень внимательно. Не только следить за тем, как скрупулезно мы выполняем все религиозные предписания, но и хранить добрую совесть.

Более того, в тексте, который я сейчас цитирую, где о совести говорится как о чем-то очень важном для духовной жизни, есть выражение, о котором знают, наверное, все христиане и даже часто цитируют. Апостол говорит о лицемерии лжецов с прожженной совестью (см. 1 Тим. 4, 2). Καυστηριάζω («каустэриадзо») – глагол, который использует апостол Павел. Этот глагол имеет несколько значений, но самое главное – «клеймить, ставить клеймо». Одно из толкований этого места говорит о том, что прожженная совесть – это клеймо сатаны, выжженное на душе человека; заклейменная совесть. Что это такое? Говоря современным языком, это бренд сатаны. Человек, кажется, религиозный, исполняет все обеты, заповеди, но не соблюдает добрую совесть по отношению к близким или к подчиненным, например. Хочешь узнать человека – смотри не на то, как он общается с равными, а как он общается с теми, кто ниже его по иерархической лестнице. Вот тут и проявляется сожженная (или прожженная) совесть. Совесть, на которой, несмотря на всю внешнюю религиозную атрибутику (золото, кресты, рясы, иконы), стоит клеймо, бренд сатаны.

Другое толкование говорит, что это люди, которым прижгли, сожгли совесть. Как бы то ни было, апостол Павел (апостол совести) напоминает нам о том, что при всех наших увлечениях религиозными обрядами, религиозной тематикой (что само по себе прекрасно и хорошо – без духовных упражнений, без обрядов невозможно человеку жить полноценной духовной жизнью) тем не менее сердцевину нашей внутренней жизни – совесть – нужно беречь, чтобы не потерпеть кораблекрушение в вере и не стать вещью, которая носит на себе бренд сатаны.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​