Свет невечерний. Ангел с усами

18 октября 2022 г.

В моей монашеской юности был период яростной ревности, когда я даже порой вступал в конфликт с настоятелем, моим духовником. Деликатно, конечно, не прибегая к каким-то революционным или оскорбительным вещам, потому что я очень уважал своего духовника и благодарил Господа за нашего настоятеля, основателя монастыря. Но очень часто мы с ним спорили – вот такую роскошь он мне позволял. В большей степени меня в юности удивляло то, что он слишком уж снисходителен к тем людям, которые, как мне тогда казалось, позволяют совершенно недопустимые для монашеской жизни и поведения монаха вещи. Мне казалось, что нужна твердая рука, жесткое наказание, может быть, даже изгнание из обители, но наш настоятель повторял, что лучше согрешить милостью, чем строгостью. Такой у него был принцип. Я тогда много осуждал, судил, мне казалось, что есть определенные принципы, правила, которые нельзя нарушать, и если уж ты в чем-то их преступил, должна быть строгая мера наказания.

Сейчас я вспоминаю свою юношескую ревность и понимаю, что наверняка это был вполне закономерный этап развития. Без такой пламенной и, может быть, всепопаляющей ревности, без этого юношеского максимализма, наверное, не обходится ни один человек. Таким образом Господь, проводя нас по жизни, через встречи, через личные ошибки, недочеты, через созерцание собственных немощей и немощей и мужества других людей приводит нас к пониманию, что мера мудрости – это мера снисходительности. И самый главный критерий развития христианина состоит в том, что если ты правильно развиваешься, то год от года становишься добрее. Если ты становишься добрее, значит, молитва, пост и духовные упражнения идут тебе впрок.

У одного итальянского писателя и поэта есть замечательная сказка, она называется «Ангел с усами». Маэстро, который писал эту сказку, не только придумал сюжет, но даже сделал роспись в своей деревенской церкви на эту тему: на стене классическое изображение ангела с крыльями, но с усами, который спускается по лесенке с неба на землю.

В сюжете этой простой и очень короткой сказки рассказывается о том, что среди огромного сонма румяных, безусых, молодцеватых ангелов, которых изображают на стенах храмов или иконах как свежих, сильных, крепких, красивых юношей, затесался один совершенно непредсказуемый ангел. Мы знаем, что в Священном Писании есть описание ангелов звероподобных: например, есть ангел с лицом льва или ангел с лицом тельца. Но уж никак не представляется ангел с усами. Что же это за игра фантазии?

Как вы знаете, у каждого ангела есть свои служения, заботы. Есть ангелы государства, ангелы наук, искусств. А вот этому ангелу с усами ничего не давалось, и ему поручили самое простое задание: каждый день спускаться на землю и кормить птиц. Что может быть проще? Видимо, других талантов у этого ангела не было. Каждый день этот ангел с усами брал коробку зернышек, спускался на землю и щедрой рукой сыпал зернышки птицам. При этом он позволял себе некоторую вольность: у него было очень доброе сердце, и он сыпал зернышки не только живым птицам, но даже и чучелам птиц.

Все видели в музеях, школах или каких-то научных центрах такие чучела птиц. Например, поймает охотник орла или какую-нибудь редкую птицу, сделает из нее чучело, и стоит оно где-нибудь на подоконнике или на шкафу, как живая птица.

Так вот, этот ангел с усами так жалел птиц, что сыпал зернышки даже перед чучелами птиц. Видя ангела за таким бесполезным делом, за такой бесполезной тратой добра, над ним смеялись не только люди, но хохотало все небо. Все видели, что это какой-то юродивый ангел. Есть юродивые люди, а это был юродивый ангел с усами.

Прошло много-много лет. Ангел, несмотря на насмешки, продолжал сыпать зернышки перед чучелами, и однажды случилось чудо: чучела ожили и начали клевать зернышки. Вот такая короткая история. Но за ней стоит важнейшая догадка мудрого итальянского мыслителя, художника: он полагал, что мы не должны экономить на доброте, даже когда нам кажется, что мы тратим ее впустую.

Ведь очевидный факт: нам кажется, что нас окружают какие-то сплошные чучела. Перед ними распинаешься, пытаешься им что-то доказать, помочь, несмотря на то, что они многократно предавали, обманывали, но им не идет впрок эта доброта, снисходительность, милосердие. Может быть, следовало бы и с добротой тоже как-то экономно поступать? Может быть, перенаправлять ее в какое-то русло, где она принесет пользу?..

Думаю, история об ангеле с усами была вдохновлена евангельской притчей о сеятеле. Мы помним, как сеятель щедрой рукой сеял семя, и только лишь четверть семян принялась, выросла, а три четверти ушли впустую: в тернии, песок, придорожные канавы. Но даже ради одной четверти стоит стараться.

Я думаю, что доброта и есть критерий правильной духовной жизни, критерий мудрости. Бывает такое состояние, когда кажется, что никак не развиваешься. Человек думает: «Где моя духовная жизнь? Какой из меня толк? Совсем ничего не получается: тут правило забыл прочитать, там не помолился, про пост вообще говорить не следует, отношения с людьми тоже выходят за рамки христианского поведения...»

Но мне кажется, если есть у нас прирост доброты, если с каждым годом теряется способность злиться и все больше в сердце появляется снисходительности и милосердия, значит, несмотря ни на что, мы все-таки двигаемся вперед. И всегда останется правилом для жизни христианина важнейшее открытие, которое каждый из нас делает в этой жизни: мера мудрости есть мера снисходительности и доброты.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать