Свет невечерний. Болезнь толпы

20 сентября 2022 г.

О том, как мы любим праздник Успения Божией Матери и как к нему готовимся, можно долго рассказывать, делиться радостью, предвкушая и ожидая этот праздник каждый год. Икона Успения Божией Матери – может быть, самый утешительный образ в Православной Церкви. Матерь Божия лежит на смертном одре, а душа Ее уже отошла к Сыну. Над смертным одром стоит Спаситель и держит на Своих пречистых руках душу Своей Матери.

Это самый важный и самый утешительный символ нашего личного воскресения и пасхи. Потому что мы понимаем, что, выходя из этого мира, мы не вываливаемся в пустоту, тупик, черное небытие, а падаем в самое безопасное место – на руки к Господу. Вот такой путь... Праздник Успения, Пасхи Богородичной, несет это удивительное откровение, которое не проговаривается прямо, а иллюстрируется богослужением, иконописью и всеми богослужебными жестами, которые мы видим в эти священные дни Успения Божией Матери.

Внимательный зритель всегда увидит одну деталь этой иконы, которая требует объяснения. Внизу иконы, в той части, где мы чаще всего прикладываемся, изображается ангел с мечом, с другой стороны – некий человек, который простирает руки к гробу Богородицы. Мы видим, что ангел с мечом отрубил кисти рук этого человека и они повисли, ухватившись за погребальный покров Царицы Небесной. Это очень страшное изображение, страшная деталь, и не случайно на многих иконах этот момент опускается. Но в росписях древних церквей этот момент всегда присутствовал.

О чем это? Эту историю знает любой ребенок из воскресной школы. Некий иудейский священник Афония, услышав, что апостолы, вызванные ангелами, собрались со всех концов земли на погребение Царицы Небесной, взъяренный какой-то ненормальной ревностью, наэлектризованный иудейской толпой, которая была враждебна и агрессивна по отношению к христианам (это является историческим фактом, и осталось очень много описаний, когда иудеи предавали христиан на смерть; вспомнить хотя бы смерть первомученика Стефана, архидиакона), пытался опрокинуть гроб Божией Матери.

Этот человек – священник. Это значит, он очень хорошо знал Писание, практиковал религиозную жизнь, очень много молился, постился. И он, наэлектризовавшись в толпе возмущением, яростью и злостью, бросился, чтобы опрокинуть гроб Божией Матери. Подумайте, какая удивительная дерзость!

Меня всегда поражала эта фигура. Что должно случиться с человеком, который бросается на гроб, хочет перевернуть гроб с мертвой пожилой Женщиной? Подчеркну, это был не обычный человек, а священник. Представьте себе рядового батюшку, образованного человека, который каждый день молится, часто совершает литургию, исповедует людей. Конечно, мы можем сказать, что иудейский священник вел несколько иной образ жизни. Да, но он был не менее религиозным. Я бы даже сказал, образ жизни был более насыщен религиозно, потому что время было иным, традиции были более строгими.

Иудейский священник и молился, и постился, и участвовал в храмовой жизни более интенсивно, чем современный православный священник. Его жизнь была регламентирована очень четко, его ум был пропитан Священным Писанием. Не секрет, что в древности основа богословского образования держалась на запоминании текстов. Псалтирь, которую сейчас мы читаем по книжечке, раньше знали наизусть.

Как может религиозный человек, молитвенник, постник, знающий наизусть многие тексты Священного Писания, образец благочестия для своих современников, броситься на гроб пожилой умершей Женщины, Которая ничего плохого ему не сделала? Это ведь не какой-то полководец или чиновник, который грабил несчастных людей. Это не управдом, который терроризировал всех вокруг; не палач, который отличался садистскими наклонностями. Старушка, которая отошла в вечность и которую хоронили друзья, близкие, единомышленники. Что должно произойти в голове человека, что он бросается, чтобы опрокинуть гроб? Меня всегда поражала эта очень трагическая фигура.

На самом деле это не повод к порицанию этого человека, а причина задуматься над своей жизнью. Потому что есть такой принцип: в толпе люди «отолпевают». Современный человек, хоть он и хорошо образован, информирован, все равно хранит в себе какие-то древние, архаичные инстинкты, которые в толпе пробуждаются. В толпе ты можешь сделать такое, чего никогда в жизни не сделал бы. От толпы можно заразиться такой ненавистью и злостью, что потом просто стыдно станет, когда этот морок пройдет наконец.

Эта история не о том, что ангел наказал этого священника, отрубив ему кисти рук. Мы знаем, что это жестокое наказание стало отправной точкой покаяния Афонии. То есть он был настолько взъярен, что по-другому его нельзя было вразумить, как только отрубив ему кисти рук. И только после того, как он увидел свои кисти рук, повешенные на гробе Божией Матери, до него дошло, что он что-то не так делает. Как пишут исторические хроники, этот человек покаялся.

Церковь показывает такое жестокое действие, подчеркивая градус озлобления: он был таков, что по-другому этого человека нельзя было остановить. Соответственно градусу озлобления было и наказание.

Человеку любой эпохи, будь он образованным, занимающим большой пост, хорошо разбирающимся в искусстве, истории, профессионалом высокого качества, нужно помнить, что в каждом из нас живут эти архаические силы древнего хаоса, которые совершенно неожиданно раскрываются (если не иметь иммунитета против разного рода манипуляций) в толпе, стае. Ни в коем случае нельзя позволять стае и толпе овладевать вашим умом, вашими чувствами, заражаться от толпы ненавистью. Потому что остановиться в этой ненависти бывает очень сложно, у некоторых людей уходят на это годы. И большие скорби посылает Господь, чтобы человек пришел в себя, не наломал дров и не наделал ошибок.

Мы знаем, что даже ради святых идей христиане иногда шли на страшные злодеяния. Откройте книги по истории Средних веков, почитайте. В XVIII веке, во время эпидемии в Москве, толпа смогла разорвать митрополита Амвросия. Это были православные люди, которые еще вчера брали у него благословение, подходили к Чаше, из которой он их причащал. Но наэлектризованность, страшная искра злости, от которой толпа вспыхнула, как стог соломы от огня, довела этих людей до такого безумия. По отдельности это были прекрасные люди, верующие в Бога, которые молись, соблюдали посты. Но в толпе они разорвали живого ни в чем не повинного человека, митрополита, выдающегося ученого и общественного деятеля того времени.

И таких историй очень много. Не нужно думать, что наше положение и образование сохранят нас от этого. Нужно всегда быть трезвым, всегда беречься от того, чтобы эти силы первобытного хаоса не увлекли нас на дно вместе с обезумевшей толпой.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать