– Мы продолжаем с вами разбирать такую важную и нужную тему, как борьба с тщеславием. Это 112-я передача в большом цикле и часть вторая в цикле «Борьба с тщеславием». Наши дорогие друзья, те, кто присоединился только сейчас, должны понимать, что это части большого цикла, который был создан по запросу наших телезрителей, чтобы разобраться с этой темой: борьба со страстями. Надо начинать в любом случае с первых передач. Это все есть в архиве телепередач канала «Союз».
Итак, давайте продолжим разбирать эту очень непростую тему борьбы со страстью тщеславия. Сама страсть очень сложная. Она очень тонкая. И научиться разбираться в себе, научиться замечать в себе эту страсть нужно каждому христианину. Не нужно думать, что нас это не касается, что тщеславие – это страсть каких-то звезд или популярных людей. В начале нашего цикла мы поняли, что все страсти у каждого человека есть. Они могут в той или иной мере быть больше, меньше, ярче, бледнее, но они все есть. Если вы про себя думаете, что вы простой христианин и вас не должна волновать эта проблема борьбы со страстью тщеславия, это говорит только о том, что мы ее в себе не видим.
Какие проявления этой страсти мы изучали на прошлых занятиях? Давайте сейчас посмотрим на те советы, которые дают святые отцы по борьбе с этой страстью. Я их записал краткими рекомендациями, краткими выражениями. Итак, давайте приступим.
Не мечтать о себе, об особом предназначении. Не мечтать о себе не означает, что человек в 60 лет начинает мечтать, что он будет космонавтом. Хотя такое тоже, к сожалению, бывает. Вообще не мечтать о себе. Не думать, что у тебя какое-то особое предназначение в этом мире, какая-то особая миссия. Мы должны с вами понимать, что вот там, куда поставил нас Бог, мы и должны находиться. Если будет какое-то особое предназначение, особый Промысл об этом человеке, Божий план, говоря простым языком, он все равно случится. А думать, что ты сейчас занимаешься чем-то скучным, неинтересным, будничным, простым, – это лишнее.
Например, сестры у нас часто мечтают о некой условной духовной жизни, причем эта некая идеальная духовная жизнь – монашеская. Она – многодетная мать, но думает, что там будет проще, более возвышенно. Это же искушение самое настоящее. Потому что монашество – это передовая духовной жизни. Не окопы на третьем рубеже обороны, а первая линия наступления. И думать, что если ты бросишь свою многодетную семью, вредного мужа, убежишь, одевшись в черное, и у тебя будет духовная жизнь, – это ошибка. У тебя путь именно такой. Ты спасаешься сковородками, подгузниками, подчинением мужу, и это тоже путь духовной жизни. А лукавому надо нас сбить, и он сбивает нас самым тонким искушением, когда человек начинает о себе мечтать. «Кабы я была царица» – помните? Зачем же мечтать?
Есть искушения, которые мы можем найти и в монашеской литературе, когда монаха лукавый выгоняет из монастыря помыслами о том, что он сидит, молчит, хвосты коровам крутит. Говорит: «Ты иди в мир, проповедуй, у тебя хорошо получается. Ты столько книжек прочитал, теряешь возможности спасения». И если монах поддастся, то, соответственно, он погиб, он проиграл. Потому что, выходя за стены монастыря, он теряет возможность к спасению.
Так и мы, живущие в миру, тоже можем попасться на это искушение. Особенно это может происходить тогда, когда у нас какая-то простая работа. Человек думает: «Не буду я этим заниматься, мое предназначение какое-то другое. Например, священником стать, или епископом, или еще кем-нибудь. А он, допустим, должен гайки какие-то крутить. Человек о себе мечтает, мечтает о своих сверхспособностях или особых способностях. Таким образом, находясь в области этих мечтаний, в области фантазии (а область фантазии очень опасная, потому что мы не можем контролировать свой ум полностью), человек может начать верить в то, что он какой-то особенный, требовать к себе особого внимания и доставлять другим очень много проблем. Поэтому наша задача – идти к трезвомыслию, стремиться к трезвомыслию. Богу доверяем, делаем то, что должны, в силу своих возможностей; и о себе не мечтаем, какими царицами или царями мы должны стать. Вот это очень серьезное, очень тонкое искушение, надо за собой в этом плане следить.
Также страсть тщеславия проявляется сильным увлечением помыслами. Даже хотя бы мечтами. Потому что мечты – это мечты. Помечтал – ушло. А когда увлечение помыслами, они постоянно крутятся в голове. Когда приходят такие мысли, что с ними делать? Ты проживаешь, перерабатываешь у себя в сердце эти чувства. Это тоже признак опасности, когда мы увлечены чем-то, постоянными помыслами, неспокойно рассуждаем.
Допустим, нас батюшка попросил на приходе помочь что-то сделать. Мы это умеем, он знает, что мы это умеем. Начинается буря идей, помыслов, как это сделать лучше, как сделать интереснее, эффективнее. В этот момент не так нужно было сделать. Тебя попросили, ты сделал, согласовал с настоятелем или духовником. Твой руководитель, допустим, сказал, что это полная ерунда. Ты спокойно переделал, тогда он сказал, что все нормально, и ты закончил работу. А в случае со тщеславием получается: тебе дали задачу, а ты сон потерял, молиться не можешь, только об этом и думаешь.
Казалось бы, изначально хороший и благой помысел. Помысел-то хороший, чтобы сделать что-то хорошо для Бога, для Церкви, для себя, семьи, страны. Но когда это идет именно в горячке помыслов, когда они увлекают твой ум так, что не можешь собрать себя и трезво помыслить, это очень яркое проявление тщеславия. Поэтому давайте за собой будем следить.
Это не связано с чревоугодием, когда можешь, например, меньше тарелку взять, грубо говоря, или отказаться от чего-то. Это искушение идет внутри. Причем это очень интересно, увлекательно. Ты весь увлечен этим делом. Но самый первый признак – это то, что спокойно молиться не можешь, не можешь спокойно рассудить, увидеть свое состояние. Это уже яркое проявление тщеславия.
От этого увлечения получается так, что человек превозносится, разгоняется, и потом очень часто бывают истории, связанные с неприятными падениями. Человек думает: «А что случилось?» Я же ничего не делал. Ты уже разогнался, превознес себя высоко. И получаются какие-то неприятные истории. Христос не такой. Мы должны сравнивать себя с Господом. Он говорит: научитесь от Меня, ибо Я… смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Вот идеал, к которому мы должны стремиться в борьбе с тщеславием. Мирность – это не покой морга, где лежат хладные трупы. Нет, это мир, тишина, когда человек спокойно молится. Он может спокойно видеть проблемы близких, уделять им внимание. Себе может помочь покаянием, молитвой и так далее. А такая горячка может и с ровного места приходить, не обязательно достигать каких-то высот духовной жизни, вовсе нет.
Бурлящие эмоции, братья и сестры, – это тоже признак беды. Помните, как вообще развиваются страсти? Сначала приходят помыслы, человек ими увлекся, потом подключились эмоции, и человек делает, говорит какие-то нелепости, выглядит нелепо. В итоге получаются какие-то глупости и неприятности.
С эмоциями тоже нам нужно, братья и сестры, быть очень внимательными. У нас сейчас мир такой интересный, что совершенно нормально сказать, например: «Я поехал за эмоциями». Меня всегда интересует то, что не за впечатлениями поехал, а именно за эмоциями. Эмоция – это краткая реакция твоей души на происходящее. Ведь впечатление остается в памяти, это что-то глубокое, большое, плодовитое, можно сказать. А сколько раз в день у нас с вами играют эмоции? Сколько их пройдет? И ты ради них будешь что-то делать? А у нас весь мир так настроен. Средства массовой информации, Интернет, соцсети – именно для того, чтобы вызвать у нас краткосрочную эмоцию, «лайк».
Но бурлящие в нас эмоции, чувства, связанные с тщеславием, очень приятные. Например, вас похвалили, сказали, какие вы хорошие, замечательные, красивые и так далее. Что происходит? Появляется сладенькое, приятное чувство. Обратите внимание – это уже тщеславие. Допустим, похвалили человека, он взбодрился, энтузиазм у него. На основании чего? На основании того, что кто-то взял и поднял в его душе тщеславное самоощущение.
Бывает, что человек выходит со службы и говорит: «Я как на крыльях лечу!» Весь разгоряченный. Любая разгоряченность – это признак тщеславия. Мы не должны к этому относиться как к действию благодати. Понимаете, какая ошибка?
Человек начинает стремиться к этому впечатлению, вдохновению. Не к миру и тишине, когда ты можешь молиться, спокойно оценивать окружающее, а к буре эмоций и впечатлений. Греховных, сладеньких или, наоборот, – печальных, когда тебя недооценили и ты ушел в эту бурю эмоций, негатива, споришь: «Да я хотел, да я сделал, да кто вы такие?» Это тоже тщеславие, но другой его полюс, другая грань. Поэтому в любом случае нужно следить за собой, это очень важно.
Не делать ничего для суетной славы. Вопрос сложный, потому что мы всегда живем с людьми и не всегда можем что-то делать тайно. Будем к себе внимательны. Вот нас попросил начальник: сделай для меня то-то... Или какое-то средство массовой информации: ситуация, когда можно оценить твои поступки. В любом случае мы должны понимать, для чего это делается. Мы не делаем добрые дела ради самих добрых дел. Мы пытаемся делать их ради Христа, это же совсем другой настрой. Одно и то же дело, сделанное двумя людьми. Один делает, чтобы похвалил начальник или окружающие сказали, какой он молодец, а другой делает то же самое, но внутри говорит: «Господи, я для Тебя это делаю, прости мне мои прегрешения».
Важно не то, что ты делаешь, не внешняя сторона твоего делания, а внутреннее отношение к этому. И если мы будем к себе внимательны, то нам все равно, сколько лайков поставят, сколько просмотров будет и подписчиков. Мы делаем это ради Христа.
Есть возможность делать тайно – замечательно. Если нет – тоже надо делать, но не выставлять себя ради славы. А у нас основной принцип работы в Интернете – наоборот, показать себя, какой ты, какую-то свою обложку.
Не хвалиться и не хвалить себя. В чем проблема? Помните, какое ощущение, когда ты что-то сделал? Перевел, например, бабушку через дорогу, а никто этого не видел. У тебя зреет внутри напряг: «С кем поделиться, что я бабушку через дорогу перевел?» Находятся уши, тебя спрашивают: «Как дела?» А ты: «Я бабушку перевел через дорогу!»
Происходит то, что мы сделанное дело убили, да еще и больше нагрешили. И галочку не поставили, и минусик заработали. Заповедь Господа: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6, 3), – как раз о том, чтобы не хвалиться.
Господь все видит прекрасно, а нам не надо рассказывать о своих успехах. Очень часто получается, что в приходе люди начинают общаться и друг другу выложат, кто сколько молится, кто как постится, друг друга смущают. Потом священникам приходится все это разгребать. Это твое внутреннее дело. Ты благословился на такое количество молитв? Трудись, чтобы никто не видел. Святые отцы сравнивают нашу способность разбалтывать о своей духовной жизни с тем, когда зимой пытаешься натопить печь, но не закрываешь дверь.
Любая похвальба приносит такие плоды: человек теряет то добро, которое сделал, и приобретает зло. Себя хвалить тоже не надо. Если что-то у нас получается, кого мы должны поблагодарить? Хвалу кому воздать? Тому, от Которого зависело удачное выполнение этого дела, то есть Богу. Не хвалить себя, а приучаться потихонечку (это не получится быстро) ловить себя на мысли: если хочется похвастаться, переводить это все в благодарение Богу.
Это тоже очень важный настрой. Если человек за этим не следит, у него это будет автоматически проявляться. Не получится себя остановить. Но если человек начнет следить за помыслами и чувствами, то увидит, как это сладенькое тщеславие проявляется. К этому сладкому яду нужно относиться очень критично и понимать, что начинаются признаки беды. Еще один признак: не делать того, что нас отличает от наших близких. Имеется в виду не делать напоказ. Дома, тайно делай. Например, делаешь тридцать тысяч поклонов, ну и делай, если ты благословился. Только никому не рассказывай.
На публике, находясь в обществе, не делай того, что тебя как-то особо отличает. Не надо показывать, что ты постишься, что у тебя особое благочестие. Потому что из Евангелия мы хорошо знаем, что молиться и поститься Господь рекомендует тайно. Не рассказывай о том, что ты делаешь. Во внешнем виде тоже нужно соблюдать меру приличия, которая есть в обществе. Но именно в духовной жизни не делай того, что тебя отличает от других, не показывай это на людях.
Еще один важный вопрос: не льстить и не лукавить. Само слово «лукавить» от слова «лукавый», это однокоренные слова. Особенно это происходит тогда, когда мы общаемся с людьми, от которых что-то зависит (наши руководители, например). Так хочется иной раз человеку сказать: «Какой вы замечательный, как все было хорошо…» Хотя все было посредственно, ничего особенного не было.
Вместо благодарности начинается похвальба. Это тоже очень важная тема, которую нам с вами нужно обсудить, но, наверное, в следующей передаче. Чтобы нам не подливать на тщеславие другого человека еще больше огня, это крайне опасно получается. Думая, что мы достигаем каких-то своих целей (поднимаем настроение, угождаем начальству), мы превращаемся в льстеца, который, по сути, обманывает другого.
Помните сказку «Голый король»? Все видели, что король голый, но говорили: «Ваше величество, у вас такое платье шикарное...» Зачем нам, христианам, такие отношения? Если тебя спрашивают, то говори как есть. Молчи совсем или говори правду, какая бы она ни была. Но не обманывай и не лукавь перед другими людьми.
Не изображать из себя ничего. Это тоже форма лукавства, когда мы начинаем изображать из себя духовного человека, которым пока еще не являемся (или как мы это понимаем). Если Господь говорит, что все тайно должно быть, то вся духовная жизнь должна быть внутри. Если мы думаем, что нужно выставлять все напоказ, какие мы духовные, получается то же самое лукавство. Святые отцы говорят, что похвальба возможна в том случае, когда человек очень сильно печалится. Мы можем похвалить его, и это будет как лекарство: «Ничего, братик, у тебя все хорошо. Ты нормально идешь, давай вставай, иди вперед».
Когда человек начинает подряд всех хвалить, то это другое дело. К сожалению, такие уродские отношения возникают между священником и прихожанами. Это убивает в нас христианскую простоту, доброту, честные и хорошие отношения.
Тщеславие борется внутренней борьбой, а не внешними изображениями, поступками и ограничениями. Это должна быть внутренняя работа. Какая именно? Святые отцы говорят, что нужно усилить страх Божий. О Боге надо помнить. Не ужас должен быть, а страх Божий в плане нежелания огорчить нашего начальника, родителей и так далее. В этом случае память о Боге будет одной из форм благоговейного страха Божия. Человек, помня, что все в мире от Бога, помня, что Господь дает ему каждую секунду жизни, не будет приписывать себе то, что у него что-то получилось, а благодарит Бога.
Самоукорение у нас часто путают с самоедством, когда человек загнал себя непонятно куда. Это к страсти печали. Мы ее уже изучали с вами. Самоукорение – это когда человек, чувствуя, что в нем начинает пробуждаться тщеславие, сам себе говорит: «Ты кто такой? Ты же знаешь, что грешник». Напоминает себе о грехах, начинает покаянную молитву. Это средство внутренней работы.
Это все очень непросто. Мы обозначаем эту тему по верхам, но в любом случае должны об этом говорить. Божьей вам помощи, братья и сестры!
9 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 9 ноября
9 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 9 ноября
9 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 9 ноября. Преподобный Нестор Летописец
9 ноября 2025 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»Евангелие 9 ноября. Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог
9 ноября 2025 г.
«Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)Читаем Апостол. 9 ноября 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!