«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Борьба с гневом. Часть 2

29 июля 2022 г.

Сегодня 84-я встреча в рамках большого цикла и вторая часть разговора о борьбе с гневом. Цель данного цикла – неспешный разбор страстей и методов борьбы с ними. Это, конечно, не идеальный рецепт победы над страстями, когда после просмотра цикла все непременно и вдруг изменится в нашей жизни, –  это основные положения, которым нужно следовать. Разобравшись в этой теме с помощью творений святых отцов и опыта Церкви, мы значительно облегчим себе борьбу со страстями.

Сегодня мы приступим к практике. В духовном творчестве святых отцов страсти описаны не как винегрет, когда в одной ложке можно встретить все ингредиенты блюда одновременно. Отцы учат, что страсти имеют определенный порядок действия в душе человека, что они взаимосвязаны друг с другом и подпитывают одна другую. И мы изучаем их в том порядке, в каком они описаны у святых отцов.

Страсть гнева имеет свою специфику. Она является раздражителем для всех страстей, но общие правила борьбы одинаковы. В Священном Писании Господь относится к гневу как к безумию. И мы должны взять под контроль свой гнев, научиться контролировать себя и не быть бесноватыми. Если мы хотим побороть любую страсть, то нужно начинать бороться с чревоугодием. Казалось бы, какая тут взаимосвязь? Но она есть, и эта тема очень глубокая.

Страсть чревоугодия называют дверью для входа в душу других страстей. Кому интересно – предлагаю пересмотреть цикл передач  о борьбе с чревоугодием. Если вкратце, то нужно соблюдать режим питания, сна, работы, активности, необходимо следить за качеством и количеством пищи – это и есть аскетика. Аскетика для нас  – это не то, что было свойственно отцам первых веков, которые жили в Египте, спали по два-три часа в сутки и могли питаться одним фиником в неделю. Это нас не касается. Мы говорим об аскетике для мирян – простых грешников.

Господь установил так, что человек должен восстанавливать свои силы во сне. И это не какая-то красивая фраза, оправдывающая, казалось бы, такое наше «безделье». На самом деле мы должны нормально спать, а не изображать из себя египетского подвижника. Да, есть люди, которым для восстановления сил требуется несколько часов, но это скорее исключение, чем правило. А нам нужно наладить режим сна и ложиться около 22 часов.

Если же лечь с телефоном и просматривать ленту новостей о войне, о мире, о любви, то потом от возбуждения трудно будет уснуть. Лучи экрана имеют специфический спектр, который говорит нашему мозгу, что спать еще рано, что еще день, к тому же нам необходимо переработать полученную информацию – все это мешает нам уснуть и качественно восстановиться. Поэтому нужно очень ответственно подходить ко сну: готовиться к нему заранее, за несколько часов отложить все гаджеты, почитать, помолиться, подвести итог дня и в 22 часа лечь в кровать.

Если человек вовремя лег спать, то он естественным образом проснется утром выспавшимся, бодрым и успеет подготовиться к работе, сможет помолиться без спешки. Кроме того, есть и физиологическое обоснование для такого режима. Господь устроил так, что во время сна наше тело отдыхает и набирается сил.

Мы очень зависим от того, что съели, как работает наш желудок, в порядке ли наши гормоны. Все зависит от нашего образа жизни. И если человек ложится спать вовремя, то у него включается режим восстановления и на гормональном уровне. А если он ложится поздно, то «включаются» уже другие гормоны, и они не позволяют нам восстанавливать силы. Об этом можно найти много информации.

Когда человек поздно ложится спать, то очень часто он просыпается разбитым, усталым, раздражительным, и это прекрасная почва для того, чтобы в нем разгорелась страсть гнева. То есть мы сами себе создаем условия для появления этой страсти – это как если бы пьющий человек устроился работать на завод по производству спирта. Ничего доброго из этого не получится.

Режим сна очень сильно влияет на самочувствие и на работу всего организма. Когда человек выспался, он бодр, он похож на воина Христова. А в противном случае он похож на размазню, которую раздражает сам факт того, что надо идти на работу или собирать детей в школу: все его раздражают, он ходит и «гавкает» и больше похож на беса, чем на человека. Поэтому режим сна очень важен: во сне ты или восстанавливаешься, или просыпаешься разбитым и злым. Настройте свой режим сна – и вы увидите, как изменится и ваше  настроение, и ваша решимость бороться со страстями.

Режим питания – важнейшая вещь. Мы очень часто гневаемся от того, что проголодались. Чувство голода некомфортно, хотя наши предки жили совершенно в другом режиме – не сказать, чтобы постоянно голодными, но не в таком изобилии, как мы сегодня. Им не было доступно такое количество еды, особенно калорийной, вредной, а мы себя очень сильно перегружаем, отравляем разными видами современной пищи, часто вредной, переработанной, со всякими добавками.

Если человек не соблюдает режим питания, то он просто ходячий комбайн для поглощения пищи и частый гость холодильника. Но так нельзя научиться бороться с чувством голода – постоянно будешь раздражительным, потому что хочешь есть. Так устроено чревоугодие: сколько его ни корми, оно постоянно будет надоедать человеку, поэтому нужно приучаться к режиму питания.

Конечно, первые несколько недель это будет непросто, но потом человек привыкнет и сможет без труда соблюдать пост или спокойно проживать время от завтрака до обеда,  даже пропускать один прием пищи. Режим – это настройка организма на то, что ему не нужно работать постоянно, что бывает отдых и в приеме пищи. Это благотворно влияет на духовное устроение человека, и он спокойно переносит чувство голода.

Режим питания связан и с режимом сна. Если человек плотно наедается перед сном, то ему потом трудно уснуть, поскольку организму необходимо перерабатывать еду. Куда пойдет эта энергия? Она пойдет в бока или еще куда-то, человек растолстеет, будет плохо спать и просыпаться  злым – так создается хорошая почва для гнева. Потому режим питания очень важен, и его нужно соблюдать всегда, а не только в пост. Нужно знать, когда обед, когда ужин, и ничего не есть между приемами пищи. Можно пить воду, травяной чай, и тогда мы будем в боеспособном состоянии.

Режим работы тоже важен. Некоторые люди от усталости становятся очень раздражительными. Зная за собой эту привычку, не нужно планировать много дел. А то бывает, что запланируем 355 дел и не успеваем их сделать,  начинаем из-за этого раздражаться, злиться на себя, на то, что не хватает сил, а еще на окружающих – за то, что не помогают. Сколько поводов мы находим для гнева, когда неразумно относимся к работе!

Работу нужно планировать – у нас должен быть режим труда и отдыха. На исповеди часто приходится слышать истории: «Я так много работаю в огороде, что не могу вечером помолиться». Или: «Вечером не приготовил себе пищу, потом не успел, проснулся злым, ворчал на всех». Но нужно трезво относиться к работе – делать перерывы, отдыхать, не ставить себе множество задач. Мы это делаем по гордыне, а потом раздражаемся, что у нас не получается. Это неправильно.

Мы не знаем, что для нас приготовил Бог; например, мы запланировали какие-то дела, а к нам неожиданно приехали гости. А мы сидим и гневаемся на них: «Что вы приехали? Меня тут великие дела ждут!» Не нужно ставить себе много задач: сначала сделали одно дело, потом перешли к другому. Вечером можно оставить работу (если это не что-то очень важное), а назавтра продолжить ее – за один день всю работу не переделаешь.

Режим активности тоже важен, особенно для людей, которые мало двигаются. Мы, современные люди, большую часть времени сидим, лежим или стоим, зато мало двигаемся, а это обязательно нужно делать, чтобы бороться с чревоугодием и не давать гневу почву для развития. Нам обязательно нужно заниматься каким-то физическим трудом: если мы живем в городской квартире, то, например, регулярно делать уборку. А если есть время, то нужно включить в распорядок дня часовую или двухчасовую прогулку с молитвой.

Сейчас ведь так удобно – можно в телефоне скачать аудиокнигу или лекцию какого-то интересного лектора, включить наушники и ходить по парку, гулять или делать какие-то несложные упражнения, гимнастику. Это все равно понуждение: ты заставляешь себя – это важный аскетический подвиг. Мы не в состоянии класть тысячу поклонов, но по парку погулять часик можно – пройти несколько километров. Это тоже важный фактор для того, чтобы наше тело было в боеспособном состоянии – в состоянии духовного воина.  

Качество и количество пищи также имеют значение. С количеством понятно: если человек объедается, то ничего доброго из этого не получится – он постоянно будет как наполненный мешок. И в этом случае человек постоянно будет раздражительным, слабым, неспособным на то, чтобы за собой следить, потому что переедание, обжорство имеют негативные последствия не только в плане здоровья – этим мы вредим себе физически. Но в духовном плане это также вредно: человек приходит в состояние уныния, опускает руки и уже не хочет вести борьбу. В такие моменты он легко подвергается раздражительности и страсти гнева.

Наши ближние никогда нас не оставляют – они всегда хотят что-то от нас получить, хотят общаться. Вопрос в том, как на это реагировать. Расслабленный человек будет постоянно твердить: «Что вы ко мне пристали, что вы от меня хотите? Отстаньте! Видите, что я  несчастный: объелся, страдалец, еле пыхчу… А вы хотите, чтобы я с детьми поиграл». Поэтому количество пищи влияет и на физическое, и на духовное состояние.

Качество пищи тоже влияет на состояние человека. Я сейчас говорю не про дорогие сыры или устрицы, а про то, чем человек питается. Если мы питаемся одними углеводами, фастфудом или переработанной пищей, сделанной из нефти, то ничего доброго в плане здоровья мы не получим.

Когда человек питается одними углеводами, то он подрывает свое здоровье, и это приводит к тому, что он оказывается расслаблен, отравлен, очень легко подвергается унынию. У такого человека не будет внутренних душевных сил для того, чтобы начать борьбу со страстями и трезво оценивать обстановку. Кроме того, он легко будет раздражаться.

Таковы основные принципы борьбы, и мы можем их принять. Конечно, они не дают быстрого результата, при котором человек, допустим, сегодня не поел между завтраком и обедом и у него сразу все получилось. Нет, это длинная история, но к ней надо готовиться. Попробуйте в течение нескольких недель наладить режим питания, режим сна. Это нетрудно, и вы увидите, как это хорошо на вас повлияет. Вы станете бодры, с другими чувствами будете относиться к близким и окажетесь не агрессивным, еле проснувшимся чудовищем, а нормальным человеком. Попробуйте!

Было бы здорово, если бы вы дали мне обратную связь.  Когда мы обсуждали с вами страсть чревоугодия, несколько человек пробовали воплотить теорию в жизнь. Слава Богу, у них получилось, и они потом поделились со мной. Было радостно за наших братьев, сестер, что они все-таки берутся за практические дела и видят за ними какие-то плоды. Это еще не победа над страстью, но по результатам хотя бы становится видно, что человек начал понимать эти механизмы. Благодарю наших зрителей за отклики.

Следующая страсть, с которой мы обязательно должны бороться, – это блуд. Но необходимо не только бороться с самой страстью, потому что это понятное дело – вести борьбу с блудом  обязательно нужно.  Важно еще понимать, что когда мы боремся с чревоугодием и блудом, это влияет и на борьбу с гневом. Это параллельные процессы: страсть блуда влияет на проявление страсти гнева – на порой очень резкие и яркие ее проявления.

Так неудовлетворение этой страсти приводит человека к раздражительности, гневливости, к состоянию «кипучей газировки» в душе. Страсть он накопил, хотел ее удовлетворить, а у него не получается, и в итоге вся эта неудовлетворенность выливается в раздражение на объект своей страсти.

Мы подогреваем и развиваем в себе блудную страсть мечтаниями, просмотром блудных передач, фильмов, чтением сладострастных книг, неумением хранить зрение, слух. Тем самым мы легко, не впадая физически в смертные грехи или блудные падения, взращиваем и возгреваем в душе эту страсть. Она действует хитро, не сразу: накапливается, накапливается, а потом нападает на человека неожиданно (как ему кажется). Соответственно, человек ходит в отравленном состоянии – отсюда неудовлетворенность, раздражительность.

Я говорил про яркие проявления этой страсти. Одно из них – это, конечно, ревность, когда человек в состоянии неудовлетворенного блудного влечения, неправильного отношения к своей второй половине начинает гневаться. Гнев, застилая ум и ложась на блудную страсть, рождает еще и ревность. Причем дело доходит и до смертных грехов в этой страсти – до убийств, разводов, скандалов, увечий.

Чего только не бывает, каких только гадостей лукавый не готовит нам в том случае, когда мы не боремся с этими проявлениями страсти. Отсюда и развал семей, и страдания близких, детей – наших, казалось бы, дорогих и любимых людей. И все только потому, что человек напитал себя страстью и у него в душе начинается гниение, которое проявляется в гневе.

Кому интересно, обратитесь к архиву на сайте телеканала «Союз» – все эти передачи там есть, найдите и смотрите. Если кому-то что-то непонятно, пишите. Бог даст, я постараюсь ответить.

Борьба со сребролюбием также нужна, и у святых отцов интересно написано по этому поводу. Так у преподобного Иоанна Кассиана есть описание того, как сребролюбие тесно связано с гневом. Святой анализирует эту связь, говорит о том, что сребролюбие и гнев – это страсти, которые легко подпитывают друг друга. Рассмотрим, например, потерю материального имущества (очень часто такое встречается): у нас взяли какую-то вещь, попользовались и не вернули. А мы гневаемся – ходим, в голове это крутим, мучаемся. Потом все это выливается в разные формы мести – словами, делами: выговариваем, ничего этому человеку больше не даем, хотя по заповеди положено действовать по-другому.

Потеря материальных средств может быть в самых разных видах: затопили соседи, повредил машину, уронил сотовый телефон – и треснул экран, сломался ноутбук – и невозможно посмотреть свой любимый фильм, потерял зарплату или обокрали… Может быть что угодно, разные истории случаются. И если внимательно присмотреться, то для нас любая потеря имущества, согласитесь, обязательно выражается в виде гнева, раздражительности – в разной степени проявляется гнев.

Бывает, что человек доходит до невообразимой ярости! Хотя, казалось бы, потерял ты несколько тысяч – признай, что это жертва Богу, признай, что сам где-то больше вредил. Пускай Господь хоть так тебя исправляет, согласись с этой потерей! Но человек начинает себя накручивать (причем это бывает долгая история): он помнит своего обидчика, свою обиду. И здесь предстоит серьезная борьба.

Разнообразные потери всего материального – всего, к чему мы привязаны, также вызывают гнев. Поскольку мы живем в материальном мире и привыкли с детства что-то иметь, чем-то обладать, чего-то желать, то, соответственно, любая потеря «своего» приводит к гневу. Но если мы приучимся к тому, что все, что у нас есть, дал нам Бог, тогда будем понимать: если Он что-то забрал – это Он забрал.

Мы делаем в жизни ошибки, и это определенная епитимья, образно говоря. Потеря – это возмещение наших ошибок. Глядя на ситуацию так, мы по-другому будем относиться к потерям.  Потеряли – слава Богу! Бог дал – Бог взял! И тогда уже можно посмотреть на ситуацию спокойно, не раздражаясь, не обвиняя в этом ближних. И тот воришка, который утащил у тебя зарплату, уже окажется твоим благодетелем. Понятно, что непросто к этому сразу относиться правильно, но мы должны на это настраиваться.

Вторая форма – неудовлетворение – заключается в том, что человек очень много хочет: есть у него телефон, а хочется новый, есть холодильник, а хочется больше (но зарплата не позволяет). И весь мир становится мрачным – все кругом плохие (от родителей до всех ближних), страсть не напиталась – и человек ходит злой. И тут опять же должен быть правильный настрой, о котором мы с вами говорили, когда обсуждали борьбу со сребролюбием.

На этом сегодня закончим – очень емко получается. Еще много о чем нужно говорить, но оставшиеся пункты мы обсудим в следующий раз, потому что по верхам пробегать не хочется. Мы договорились обсуждать все неспешно, поэтому давайте оставим эти вопросы до следующей встречи.

Благодарю вас за внимание к передаче, за отзывы, которые вы присылаете, за вопросы, которые вы задаете. Часто бывают такие: как бороться, с чего начинать? Конкретно я отвечу, когда, создавая вместе с вами эту передачу, начну разбирать эти вопросы так, как сегодня мы разбирали общие позиции борьбы с гневом. Если мы начнем бороться со страстями чревоугодия и блуда, то это обязательно повлияет и на страсть гнева – будет меньше почвы для роста этого ядовитого растения, которое сидит в нашей душе.

Желаю вам Божией помощи. До новых встреч на телеканале «Союз».

Записали Людмила Кедысь и Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать