«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. 13 августа 2025

13 августа 2025 г.

– Мы продолжаем с вами создавать передачу «Страсти и борьба с ними». Сегодня у нас 113-я встреча, часть третья. Мы говорим о такой важной и очень сложной теме, как борьба с тщеславием.

Для тех, кто к нам присоединился только сейчас, я напоминаю, что этот цикл можно посмотреть с самого начала на нашем сайте. Иначе многое будет непонятно. Если человек не изучал темы изначально (допустим, с огласительных бесед: какой Адам, какие у него особенности были до грехопадения и после, что такое покаяние, зачем наш Господь Иисус Христос пришел), если у него нет этой системы, то любой разговор о борьбе со страстями получится очень странным. Странным именно тем, что, узнавая о множестве своих грехов, человек зачастую опускает руки. Приведу пример. Мы с катехизаторами (деятелями, осуществляющими духовно-просветительную работу в Церкви) часто обсуждаем: вот приходит человек в храм и вроде бы все знает, хорошо ориентируется в основах веры, а когда касаемся вопросов борьбы с грехами, он говорит: «Нет, не хочу, это все страшно, ужасно!»

Вот ты пришел в больницу, тебе говорят: есть курс лечения. А ты говоришь: «Лекарства? Нет-нет! Операция? Нет, ни в коем случае». Возникает вопрос: «Тогда зачем ты пришел?»

Так вот, чтобы такого не было, мы изучаем всё с азов. Понятно, что просмотр 113 встреч много времени займет, но если кому интересно, надо начинать оттуда. Иначе то, что мы сейчас будем говорить, будет не очень понятно.

Итак, мы с вами закончили на том, что борьба с тщеславием – это внутренняя борьба. Она связана с контролем своих эмоций, своих чувств, чтобы не распускать их, чтобы они не получали свободу беспокоить наш ум. Мы говорили о том, что одно из средств борьбы с тщеславием – самоукорение. Сейчас я подытожу эту тему, потому как в прошлом выпуске не хватило времени ее раскрыть до конца.

Страх Божий, самоукорение. Вот смотрите, что такое самоукорение, как это работает и чем отличается от самоедства.

Самоедство основано на печали. И страсть печали вносит в человека такое чувство, что все плохо: ты грешник, от тебя Бог отвернется обязательно, твое покаяние не принимается. И у тебя опускаются руки. А это как раз признаки неправильного покаяния, греховное состояние печали. Из этого состояния человека очень сложно вытащить. Так нарушаются основы веры. Человек забыл, что Господь милостив. Господь прекрасно знает, что мы идем путем борьбы и этот путь тернист. Об этом Господь Сам говорит, ведая, кто мы такие. А человеку кажется, что есть некие идеалы, этакие хрустальные фигуры. Он на эту хрустальную фигуру не похож, потому что сосиску съел не вовремя, плохо помолился, плохо попостился, осудил кого-то и так далее. И у человека опустились руки. Как будто ему кто-то обещал, что эта борьба будет сиюминутной, как будто бы это все просто, а раз не получилось, значит – все плохо. Но это же как раз из-за незнания, да? Незнания основ веры и основ действия страстей.

А самоукорение с чем связано? С тем, что человек знает, что он грешник. Он знает, что у него есть грехи. И надеется на милость и верит в прощение, потому что Господь обещает простить грешника. Он обещает это сделать. Соответственно, когда в нас начинает подниматься тайная страсть, в том числе тщеславие в виде бури эмоций, мечтаний, негодования (когда нас, например, не похвалили, недооценили), поднимаются все эти наши помыслы, внутренняя горячка или сладенькое ощущение, что у нас что-то получилось (мы себя похвалили, похвастались и так далее), что надо делать? Надо прийти к духовному закону, о котором говорит Господь: «Кто сам себя смиряет, тот возвышен будет. А кто себя возвышает, тот унижен будет». Понимаете? Это как раз и про гордыню, и про тщеславие.

Когда человек начинает сам себя укорять, не просто ругать какими-то последними словами, а признаваться, что он грешник, и начинает каяться, молиться, то это уже идет борьба. Даже если эта молитва сухая, кажущаяся нам рассеянной (потому что в этот момент нас одолевают помыслы), все равно идет противодействие страстям. И когда человек вспоминает свои грехи, но только не с отчаянием, а с надеждой, то со временем греховные помыслы утихнут, чувства усмирятся, и человек сможет во многом разобраться. А если даже он оступился, заболтался, нахвастался, увлекся, в любом случае покаяние нейтрализует это. Или в процессе, или после. Это тоже очень важный дар покаяния, который у нас с вами есть. Им нужно пользоваться, потому что он нам дан Богом. Именно поэтому самоукорение – напоминание самому себе о своих грехах – очень важно.

Следи за собой, будь осторожен. Я знаю, есть люди, которые боятся вспоминать, какие у них были грехи. Однако в этом таится серьезная опасность. Человек, допустим, получил какой-то перелом. В будущем, идя по скользкой дороге, он должен помнить, что надо быть внимательным, стараться не попадать больше в такую ситуацию. Именно поэтому эта тема очень важна для нас с вами. Следите за собой, будьте осторожны. Не стоит расслабляться! Конечно, это не значит, что надо всегда быть в напряжении и не иметь возможности духовного отдыха, когда Господь дает мир душе человека. Нет, я имею в виду, что мы всегда должны понимать, что эта страсть есть. Она есть в нас. И ее необходимо суметь распознать.

Приведу пример. Заканчивается служба, и кто-то из прихожан говорит: «Батюшка, спасибо, Вы так хорошо сегодня сказали, слова такие проникновенные, так помолились!.. Мне от этого очень хорошо». Мы сразу должны задуматься: что за процесс сейчас происходит? Мне это нужно? Нет! А человек почему это сказал? Какая цель? Может, он искренне попытался выразить свои чувства. Но мы в любом случае должны ответить: «Слава Богу, что у нас служба получилась!» И так далее. А если мы будем благодарить человека, а не Господа, то в этом случае легко впасть в тщеславие.

Или другой пример. Нас поощряют на каком-то собрании, в трудовом коллективе. Или кому-то дали премию, а мне не дали. Обидно, несправедливо, я же лучше работаю. Так вот, будь осторожен: это тщеславие. Оно везде может подстерегать нас. Особенно если мы вспомним предыдущие передачи о том, как проявляется тщеславие. Оно, по описаниям святых отцов, может вообще сопровождать любое наше дело. Постишься – тщеславишься, не постишься – тщеславишься, помолился – тщеславишься, не помолился – тщеславишься. В хорошую одежду одет или в рванье, все равно будешь тщеславиться. То есть тщеславие может примешивать свой яд к любому действию человека – духовному и не духовному. Особенно когда мы на людях находимся, у всех на виду что-то делаем. Поэтому «следи за собой, будь осторожен». Понятно, это цитата из песни, но она справедлива, она подходит вообще к борьбе с любой страстью.

И как говорится в Священном Писании, мы «опасно ходим»: лев, то есть лукавый в поэтическом образе льва, ищет, как нас поглотить. И это тоже есть.

Как же бороться, когда тебя действительно начинают хвалить? Когда люди не понимают, что причиняют тебе вред. Можно сказать: «Не надо, не хвалите меня, я плохой». Но мы договорились с вами на предыдущей передаче не делать то, что нас отличает от других. И если начальник или кто-то начал хвалить, награждать, то примите свою премию, грамоту, медаль, орден, добрые слова, поблагодарите, скажите, что всех любите, уважаете, но сами не гордитесь, не тщеславьтесь. Внутренне ведите борьбу с этим. И борьба ваша должна быть основана на словах Господа: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк. 17,10). То есть Господь повелевает нам считать себя «рабами неключимыми». А кто это такие? Это рабы бестолковые, которым ничего нельзя было доверить, только таскать обувь за хозяином, потому что ни на что другое они не были способны. И в Евангелии как раз и рекомендуется так реагировать на похвальбу внутри себя: я не сделал чего-то великого, я просто делал свою работу, то, что должен. И это тоже будет одна из форм самоукорения. То есть мы не говорим: «Я великий, я заслужил это, я достоин всех орденов, медалей, грамот этого мира». Мы говорим: «Да я раб неключимый, бестолковый, я же себя знаю, это вы меня не знаете». Но говорим это внутри себя. Это очень важный принцип по отношению к тщеславию внутри нас.

Когда нас упрекают, это хороший урок. Рассмотрим страсть тщеславия с другого ракурса. Поскольку страсть многогранна, то у нее есть и противоположные стороны, ведь не всегда нас будут только хвалить! Нас будут еще и ругать, критиковать, и порой это будет действительно несправедливо. А это еще труднее вытерпеть! Со справедливыми-то упреками трудно смириться, а уж с несправедливыми тем более. И мы должны хотя бы на теоретическом уровне понимать: когда нас упрекают, это для нас хороший урок. Не плохой урок, с которым надо бороться, защищать свое достоинство, начать разбираться и так далее. Наоборот, подумать, что люди, упрекающие нас, будь то начальник, подчиненный, близкие, это инструменты Божии, особые инструменты Промысла Божия, которые посланы нас полечить. Да, это весьма неприятное лечение.

Даже самоукорение в этом плане проще, ведь здесь я сам себя ругаю, смиряю, а когда это делают другие, показывая мои ошибки, нелепости, то это неприятно. Можно сказать, что это неприятное прижигание, но оно необходимо. Необходимо для того, чтобы мы правильно начали оценивать себя.

В одном из древних патериков есть такая история: некоторые монахи даже платили деньги каким-то людям, чтобы те их ругали. Вот такие интересные примеры борьбы с тщеславием бывают. Но нам этого не надо делать, конечно. Я думаю, если мы будем помнить, что являемся рабами неключимыми, делающими то, что должны, то этого будет уже достаточно.

Сделанное добро не оценивать. Что имеется в виду? Давайте разберем. Например, нас попросили что-то сделать. В храме, на работе, на даче... Попросили, мы сделали. Как могли, по-честному сделали и ушли. Но ведь у многих бывает такая проблема – они начинают спрашивать: «Тебе понравилось? Точно? Хорошо? Нормально? Пойдет? Точно-точно?» И человек говорит: «Да-да, все хорошо». Но мы продолжаем приставать, чтобы узнать, точно ли понравилось, точно ли угодили...

Вот наш уральский святой, праведный Симеон Верхотурский, зарабатывал на жизнь тем, что шил шубы крестьянам. И он делал всю работу ответственно, качественно. Но была у него одна особенность: трудясь за жилье и еду, он уходил от заказчика, немного не до конца сделав работу. Смотрит хозяин: Симеон пропал, а пуговицы не пришил к шубе. Хозяин его ругает, а потом понимает, что шуба-то готова, а пуговицы пришить недолго… Вот так Симеон избегал своей награды в виде похвалы.

Поэтому и нам не надо оценивать, хорошо ли мы сделали. Сделай по-честному, а начальник оценит. Если скажет, что плохо выполнил работу, то переделай, а если хорошо, то скажи сам себе: «раб неключимый, сделал то, что должен». И не проси похвалы, не проси оценки.

Не мне, но имени Твоему, Господи, дай славу! Еще есть одно средство, которое мы можем применять для нашей внутренней борьбы с тщеславием. Это следовать цитате: «Не мне, не мне, но имени Твоему, Господи, дай славу». Вот тебя хвалят, да? Или ты сам начинаешь себя хвалить и понимаешь, что тщеславные помыслы одолевают. Что надо делать? Внутренне опять же молиться этими замечательными словами: «Не мне, не мне, Господи, но имени Твоему дай славу». Привожу вам здесь только отрывок из псалма, полностью посмотрите в Псалтири.

Так царь Давид боролся с болезнью тщеславия, с этой душевной заразой, которая всех нас пропитывает насквозь. И очень тонко, хитро проявляется. «Господи, не мне, но имени Твоему дай славу». Это очень действенное средство. Особенно если этой молитвой мы будем молиться с покаянием.

Обнаружив тщеславие, бей его покаянием. Здесь важно сказать о том, как вообще работает молитва, чтобы человек почувствовал искреннее покаяние. Обратимся к опыту святителя Игнатия (Брянчанинова), который, правда, писал про борьбу с печалью, но суть здесь одна. Сразу порекомендую его статью «Слава Богу», она будет полезна тем, кто интересуется, как действует молитва.

Так вот, по неопытности кажется, что ты два раза помолился, и борьба на этом должна закончиться. Ничего подобного. Надо потратить силы, время, чтобы внутри снова наступил мир. Каяться, молиться Иисусовой молитвой или другой короткой молитвой. Святой Игнатий писал про молитву «Слава Богу».

Всего вроде бы два слова... А он пишет о тех ступенях, какие проходит сердце, принимая эту молитву. Сначала сухо, неинтересно, трудно, печаль нападает на тебя, но надо бить и бить этой молитвой в сердце. Не два-три раза, а сколько можешь. И потом, он говорит, со временем, сердце начинает оттаивать, чувство правильного покаяния появляется.

Этот же механизм неустанной молитвы действует в борьбе с любой страстью. Вот находишься не в мирном состоянии, а в возбужденном, тебя похвалили, перья распушил… Сразу начинай: «Не мне, не мне, Господи, но имени Твоему дай славу. Я раб неключимый и делаю то, что должен. Помилуй меня, Господи, по великой милости Твоей. Прости мне прегрешение, потому что я грешник великий». Сначала молитва будет сухой. Но если человек это будет делать и делать, то потом молитва очень даже явно поможет ему. Поэтому не сдаемся. И, обнаружив тщеславие в себе, бьем его покаянием. Прямо бьем. Я специально использую такие слова, немного активные, агрессивные, потому что покаяние – это не то состояние, когда ты размазался по полу в виде желе и лежишь, как бы смиряясь. Нет, конечно. Покаяние в христианстве предполагает очень активную духовную жизнь, борьбу. Ничего нет особенного в том, что у тебя есть тщеславие, это вполне обычно. У тебя оно есть, у меня оно есть в преизбытке. Но это же не значит, что мы сейчас опустим руки. Нет, надо идти ко Христу, надо ползти ко Христу, так сказать. Нам не надо опускать руки от того, что не получается сейчас эта борьба, не уходит эта страсть, не уменьшается. Особенность этой страсти в том, что если только ты ее чуть поджал, она еще больше расширяется. Ничего страшного, снова бьемся с хитрым врагом. Принцип должен быть такой: биться до последнего вздоха!

Если некоторые страсти, особенно плотские, могут с возрастом утихать, то эта не затихнет, она будет только набирать силу, если мы с ней не боремся. Сколько таких примеров, когда человек в возрасте только и рассказывает, какие он подвиги совершал. Ходит и учит всех, как правильно поступать, хотя его никто не спрашивает. Это же тоже признак тщеславия, которое не может внутри тебя сидеть, тебе похвастаться надо, какой ты раньше был замечательный.

Покаяние − это оружие в борьбе со страстью тщеславия, и мы с вами должны это обязательно помнить до последнего вздоха. Потому что не будет такого времени, когда эта страсть нас не будет бороть.

Мы с вами читаем в Евангелии про фарисеев, читаем про духовное извращение этих людей, которые, встретив Христа, по сути, убили Его. А это ведь изначально были люди, которые стремились к благочестию, стремились к тому, чтобы максимально Богу послужить. Но отсутствие внутренней борьбы с тщеславием привело к тому, что, казалось бы, правильно верующий, правильно живущий ревнитель благочестия превращается, по сути, вубийцу Христа. И такое искушение современным фарисейством, именно показушностью духовной жизни, пусть даже без фарисейской идеологии, грозит всем нам, если мы не будем к себе внимательны.

Поэтому, братья и сестры, рекомендую у святителя Игнатия (Брянчанинова) очень внимательно почитать статью «Фарисей», чтобы в нас не было этой фарисейской закваски, о которой говорит Господь в Евангелии. Бьемся до последнего вздоха, это правильная борьба, мы нормально идем, если будем, конечно, со Христом вместе.

Далее разберем тезис: «Делай, когда просят». Чего это касается? В приходской жизни несколько раз приходилось встречать такую ситуацию, когда, допустим, надо помыть полы в храме. Я сторонник того, что это должны делать прихожане, а не клининговая компания. Все-таки храм наш, мы должны о нем заботиться, и это хорошая, большая жертва, когда человек тратит на наведение порядка, на чистоту, уют, красоту в храме свои силы и время. Мы привыкли, что жертва − это только денежка в церковной кружке, а ведь наши навыки, силы, время − это тоже жертва. Это же определенная десятина, мы Богу отдаем то, что Он нам дал.

Человека спрашиваешь: «Дорогой мой, ты поможешь?» Он говорит: «Нет, я не помогу, потому что у меня тщеславие, и я с ним борюсь». То есть пускай храм будет грязный, но я помогать не буду, потому что борюсь с тщеславием. Или просишь помочь в алтаре. «Нет, у меня тщеславие!» Давайте задумаемся: это что такое? У меня тоже тщеславие, давайте я не буду служить, ты не будешь служить, потому что у нас тщеславие. Так нас уже в этом случае победил враг, потому что мы перестали служить друг другу, перестали помогать храму, делать наш храм местом уютным, чтобы человек, пришедший со стороны, увидел чистоту в храме, понял, что люди любят свой храм, − и захотел остаться. Или он придет в храм, увидит там мусор, грязь, неухоженность, но зато борющихся с тщеславием людей…

Так вот, есть такой принцип, который мы с вами должны понимать. Если что-то просят в храме или где-то еще − делай, но борись с тщеславием, не отказывайся от тех даров, духовных благ, которые Господь через эти твои труды может тебе дать. Например, поешь ты на клиросе и тщеславишься − просто делай качественно свою работу. Ты − раб неключимый, делай то, что должен, а потом покаешься в своем тщеславии. Делай качественно свою работу, делай это для Христа, не делай это напоказ, не жди оценки своих трудов, борись внутренне, если у тебя тщеславие распушило хвост.

Так же и в любой другой работе важно, для чего ты ее делаешь. Отношение к работе, качество производимых тобой действий, отсутствие оценки работы как раз и приведут к тому, что тщеславие будет потихонечку усыхать.

Поэтому, братья и сестры, когда просят − надо делать, потому что тебя призывает через кого-то Господь. Давайте так будем к этому относиться.

И последняя тема, которую мы с вами должны обсудить: похвала или благодарность. Когда нам кто-то что-то доброе сделал, мы же должны отреагировать? Я думаю, что должны, ведь неблагодарные люди нам неприятны. Ты ему добро сделал, он не поблагодарил − и в другой раз уже не захочешь что-то ему делать. Поэтому нам нужно благодарить.

Эта тема еще касается отношения родителей и детей. Я, правда, не берусь туда глубоко уходить, потому что не знаю особо этой проблематики, я просто сторонний наблюдатель.Зачастую православные родители не хвалят своих детей, чтобы у них не было тщеславия. И, общаясь с ними, разбираясь, мне стало понятно, что здесь тоже нужно норму соблюдать. Захваливать, конечно, не надо, говорить: ты самый лучший. Ребенок поверит, что он самый лучший, придет в реальный мир − и окажется, что он не самый лучший. Но дать свою оценку поступкам, действиям ребенка, подростка мы же должны: понравилось или не понравилось, хорошо он сделал, или нет. Он откуда возьмет ориентиры? И если мы, будучи благодарными, скажем: «Слава Богу, у тебя получилось, ты сделал правильно, слава Господу!» − то в этом случае мы и человеку покажем правильность его действий, поддержку окажем, но в то же время обозначим, что Бога надо благодарить, потому что это все происходит от Него. Мне кажется, что таким путем надо идти. Иначе дети, которых в свое время родители не поддерживали, не оценивали, потом всю жизнь чего-то добиваются для того, чтобы родителям показать, какие они молодцы. Родителям надо было поддерживать своих детей, чтобы дети видели, что их любят, что их оценивают, говорят: «Слава Богу, получилось!» И тогда им не надо будет потом, во взрослом возрасте, делать какие-то глупости, доказывая, что они из себя представляют.

Тема очень сложная, поэтому вам надо, наверное, о ней подумать дома, а применять это в жизни или не применять – ваше право. Мы с вами только грубыми мазками, так скажем, показали борьбу со страстью тщеславия, потому что она очень сложная и очень тонкая. Давайте потихонечку будем в этом разбираться. И помоги нам Господь!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X