«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. О свойствах Божиих

31 июля 2020 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Дорогие братья и сестры, я приветствую вас на телеканале «Союз» на передаче «Страсти и борьба с ними». Мы проходим небольшой цикл оглашения, обсуждение основных вероучительных вопросов и уже вторую передачу посвятим свойствам Божиим.

На прошлой передаче мы говорили с вами о том, что есть свойства Божии, которые раскрыты в Священном Писании, о которых можно говорить, рассуждая о Боге (как это делали святые отцы), и нам нужно этот вопрос обязательно обсудить. На прошлой встрече мы касались таких свойств Божиих: Бог есть Дух (Личность); Бог Вечен (не зависит от времени); неизменяем (Он вне этого времени, наша текучесть его не касается: это мы рождаемся, взрослеем, стареем и уходим из этой жизни); беспределен (в отличие от нас, материально-телесных существ, мы из закрытой комнаты выйти не можем); Всеблагой (Он содержит в Себе максимальное, абсолютное развитие всяческих благих качеств); Всеведущий (знает всех людей и знает все о людях, про каждого человека). На этом качестве мы закончили прошлую передачу.

В одной из своих бесед я рассказывал историю. Я ее повторю, она будет очень показательной. История о том, как я со своим помощником пришел в одну из больниц Екатеринбурга, недалеко от моего прихода. Это было давненько, правда. Мы договорились с врачом, что на оперативках будем раскрывать небольшие темы. И думали с помощником, о чем бы рассказать на этих встречах. Решили о свойствах Божиих. Мы можем, говоря человеческим языком, похвастаться нашим Господом, похвалиться, рассказать, какой Он у нас Благой, Всемогущий, сколько у Него замечательных свойств.

Это все равно что рассказать человеку, сидящему всю жизнь в подвале, что есть солнце, какое оно теплое, светлое, дарит хорошее настроение. И раскрыли о таком важном свойстве, как всеведение. Мне на тот момент показалось, что это важно. Представляешь, рождаешься, и Бог тебя уже знает. Знает каждую твою секунду, как любящий отец, у твоей колыбельки находится, тебя на руках держит, растит, водит тебя за руку каждую секунду жизни. И это замечательно, что ты не брошен: Он где-то там, а ты здесь (как часто бывает с нашими родителями: они себе в одном компьютере, дети в другом, и нет никакого общения), а Он всегда с тобой. Тебя не бросили, все время носят на руках.

Но у слушателей была интересная реакция. Я рассказываю и вижу реакцию аудитории (как обычно это происходит у лекторов, которые дают материал и видят реакцию слушателей). Я вижу, что люди недовольны. Когда наступило время задать вопросы, люди начали говорить:

– Так Он видел вчера, что я делал?

– Да, так это же хорошо, ты вчера с Ним был. Вчера Он тебя тоже носил на руках.

– Так Он знает, что я вчера делал дома; и позавчера в своем кабинете, в то время как главврач был в командировке?

– Да.

Такой Бог не нужен… Представляете?

Я это к чему? Людям оказалось интереснее верить не в нашего Господа, Творца неба и земли, с такими чудесными, удивительными свойствами, раскрывающими Его отношение к человеку, к своему самому лучшему творению, а оказалось интересно с Богом заключать какие-то другие отношения: Ты – мне, я – Тебе; Ты где-то в стороне. Это свойства языческого понимания, что Бог где-то там, а я где-то здесь. Мне что-то надо, я пошел, договорился, свечку поставил – и будет все в порядке.

У нас все не так. Христианство не об этом. Оно говорит о том, что Бог совсем другой. Ему до нас всегда есть дело. И Он знает каждую секунду каждого человека (я не знаю точно статистику, по-моему, нас 8 миллиардов).  Наши желания, мысли, стремления, все, что с нами внутри происходит. Это замечательнейшее свойство нашего Бога.

Следующее свойство Божественной природы:

7. Премудрость.

Мало знать. Допустим, биолог изучает жизнь муравейника и знает, что есть разные муравьи: рабочие, охранники, няньки, малыши, самая главная королева. Но знание – далекое. Ты изучил и знаешь. А Бог наш не просто знает, Он еще и Премудр. Премудрость – это не только качество Его духовного ума, промышляющего о каждом человеке, ума,  что сотворил мир, в котором очень сложный механизм работы,  в котором изначально создано все гармонично. Даже в нашем падшем мире мы увидим, что это действительно так: взаимодействие химических элементов, физических законов и других аспектов материального мира – все говорит о том, что все премудро устроено, продумано.

Но более всего это свойство соотносится со всеведением по отношению к человеку. Это не просто знание: смотришь на человека и знаешь. Но Божия премудрость еще относится и к жизни человека. Господь не просто знает о нем, а промышляет и устраивает для человека все, что ему нужно.

Как говорит Господь в Евангелии? «Просите, и дастся вам; стучите, и откроется» (по отношению к молитве). И еще Господь говорит: «Ищите прежде Царствия Божьего, остальное все приложится». То есть ищите главного: встречи с Богом, а остальное все приложится. Почему остальное все приложится? Не потому, что человек будет жить в рванье, в одежде из мешков из-под картошки, будет жить в подвале или тепловом люке и питаться с помойки. Не в этом дело вообще.

Если для спасения нужно будет, будем жить так. Но Бог не хочет так. Он дает человеку такие обстоятельства, что все, что нужно человеку для жизни, складывается. Поэтому премудрость относится как к продумыванию всего мира, устраиванию премудро всей сложности взаимоотношений в материальном мире, так и по отношению к каждому человеку.

Премудрость связана с другими свойствами Божьими. Господь Всеведущий, все знает. Он Всеблаг и Премудр, как любящий отец, который знает потребности своего ребенка и дает ему, не жалея, все, что тому надо.

Почему на каждого «Мерседесы» не сыпятся? Потому, что они нам неполезны, братья и сестры. Но все, что нам нужно для жизни, будет, особенно при условии, если человек будет и искать Царствия Божьего, и трудиться.

Еще одно важное свойство:

8. Всемогущий.

Понятно, что Он все может. Господь наш из ничего сотворил все, что есть в мире. Премудро, сложно. Посмотрите, как в человеческом организме все взаимодействует (когда он здоров). Это удивительно, целый мир. Само по себе такое вряд ли может получиться. Господь из ничего сотворяет все. Представьте, какая мощь, сила, безграничная возможность: сказал – и стало. Даже представить это невозможно. Мы можем только удивляться и доверять Священному Писанию.

Господь – Дух Всемогущий, неизменяемый, беспредельный, Всеблагой; неужели Он не может помочь нам исправить наши грехи? Может, конечно. Всемогущее свойство тоже неизменяемое. Наш Господь Тот же Самый, Который всю вселенную сотворил. И Он (грубо говоря) подходит к нашему сердцу и говорит: «Родной, пересмотри свое отношение к своим поступкам, покайся в своих грехах, попробуй их увидеть, устроить над собой насилие, меняться, а Я помогу тебе». Господь Всемогущий, это важное качество, о котором мы не должны забывать.

Если Господь Всемогущий, то почему столько в мире зла? Почему так все происходит? Потому, что мы с вами не находимся в раю, где все благополучно. На самом деле мы находимся с вами в месте наказания. В области временного пребывания. Человек согрешил – и все человечество «попало».

Господь не отнимает тех свойств, которых дал Адаму. Прежде всего свободу. Он не заставляет нас грешить. Как бы ни хотелось оправдывать свое грехопадение... Но Он дал нам свободу. И это качество, с одной стороны, кажется очень опасным (ты неправильно захотел, сделал и упал), а с другой стороны, действует и в обратную сторону (ты упал, одумался и можешь встать). Способность выбирать очень важна для нас с вами.

Ангелы не имеют такой природы, как у нас. Они тоже обладают свободой. Они выбирают только один раз: быть с Богом или быть против Бога. Но они не могут больше измениться. А мы можем из-за сложности нашей природы. Я это говорю к тому, что свойство Божие – всемогущество – осталось. Это не значит, что нужно подходить к Господу и говорить: «Господи, Ты же Всемогущий, вот возьми и что-то сделай. Чудо обязательно сделай. Возьми и резко исправь всех людей, которые грешат и делают неприятности».

Почему Господь их терпит? Потому, что Он Всеблаг и Премудр. Быть может, Он дает время людям для покаяния. Пока мы живы, у нас есть возможность исправиться. После смерти исправления нет. Здесь мы еще можем исправиться, измениться, принести раскаяние в своих прегрешениях и попытаться исправиться.

Поэтому у Господа столько же сил, Он неизменяем. Он ждет, дает время для покаяния. Если мы будем говорить: «Уничтожь, Господи, всех тех, кто приносит зло», мы придем к тому, что нас тоже нужно уничтожить, потому что мы не святые. А раз так, значит, давайте будем спокойно относиться к тому, что в мире существует зло, несправедливость. К этому надо относиться как к условию нашего земного бытия, нашего заключения в области страданий, скорбей, в которых мы оказались. Но не потому, что Бог стал слаб. Он слабым не бывает. Он дает нам время для исправления, те условия, в которых мы можем стать лучше. Если мы будем говорить: «Дай нам другие условия», то в других условиях мы можем не стать лучше. Вот в чем дело.

Почему в обществе у нас бывают люди разного социального положения? Кто-то богатый, кто-то нуждающийся. Это не потому, что Бог несправедлив, а потому, что у каждого свой путь. Может быть, человек богатый духовно слабее (я говорю без применения к конкретным людям), чем человек нуждающийся. Он более слаб и может спастись только милостыней. Если бы человек, который более скромно живет, жил в богатстве, то стал бы развращенным. Это часто можно увидеть, когда человек получает большое состояние и это идет ему не на благо. У каждого свой путь. Это основано на премудрости, всеблагости Божией и всемогуществе.

Еще одно свойство Божие:

9. Вездесущий.

Господь, с одной стороны, неограничен материальной природой и находится вне ее, но с другой стороны, Он как Дух все Собой проникает. Как это можно понять?

У Господа нет тела, Он может Собой все проникать. Есть элементарная частица материи. Если мы будем разбирать какой-то материал, то будем разбирать до тех пор, пока не уткнемся в самую маленькую частичку, которая уже не разбирается, из которой весь мир состоит и из которой по премудрости Божией все было сотворено. Так вот, Господь как Дух проникает всю эту материю, но не соединяется с ней. Она не становится святой.

Вот эта доска не становится святой. Камера, которая сейчас меня снимает, не становится святой. Брат, который стоит и снимает меня, хотел бы, но сразу не станет святым. Господь нас проникает, но не соединяется с материей. Таким образом, Он всю Вселенную Собой проникает, не давая обычным нашим вещам какие-то свойства чудотворности, но давая законам физики продолжать существовать. Он все проникает и одновременно, если брать исторический момент, находится везде сразу. Почему это важно? Он находится не в Иерусалиме, не в Москве, не в Троице-Сергиевой лавре только, а вообще везде.

Где можно встретить христианина, который захочет помолиться Богу? Везде, где бы ни находился человек, он  Бога встретит. Не только на богослужениях в храме, но, оказывается, можно молиться Богу в транспорте, когда едешь на работу, на работе. В храме особое присутствие Бога, Божественной благодати, но в любом месте, где бы мы ни находились: во враждебной, атеистической, антирелигиозной обстановке, – мы с Богом находимся. Еще раз напоминаю: Он Всемогущий и Всеведущий. Эти свойства между собой связаны. Раз Он одновременно все проникает, у Него такой премудрый ум, что Он все одновременно знает, заботится о каждом, как будто ты у Него единственный ребенок.

Давайте еще поговорим о таком важном христианском деле, как молитва. Если мы будем с вами молиться внутри себя (например, обстановка нам не позволяет громко молиться), нас будет слышать Бог или нет? Я думаю, что вы уже поняли, что будет. Потому что Он Вездесущий (проникает наше сердце и хорошо видит), Всеведущий (прекрасно нас знает), Всемогущий. По Своим удивительным свойствам прекрасно нас знает, поэтому Ему в любом месте можно молиться. В любом месте можно молиться про себя, умом. И Господь будет прекрасно слышать. Это такое благо для христианина – знать эти свойства Божии, верить (а не просто механически знать) и привязывать к своей жизни.

Поэтому если мы увидели, что мы увлеклись и согрешили на работе, дома (мы изменчивые существа: ум отвлекся, мысли рассеялись, сорвался, что-то рявкнул, из сердца вылезла вся эта бяка), – что делать? Ждать, когда пойдешь на исповедь? Да ты сто раз забудешь. Поэтому тут же надо молиться. Эту рану, которую ты получил, залечить. Если мы ножом порезались, мы же не ждем следующей недели, чтобы обработать рану и залепить пластырем. Мы идем и тут же это делаем, потому что неприятно, болит, кровь течет.

А почему с душой не так? С душой тоже нужно так делать. Господь не через священников и их уши нас слышит, а напрямую. Священник является только свидетелем нашего покаяния, исправления. А каяться нужно всегда и в любом месте. Чем раньше мы сделаем это со времени грехопадения, тем лучше – меньше греховных последствий будет. Если сравнить с отравлением... Допустим, человек выпил какой-то отравленный напиток или съел нездоровую пищу, у него началось отравление. Чем раньше ты начнешь лечиться¸ тем лучше. Это понятно.

Эти свойства удивительные. Давайте еще с другой точки зрения посмотрим. Ты нигде не будешь один. Представьте горы, наверх карабкается альпинист, который всегда знает, что он подстрахован. Здорово? Здорово.

Это как христианин в благом, хорошем настроении говорит: «Господь всегда с нами». Хорошо, но бывают ведь разные периоды. Лукавый на тебя напал, и у тебя в сердце тайное греховное желание. И ты можешь его реализовать, когда тебя никто не видит из людей. Люди-то не видят, но ты не один. Вспомните альпиниста со страховкой. Тебя тоже тут наблюдают. И ты не сможешь сказать людям: «На самом деле я не делал то, в чем вы меня обвиняете». Господь все прекрасно видит. Ты тут не отобьешься какими-то нелепыми аргументами, что спрятался в кустах, как Адам после грехопадения. Да не получится.  

Он все прекрасно о тебе знает, зачем обманывать? Поэтому Господь нас всегда видит, знает, в каком мы состоянии находимся и что хотим.

10. Всеправедный.

Это свойство относится к тому, что Господь Свят во всем. Он источник святости, святыни. Когда мы участвуем в таинствах Церкви, мы идем к Нему освящаться. Он источник всякого освящения: не батюшка, не храм сам по себе, не священнодействие само по себе, а Бог является источником всякой святости. А храм, обряды, священник являются условиями, чтобы это видимо совершилось для нас. Праведность еще относится к такому свойству Божию: Он Премудрый и справедливый Судья, Который ждет очень долго, но если Его чадо не исправляется, наказывает праведно и справедливо.

Если среди людей судью можно подкупить, обмануть, то у Бога это сделать невозможно. Суд будет справедливый, если человек не справится. Вот такое свойство Божие.

11. Вседовольный.

Это свойство к какому качеству относится? К тому, что у Бога Самого все есть. В Нем Самом все замечательно и прекрасно, Он ни в чем не нуждается. Поэтому когда мы с вами ставим свечи, приносим какие-то пожертвования, ограничиваем себя в пост, делаем какие-то дела покаяния – это не потому, что это Богу нужно, это нам нужно. Нужно нам, чтобы приблизиться к Богу нашему, попытаться исправить себя делами покаяния.

Еще одно свойство Божие разберем.

12. Всеблаженный.

Про людей, которые себя странно ведут, говорят, что они блаженные. Это не про это. Есть заповеди блаженств: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, кроткие, милостивые. Блаженство Господа в том, что Он Сам представляет из Себя всяческое благо, как источник всякого блага, являет из Себя полноту духовного блага Сам в Себе.

Дорогие братья и сестры, мы разобрали основные свойства Божии, которые не просто теория, оторванная от жизни. Важны знания, которые в Священном Писании открыты, святыми отцами, чтобы мы с вами, зная о нашем Боге, не попадались на ложное учение, уловки лукавого, которые рисуют нашего Бога капризным, злым, а прекрасно знали, что у нас любящий Отец, у Которого такие замечательные свойства, Он всегда нас видит, любит, может нас справедливо вразумить, если это нужно. Он Сам в Себе представляет всякое благо, дарует полноту блага и бытия радости и любви. Он заботится о каждом человеке, который жил, живет и будет жить на земле.

На этом мы закончим тему. Если у вас будут вопросы, что-то непонятно, нужно уточнить, я с радостью ваши вопросы прочитаю, проанализирую и постараюсь или ответить вам по почте, или ваш вопрос мы разберем на нашей передаче. Если у вас будет возможность и желание какой-то свой отклик дать, прошу вас писать на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru  Желаю вам всего хорошего, братья и сестры. Помоги вам Господь. До свидания.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​