«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Адам в раю

3 июля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 (В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Дорогие братья и сестры, у нас с вами девятая встреча, мы обсуждаем вопросы оглашения. Напомню, что эти вопросы, с одной стороны, простые, с другой – очень важные, подготовительные, чтобы мы с вами знали основы веры и разобрались, откуда взялись страсти, что это такое, как к нам  это относится. Если Бог даст, прикоснемся к этой жизненно важной теме (хотя бы познакомимся): что такое борьба со страстями.

Сегодня я назвал нашу встречу «Адам в раю». В прошлой беседе мы говорили о сотворении человека. Я зачитывал строки Библии. Вы сами можете об этом прочитать, открыв первую главу Библии, посмотреть, как это происходило. И сегодня мы поговорим о том, как себя чувствовал Адам в раю.

Понятно, что нам это открыто в Библии. Раскрывая Библию, мы не можем подробно увидеть это состояние Адама. Но самое важное, что мы должны понимать: каков был Адам. В одной из наших передач зритель прислал мне такой вопрос. Он пишет, что много лет борется со страстью винопития, пытается ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, читает разные книги. Он прислал целый список литературы (можно было заполнить два листа А4), которую  читает: по психологии, философии, современных нецерковных мыслителей. Понятно, что человек хочет разобраться. Наш брат задает такой вопрос: «Что же делать, если Бог все сотворил: и наркотики, и алкоголь? И я страдаю».  

Ответить на этот вопрос можно очень просто. Бог не сотворял страсти, зло, злоупотребления, которыми мы мучаемся как люди. Это все появилось в природе человека в ситуации грехопадения. Но Сам Господь ничего такого не сотворял.

Каждую передачу я говорю, что важно знать основы веры, как мы должны верить. Почему? Если человек, христианин, считающий себя церковным человеком, читающий горы литературы, не понимает, каким Бог сотворил человека, какой Он видит жизнь человека, для чего человек создан, то тогда вкрадывается такая ложная мысль: если Бог сотворил человека таким падшим (вино, наркотики и другие виды злоупотреблений и преступлений), что тогда делать? Как с этим бороться, если это Бог сотворил?

Эта идея сама по себе кощунственная и неправильная. Бог зла не сотворяет. Когда мы с вами читали строки Библии про дни творения, там говорится так: И увидел Бог, что это хорошо. Поэтому Господь сотворяет все хорошо, в том числе и человека. Каким был человек в раю?

Очень важно нам с вами отметить, что Адам, по нашим современным меркам – меркам падшего человечества, нас с вами, грешников, – не был греховным. Очень важно понимать, что в Адаме не было страстей, не было грехов до того момента, когда он сам не решил согрешить.

Очень важно понимать, что Господь сотворяет Адама святым (по нашим меркам). Что очень важно понимать? Что все человечество должно было быть таким святым. Оно должно было соответствовать тому месту – раю, в котором Адам находился. Причем не надо понимать рай как некое телесное благополучие. У Адама было все в раю, он ни в чем не нуждался: было что поесть, у него не было таких потребностей, которые нас, современных людей, толкают на грехи (например, когда человек завидует соседу, идет на кражу, преступление, злоупотребление, коррупцию). У Адама было все.

Бог создал для него замечательное место обитания, он ни в чем не нуждался. В чем мы нуждаемся? В лекарствах, потому что болеем, в питании, работе, деньгах и во многом другом. Адам ни в чем не нуждался, у него было все. Что важно понимать? Это естественное состояние человека: жить, быть в раю. Это очень важная мысль. Потом, когда мы будем обсуждать грехопадение, вернемся к этой мысли.

Господь, естественно, не вкладывает в Адама никакого зла. Тогда возникает другой вопрос: а какое было состояние Адама? Господь сотворил его младенцем или взрослым? Это тоже важно. Я приготовил картинки: 

       

На картинках мы видим младенца и солдатика. Понятно, что Адам не был воином-десантником и не имел автомат Калашникова. Я взял эту картинку как символ воина, взрослого боеспособного мужчины, несущего ответственность за себя и близких. Младенец не обладает такими качествами. Так вот, Господь сотворяет Адама в раю не младенцем, а сразу взрослым, совершенным человеком. Причем Адам обладает в раю умом, которого сейчас у нас нет. Вследствие грехопадения у нас ум тоже исказился, и мы можем от противного посмотреть, что было с Адамом.

Мы можем открыть строки Библии и прочитать о таком интересном событии.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Про помощника мы поговорим в другой раз. Смотрите, что получается. Это особое библейское описание, что Господь показывает животных Адаму. В древности было особое отношение к именам. Понятно, что у нас сейчас не так, это не имеет принципиального значения. Хотя когда мы крестим детей, то, по нашей русской традиции, называем их в честь святых. А в древности давать имена было особой привилегией хозяина, с одной стороны.

С другой стороны, это называние имен говорит о том, что Бог создал Адама с проницательным духовным умом, Он предлагает ему даже некоторое соучастие в творении: «Я сотворил этих животных, а имя даешь ты, Адам». И Адам, обладая таким светлым, духовным умом, видя животное, проникает в его сущность, дает ему имя как хозяин, как господин.

Такие примеры особого ума мы можем видеть (может, кому-то посчастливилось такого человека вживую увидеть, я не видел) в житиях святых; например, преподобного Серафима Саровского. К нему приходит человек, тот называет его по имени, называет те беды, которые у него есть, с любовью обличает, и человек говорит: «Откуда ты это знаешь?» Почему это происходит? Потому, что Господь Духом Святым открывает через духовный ум старца, святого человека, ту беду, с  которой пришел человек.

Как у нас обычно ум работает? Чтобы нам что-то понять, нам нужно это разобрать, попробовать, и тогда мы, может быть, что-то поймем. У нас ум сейчас стал аналитическим. А у Адама был ум духовный. Он сразу все понимает, знает о тех или иных животных.

Так вот, почему я взял десантника? Вы не смущайтесь, братья и сестры, что я беру детские картинки. Мы с вами в духовном детском саду сейчас находимся, простые вещи обсуждаем. Не брать же фотографии живых людей, они могут обидеться. А это картинки, рисунки, и никому не обидно. Еще раз напомню, что Адам выглядел не так. Этот вооруженный солдатик – символ духовно крепкого, духовно сильного, вооруженного Духом Святым Адама. Адам был сотворен взрослым. У него сразу были все дары, добродетели.

Господь щедр, Он Своему любимому творению дает все сразу. И те духовные состояния, о которых мы читаем в святоотеческой литературе, которые называются добродетелями, качествами души, тогда уже были. Еще раз напомню: это было естественно. У Адама были и воздержание, и целомудрие, и смирение, и любовь, и другие замечательные качества и добродетели, которые должны быть у христианина.

Это тоже важно понимать, что ошибка (грехопадение Адама) совершилась не случайно, как в одном советском фильме говорят: «Шел, поскользнулся, очнулся – гипс». Это была страшная трагедия.

У Адама было все: духовный ум, добродетели – все, что нужно для жизни. Причем для жизни не дикого человека, это тоже нужно понимать. Господь дал столицу рая – Эдем, где все прекрасно, замечательно. Там нет зимы, не нужно шубу покупать, в магазин бегать – все замечательно и хорошо. Господь дал заповеди (о которых мы тоже поговорим) и определенное предназначение.

Адам – это духовный воин, как десантник на картинке. Если мы предположим, что Адам был младенцем, скажем, что он ошибся: мы такие и он такой – что особенного? Нет, вся трагедия человечества в том, что упал такой Адам – духовный воин. Это очень важно понимать.

Какое предназначение было у Адама? Мы можем это увидеть, прочитав строки Библии.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Какое же было предназначение у Адама в раю? Это не просто быть как один из представителей животного мира. У Адама несколько задач, духовных, важных целей, исходя из текста Библии. Оказывается, Адам в раю – это владыка.

Он царь. Мы говорим, что царь зверей – лев. Ничего подобного, царь зверей и животного мира – человек. Ему Господь передал животный мир. Адам духовно постигает сущность животных, дает им имена и управляет как хозяин, правитель, царь в столице Эдем. Какие еще задачи поставлены? Неужели только внешние?

И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

Это одна из заповедей, мы подробнее немного позже разберемся. Возделывать и хранить его – это важно понимать, братья и сестры; в раю не надо было с тяпкой ходить или каким-то образом пасти животных. Это рай, там все хорошо. Животные друг друга не едят, все отлажено в биологическом мире. Не нужно одних животных охранять от других. Все животные жили по-особенному. Трудно представить, что в раю проливалась кровь, забивали на мясо. Почему мы делаем такие выводы?

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пищу…

Мы понимаем, что Адам там не занимался разведением скота для своей жизни, а питался теми замечательными плодами, которые были в раю. Мы можем сказать: «Какие там были плоды?» Я не знаю, какие плоды, но точно они были замечательные. Если мы с вами приедем в какую-то южную страну, Индию, Юго-Восточную Азию – какое разнообразие плодов! Они все вкусные, разнообразные, необычные. Это то, что осталось от рая, какие-то остатки, крохи. Можно представить, что было в раю. Там было все хорошо. У Бога все хорошо, всего много и ничего не жалко.

Для Адама Бог предлагает огромное разнообразие этих замечательных плодов. А что едят животные? Неужели друг друга, как сейчас?

…а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

Были ли львы? Были. Кролики тоже были. Но львы не питались кроликами, а все питались травой. Не надо представлять крапиву и лебеду, которая у нас с вами в садах растет, потому что в раю она прекрасна. Понятно, что и сейчас любые хищники травой питаются (я имею в виду, что есть у них в рационе и трава). А тогда все животные питались травой и теми плодами, которые есть.

Причем даже в этом описании показано особое положение человека. Мы помним, как животные питаются. У них голова склонена к земле, они пощипывают травку. А человек по-другому: он стоит прямо (как царь) и срывает плоды. У человека даже положение другое. Это подчеркивает его особый статус. Он питается плодами, а ему подчиненные животные питаются травой. Это не очень принципиально, но почему бы такое не знать?

Этих животных не надо было забивать, пасти. У них было все хорошо. Везде гармония, все замечательно. Что нужно было хранителю сделать? Одно из интересных толкований (я  думаю, наиболее подходящее к этой теме) – это хранить и возделывать себя. Себя нужно тоже возделывать.

Господь сотворил Адама свободным. Мы придем к вопросу о грехопадении и поймем, что человек неправильно воспользовался этим даром. Хранить и возделывать, то есть духовно расти, возделывать свою душу. Под раем здесь имеется в виду душа человека, душа Адама. Он должен и собой дальше заниматься.

Из советского детства я вспомнил книжку, это сказка о собачках, и там рассказывается, что есть остров Спиешьпей, куда попадали герои этой книжки, и там было все – такая мечта лентяя. Рай – это не то место, не для того, чтобы спать, есть, пить, а чтобы были условия для главного. Главное – это духовная работа, то есть Адам должен был еще хранить свою душу. Владычество и духовная жизнь – вот к чему он призван.

Его предназначение – следить за сотворенным миром, управлять этим миром, себя хранить и еще его задача: больше приближаться к Богу. Одна из добродетелей, которая в нашей искаженной жизни является страстью, это печаль – когда мы недовольны Богом, правительством, близкими, погодой. Все не так, как надо, все не слава Богу.

А раньше это была замечательная добродетель у Адама – печаль по Богу, когда он, даже находясь в раю, не довольствовался этой обстановкой, а все больше тянулся к Богу. Ведь даже в Евангелии Господь Иисус Христос уже падшему человечеству говорит: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Адам тоже создан таким, он должен расти, приближаться к Богу. Это входит в аспект духовной жизни.

Давайте подытожим сегодняшнюю беседу. Отвечая на вопрос, создал ли Господь грехи человека, отвечаем: нет, не создавал. В раю естественное состояние человека: не было грехов, зла, смерти. Пока Адам не выбрал идти против Бога, не предал Его, он даже смертным не был. Представляете, какие замечательные качества. У Адама были все добродетели, которые Господь вложил в него. У него не было какого-то недостатка внешнего, какой-то нужды, которая толкнула бы его на грех. У него было все замечательно, Господь все устроил – Он милосерден.

Кроме этой обстановки, Господь Адаму еще задачи ставит. Это владычество над всем сотворенным миром, а надо сказать, что мы предполагаем, что вся планета была раем. Соответственно, и выглядела она наверняка по-другому. Это предположение, братья и сестры.  Господь сотворил всю планету, чтобы ее населял человек, поэтому наверняка и зимы, и полюсов не было. Это предположение, которое ни к чему не обязывает и, может быть, не так важно.

Господь дал человеку задачу владычествовать. Духовная жизнь – самое главное для Адама в раю. Мы видим, что Адам общался непосредственно с Господом и должен был хранить свою душу, возделывать ее, то есть возрастать. Один из важных пунктов в этой картинке: Господь создает Адама уже духовным воином, который обучен, у него амуниция, он боеспособен. Адам сотворен Богом именно таким, у него в раю все есть, он ни в чем не нуждается.

Спасибо вам, дорогие братья и сестры, за терпение, отклики, комментарии, которые вы присылаете. Это очень важно. Я неоднократно говорил, что наша передача строится  вследствие нашего с вами общения. Может, я что-то упустил, какой-то аспект недостаточно отразил. Поэтому если будут вопросы, какие-то замечания, отзывы, я прошу вас писать на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru Спаси вас Господь, братья и сестры.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​