«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с блудом. Часть 2

30 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Дорогие братья и сестры, продолжаем наши беседы о страстях.  В прошлой передаче мы говорили о страсти чревоугодия, сегодня начинаем изучать страсть блуда. Поскольку это целый цикл передач, то тем, кто присоединился только сейчас, нужно смотреть предыдущие передачи. Приступаем к практическому рассмотрению борьбы со страстью блуда. Начинаем с общих принципов.

Мы все, несмотря на то, что во многом похожи, все-таки отличаемся какими-то личными особенностями: родовыми, жизненными. Общие принципы подходят для всех, но индивидуально все равно нужно что-то «докручивать», досматривать, советовать. Если вы начинаете бороться со страстью и что-то не получается (есть какие-то особенности),  надо обращаться за помощью к приходскому священнику. В случае, когда священник не  знает эту тему, нужно изучать святоотеческую литературу. Источник опыта находится там.

На прошлом занятии мы говорили, что блудная страсть непростая, сложная, она питает многие органы чувств, через них мы получаем блудные впечатления. Может блудить ум. Когда получаем неправильные понятия об этой страсти, начинаем принимать блудные мечтания в ум.

Сердце отдельно может блудить, когда в сердце появляется похотливое желание. Поэтому в любом случае надо начинать с ума и сердца, с правильных понятий, понятий веры и пытаться бороться.

Если люди испачкались в этой страсти и упали до прихода в церковь (или это случилось, когда они уже находились здесь; так бывает, к сожалению), это не означает, что падшим закрыт вход в Царствие Божье. Надо продолжать бороться и каяться. Господь в Евангелии говорит, что Он пришел спасти погибающих. Если Господь определил именно эту область личной борьбы, то надо бороться и не надо сдаваться.

На прошлом занятии мы говорили, что данная страсть есть у всех. Ее нельзя убрать так, как дети прибираются в доме: бумажки под диван замели и вроде как навели порядок. Если эту тему прятать, думая, что ее нет, обманывая самих себя, то, к сожалению, это часто приводит к горестным падениям. Потому что страсть есть, а борьбы нет.

Итак, вы поняли, что блудное проявление есть: реальная похоть, которая мучает, или помыслы (или когда человек не может сдерживаться, будучи семейным). С чего надо начинать?

Основной принцип

Когда мы говорили о страсти чревоугодия, вспоминали святоотеческую цитату, что это дверь в душу других страстей. Поэтому начинать борьбу с любой страстью (особенно со страстью блуда) надо с борьбы с чревоугодием. Это важно, прошу обратить на это внимание.

Если посмотреть на раскладку страстей в святоотеческой литературе, можно увидеть, что блудная страсть стоит на втором месте после чревоугодия. Тут дело не в том, что кто-то слабее, а кто-то сильнее, дело во взаимосвязи. Блуд напрямую взаимодействует с чревоугодием, он подпитывается от него.  Если мы хотим привести себя в порядок, то обязательно должны вести борьбу с чревоугодием. Как бороться с этим грехом, мы рассказывали в предыдущих передачах. Обратитесь туда, посмотрите еще раз и начинайте борьбу. Не просто послушали, посмотрели, поохали, поахали – и ничего не стали делать.

Борьба начинается с небольших аскетических опытов: режим питания, пересмотр рациона, отказ от сладкого в обязательном порядке. При чем тут сладости? Страсть блуда сладкая и приятная, приятно мечтать об этом, приятны физиологические ощущения; сладости тоже приятные.

Сладострастие имеет одинаковую базу и у чревоугодия, и у блуда. Нам надо перекрыть этот кран, чтобы блудная страсть нас не била. Допустим, электрический провод оборвался, а в нем напряжение, что нужно сделать? Взять и отключить рубильник. Одним из таких рубильников является ограничение себя в плане чревоугодия. Надо обязательно начинать с этого: ограничивать себя в сладком (например, шоколад – сладкий и высококалорийный продукт; научиться пить чай, кофе без сахара, пить травяные чаи; приучать себя к режиму питания).

Если серьезно бьет эта страсть, то обязательно подключать еще и физические упражнения. Специально заставлять себя делать зарядку, комплекс упражнений. Чтобы сила плоти (молодая плоть горит, гормоны работают, человек этим насыщен) тратилась не на мечтания и блуд. Поэтому надо бегать, подтягиваться – только будет лучше. Весь комплекс борьбы с чревоугодием дан в прошлых уроках, обращаю ваше внимание на это.

Это касается не только мужчин, но и женщин, здесь принципы борьбы одинаковые, общие. Но не думайте, что пару дней воздержались, отказались от булок, гамбургеров и сладкой газировки, – и все получилось…Нет. Надо, чтобы прошло время. Это связано с физиологией. Если человек питается как попало, то в организме образуется много жировых отложений (как внутри, так и снаружи); а также много сахара во внутренних органах, в печени, в крови; поэтому два-три дня воздержания ничего не дают.

Надо настроиться на долгий период. Результаты будут позже, но они будут. Это проявится в том, что, во-первых, ослабевает борьба, во-вторых, вы становитесь сильнее. Христианин, который начинает воздерживаться ради спасения, борьбы и покаяния, получает Божью помощь: вы будете себя чувствовать по-другому, и страсть не будет резко нападать; появится возможность быть бодрым и контролировать себя.

При чем здесь сахар? Нужно время, чтобы организм перестроился и сжег все внутренние сахара и запасы жиров, которые накопились в результате неправильного образа жизни. Христиане забыли, что такое аскетика, поэтому мы болеем, мучаемся, страдаем и прочее. Обязательно будет результат, если мы возьмемся за себя. Существует тесная связь между чревоугодием, унынием и блудом; об этом поговорим позже.

Алкоголь

Что не так с алкоголем? Мы знаем из Священного Писания, Послания апостола Павла: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (блуд). Понятно, что блуд не растворен в алкоголе химически. Апостол говорит о том, что чрезмерное употребление алкоголя приводит к блудной страсти.

Практика приходской жизни показывает, что блудные падения бывают и у христиан, по причине того, что они забывают общие принципы действия страсти. Начинают жить как будто бы в стерильном мире, где живут только ангелы; и начинают позволять себе вещи, которые категорически нельзя позволять. Попадают на какие-то праздники, торжества и, увлекаясь атмосферой праздника, злоупотребляют алкоголем. Человек, идя на праздник, не хотел пить, но вышло все наоборот – и человек впал в блуд. Потом он очухался и думает, что такое произошло; мол, я и не собирался…Получается двоякое действие этой страсти. Алкоголь связан с чревоугодием, это мы особенно выделяем.

Бывают и такие истории. Человек начинает воздерживаться, режим питания соблюдает, но алкоголь не контролирует – и идут проигрыши. Потому что алкоголь больше меры (причем обычно он не пьет, только в торжественных каких-то моментах расслабляется) открывает блуд, перекрывает голову, и человек впадает в смертные грехи.

Как от этого обезопаситься? Если знаешь, что в тебе это есть, надо понимать, что алкоголь для тебя просто закрыт. Какой может быть алкоголь, если подвержен такой страсти? Давайте честно относиться к борьбе со страстями. Надо для себя понять, что ты хочешь: жить сладенько, весело, пить пиво? – Тогда снимай крестик. А если уж крестик надел, то надо с этим разбираться. По-другому не получится.

Христианство – это не религия, которая говорит: «Живи как хочешь, у тебя все получится, в рай запустят и премию дадут, тринадцатую зарплату». Не получится так. То, что мы, христиане, к сожалению, превращаем христианство в совершенно непонятное болото, не означает, что оно такое само по себе.

Давайте читать Евангелие и понимать, о чем оно говорит. Там никаких компромиссов нет. Если эта страсть есть, то алкоголь надо поместить в черную рамку и понимать, что это яд. Если на празднике присутствует незнакомая женщина и нельзя удержаться, что делать? Не должен пить! Зная в себе такие особенности, сказать, что язвенник, трезвенник, – пускай смеются, пусть будешь белой вороной, но лишь бы не упасть. (Когда человек по-настоящему язвенник, он не стесняется в компании сказать, если едят шашлыки и запивают чем-то крепким: ребята, я так не могу.)

Или другой вариант: не идти в эту компанию или идти, то с женой и не пить, тогда себя обезопасишь. Когда эти три принципа нарушаются, тогда легко упасть. Больше меры не должно быть, можно символически пригубить. Но если склонны к алкоголизму, есть зависимость, лучше не пойти в эту компанию на праздник, позвонить юбилярам, сказать добрые слова. Тут надо выбирать.

Регулярность

Мы не пьем, меру знаем, тогда вопрос возникает с регулярностью. Алкоголь бьет через регулярность, когда человек не упивается, но несколько раз в неделю позволяет себе выпить пива, вина, еще какой-то алкоголь.

Какие особенности есть с пивом? Об этом можно прочитать в Интернете, спросить у знакомых врачей, если есть интерес. Казалось бы, что это слабоалкогольный напиток, есть несерьезные градусы. Но если человек употребляет пиво регулярно, он все равно хмелеет; в мужчине начинает меняться гормональная система, появляется больше женских гормонов. Мужчина должен быть воином, главой семьи, стеной, за которую все прячутся, – а детишки видят обрюзгшего жирного папу, лежащего на диване с этой «соской» полуторалитровой… Это кто: воин Христов? Это позорище. Поведение такого мужчины становится женским, бабским; он сам в себе разобраться не может; появляются истерические реакции, до которых сам себя довел. К этому приводит регулярность.

Поведение такого христианина становится очень опасным в том плане, что он легко впадает в блуд. Потому что регулярное употребление алкоголя (хотя он не напивается, не дерется, никому не мешает) усиливает страсть уныния, ослабляются внутренние механизмы борьбы у христианина, он становится беззащитным. Соответственно, если хотим бороться – регулярность должны исключить.

Не мечтать о романтике

Есть романтика туризма, романтика воинской службы, есть романтика взаимоотношений полов. Если начинать мечтать об образе семейной жизни, о красивой девушке в свете интимных отношений, то за этим стоит начало блудной страсти, которая начинает появляться в уме. Особенно это касается взрослых людей. Понятно, что молодые, неженатые мечтают о семье, в этом ничего плохого нет, семья – это нормально. Но если взрослый мужчина начинает оценивать каждую девушку как свою потенциальную жену, с вожделением смотрит на женщину; если женщина начинает в каждом мужчине видеть будущего супруга, это не проходит бесследно, становится навязчивостью, начинает мучить людей, все возвращается к этой мысли, человек начинает в этом жить; ум, сердце – все включается.

В наше время, когда христиан не так много, чтобы выйти замуж девушке-христианке – нужна целая войсковая операция. Хорошо, если есть в храмах мужчины, а где-то их вообще нет. Часть мужчин уже женатые, другие уже десять раз были женатые, им бы и не надо уже жениться. Третьи – бывшие реабилитанты наркологического центра, за которых тоже не надо выходить замуж (при всем уважении к ребятам). Мой опыт наблюдения за такими семьями показывает, что ни к чему доброму это не приводит. Большая редкость: это христианин должен так вцепиться в Христа…Поэтому выбор остается небольшой.

Мир предлагает романтику: цветочки, комплименты, знакомство через «постельку». Это не вариант христианской жизни. Надо отгонять эти мечты. Это все блудная страсть. Как бороться? Начинать с чревоугодия; затем борьба с умом: понятие уже правильное; алкоголь исключили, потому что это опасно. Кстати, если вернуться к апостолу Павлу, в его время только варвары пили неразбавленное вино, оно было продуктом питания для бедняков.

Молитва

Из святоотеческого опыта мы знаем, что при нападении любой страсти, блудной в том числе, нужна молитва христианина; не тогда, когда мы начинаем получать удовольствие от помыслов, вожделений сердечных или физиологических, а до начала; и начинать с этим бороться. Мы поняли, что враги уже пришли, они хотят захватить сердце, убить, погубить – начинаем молиться. Как молиться? Как сможете, короткой молитвой: «Господи, спаси меня, помоги мне! Господи, помилуй меня!» Если думать, что достаточно одного-двух раз – нет, молиться до тех пор, пока не пройдет кипение и горение. Есть возможность делать земные поклоны – делайте, нет возможности – молитесь так. Главное – не сдаваться до тех пор, пока не уйдет. Это как при головной или зубной боли: таблетку принял, почувствовал, что боль проходит, так же и тут. Молимся до тех пор, пока не пройдет. Это важный принцип молитвы.

Попытки

Бог отзывается тогда, когда видит попытки. Мы можем формально сказать «Господи, помоги!» – и быть довольными, что страсть есть. Обязательно должны быть попытки, –попытки жить целомудренно, в чистоте; если женатый человек, то не изменять жене, учиться воздержанию вместе с ней, если вы христиане; если не христиане, то все равно в сердце не допускать похоти к противоположному полу. Это важно.

Время

При совмещении молитвы и попыток нужно время, как пишут святые отцы. Это может быть долго; ничего страшного, это твоя битва, твой фронт, твой сектор стрельбы. Сиди и стреляй во врага.

Постоянство

С этим совсем сложно. В наше время мы хотим все делать быстро: думать, читать, чтобы слов было мало. Но так не получится. Должно быть время и постоянство. Надо терпеливо ждать.

Раскаяние

Молитва должна быть связана с раскаянием и попытками. Время, постоянство и раскаяние приведут к положительным результатам. При таких условиях будет борьба.

Записала Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​