Церковный человек тот, кого можно спросить про ад и рай – и он обязательно расскажет. Эта тема душеспасительных разговоров хорошо известна всем и многим даже набила оскомину. Не случайно в Священном Писании теме ада и рая уделяется особое внимание. Но если мы присмотримся к евангельскому словоупотреблению, то обнаружим удивительную и, казалось бы, нелогичную асимметрию: про ад говорится много и часто, а вот с раем не все так просто.
Слово «ад» греческого происхождения и читается в светских классических учебных заведениях как «гадес». Это имя владыки подземного царства в греческой языческой мифологии. Но в евангельской традиции это место посмертных мучений, место воздаяния грешникам за то зло, которое они сделали. Слово происходит от понятия «отрицание зрения»: «а» означает отрицание, отсутствие; «эйдос» – это «вид», «зрение». То есть «гадес» – существительное первого склонения, которое означает что-то незримое; место, где ничего не видно, где тьма кромешная.
В Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки встречается это слово «гадес». Например, когда Господь говорит: и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф. 11, 23). Или Господь говорит: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Или в притче о богаче и Лазаре говорится, как богач, оказавшись в аду, возвел очи свои вверх и увидел Лазаря на лоне Авраамовом. В Книге Деяний святых апостолов и в Книге Откровение Иоанна Богослова, последней Книге Нового Завета, тоже встречается название этого места (как сказали бы современные подростки, этой локации). То есть про ад сказано немало.
Относительно рая не все так просто. Персидское слово «парадеисос», которое вошло в современные европейские языки как «парадиз» и переводится на русский язык как «рай», встречается в Евангелии только один раз. Еще мы можем встретить его один раз в Апокалипсисе, один раз в Послании апостола Павла. Но в евангельском тексте про рай сказано только один раз. Единожды встречается это удивительное и редкое слово, которое в переводе означает «сад», или место райского блаженства праведников в другом мире, рай Божий.
Про рай говорится в Евангелии от Луки, когда описывается распятие Господа. Евангелист Лука подробно, в деталях рассказывает об этом событии. Рядом с Господом на двух крестах были распяты разбойники. Причем разбойники не в нашем современном понимании, как, например, люди, торгующие криптовалютой, или какие-то изощренные мошенники. Разбойник – человек, которого называли старинным греческим словом «лэстэс». Это был убийца, грабитель, насильник. Если кого-то называли разбойником, то речь шла о жестоком, кровожадном преступнике, страшном человеке, руки которого были в крови. И вот два таких страшных человека, пойманных в злодеяниях, были распяты рядом с Господом.
Рассказывается, что Господь в момент распятия оказался в предельном одиночестве. Потому что ближайшие ученики и жены, которые следовали за Ним, наблюдали за этим убийством издалека, они не могли подойти близко. Господа на горе Голгофе окружали люди, которые издевались над Ним, плевали на Него, говорили мерзкие, совершенно неуместные жестокие слова. Один из разбойников тоже присоединился к этому хору издевательских, гнусных речей. И только один человек на горе Голгофе вдруг выказал милость Господу, распятому на кресте. Это был благоразумный разбойник.
Этот человек, который был настоящим разбойником, злодеем, увидев рядом с собой невинного Страдальца и Праведника, сердцем почувствовал присутствие чего-то по-настоящему чистого и святого и заступился за Него. Не имея возможности защитить Его руками или грудью, потому что был прибит по рукам и ногам к своему кресту, тем не менее он заступился за Господа перед своим товарищем и перед этой толпой, начав обличать их. Он обратился к своему соратнику по преступному ремеслу со словами: «Мы достойное по делам нашим приемлем, а Он никакого зла не сотворил». И, обратившись к Господу, он сказал: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Для нас эта фраза благоразумного разбойника, которую запомнил евангелист Лука, стала одной из самых главных молитв церковного круга. Мы ее повторяем на богослужении, ее даже можно читать по четкам вместо Иисусовой молитвы. Эта фраза звучит в акафисте Страстям Христовым, который поется Великим постом в воскресные дни на богослужении, называемом «пассия». В каждом кондаке и икосе этого удивительного акафиста мы повторяем фразу, сказанную настоящим разбойником. Нас научили молиться разбойники и мытари. Их молитва оказалась самой настоящей, подлинной. Очень полезно читать этот акафист не только во время Великого поста. Старцы завещали, что человек, который хочет научиться Иисусовой молитве, может начинать с чтения акафиста Иисусу Сладчайшему. Но можно начинать это обучение с пения акафиста Страстям Христовым, повторяя молитву разбойника: «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем».
В ответ на эту реплику разбойника Господь произносит фразу, в которой единственный раз на евангельских страницах прозвучало слово «рай»: «Ныне же будешь со Мною в раю».
Чем для нас важна эта молитва, которую мы повторяем и во время наших келейных молитв, и во время богослужебного круга? Потому что на эту молитву, кто бы ее ни произнес, Господь всегда отвечает: «Ныне же будешь со Мною в раю». Вот чем ценна эта молитва: на нее всегда будет ответ, если она произнесена с чувством покаяния, смирения, осознанием того, что я действительно достойное по делам своим приемлю.
Эти слова были сказаны человеком, которому еще несколько часов предстояло мучиться, принимая самую мучительную казнь из придуманных человечеством. И он принимал эти страдания как искупление за свои грехи. Но он получил обетование от Господа.
И если вдруг наступает такое состояние, когда кажется, что Господь не отвечает на молитвы, как будто не слышит наших слез, восклицаний, полезно в любое время года, когда бы нас ни настигла такая молитвенная сухость, открыть акафист Страстям Христовым, где очень часто повторяется молитва благоразумного разбойника. И обязательно будет ответ: «Ныне же будешь со Мною в раю». Это слово «рай» сказано единожды за все евангельское повествование, но оно сказано с такой силой и доходит до такой глубины, на которой человек обязательно услышит ответ Господа.
Записала Нина Кирсанова
У книжной полки. Протоиерей Александр Шаргунов. Без царя. Православная монархия и «новый мировой порядок»
Радоница. Поминовение усопших
Этот день в истории. 29 апреля
День ангела. 29 апреля
Церковный календарь 29 апреля. Радоница. Пасхальное поминовение усопших
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!