«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Образ и подобие

17 июля 2020 г.

(В расшифровке сохранены особенности устной речи)

– Дорогие братья и сестры, я приветствую вас на телеканале «Союз», на передаче «Страсти и борьба с ними». Напомню, что мы изучаем вопросы огласительной беседы. Они очень важны, для того чтобы нам правильно подойти к теме борьбы со страстями. Потому что это большая проблема, когда человек пытается бороться с ними, а у него нет базовых знаний об основах веры. Многие попытки ни к чему не приводят. Почему? Потому, что у этих попыток неправильные корни. Давайте продолжим.

Сегодня у нас с вами одиннадцатая беседа, и я предлагаю порассуждать о том, что такое образ и подобие. Мы уже несколько встреч посвятили теме сотворения человека, мира. На прошлой встрече мы обсуждали, какие заповеди получил Адам в раю – тоже очень важная тема. А сегодня мы обсудим вопрос: «Образ и подобие Божие».

Откроем Библию. Я уже неоднократно зачитывал строки первой главы первой Книги: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. Такой план Господа по сотворению человека. Можно отметить, что Господь говорит не «сотворю», а сотворим. Тем самым нам открывается, что все Лица Святой Троицы участвуют в деле сотворения мира и человека.

Эти слова знакомые. Мы говорим: «Да, образ и подобие. В каждом человеке есть образ Божий». Это даже необязательно имеет отношение только к православным христианам. В любом уголке мира мы можем встретить человека и понимать, что он тоже образ и подобие Божие (пусть потерявшееся чадо Божье, но образ в нем есть, потому что он был в Адаме). Он первоисточник всех наших человеческих качеств.

Что такое образ и подобие Божие? Давайте попытаемся разобраться, что это такое и чем отличается образ от подобия.

Что такое «образ»? Когда мы с вами приходим в храм, видим много икон. Другое название иконы – это образ. Образ Господа, Пресвятой Богородицы, того или иного святого.

У нас с вами, уважаемые зрители, есть фотографии в паспорте или в каком-то другом документе, какая-то памятная фотография. Там изображены мы, но это только наша картинка, наше портретное сходство. Мы понимаем разницу между своим портретом и самим собой, живым человеком. Много схожего, но это нечто другое. Таким же образом Господь создает человека, и в нас, людях, есть те качества, которыми мы на Него похожи.

Давайте разберемся, что такое «образ». Возьмем такую принципиальную позицию, что мы на Господа не похожи портретно. Господь – это Дух, у Него нет, в нашем человеческом понимании, рук, ног, головы, глаз, хотя в Священном Писании говорится, что Господь что-то сделал, посмотрел, услышал. Он, естественно, может все это совершать (видеть, слышать, участвовать во всем), но не так, как мы. Чтобы нам услышать, нам нужно иметь уши. Чтобы увидеть – глаза.

В чем же мы все-таки похожи? Портретно не похожи. Мы не являемся фотографией Бога. Значит, речь идет о чем-то другом. О чем? Надо говорить о похожих качествах. Кто у нас Господь? Давайте эту тему обсудим: свойства Божии.

Господь у нас Промыслитель. Прежде чем сотворить весь мир, Он все продумал. Не так давно я слушал небольшую беседу современного физика-ядерщика. Он пришел к вере в Бога потому, что так глубоко начал изучать микрочастицы, из которых состоит мир, и понял, что само по себе это случиться не могло. Это было совершено по Промыслу. Если бы сами элементарные частицы имели другой заряд, то все бы развалилось, и мир бы не существовал таким, каким он существует сейчас. Мне было интересно послушать опыт человека, изучающего законы реального мира.

Так вот, Господь – Промыслитель. Он не только планирует творение человека, мира, но и продумывает жизнь и сейчас, и в будущем. То есть Он Промыслитель. У Него такой замечательный ум, который заботится о каждом человеке, все продумывает.

Запишем:

  1. Господь Промыслитель.

Какое у нас есть похожее качество?

У человека – ум.

У нас ум несовершенный, мы часто себе устраиваем проблемы (горе от ума). Но давайте возьмем идеальный вариант. Это то, что нас отличает от животного мира. Человек с помощью своего ума может продумывать, вносить в свою деятельность осмысленность. Вот в чем мы из таких свойств похожи. Это часть образа Божьего, которая в нас проявляется.

  1. Господь Творец.

Человек может творить.

У Господа есть важное свойство: свобода.

  1. Свобода.

Господь ничем не ограничен. Он не ограничен материальным миром. Он находится вне мира. У человека тоже есть свобода. Мы должны понимать, что есть выбор и свобода. Это разные свойства. Выбор – это когда мы приходим и выбираем какие-то продукты. Допустим, есть несколько производителей молока, и мы выбираем. Выбираем себе колбасу, вещи. Это к свободе не имеет никакого отношения. Свобода касается человека тогда, когда он выбирает нравственно (добро или зло), когда он выбирает ориентир своих поступков. Вот это касается свободы.

Свобода – это не вседозволенность. Те варианты формулировки свободы, которые мы слышим сейчас в СМИ (свобода – это что хочешь, то и делай), – это вообще не свобода. Это вседозволенность, которая на самом деле говорит только о том, что тот, кто такое проповедует, пытается развязать тебе руки. Потому что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. А если ты говоришь: мне все можно, потому что мне это удобно, я так хочу, мне все равно, как ты живешь, как на тебя повлияют мои поступки, – это неправильно.

Свобода – это одна из черт образа Божия в человеке, когда мы выбираем между добром и злом. Еще раз скажу, что Господь, конечно же, не выбирает между добром и злом, Он абсолютное Добро, абсолютная Милость, абсолютный Источник всякого блага. Но мы в нашем падшем состоянии тем не менее имеем такое свойство.

Господь вечен. Запишем:

  1. Вечность

Он всегда существовал и будет существовать неизменно. Даже когда мир прекратит свое существование, все равно Господь будет существовать.

Одна из черт образа Божьего в человеке – это наша бессмертная душа. Вспомним, как Господь сотворял человека: взял персть земную (некую материю) и вдохнул Свое дыхание. Одна из черт этого дыхания – наш бессмертный дух, который всегда будет существовать.

В этом ответственность христианина и каждого человека за свою жизнь. Представим, что кто-то устал от жизни, себя, своих поступков, грехов, и он думает, что смерть это все прекратит, уничтожит, – ничего подобного. После смерти он и дальше будет с самим собой, с тем, какой есть.

Так вот получается, какая должна быть у нас сейчас ответственность, чтобы мы правильно жили, готовились к тому, что мы вечные существа. Это тоже одна из черт образа Божьего в человеке.

Давайте немного подытожим. Такие основные Божии качества, как премудрый ум, отражаются в нас. Как мы на фотографии видим нос, глаза, уши, так же мы видим в каждом человеке (независимо от того, православный он христианин или нет) свойства Бога: ум, способность творить, свободу, вечность своей бессмертной души. Это и есть черты образа Божьего в человеке.

А что такое подобие? С подобием немного проще. Если мы увидим какого-нибудь занимательного малыша, который смотрит за папой и пытается повторить, то мы про него говорим:  «Он подобен своему отцу»; или: «У него подобные поступки». Подобие –это похожесть, возможность делать что-то похожее, что делает папа.

  1. Подобие – способность быть похожим.

В этом случае мы должны с вами понимать, братья и сестры: как бы мы ни углублялись в тему грехопадения, насколько человек ни был бы исковеркан вследствие грехопадения, эти качества Божии в нем сохраняются. Сохраняются независимо от того, где и когда родился человек.

Свойство подобие важно нам, потому что в человека Богом вложены и силы, и способности, чтобы человек, следуя за Богом, был похож на Него: в милосердии, добре. Как Господь в Евангелии говорит: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Эта способность быть похожим на Отца Небесного есть в каждом человеке, в каждого человека она вложена. Если мы применим это знание к борьбе со страстями, то получается, что при нашем желании, труде эти способности могут проявиться и помочь нам жить не так, как живут животные, а как должен жить человек.

В Евангелии мы видим заповеди. Что такое заповедь? Это определенное воззвание к поступкам. Если человек будет пытаться следовать заповедям, выполнять их, что очень непросто, то тогда будет исполнение этих важных слов Господа: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

Предлагается быть похожим поступками. Когда человек пытается, сначала через силу, внешне, бороться с собой, исправляться, выполнять заповеди, то в нем и будет восстанавливаться образ и подобие Божие. Это действительно непросто, это сложные вещи, но со временем происходит изменение сердца; и в первую очередь ума, когда человек начинает понимать смысл своих поступков, пользоваться своей свободой (очень часто мы живем по привычке, идем по накатанной дорожке). Вот такая интересная тема, братья и сестры.

Мне хотелось бы снова коснуться вопроса двух райских деревьев, о которых мы узнаем из Библии. Древо познания добра и зла. В прошлой передаче мы затрагивали эту тему, давайте еще раз повторим и закрепим.

У нас две картины: древо познания добра и зла и горная дорога. Первая картинка – средневековая. На ней изображено древо познания добра и зла. На второй картинке горная дорога, столбики стоят, предупреждают, что дальше обрыв. Древо познания добра и зла – это не так, как у нас на флешке какая-то информация. Плоды познания добра и зла не содержали в себе никакой информации.

Мы говорили с вами, что Адам практически знал, что такое добро, и теоретически знал, что такое зло. Нарушив заповедь, он и практически узнал, что такое зло, которое вошло в него и исказило его. Часто приходится отвечать на вопрос: а зачем это было нужно? Мы сейчас изучаем тему образа и подобия Божьего, говорим о свободе. Свобода –  не безграничное свойство. У свободы должно быть ограничение.

Если я еду в горах и не заезжаю за столбики, то я еду правильно. Если я нарушаю, то, соответственно, попадаю в совершенно другие условия. Если нарушить правила дорожного движения и съехать за столбики (как на картинке), то можно представить, что получится с автомобилем и со мной. Поэтому свобода – это очень важная черта образа Божьего в человеке, без которой человек человеком не был бы.

Животное живет по инстинкту. Хищнику захотелось есть, он пошел и загрыз какое-то другое существо. А человек не должен так жить. Ум как одна из черт образа Божьего и свобода дают очень важное качество: мы многое получили и за многое будем отвечать.

Если бы у человека не было ума и свободы, то тогда не было бы наказания после смерти, потому что он бы не нес ответственности. Как волк, который задрал овцу, не несет за это никакой ответственности. Это закон падшей природы: одни других едят. Но у человека же не так.

Плоды древа познания добра и зла часто изображают в виде яблок, но это необязательно. По-моему, у преподобного Ефрема Сирина был такой интересный образ, что скорее всего это было что-то похожее на виноград.

Тут такая интересная символика, она ни к чему не обязывает, просто для сведения. Через какой плод пал человек, через этот же плод можно вернуться к Богу. Каким образом? Мы с вами знаем таинство Святого Причащения, что вещество Крови Христовой берется из вина, а вино берется из виноградника.

Это просто образ. Я к тому, чтобы мы не упирались в своих рассуждениях, что Адам съел яблоко. Мы говорим: плод. Про яблоки ничего не говорим.

Есть второе дерево – древо жизни. Что за древо жизни? Адам был смертен в раю? Он был бессмертен до тех пор, пока своей свободой не выбрал идти против Бога (аналогия: он ехал по дороге, как на нашей картинке). Как только нарушил (Господь его предупреждал, Адаму было открыто, что он смертью умрет, если нарушит), вошла смерть. До этого момента Адам был бессмертен.

Одна из передач была о предназначении Адама – двигаться к Богу, совершенствоваться. Можно порассуждать, что, возможно, древо вечной жизни было предназначено для Адама, пока он растет до какого-то важного духовного состояния. Мы не знаем, предполагаем.

Вот два древа, которые мы встречаем в раю. Древо познания добра и зла – это как столбик на дороге, который показывает, что вот здесь заканчивается твоя свобода, а дальше начинается что-то другое, как отбойник показывает, что дальше будет пропасть. Поэтому у свободы обязательно должны быть границы. Поэтому будем это знать и об этот вопрос не будем спотыкаться.

Еще одна важная тема – появление Евы. В Библии интересно говорится: не нашлось помощника Адаму, и Господь говорит, что нехорошо ему без помощника быть. Поэтому Господь наводит сон на Адама, берет его ребро и из ребра создает Еву. Потом он приводит ее к Адаму. Это тоже относится к теме «Образ и подобие».

Среди православных ходят странные байки, когда считают, что женщины какие-то неполноценные, у них душа не такая. В христианском средневековье вообще считалось, что у женщины души нет. Откуда такой бред берется? Христиане, которые почитают Пресвятую Богородицу как высшую херувимов и серафимов, не могут так думать.

Почему именно так Господь сотворяет? Почему из ребра? Ребро – это часть тела. Адам видит в Еве часть себя. Происходит очень важное, интересное соединение: Адам и Ева, как муж и жена в нашем современном мире, как в Библии говорится, составляют одну плоть. Чтобы Адам видел, что ему привели не какую-то зверушку в помощники, а что это часть его.

И Господь нас такими сотворяет, что мы ищем свои половинки и полноценными становимся, когда мы вместе. Тоже  очень интересная часть.

Поэтому давайте подытожим нашу встречу. В каждом человеке, мужчина это или женщина, помощница или глава семьи мужчина, есть образ и подобие Божие. И мужчина, и женщина равны перед Богом. В нас всех одни и те же качества, – качества образа Божьего: ум, творчество, свобода, вечность, голос совести. И подобие: независимо от пола христиане могут исполнять заповеди, быть похожими на Господа Иисуса Христа.

Спасибо, дорогие братья и сестры. Я благодарю всех вас, кто пишет отзывы на наши передачи, присылает письма. Мне действительно это важно, потому что мы вместе строим дальнейшие наши передачи. Если у вас будет желание, я приглашаю вас написать письмо на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru

До новых встреч, дорогие мои. До свидания. Помоги вам Господь!

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​