«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. О Спасителе

30 октября 2020 г.

Мы продолжаем беседы об основах нашей веры. Вновь и вновь напоминаю, что это необходимо для того, чтобы подойти к теме борьбы со страстями – ее изучению, пониманию и началу работы над собой. Сегодня у нас очень важная тема: «О Спасителе».

На прошлых передачах мы говорили о духовных, исторических условиях появления на земле Спасителя. Мы говорили о Пресвятой Богородице как необходимом условии появления Спасителя. И сейчас поговорим об остальных вероучительных истинах, касающихся Господа Иисуса Христа.

Спаситель наш – Господь Иисус Христос. Давайте коснемся важной темы: «Воплощение». У этого интересного термина корень «плоть». Когда мы говорили о Предвечном Совете Пресвятой Троицы (кто не смотрел передачу на эту тему, посмотрите, потому что она логично связана с сегодняшней беседой), отмечали, что Господь, решая создать человечество и даруя ему свободу, предполагал, что люди могут неправильно воспользоваться этим даром. Что в таком случае будет делать Бог, если Адам отпадет от Бога? На Предвечном Совете Пресвятой Троицы было решено, что Бог не бросит Адама, а будет его спасать. Каким образом?

Несколько раз я приводил пример с тонущим человеком. Человек упал в воду, тонет, паникует, ничего не слышит, не может выбраться. Его надо вытащить. Недостаточно ходить возле него, говорить: «Спасайся, дыши ровно, не паникуй, плыви». Это делать бесполезно. Надо бросаться в воду и спасать утопающего.

Бог выбирает этот единственно возможный способ, чтобы спасти человечество. Недостаточно было просто сказать: «Давайте, ребята, спасайтесь». Недостаточно было указать путь спасения: «Идите в ту сторону и спасайтесь». Нет, мы бы так не спаслись, потому что человеческая природа повредилась настолько, что человек сам не может это сделать. Человек тонет в глубинах ада, его нужно спасать.

Что делает Бог? Он воплощается. То есть происходит уникальнейшее событие в человеческой истории, когда Сам Бог (мы проходили тему о качествах Божественной природы), уникальнейшая Личность, обладающая огромными силами, Творец, Который все сотворил, настолько Себя унижает, умаляет ради человека, ради нас с вами, братья и сестры, что становится Человеком – ограниченным существом.

Каким образом Спаситель, Сын Божий, получает плоть человеческую? На прошлой передаче мы говорили об этом, но кратко повторим. Чтобы правильно совершилось воплощение, Богу нужно было получить плоть так, чтобы не быть наследником первородного греха, который передается из поколения в поколение. Поэтому происходит такое уникальнейшее и необходимейшее явление, как непорочное зачатие Пресвятой Богородицы от Духа Святого, когда Святой Дух сходит на Богородицу и из Ее крови появляется тело Спасителя.

Происходит воплощение, когда истинный Бог становится истинным Человеком. Это основа основ нашего христианского учения: Бог настолько любит человечество, что Сам становится Человеком. Истинный Бог становится истинным Человеком.

Что происходит при воплощении? Обязательно необходимо непорочное зачатие, чтобы не было цепочки передачи первородного греха.

Рождение Спасителя тоже должно быть особенным. Наше рождение является болезненным. Это страдание матери и наверняка мучение для ребенка (мы просто не помним этого). Это все следствие того грехопадения, которое совершилось в раю. Одно из наказаний, проклятий, которое человечество получило вследствие грехопадения, – это в болезнях рождать детей.

Но Спаситель рождается не как обычный человек. Он не должен рождаться как обычный человек, чтобы получить первородный грех. Он рождается особым образом – не нарушив девства Девы, поэтому мы называем Богородицу Приснодевой. Она до рождения Спасителя и после Его рождения является Девой.

Это очень важно, чтобы мы понимали, что Спаситель принял плоть человеческую, во всем на нас похож, во всем такой, как мы, кроме греха. Эта цепочка передачи греха не продлилась на Спасителе.

Обожение.

Что такое обожение? У Адама было два состояния: безгрешное (когда он был в раю) и падшее (когда смерть проникла в его плоть и яд греха его пропитал). Его плоть стала поврежденной. Какую плоть взял Господь? Если мы подумаем, что Он взял плоть несогрешившего Адама, тогда Господь с нами неодинаков. А Он захотел быть одинаковым с нами, похожим на нас, быть как мы. Поэтому Он берет плоть падшего Адама, только в отличие от нас у Него нет греха и нет страстей.

Как это происходит? Когда Святой Дух сходит на Богородицу, человеческая поврежденная природа обоживается, освящается Божественной благодатью и приобретает особые свойства: Спаситель мог ходить по воде, исцелять. Это происходит не когда-нибудь потом, а в процессе непорочного зачатия. С одной стороны, берется плоть, способная к страданиям, с другой стороны, она обоживается и не имеет в себе греха. Это важно понимать, потому что столько разных идей... Даже сейчас можно услышать, что обожение человеческой природы Спасителя произошло только на Кресте. А что тогда было до этого? Неужели мы можем подумать, что Спаситель мог иметь поврежденную плоть Адама, без освящения? Нет, конечно. Обожение плоти происходит при непорочном зачатии.

До грехопадения был союз между Богом и Адамом – Творцом и творением, пока Адам не согрешил. Адам согрешает, этот союз нарушается со стороны Адама, не желавшего каяться. Адам повержен, стал подвержен греху, смерти, страданиям. Это все мы видим в человеческой истории, когда человек мучается, умирает, попадает в ад, тонет в аду.

Бог решил его спасать. Что делает Спаситель? Истинный Бог становится истинным Человеком. Он в Себе соединяет Бога и Человека, объединяет эти две природы. Причем мы должны понимать, что во Христе, нашем Спасителе, эти две природы соединены особым образом. Как они соединены? Это мы с вами сейчас обсудим.

Поговорим о человеческой природе. Во Христе сохраняются все Божественные свойства, качества. Бог не теряет Свою мощь, добродетели, волю. В Спасителе сохраняется и человеческая природа. Все в Нем было как у нас.

Мы как-то говорили, что в человеке есть дух, душа и тело. Также и у Спасителя есть человеческие дух, душа и тело. И есть Божественные воля, природа, разум. Они соединяются удивительным образом в Спасителе. У Спасителя есть и человеческая воля. Это очень важно понимать, что у Спасителя есть две природы, две воли и два стремления. Мы не просто что-то хотим, мы еще что-то делаем, куда-то стремимся. Как это соединяется в Спасителе? Человеческая природа обоживается до той степени, сколько может вместить. Но человеческая воля Спасителя подчиняется воле Божией. В Спасителе это все соединяется очень гармонично, уникально и чудесно.

Напомню, что любые разговоры на такие темы – это немощные попытки осознать то, что нам дается верой. Не все можно так легко и логически объяснить, потому что все, что касается Бога, нам не всегда доступно, не всегда понятно. Верит человек, но понять логически не всегда может. Спаситель – это уникальнейшее Существо. Такого больше в мире не будет. Господь наш – истинный Бог, соединивший в Себе две природы: Божественную и человеческую. Каким образом они соединены? Это давно было определено святыми отцами на Вселенских Соборах. Давайте это тоже обсудим. Я записал  четыре определения: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Неслитно соединились две природы. Это означает, что Божественная и человеческая природы не составили какой-то особый коктейль, не образовали третье существо. Спаситель в Себе объединяет две природы, но они не сливаются. Например, мы захотели сделать кофе с молоком: налили кофе, молоко,  получилось что-то третье. Но здесь не так: и Божественная природа остается такой, какая она есть, в полном своем совершенстве, и человеческая природа тоже остается в своем совершенном виде. Она не претерпевает особого Божиего освящения. То есть мы видим в Евангелии, что Господь и устает, и огорчается, узнав о смерти Лазаря. Мы нуждаемся в пище, питье, отдыхе. Это все проявления человеческой природы, которую Он на Себя взял.

Причем мы должны отметить такой момент. Обожение человеческой природы в Спасителе имеет свои границы. Господь не очистил Свою природу полностью, чтобы ни в чем не нуждаться, не страдать. Нет, Он захотел оставить добровольные непорочные страдания, такие как голод, нужда в отдыхе, – чтобы быть максимально близким к нам. Эти проявления человеческой природы показывают нам, что в Боге две природы не слились. Не появилось какое-то уникальное существо, которое не ест, не пьет (Богу ведь это не надо). Нет, Бог это в Себе оставляет. И страдал на Кресте Он по-настоящему. Две природы неслитно остаются в Спасителе.

Неизменно. Этот термин обозначает, что обе природы, и Божественная, и человеческая, – в Спасителе не изменились. Они остались в полном совершенстве. Божественная природа ничего не потеряла, ни в чем не умалилась, не стала ограниченной. И человеческая природа не стала другой, не свойственной человеку. В Спасителе все сохраняется.

Мы помним, что цель Спасителя в том, чтобы спасти людей. Прыгнуть в этот океан греха, чтобы людей спасти, вытащить.

Нераздельно. Этот термин обозначает, что Божественная и человеческая природы в Спасителе никогда не существуют раздельно. То есть не будет такого момента, когда они будут действовать и существовать раздельно.

Неразлучно – означает, что не будет такого времени, когда эти природы разъединятся в Спасителе. Мы это видим после воскресения Спасителя, после Его вознесения, когда Господь возносится к Отцу Небесному. Он же не оставляет человеческую природу, человеческое тело здесь как ненужную одежду. Он навсегда присоединил к Себе человеческую природу. Итак, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Спаситель приходит на землю для того, чтобы нас спасти. Каким образом это происходит? Спасение людей совершалось разными способами. Господь выходит в тридцатилетнем возрасте на проповедь. Почему в тридцатилетнем возрасте? Потому, что в то время это был возраст духовного совершеннолетия. Не надо думать, что Господь до тридцати лет не знал о Своем предназначении. Прекрасно знал. Нужно было выждать время, чтобы в той еврейской культуре, в которую Он пришел, Его могли слушать, воспринимать и не говорили: «Мальчик, почему ты пришел нас учить?»

Поэтому то, что Господь проповедует и толкует Священное Писание в синагоге, было естественным для тридцатилетнего возраста. Господь проповедует Евангелие, спасение, говорит о заповедях, показывает Сам Свой пример.

Но этого недостаточно. Надо не только сказать, как выплывать, надо бросаться в воду. И самое главное предназначение Спасителя – стать Агнцем Божиим. Что это значит?

Это ветхозаветный образ: Агнец Божий вземляй грехи мира (взявший на Себя грехи мира). Еще с Ветхого Завета идет такой образ жертвы, когда для очищения грехов приносится жертвенное животное. Агнец – это ягненок, который приносится за грехи людей.

Самое главное предназначение Спасителя – не просто дать нравственное учение, направление жизни человека, а именно принести Себя в жертву. Он именно для этого пришел, для этого готовится.

Я надеюсь, что мы с вами регулярно изучаем Евангелие. Это просто необходимо. Я не понимаю, как может православный христианин не знать Евангелие, не изучать его. Этого просто не может быть у нас с вами.

Мы должны с вами хорошо знать, что Господь выходит на проповедь, три с половиной года проповедует и эта проповедь заканчивается крестом. Крест становится тем жертвенником, на который Спаситель приносит Сам Себя в жертву за людей. Этот процесс называется искуплением.

В этом слове можно увидеть слово «выкуп». Отчасти это справедливо. Адам попал в плен сатаны, он является его рабом. Каждый человек является рабом дьявола. И его надо было спасти, выкупить. Раб сам себя выкупить, спасти не может. Поэтому нужен кто-то, кто заплатит такую цену, которая освободит этого раба.

Что делает Спаситель на Кресте? Он умирает на Кресте для того, чтобы Собой заменить все человечество, выкупить, искупить его и очистить Своей кровью.

Если мы откроем догматическое богословие, то увидим в нем много теорий, юридическую, нравственную... Вы можете посмотреть и увидеть недостатки одной, другой. Но давайте не будем об этом сейчас говорить, а будем говорить об Евангелии, о том, что Бог приносит Себя в жертву за нас с вами. И это историческое событие настолько важно, настолько является центром человеческой истории, что мы должны об этом помнить, знать. И когда мы в своей духовной жизни начинаем с собой что-то делать, пытаемся бороться, думать о спасении, то мы должны помнить о том, что Господь уже совершил это важное дело, Он уже принес в жертву Себя, Свою Кровь, чтобы очистить людей.

Что такое искупление? Это победа над грехом. Грех исковеркал природу Адама, не дал ему быть вместе с Богом. Искупление – это победа над грехом, над проклятием, которое получает Адам вследствие своего грехопадения. Это победа над дьяволом, потому что дьявол становится хозяином Адама. Это победа над смертью. Когда мы говорим о воскресении Христовом, мы говорим: «Смертию смерть поправ» (Своей смертью победил смерть, ад).

Мы вспоминаем Евангелие, как это происходило. Еще раз напомним себе, что Господа неправильно обвинили, осудили на смертную казнь. Он умер на Кресте как Человек. Вспомним Гефсиманский сад. Перед распятием Господь молится: Если возможно, да минует Меня чаша сия... Эта смерть была не случайностью, а тем, для чего Господь сюда пришел и для чего готовился. Он говорит потом, обращаясь к Отцу Небесному: «Не Моя воля будет, но Твоя». С каким напряжением все это было...

Мы видим этот неправедный суд, избиение Спасителя кнутом, издевательства. Видим крест, распятие. Я (как, наверно, и вы) каждый день понемножку читаю Евангелие. И вот сегодня так получилось, что мне попался текст Евангелия от Луки о распятии. И меня всегда поражали (я сегодня обратил на это внимание) три слова: «и распяли Его». Сколько всего происходит в этих трех словах... Что это за страшное событие происходит, когда человек убивает Богочеловека?

Господь умирает на Кресте Своей душой. А мы с вами знаем, что душа Спасителя неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно соединена с Божеством. Мы это помним. Господь сходит в ад, где находятся души всех умерших людей, и как в темноте включается свет, так уничтожается, исчезает тьма, когда Спаситель входит в это место.

А лукавый думает: получил я этого праведника, уничтожил. Лукавый же не знал, что это не просто праведник, особый пророк, а Сын Божий. Заполучив его, уничтожив людской злобой на Кресте, лукавый думал, что он уничтожил великого человека. А на самом деле это не человек, а Богочеловек.

И вот Спаситель, душой Своей сойдя во ад, разрушает это место. Мы можем на иконе Воскресения увидеть воскресшего Спасителя (Он воскресает на третий день в Своем теле), Который держит Адама и Еву за руки, поднимает их из гробов. Под Его ногами бездна и детали засовов, замков, дверей – символ этого разрушенного места.

Своим удивительным чудесным подвигом Господь, становясь Агнцем Божиим за наши грехи, искупает нас из плена смерти, заменяет нас Собой, уничтожает крепость лукавого, побеждает его Своей крестной смертью, Своим Святым Воскресением.

Вот, братья и сестры, я вам кратенько рассказал эту тему. Буду благодарен, если вы напишете на электронный адрес (kanev@tv-soyuz.ru), что вам понятно, что непонятно. Я понимаю, что эти темы очень сложные, и мы должны, наверно, более подробно о них говорить. Но примите эту мою попытку объяснить кратко.

Если напишете отзыв, я вам буду очень благодарен. Давайте продолжим дальше изучать основы нашей веры. Спаси вас Христос, дорогие братья и сестры.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать