У нас с вами 110-я встреча и 7-я часть, в которой мы разбираем страсть тщеславия. Я назвал этот цикл: «Тщеславие – сладкий яд». Это очень специфическая, сложная страсть, о которой нам нужно знать, в которой нужно разбираться. И нужно посвятить очень много времени и сил, чтобы найти ее в себе.
В прошлых передачах мы разбирали смертные грехи этой страсти. Сейчас мы с вами разберем проявления этой страсти – условно простительные грехи. Существует святоотеческое деление грехов на три категории. Смертные грехи – это те грехи, которые при отсутствии покаяния однозначно приводят к духовной гибели уже здесь. И тем более приводят к аду после кончины человека и суда Божия. Тяжкие грехи – это те грехи, которые наносят вред душе человека, но требуют меньшего усилия для их исправления. А есть грехи, которые проявляются в нас очень свободно, очень часто, поэтому они легче лечатся. Они называются условно-простительными, о них сегодня поговорим.
Мы должны понимать, что никогда не будет такого времени, когда христианин останется совершенно без борьбы с грехами. Эта борьба на всю жизнь, до последнего вздоха, до последней секунды нашего пребывания здесь, на земле. И особенно это относится к страсти тщеславия. Давайте начнем разбираться.
Одно из очень ярких проявлений страсти тщеславия – это мечтание о своих способностях, о каком-то особом предназначении, о своей особой значимости. Если говорить о предназначении, то мы все рождаемся по Божьему замыслу. У каждого своя миссия. У кого-то – быть всю жизнь скромным человеком, трудиться на скромном месте, но духовно богатеть. У кого-то предназначение – быть руководителем. Очень опасное предназначение, с которым легко упасть и разбиться. Кто-то будет богатым, кто-то будет бедным – у каждого свои пути к Богу. У всех общие правила благочестия, общая вера, общие принципы борьбы, но мы находимся в разном положении.
Возьмем, к примеру, монастырь. Там есть игумен-настоятель, есть эконом. А есть послушник, который занимается тем, что метет монастырский двор (считаю это вполне благородной профессией), а сам про себя мечтает, что у него должно быть какое-то особое предназначение – игумена, например. «Этот игумен плохой, он столько ошибок делает, а у меня такие способности! Я мог бы хорошо говорить проповеди, всех научить...» Это касается не только монахов. Мы тоже начинаем иногда о себе думать, что представляем что-то из себя, что у нас какие-то способности, что мы должны кого-то спасать, что-то невероятное делать… А на самом деле человек ничего не делает – он об этом только мечтает. Это крутится в голове, в сердце, это наполняет человека эмоциями. Человек создал воздушный замок (а мы знаем особенность падшей человеческой души – мы можем так себе намечтать, что потом в это поверить). В реальности всё по-другому. Человек может обмануться, совершенно заблудиться и прийти не туда. Сколько людей отпадает от Церкви! Нам предназначен терпеливый, кропотливый путь за Христом, а человеку хочется, чтобы все было легко, быстро… Человек мечтает о себе, не получает ожидаемого и отпадает от Церкви. Бывает? К сожалению, бывает.
У нас внутри должна загораться красная лампочка, как только мы начинаем мечтать: ах, если бы... Почему это попадает в условно простительные грехи? Эти мечтания, безусловно, могут привести к тяжким грехам, но они всегда начинаются с помыслов, с очень радостных, возбуждающих, теплых, приятных чувств. Страсть – сладкий яд, поэтому очень сладко мечтать о своем предназначении, о том, что ты мог бы создать нечто великое. Хотя поставь нас на то место – мы и дел натворим, и погубим и себя, и других людей.
Надо доверять Богу – жить так, как мы живем сейчас, трудиться на том месте, которое у нас есть сейчас. Если Богу будет угодно, Он поставит человека куда нужно. Мы должны об этом помнить и спокойно трудиться – честно делать свою сегодняшнюю работу, какая бы она ни была, император ты или дворник.
Следующее искушение, на которое мы попадаемся регулярно, – мечтания и думы о том, что мы смиренны. Как только человек сказал, что он смиренный, он во всеуслышание подтвердил, что он не смиренный, что он на самом-то деле тщеславный. Он начинает о себе говорить, что у него есть духовное дарование, что он совершает какие-то важные духовные подвиги, что он молится, постится… Он начинает себя хвалить. Тщеславие – это страсть, которая направлена на себя и на реакцию других людей: чтобы меня похвалили, сделали комплимент, польстили, чтобы мне этим сделали приятно… Яд сладок; он не сразу убивает человека, а сначала доставляет удовольствие. И если мы как новоначальные христиане (а все мы с вами – новоначальные христиане) начинаем думать, что у нас уже есть добродетели и устоявшийся навык души – смирение, то мы очень сильно ошибаемся. Давайте будем очень-очень внимательны. Не надо этим мыслям доверять, они не наши. Пришел в храм, встал в сторонке, молишься, опустил взгляд, и к тебе пришел такой помысел: а я ведь уже смиренный, как хорошо! Не то что эти: ходят, бродят, свечки ставят, болтают, шепчутся… Как только мы начинаем так думать о себе, мы уже наполовину, если не полностью, залезли в этот капкан. И мало того что себя хвалим; бывает, начинаем еще выносить это наружу.
Часто бывает в приходской жизни так. Говорят: такая-то рассказывала, что у нее такое молитвенное правило, а у меня другое... И думаешь: а зачем она вообще рассказала тебе об этом? Это же ее личное дело. Открываем Евангелие и читаем: зайди в свою комнату и молись; не делай вид перед другими людьми, что ты постишься (ср. Мф. 6, 6; Мф. 6, 17). Зачем об этом говорить?! Это твоя тайна, это твое сокровище; это должен знать ты, а также твой духовник или духовный друг, с которым ты общаешься (очень хорошо, если такой человек есть), но не какие-то другие люди, которым ты рассказал, какой ты подвижник, чтобы тебя хвалили и восхищались тобой. Такое хвастовство духовной жизнью – очень опасный путь, с этого начинается путь фарисея. Господь в Евангелии очень часто обличает фарисеев и говорит об их лживой натуре. Это начинается, когда человек поверил, что он смиренный...
Пойдем дальше. Радуемся, когда нам завидуют. Казалось бы, чему тут радоваться? Но лукавый хитер; он выстраивает отношения между нами так, что кажется, будто бы у другого человека что-то лучше – жизнь лучше, способности, дети, семья лучше, он сам лучше. И человек выражает этот недуг, эту болезнь в душе: «А тебе хорошо…» А тому от этого приятно. Допустим, у него лучше зрение. Но что он сделал, чтобы этого достичь? Это же данное Богом. Допустим, человек очень много в жизни работал и достиг какого-то благополучия. Так это плоды работы – чему тут завидовать? Когда человек видит это чувство зависти, очень часто у него рождается радость. Он воспринимает это как комплимент: кто-то считает, что у него что-то лучше, чем у других. Пришла реакция на какие-то его качества. Очень часто она построена на лести, на зависти – все это взаимосвязано.
Когда мы пытаемся общаться друг с другом только похвалами, это основано на сладком яде. Так легче пробраться к сердцу человека: похвалил – он растопился, отравился этим ядом, а ты достиг каких-то целей. Это совершенно отвратительно. Мы с вами так не должны делать. Если зависть есть, нужно рассматривать ее как беду, каяться в этом. Тут и неприятие своего предназначения, и отрицание воли Божьей о себе, и зависть в чистом виде и увлечение ею; тут и выражение этой зависти: отравил себя – отравил другого человека. Посмотрите, целый комплекс! Человек же обманулся; он реально может поверить, что он какой-то особенный. Прихожане будут говорить, что батюшка произносит красивые проповеди: «Какой ты проповедник!» А он говорил простые вещи, простую проповедь. Он потом поверит, что он – великий проповедник. И что с ним будет? Сколько таких случаев, когда люди (и духовенство в том числе) попадались на подобные льстивые речи. Лесть – это очень опасно.
Дальше мы с вами перейдем к другим проявлениям этой страсти. Еще раз напомню, что страсть тщеславия – это страсть, которая ждет реакции от другого человека, какой-то оценки, может быть, даже необоснованной, необъективной. В общении с нашими знакомыми, товарищами, родственниками мы иногда передразниваем других людей. Согласитесь, если нас с вами будут передразнивать, нам будет неприятно. Будет даже обидно, если мы узнаем, что передразнивают наши объективные недостатки. Человек борется со страстями; он еще их не победил, он впадает в них, но искренне пытается бороться, а над этим посмеялись. Не посочувствовали (как положено в реанимации – один лежачий человек посочувствовал другому), а посмеялись, передразнили тебя. Или Господь хочет тебя смирить и поставил в глупую ситуацию – ты споткнулся, над тобой посмеялись. Или батюшку передразнили...
Что произошло? Произошло то, что в человеке, который привык так оценивать и реагировать на какие-то промахи близкого, очень сильно проявляется тщеславие. Мы должны отслеживать это в себе, чтобы не попадаться на такие уловки лукавого. Это не делает людей ближе друг к другу: ты в компании кого-то передразнил, все посмеялись, а человек обиделся. Конечно, юмор уместен, и мы не должны, придя в гости, нахмурить брови и молча сидеть. По-человечески мы можем и подшутить друг над другом. Должна быть мера. Мера, чтобы это не было обидно, не было пошло, чтобы это не было с целью превозношения над другим человеком.
А вот другое качество – артистизм. Есть профессии: актеры кино, актеры театра, люди, которые профессионально занимаются тем, что развлекают других людей. Они учатся преображаться, учатся входить в образ того или иного героя – могут показать и негативного, и позитивного персонажа. Создается особая атмосфера театра, кино или какого-то представления. Но когда такой артист живет вместе с нами, то совершенно по-другому выглядит, когда начинает что-то из себя изображать: он обязательно становится центром компании, чтобы получить реакцию в виде смеха, отзывов, лести, в виде восторгов и так далее. Человек начинает себя вести как артист. Особенно это заметно у маленьких детишек, когда они скажут какую-то глупость, а взрослые начинают смеяться. Ребенку приятно, и он начинает это повторять, чтобы получить реакцию. В нем это все уже есть. Так же получается и во взрослом возрасте – мы общаемся с человеком, а он не совсем искренен и начинает вести себя как актер на сцене, что-то изображая и ожидая нашей реакции. Дорогие мои, надо быть простыми в отношениях с другими людьми!
Давайте разберем еще одно проявление страсти тщеславия. Оно тоже внутреннее, оно не всегда связано с духовным делом. Человеку удалось сделать что-то доброе. Допустим, выполнить заповедь. Выполнение заповедей – это не механическое действие; это очень серьезная наука, потому что человек сам по себе, из-за своего греховного состояния, не может выполнить заповедь, особенно без Христа. Это непросто: любить врагов, благотворить проклинающим нас… Если человек даже пытается это делать, лукавый также попытается все испортить, чтобы не было правильных плодов.
Господь говорит в Евангелии: если хвалишься перед другими людьми и получаешь свою награду в виде сладкого яда похвалы, восторгов, зависти, реакций близких (положительных и отрицательных, которые одинаково подпитывают эту страсть), потом награду от Бога уже не получишь. Господь говорит нам, что трудящийся достоин своего пропитания, своей награды. Соответственно, если христиан потрудился, если выполнил какую-то заповедь или сделал добро, то должен это сберечь. В Евангелии Господь говорит о ворах, которые могут ограбить, если ты собираешь некое сокровище. Это можно понять буквально: человек копил-копил, а деньги у него исчезли – позвонили мошенники и увели все сбережения. Но можно это понимать и духовно. Ты совершил что-то доброе, сделал что-то для ближних, искренне постарался… Но если тут примешалась радость от совершенного дела, то это уже действие тщеславия, чтобы нейтрализовать пользу твоего дела – и духовную, и реальную. Перевел бабушку через дорогу, как настоящий пионер, и радуешься – как здорово это получилось! Эта радость, чтобы вы понимали, – не что-то незаметное. А дальше по плану – похвастаться, выложить у себя на канале, чтобы тебе поставили лайки: ты будешь их считать, смотреть комментарии и получать большое удовольствие. Радость, которую мы испытываем от совершенного дела, – это проявление страсти тщеславия. Если мы с ним не боремся, оно переходит в более тяжелые формы. Если человек напитывается тщеславием, очень высоко о себе думает, то с ним легко происходят те события, о которых говорит Господь: кто возвышает себя, тот унижен будет (Мф. 23, 12). Получаются ситуации, когда человек просто падает на землю – в буквальном и переносном смысле.
Есть в страсти тщеславия такое проявление, когда человек по своей странной греховной логике думает, что земные радости – это награда за добрые дела. Что такое земные радости? Вкусно покушать, развлечься, пообщаться. Сходил на литургию, а теперь могу с друзьями пойти пива попить – получить награду. Это совершенное заблуждение. В этом случае грех воспринимается человеком как некая награда за что-то полезное, что он сделал. Если говорить о наградах, то в Царствие Божие попасть хоть на самый краешек нам не за что – только по милости Божьей. А человек думает, что он уже здесь получает деньги и славу только за то, что сделал что-то доброе.
Также к проявлениям тщеславия относятся острословие, шутки, анекдоты, веселые истории. Это все допустимо в братской компании. Но бывает так, что хочешь пообщаться с людьми, а в этой компании появляется человек, который с утра до вечера рассказывает анекдоты; так серьезно не поговоришь. Надо за собой следить: бывает, шутка так и просится… Остановите ее; просто постойте спокойно, пообщайтесь с людьми. Это очень интересный опыт, попробуйте это сделать. Видите, насколько велика сила этой страсти.
И последнее проявление, которое мы будем сегодня разбирать (но не последнее в страсти тщеславия). Приятно, когда хвалят. Очень сложная ситуация. Тебя похвалили. Не путать с благодарностью – спасибо тебе, благодарю, спаси тебя Господь! А когда похвалили, когда нам приятно, когда растекается тепло, сладость, появляется вдохновение – это все практическое действие страсти тщеславия, условно простительное, но очень легко переходящее в другие стадии.
На этом мы с вами закончим разбирать проявления этой страсти и приступим к очень сложному этапу разбора: как с ней бороться. Помогай вам Господь!
Записал Иван Игнатов
9 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 9 ноября
9 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 9 ноября
9 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 9 ноября. Преподобный Нестор Летописец
9 ноября 2025 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»Евангелие 9 ноября. Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог
9 ноября 2025 г.
«Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)Читаем Апостол. 9 ноября 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!