«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. 10 июля. Заповеди Рая

10 июля 2020 г.

 

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Мы проходим небольшой цикл огласительных бесед в рамках нашей передачи. Еще раз напоминаю, что мы обсуждаем эти важные вопросы, чтобы правильно подойти к теме борьбы со страстями (человеку, который смотрит эту передачу, не посмотрев предыдущие, может быть непонятно, почему мы говорим о каких-то огласительных беседах, хотя должны говорить о страстях).

На практике приходской работы однозначно видно, что если человек пытается бороться и у него не получается, значит, надо обязательно проверять у него веру, как он знает основы. Если основы восприняты неправильно или их нет, они кривые, значит, все остальное будет криво.

На прошлой передаче мы обсуждали такой важный вопрос: каким Адам был в раю. Сегодня мне хотелось бы поговорить тоже о рае, только взять другую сторону, другой аспект: какие заповеди Господь дал Адаму в раю. Поэтому сегодня у нас беседа десятая «Заповеди рая».

Мы говорили, что Адам был создан Богом в раю совершенным, взрослым человеком. Рай – это не такое место, где спи-ешь-пей, ничего не делай, а только ходи и удовлетворяй свои потребности. Мы говорили, что это место духовное, благодатное, место Святого Духа, и, понятно, что Адам должен был этому соответствовать.

Какие задачи поставил Господь перед Адамом? Владычествовать над животным миром, самому духовно возрастать. И сейчас мы снова об этом поговорим, будем читать строки Библии (это первая глава) и попробуем зафиксировать эти заповеди, которые Адам получил в раю.

Давайте, чтобы не быть голословными, будем обращаться к тексту Библии. Снова повторим знакомый нам текст, но уже в призме выделения из этого текста заповедей. Беззаботно ли жил Адам в раю? Или ему Господь поставил какие-то духовные цели, дал заповеди? Мы снова мысленно возвращаемся к моменту сотворения Адама и Евы.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Это понятно. Мы уже говорили о сотворении, и вот оно свершилось.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Что мы можем извлечь из этого текста? Что одна из заповедей – это плодитесь и размножайтесь.

Первая заповедь (не по значимости первая, а первая, которую мы встречаем в Библии) – плодитесь и размножайтесь. Она не самая главная по значимости, но тоже важная. Из этой заповеди мы видим, что Господь сотворил человека не как некое уникальное и единственное существо, которое существует в едином экземпляре, а по замыслу Божию человечество должно расплодиться.

В связи с этим задаются различные вопросы практического характера. Если бы мне не задавали такие вопросы, я, честно говоря, не задумывался бы на эту тему. Человечество начало размножаться и распространяться по земле уже после грехопадения. Один из наших слушателей задавал такой вопрос. Как бы человек размножался, рожал детей, если та форма любви между мужчиной и женщиной очень часто бывает страстной? Как бы все это происходило?

Святые отцы отвечали на этот вопрос в своих творениях. Святитель Игнатий в книге «Слово о человеке» (рекомендую почитать, там как раз о райской жизни много чего говорится) предполагает, опираясь на размышления других святых отцов, что форма рождения детей, общения между Адамом и Евой была бы не страстной, как у нас с вами, а другой.

Поскольку они святые, то всякая естественная потребность человека (например, в пище)  была окрашена добродетелью воздержания. Так и общение между Адамом и Евой в плане выполнения этой заповеди тоже должно было быть бесстрастным, каким-то другим, мы не знаем. Поскольку мы страстные, нам непонятно что-то другое. Если ты всю жизнь питался кислыми яблоками, то не представляешь, какие на вкус апельсины. Так и здесь мы предполагаем. Раз заповедь была, значит, и было все так устроено, без похоти, блуда, а по-другому;  так, как Бог заповедовал.

Из этой заповеди понятно, что Богом запланированы все люди, которые родились на земле, что они должны были родиться в раю и находиться там.

Еще из того текста, который мы с вами прочитали: владычествуйте над рыбами. Как мы на прошлой передаче говорили, одна из задач: владычество. Это тоже заповедь, и мы в контексте заповедей тоже это рассмотрим. Давайте напишем не «владычество» (слово пафосное), а «управление» – это слово более знакомое: управлять миром (имеется в виду животным миром).

Это тоже одна из важных заповедей. Когда мы с вами коснемся вопроса грехопадения, то поймем, насколько серьезной была эта задача Адама. Это не так, как мы сегодня управляем. Можно представить генерального директора, президента какой-то фирмы. Не так, конечно. Это управление должно было происходить тоже свято. Как вы знаете, на самом деле идеал земного правителя – это Адам в раю. Когда он управляет, у него есть власть, эта власть безгранична в рамках человеческого понимания естества и природы, но это управляет святой человек.

И вот когда мы задумываемся и разговариваем между собой: где образец царя, который бы с любовью, по-настоящему, свято относился к своим подчиненным, – то мне кажется, это все-таки райское состояние Адама, когда он управляет миром, для него Богом сотворенным, и делает это свято, поскольку Святой Дух его научает это делать.

Управлять миром – это заповедь. В последние десятилетия все чаще возникают вопросы о сохранении экологии. Мы беспокоимся. Почему это происходит? Мы, люди, тот сотворенный мир, ту, по сути, колыбель, в которой человечество должно жить, сами разрушаем. Человек начинает увлекаться сребролюбием, алчностью, и мы пилим сук, на котором сидим. А вначале так не было. Потому что управлять миром нужно правильно – так, чтобы досталось тем, кто будет после тебя.

Здесь мы можем увидеть образец правильного отношения к творению, природе: это не какой-то чужой дядька тебе дал попользоваться, а это реально твое, ты по-настоящему должен быть хозяином. Причем рачительным хозяином, который должен это приумножить, сохранить, как это было у наших предков в прошлые века. Крестьянин не будет на поле, которое он подготовил для того, чтобы вырастить на нем пшеницу, пасти коров. А мы так делаем. Почему? Потому, что мы живем сегодняшним днем. А если мы идем в лес, зачем бросать мусор? Ведь этот лес наш.

И получается, человечество живет одним днем, живет алчно, чтобы сегодня получить сверхдоход, а завтра хоть пожар. Это очень печально. Какой страшный отход от естественной нормы позаботиться о своем хозяйстве, чтобы детям осталось. А тут, получается, тех людей, которые используют природные ресурсы, чтобы получить выгоду сегодня, не волнует, как будут дети жить завтра. Насколько от этих двух заповедей отпали мы с вами, братья и сестры. Мы – современное человечество.

Поэтому управлять миром – тоже очень важный образец заботы о природе, который мы получаем в Библии. Это, казалось бы, понятно, мы об этом говорили. Какие еще заповеди были? Давайте рассмотрим.

Вторая глава Книги Бытия: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

Об этом мы говорили на прошлой передаче, сейчас поговорим об этом в аспекте: заповедь это или нет? Конечно, заповедь. Какая? Возделывать и хранить его.

Я вам говорил, братья и сестры, на прошлой нашей встрече, что в  раю не надо было ходить с плугом, не надо было заботиться, где взять удобрения, чтобы что-то выросло. Это же рай, там все росло само и нормально, там все было благополучно. Настолько благополучно, что мы себе представить не можем. Пищи там было в преизбытке.

Не надо было консервировать огурцы или квасить на зиму капусту, потому что, как пишут святые отцы (у Ефрема Сирина было такое интересное понимание о рае), там одновременно была весна и осень: все отцветало и одновременно плодоносило. Очень красиво и логично. Поэтому там не надо было ухаживать за растениями, подрезкой заниматься, тлю выводить, крапиву дергать… там все было хорошо. И крапива, и тля, возможно, были, но они были райскими и не были паразитами, как у нас сейчас. Не надо было пасти животных, выводить овчарок, приучать лошадок. Все было хорошо, все животные подчинялись, знали, кто у них царь, безусловно его слушались, друг друга не ели. Все было нормально. Все животные питались травой, человек питался плодами, которыми Господь его в преизбытке обеспечил.

Так вот, одно из толкований этой заповеди:  хранить и возделывать рай – предлагает нам такую мысль, что под раем надо понимать не тот географический рай, который реально был (это не просто фантазия, какая-то идеальная идея, нереальная мысль, поэтическая фантазия), вся земля была раем, Эдем был столицей, туда поместили человека. Но чтобы человек находился там, надо этому месту соответствовать. И Адам сотворен Богом беззлобным, в нем нет никакого зла, никаких страстей, грехов. Он совершенный, у него совершенный ум, он свят в нашем понимании, общается напрямую с Богом, ему не нужны посредники. Он видит ангелов, животный мир ему подчиняется. Его нахождение говорит, что у него в сердце, в душе был рай. И эта заповедь хранить рай, Эдем – это заповедь о том, что нужно хранить себя, свою душу. И соответственно, возделывать надо душу.

Представим многоэтажку, там есть лестница, и Адам был создан не на десятом этаже, на последней ступеньке, а на первых. Он совершенный, замечательный, у него преизбыток добродетелей в душе, но Господь сотворяет человека способным еще расти, меняться в лучшую сторону, еще больше и больше приближаться к Богу, потому что это бесконечный процесс.

Бог – это Абсолют: абсолютное Добро, абсолютный Творец, абсолютный Промыслитель. Он настолько далеко отстоит от Своего творения даже по Своей природе! Бог не сотворен, природа сотворена, Бог неизменчив, природа изменчива.

Чтобы было понятно, насколько бесконечен этот путь приближения к Нему, вот образ. Представьте, далеко-далеко фонарь, человек видит свет, он к нему идет, и чем ближе, тем он больше освещается, тем он лучше видит путь. И Адам путь видел, фонарь ему не был нужен, но степени святости бесконечны.

И Адам был создан таким, что он должен был от этажа к этажу идти к Богу, больше и больше приближаться к Нему, становиться совершенней. Такого нет, что он дошел до третьего этажа и сказал: «Все, я  совершенный, отстаньте от меня, я не занимаюсь больше духовной работой».

Это важный путь к Богу. Возделывать нужно было себя. А что значит хранить? Ведь в раю не было бандитов. Никто на Адама не напал бы, динозавры вели себя прилично (да, они были, кости же есть). Все было замечательно, все у Бога хорошо, все живут дружно, мирно, замечательно. Что же нужно было хранить?

Здесь нам с вами, братья и сестры, о чем нужно порассуждать? До сотворения Адама уже было зло или нет? И кто носитель этого зла? Мы позже подробнее об этом поговорим. Мы знаем, что зло в мире есть. Откуда оно появилось? Мы знаем, что часть ангелов, пользуясь своей свободой, споткнулись о гордыню, которая появилась вследствие их свободы, и выбор сделали неправильно. Я не буду сейчас говорить подробно, но мы принимаем как факт: Бог сотворил мир добрым. Откуда появляется зло? Зло появляется как противоположность, отсутствие добра. Когда появились эти духи, бывшие ангелы стали демонами? Они появились до сотворения Адама. Как раз Господь говорит о том, что надо хранить заповеди. Когда все благополучно, что хранить, от кого, зачем?

Неужели Адаму сказали, он звуки услышал, а сам не понимает, чего от него хотят? Ничего подобного. Мы с вами договорились воспринимать Адама взрослым, святым человеком с прозорливым умом. Что значит хранить? Это значит, что Господь предупредил Адама: возможно, будет испытание его воли, свободы, любви к Богу, желания остаться в этом раю, который он получил как дар, закрепление этого желания остаться в этом месте.

В уставе военных есть устав гарнизонной и караульной служб. Там прописано все до мелочей: на каком гвозде должен висеть бушлат, каким должен быть путь хождения караульного по территории (полтора километра ночью, два километра днем), через какой период. Это все прописано. Для чего это делается? Вот пришел новый солдат, его посвящают, и он уже это знает. Не важно, какая войсковая часть, в любом месте всё действует одинаково, потому что все расписано.

То есть мы человеку говорим, как оружие сдавать, как принимать. Там все прописано. Это человек человека учит. А неужели Премудрый Бог не рассказал Адаму, как хранить? Он рассказал, у Адама даже было оружие. Не автомат Калашникова, конечно, со штык-ножом, а одна из гневных сил души. Мы сейчас гнев направляем против ближнего, а тогда гнев был оружием против зла, уже тогда существовавшего.

Господь человеку открывает, что зло существует, что возможно своей свободой воспользоваться неправильно. Адам не знает зла изнутри. Мы знаем, что есть испорченные продукты плохо. Особо талантливые люди пробуют это сделать, впустив это в себя, поглотив то, что уже испортилось, неприятно пахнет, заплесневело. Съесть можно, но зачем? Отравишься.

Поэтому мы друг другу доверяем. Нам папа и мама сказали: вот это плохо, не ешь. Огонь горячий, нож острый – будь внимателен. Можно потрогать, залезть в огонь, но получишь то, о чем тебя предупреждали, поэтому Адам теоретически знал, что зло уже существует. Он знал, как пользоваться этим оружием. Он знал, что ум нужно включать, он же прозорливый. Он знал, от чего хранить. Это очень важно, братья и сестры, понимать, что Адам был предупрежден. Хранить и возделывать рай.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Это разве не честные отношения Бога Творца и творения, Бога Отца и сына, Его творения, Адама? Господь населяет рай различными животными, насаждает различными растениями. Всё в преизбытке, что трудно представить, сфантазировать. Кроме этого есть еще древо познания добра и зла.

И Господь предупреждает человека: все, что хочешь, вкушай, а с древа познания добра и зла не ешь, ибо день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Адам до грехопадения был бессмертен. Это не было свойством его природы, это свойство бессмертности только до того момента, пока он не отступил от Бога. Если бы он не отступил, был бы бессмертен.

Древо познания добра и зла. Давайте о нем поговорим. Я как раз вам приготовил картинку. Это вопрос, о который часто спотыкаются наши слушатели. Зачем Бог это сделал? Мог бы не делать. А это очень важно, человек ведь свободен, духовен, свят. Но должна была быть некая точка, по которой он должен был мерить, с Богом он или нет. Она должна была быть как показатель, где твоя воля, твоя свобода (что ты выбрал). Я предлагаю вам воспринимать древо познания добра и зла как эту картинку: здесь изображены и горы, и горная дорога, серпантин. Здесь есть  столбики, которые показывают: не заезжай туда. Заедешь туда – там пропасть.

   

Древо познания добра и зла разумному, святому Адаму нужно было, чтобы понимать: если я по дороге еду и не нарушаю эту заповедь, значит, я жив. Если я заехал за эти столбики, значит, я погиб, умер. Понимаете, для чего это было нужно? Это обязательно было нужно.

Познание добра и зла. Знал ли Адам добро? Конечно, он в нем жил. Мы договорились с вами, что Адам разумнейший, умнейший человек. Знал ли зло? Только теоретически. Добро он знал практически. А что существует зло – это он знал теоретически. Господь его предупреждает: не вкушай, ты и так все знаешь, а тогда ты узнаешь не добро, а зло и смертью умрешь. Но об этом мы поговорим потом.

Спасибо вам за внимание, дорогие братья и сестры. Я благодарю тех наших зрителей, которые присылают отзывы. Еще раз вам скажу, что это важно, потому что у нас с вами не живой разговор, а через телевизор, я ваши глаза не вижу, не слышу ваши вопросы, и было бы замечательно, если бы вы присылали вопросы и отзывы на электронную почту: kanev@tv-soyuz.ru Может, нужно скорректировать занятия. Может, я где-то проскочил, заумничал, а нужно было объяснить просто и понятно.

До новых встреч!

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать