Свет невечерний. Бесстыжая исповедь. Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

6 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Один из самых сложных вопросов, одна из самых животрепещущих проблем, с которой сталкиваются люди, приходящие в храм и приобщающиеся к православной традиции, – исповедь. В церковь ходить хорошо: богослужения красивые, батюшки веселые, образованные, говорят проповеди. Но когда речь заходит об исповеди, у человека начинаются разного рода проблемы, сложности, потому что вопрос уж очень деликатный.

Все мы люди взрослые, в нашей биографии немало пятен, за которые мы стыдимся. Как говорится в одной древней молитве, нет человека, который жил бы на земле и не согрешил. Только один без греха – Господь. Рассказывать о своих проступках, проблемах постороннему человеку бывает очень сложно. Как преодолеть эту стыдливость? Что с этим делать?

Первое, что обычно на этот вопрос говорят священники (или же духовная литература), – сама по себе стыдливость перед исповедью является почти грехом. То есть если ты стыдишься – это уже не очень хорошо о тебе говорит, само по себе греховно; и это тоже нужно исповедовать.

У некоторых духовников есть выражение, для меня совершенно неприемлемое: «бесстыжая исповедь». Самое странное, что бесстыжая исповедь имеет своих сторонников, горячих защитников среди верующих людей, которые ходят на исповедь к своим духовникам чуть ли не каждый день и предпочитают эту самую бесстыжую исповедь даже многим праздникам, богослужениям или другому типу духовного руководства. Что это за бесстыжая исповедь? Это когда в самых последних подробностях священнику описываются те движения души и тела, которые у тебя происходят. У меня даже нет возможности и желания приводить пример, что это такое, – думаю, все прекрасно понимают, о чем речь.

Человек воспитанный понимает, что есть вещи, о которых нельзя говорить или нужно уметь сказать так, чтобы не навредить ни себе, ни священнику, которому исповедуешь этот грех или движение души. Тем более что стоит вопрос: надо ли так подробно рассказывать о каких-то вещах, которые происходят в твоей жизни? Но это другой вопрос, который требует отдельного разговора, длительного и вдумчивого. Сейчас перед нами вопрос, как вообще сделать первый шаг и пойти на исповедь.

Самое первое, что хочется сказать, – исповедь необязательно должна быть бесстыжей. Я бы сказал больше: она вообще не должна быть бесстыжей; непременно нужно оставаться воспитанным человеком даже во время исповеди. Есть такой соблазн среди религиозных людей, что религия как бы разрешает быть бесстыжим в чем-то, например, во взаимоотношениях с неверующими людьми, родственниками, священниками, братьями и сестрами. Самый яркий тому пример – желание всем говорить «ты», якобы в молитвах церковных мы обращаемся к Богу так, тогда чего это другого человека должны называть на вы, хоть он и старше в два раза. Это, конечно же, заблуждение.

Верующий, религиозный человек не должен ни в коем случае терять воспитанность, такт, вежливость, стыдливость, совестливость. Этот тонкий налет культуры и цивилизации, который на каждом из нас есть, не нужно стирать; наоборот, его нужно беречь, сохранять, потому что он является очень важным элементом в духовной жизни.

Так как сделать первый шаг? Не нужно относиться к исповеди как к магическому действию, а к священнику – как к магу, который имеет возможность абсолютно любого человека принять, с любым человеком побеседовать, любому человеку отпустить грехи. Формально это так, но не совсем. Все, что касается духовной жизни, требует постоянных оговорок. То же самое и с исповедью. Не случайно в Греческой Церкви есть прекрасная практика: священники получают право исповедовать другого человека (мирянина или другого священника), только получив определенный опыт священнической жизни, практики. То есть «лицензия» на исповедь есть только у опытных священников, которых, кстати, так и называют – духовниками.

Дело в том, что в греческой традиции исповедь и причастие разнесены, что, на мой взгляд, совершенно правильно, потому что это два серьезнейших важных таинства, которые не терпят суеты. Здесь все нужно делать вовремя, может быть, отдельно; и воспринимать как отдельное событие.

На мой взгляд, очень важно найти священника, который вас поймет. Поэтому если вы только-только входите в церковную ограду, не очень знакомы с церковной традицией, вам стоит сначала по-человечески познакомиться со священником (может быть, с одним, другим, третьим), посмотреть за атмосферой, которая на этом приходе, в этой общине. Если вы поймете, что можете с этим священником разговаривать как два воспитанных человека, тогда следующим шагом будет исповедь.

Это очень важно, особенно если вы на исповедь ведете детей. Потому что есть странная традиция просто «толкнуть» ребенка к батюшке, мол, батюшка там что-то сделает. Это большое заблуждение. Потому что странно очень, почему я должен рассказывать о своих внутренних проблемах, о своей внутренней духовной жизни совершенно незнакомому человеку с бородой?..

Все нужно делать правильно, спокойно, не торопясь. Поэтому еще раз повторю, очень важно установить личный контакт со священником, познакомиться с ним, может быть, войти в дружеский круг. А потом, не спеша, не торопясь, подготовиться к исповеди. Причем когда вы идете на первую исповедь, не думайте, что сейчас одним жестом всё изложите – и закроете все вопросы. Исповедь – это один из элементов покаяния. Исповедь не тождественна покаянию. Покаяние – это очень серьезное духовное упражнение, которое длится всю жизнь, и вехи этого пути отмечены как раз в молитве и исповеди.

Первый шаг – это не значит шаг полноценный и последний. Бывает, что на первой исповеди человек ошибается, говорит не то, может быть, считает главные события второстепенными или наоборот. Духовная зрелость дает нам другую оптику, учит нас по-другому смотреть на наши проблемы. Но в любом случае, мне кажется, на исповеди надо оставаться вежливым человеком как священнику, который не может себе позволить бесцеремонно вторгаться в жизнь другого человека, если его туда не впустили, так и тому, кто исповедуется. Потому что очень много пишут о том, как бесцеремонно ведут себя батюшки, задают неприличные вопросы на исповеди (такое действительно бывает). Но не реже бесцеремонно, неприлично, невоспитанно себя ведут и исповедники по отношению к священнику, говоря о таких вещах, о которых не надо говорить; или говорить, но иначе.

То есть воспитанность, культура, такт – необходимые атрибуты общения взрослых людей. Поэтому если вы собираетесь на исповедь, может быть, следует для начала присмотреться к священнику. Может быть, это займет много времени, может, даже не один месяц и не один год, пока вы по-настоящему увидите, что можете исповедоваться ему.

Я сторонник того, чтобы верующий человек исповедовался все время у одного и того же священника. Не надо бегать по духовникам в одну церковь, другую, третью. Лучше найти одного священника, и какие бы сложности у вас потом ни возникали в общении, не бросать его. По моим наблюдениям, это ни к чему хорошему не приводит. Он знает уже вашу жизнь, вашу биографию, вам не нужно снова повторять, что с вами случилось, как произошло. Поддерживайте с этим священником простые человеческие и христианские отношения: священник (пастырь) и духовное чадо. Это сложные отношения, в которые нельзя просто взять и записаться – они вызревают годами, иногда десятилетиями. И не нужно рассчитывать на то, что если вы стали исповедоваться у батюшки, то автоматически стали его духовным чадом. Духовным чадом (как и духовным отцом) люди становятся десятилетиями, это очень долгий процесс. Не надо торопиться. Всегда оставайтесь воспитанными, деликатными, тактичными, культурными людьми. Это только украшает христиан.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​