Свет невечерний. Больная жалость

14 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В 1990 году мне было 14 лет. И я хорошо помню новостные сюжеты, связанные со вторжением в Ирак американской армии, горящие скважины. Это была страшная война, которая унесла много жизней. И мы об этом очень мало знаем. Но для многих людей эта война была справедливой хотя бы потому, что американцы попытались поставить на место зарвавшегося диктатора, тирана, который позволил себе убивать детей. Громко звучит, но тем не менее для многих американцев и европейцев это была очевидная истина, потому что диктатура, тирания, убийство невинных – вещи совершенно неприемлемые для любого нормального человека.

В октябре 1990 года перед Комиссией по правам человека в США выступила 15-летняя девочка из Кувейта. Звали ее Наира. Все, что с ней произошло, – это неудачные каникулы, можно так сказать. Она поехала с мамой в Кувейт навестить сестру, которая должна была рожать, и они попали туда как раз в тот момент, когда войска Ирака вторглись в Кувейт и началась кровопролитная война.

Сестра этой девочки родила недоношенного ребеночка. В роддоме его поместили в специальную коробку – инкубатор, и Наира вместе с другими женщинами-волонтерами помогала, ухаживала за малышами. И она рассказывала, как во время ее дежурства в роддом ворвались иракские солдаты и начали грабить госпиталь. Зачем-то им понадобились препараты, медицинское оборудование и даже инкубаторы. И вот они выбрасывали детей из инкубаторов, вытряхивали их на бетонный пол – и эти дети погибали, конечно же.

Наира рассказывала и о других жутких вещах: о пытках, издевательствах, о том, как они с мамой чудом спаслись из этого пекла. Но эта картина – маленькие детки, которых солдаты выбрасывают на пол, топчут своими сапожищами, – нечто, что совершенно потрясает воображение. И не случайно президент Буш в своей речи в течение недели повторял показания Наиры, об этом узнали люди во всем мире. Это было, конечно, жутко. И для многих подобные вещи, подобные откровения послужили оправданием вторжения американцев в Ирак.

Мне приходилось крестить деток в реанимации. Я видел эти инкубаторы, малышей размером с варежку. Совсем-совсем крошечные. Невозможно себе представить, как подобное может происходить в XX веке. Невероятно совершенно.

Через два года после показаний Наиры американские журналисты пытались написать подробный репортаж об этих событиях. И внезапно выяснилось, что эта девочка, скорее всего, никогда не была в Кувейте. Она была дочерью кувейтского посла. Они не нашли ни одного свидетеля зверств иракских солдат. Ни один из сотрудников больниц, роддомов не подтвердил подобные зверства. А потом выяснилось, что правительство Кувейта заплатило 12 миллионов долларов одному из американских PR-агентств, которое написало текст показаний Наиры для того, чтобы она зачитала его перед камерами.

Жуткая история на самом деле. Получается, чтобы оправдать военную кампанию, девочка со слезами на глазах зачитала, скорее всего, показания, выдуманные пиарщиками из американского агентства.

Мне неинтересна политическая мотивация в этой истории. Я вообще далек от политики. Совершенно не важно: правы американцы, негодяи иракцы, кто здесь прав, кто виноват, сколько жертв. Меня в этой истории интересует только ее духовная часть. Мне кажется, что христианство сейчас должно очень много говорить об определенной аскетике в области медиа. Потому что, как говорил Г.К. Честертон, мир полон христианских добродетелей, сошедших с ума.

То, о чем рассказывала 15-летняя девочка, ужасно. Но это текст, искусственно созданный специалистами по психологии масс, который апеллирует к священным для нас эмоциям: к эмоциям жалости и сочувствия. Это то, что отличает здорового человека, например, от шизофреника, у которого, как известно, нет эмпатии. Он не способен сочувствовать. Любой человек сочувствует детям. Любой человек против тирании. Любой нормальный человек против диктатуры и, конечно же, осудит такое отношение к ребенку. Но, получается, нашими священными чувствами кто-то цинично манипулирует. И надо заметить, что, думаю, появляются технологии манипуляции именно христианскими чувствами, манипуляции, которые точечно адресованы именно представителям христианской цивилизации, или же христианских Церквей, христианского воспитания.

Возможно, это как раз то, о чем говорит Евангелие от Матфея, 24-я глава. Помните замечательные строки, тревожные, пугающие, где Спаситель говорит о том, что придут люди, которые будут нас прельщать?Блюдите, да никтоже вас прельстит – так говорит Господь. Он использует глагол πλανάω, однокоренной со словом «планета». Αστέρια  πλανήτες по-гречески – «блуждающая звезда». Планета – нечто блуждающее, то, что заблудилось, заблудившаяся звезда, можно так сказать. Так вот, в славянском переводе глагол «прельстит» – греческое πλανάω, т.е. «я ввожу кого-то в заблуждение». Заблуждение. В какой-то блуд, что ли, ввожу человека, сбиваю его с толку очень тонкими технологиями манипуляции эмоциями. И, может быть, именно об этом говорили святые отцы, когда обучали своих учеников, послушников тонкому искусству хранения чувств. «Хранение чувств» – так называется эта технология (или техника) духовной жизни. То есть у христианина есть определенные болевые точки, которые связаны, например, с сочувствием, милосердием, жалостью, правдолюбием, на которые, оказывается, можно надавить, обманув человека так хитро, что он просто не в состоянии удержаться. Ведь «я же должен посочувствовать, пожалеть, выйти вместе с моими близкими – и осудить это, как все прогрессивное человечество». Нужно свои чувства беречь, хранить, тщательно проверять эмоции, потому что распущенность может быть даже в жалости. Это странно звучит, но это так. Жалость может быть распущенной. И вы найдете массу примеров не только в области больших манипуляций, но даже в обыденной жизни.

Все знают историю, когда родители просто развращали ребенка, во всем ему потакая. «Ведь это же моя кровиночка. Если я не помогу, кто еще поможет?» И вырастает человек, который просто не способен найти себя в жизни, считает, что ему все должны. Эти истории обычно заканчиваются какой-то жестокостью по отношению к родителям, тем людям, которые изливали милости на этого человека. И таких историй очень много.

Поэтому, мне кажется, сейчас мы должны сформулировать какие-то правила духовной жизни относительно этих очень тонких и опасных манипуляций, которые будут с каждым годом становиться все более изощренными.

Святые отцы, наши священные предки, с таким не сталкивались. Они даже не подозревали, что такое может быть, что мы дойдем до такой ситуации, когда политтехнологи и PR-агентства будут тщательно вычерчивать поведение людей, которые просто очень хорошо воспитаны и не могут не сочувствовать, не жалеть. И тем не менее нам следует предпринять какие-то усилия – даже творческие, богословские творческие усилия – для того, чтобы найти определенные механизмы противодействия манипуляциям (именно христианские механизмы духовной жизни) и выработать иммунитет против подобного рода манипуляций.

Записала Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​