«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Чревоугодие. Часть 3

29 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Я приветствую вас, дорогие братья и сестры, на передаче «Страсти и борьба с ними». Мы уже приступили к практической части наших бесед и разбираем страсть чревоугодия. Сегодня у нас третья передача на эту тему. Если кто-то присоединился только сейчас к нашим беседам и не понимает, что здесь происходит, я очень прошу вас, по-братски, обратитесь к предыдущим частям, потому что это цикл и всегда нужно начинать сначала. А еще лучше прослушайте огласительные беседы, чтобы было понятно, о чем мы говорим.

Итак, давайте приступим. У нас сегодня серьезный план: мы должны рассмотреть основные проявления чревоугодия. Еще раз отмечу, что это не абсолютное перечисление грехов, а основные направления, по которым можно себя отслеживать.

Итак, продолжим разбирать несмертные грехи. Еще раз напомню, что если грехи называются несмертными, это не означает, что их можно делать. Это означает, что их нужно лечить по-другому, не так, как смертные.

Зависимость от приправ, соусов, майонезов.

В чем здесь грех? Казалось бы, что тут плохого? В самих по себе приправах и соусах ничего плохого нет, пока от них не возникает зависимость. Если обычно приготовленная еда кажется безвкусной, пока мы не бухнули туда майонеза, то это потакание своему чреву и вкусу. Эта зависимость тоже является грехом. Чем больше добавляем вкусностей в еду, тем больше пищи мы съедаем. Мы должны за собой следить. Совсем отказываться от специй не надо, но необходимо во всем иметь умеренность. Если вы к специям не привыкли, слава Богу. Поставьте эксперимент: не кладите соусы в еду, и если чувствуете, что не вкусно, значит, у вас есть зависимость. Можно в пост отказаться от каких-то соусов. Тем более что многие соусы, майонезы и приправы специально сделаны, чтобы они были еще более вкусными. Если вам хочется, приготовьте их сами – будет меньшая зависимость. Эти вещи увеличивают у нас привязанность, чревоугодие, желание съесть больше, чем мы бы хотели.

Обязательное разнообразие в пище.

Понятно, что мы не лошади, не коровы, одним овсом и сеном питаться не будем. Но нужно знать меру. Понятно, что человеческое питание должно быть разнообразным. В нем должны быть белки, жиры, углеводы. Мы с вами это понимаем.

У меня была знакомая прихожанка, которая тратила на пищу (покупку, готовку, подачу)  по 8 часов в день. Кто может позволить себе столько времени тратить на пищу в рабочий день? Никто. Она была пенсионеркой. Тогда еще кризисов не было, финансы позволяли, пенсия была хорошая, муж тогда еще у нее работал. И эта несчастная женщина тратила столько времени и сил, чтобы на завтрак у нее было одно, на обед, полдник, ужин – совершенно другое. А потом говорила, что у нее нет времени и сил на молитву, духовную жизнь и терпение своих близких, потому что она столько делает. Я ей предложил проще готовить еду. Понятно, что многие из нас живут как студенты. Приготовили кастрюлю супа и, пока не съели ее, не готовят другое. Не во всех семьях есть первое, второе и компот. Может, это и необязательно. Цель ведь не объедаться и не устраивать себе шикарные обеды. Если спокойно принимаем то, что жена приготовила какое-то блюдо и мы его несколько дней или несколько раз в день едим, то все хорошо. Если начинаем капризничать, то это каприз нашей плоти, которая хочет получить большее удовольствие от принятия пищи. Но это не означает, что надо весь пост питаться картошкой. У нас есть традиционная русская кухня, разнообразьте ее в рамках умеренности и своего бюджета (что тоже важно). Меня всегда удивляли передачи о православной кухне, в которых готовили, к примеру, осетра. Откуда это берется? Впрочем, это не пример для подражания. Мы с вами должны ориентироваться на наш кошелек и пищевые традиции.

Лакомство.

Лакомство напрямую связано с чревоугодием. Это когда хочется поесть вкусненького. А когда мы этим вкусненьким постимся, обедаем, то это прямое удовлетворение чревоугодия. Понятно, что съесть тарелку каши и супа – это одно. Но если ты обедаешь вкусняшками – это другое. Особенно дети сейчас к этому приучаются. Вы, братья и сестры, их приучаете с детства есть чипсы, бургеры, запивать это все газировкой. Иногда у ребенка спрашиваешь, какое у него любимое праздничное блюдо. И он говорит: роллы, суши, пицца. Почему так? Мама не хочет готовить, ей проще купить, и у ребенка с детства такие пищевые привычки. Я нашел интересную фразу: «пищевой мусор». Он вкусный, но мусор. Ребенок с детства приучается лакомиться конфетами, вкусняшками. Помните фильм, в котором Мальчиш-Плохиш продался за коробку печенья и банку варенья? Лакомство тоже является грехом, потому что подпитывает чревоугодие. Оно связано со сладострастием, потому что вкусняшками приятнее питаться, чем нашей традиционной пищей. Нужно обязательно, братья и сестры, обратить на это внимание и перейти на нашу традиционную пищу.

Зависимость от сладкого.

Один из видов проявления чревоугодия. Это серьезная беда поколения ХХ века. До этого у наших предков такой возможности не было, потому что не было такого пищевого производства. У нас сейчас производители питания сахар запихивают куда угодно. Сложнее всего найти, в какие продукты сахар не добавлен. Расчет идет на получение прибыли. Потому что так устроен наш мозг. У нас есть определенные центры удовольствия. Когда человек начинает лакомиться с малолетства или приучается есть сладкое, то рождается такое ощущение: достиг я определенного удовлетворения или нет? И когда человек недополучает лакомств или сладостей, ему кажется, что уже жизнь неинтересная, и пища невкусная, и стало скучно. Видите, как это важно.

Попробуйте за собой последить. И увидите, что производители питания подсадили нас на то, чтобы мы на это ориентировались. Понятно, что если за этим не следить, то получится как в анекдоте: положите девять ложек сахара, но не размешивайте, я не люблю сладкого. У нас уже такой уровень понимания. Страсть не останавливается, ей надо больше и больше. Человек становится отравленным и телесно, и духовно. Сладострастие свойственно не только чревоугодию. Это связано обязательно с блудом. Если мы хотим в себе победить блуд, то должны обязательно проследить эти вещи. Не лакомимся ли мы, не зависимы ли мы от принятия сладкого? Если это есть, то надо это жестко рубить и учиться питаться как наши предки, у которых не было столько сладкого. Что касается приема пищи, то смотрите за собой. Если у вас будут какие-то наблюдения, присылайте. Я буду рад. Но я вам говорил, что чревоугодие не только связано с желудком. Оно охватывает такие направления жизни тела: пища, питье, сон.

Долгий сон.

Это такая изнеженность, когда человек позволяет себе спать очень долго. Это очень сильно потакает чревоугодию. Давайте возьмем ориентир: что значит «долго спать»? У святителя Игнатия встречается такое выражение: «Новоначальные (а мы все такие. – А.К.) должны спать около восьми часов». Это примерно то, что говорят современные врачи. Мы ориентируемся на это как на некую норму. Бывают такие болезни, что человека клонит в сон, – это другая история. Но если ты здоров, выспался и еще хочешь поваляться в постели, понежиться, поспать, то это является грехом, потому что мы созданы Богом не для того, чтобы полдня в постели пролежать, а для того, чтобы трудиться: что-то делать духовно, физически. Сон нам нужен как зарядка наших внутренних батареек. Мы еще затронем эту тему в следующей передаче, когда будем говорить о режиме дня. Долгий сон – это более восьми часов.

Нетерпение неудобств.

Что это за неудобства такие? К чревоугодию относится пища, питье, сон, здоровье, покой тела. Поговорим про покой тела. Часто нам не хочется себя утруждать. Нетерпение неудобств – это когда кто-то приходит и просит помочь, а нам хочется отдохнуть, полежать, и мы начинаем гневаться. Гневаемся из-за того, что задели наше самолюбие, чревоугодие. Мы не хотим неудобств. Не хотим потерпеть гостей, какого-то дополнительного труда. Тут же эта страсть проявляется в виде гнева, раздражения на виновников наших неудобств. Иногда христианин попадает в обстановку, когда надо уступить место в трамвае, постоять несколько остановок. Это неудобство, но ты ведь должен усадить женщину или старшего человека? Неудобную одежду, обувь не хотим немножко потерпеть, тут же начинаем капризничать, предъявлять претензии. На это надо обратить внимание.

Любовь к покою.

Неудобства – это дополнительные нагрузки: одежда, обувь, жесткое кресло, неудобства в путешествии. Это может быть везде. Нам надо как-то себя поставить на место и потерпеть. А любовь к покою – это когда человек стремится, чтобы его никто не беспокоил. Он выстраивает мирок, в котором свое чрево кормит, холит и лелеет. Можно привести такой пример. Довольно много появляется молодежи (а также людей старшего поколения), которые привыкают жить у телевизора или у компьютера. Молодой человек сидит дома, не ходит на работу или минимально тратит время на работу. В основном он находится в своей уютной комнатке, виртуальном мире и там живет. Хотя мы призваны к труду: в поте лица будешь есть хлеб свой. Это не только про физический, материальный хлеб, но и духовный. Мы призваны трудиться. Заповеди у нас часто связаны со служением близким, общением, контактами, терпением близких. А если ты сидишь, отгородился от всех, то будешь похож на человека, который получил таланты и не развивает их. Поэтому любовь к покою тоже относится к телесным грехам.

Любовь к удовольствиям тела.

Что это за удовольствия тела? Это хождение в баню, сауну, загорание, купание. В них самих по себе ничего плохого нет. Но когда человек из похода в баню устраивает культ (понятно, что в деревне это единственный способ личной гигиены), если человек к телесным ощущениям привязан и, недополучая их, теряет настроение, чувствует неудовлетворение, то это лишнее. На море не съездил – год пропал. Этого у нас не должно быть. Понятно, что таких грехов очень и очень много. Всех их мы не перечислим, но это основные направления.

Я говорил на прошлых беседах, что страсть делится на крупные группы: смертные грехи, несмертные и условно простительные. Давайте коснемся условно простительных грехов. Хотя они так называются, это не значит, что их можно делать сколько хочешь. Это грехи, которые проявляются быстро, неосознанно. Но на них тоже надо обращать внимание.

Переедание.

Мы с вами говорили про систематическое переедание. Есть такой святоотеческий принцип: выйди из-за стола немножко голодным. Это надо понять и этому научиться. Нам сразу не понять, как это. Если человек вроде бы старается следить за собой, но чувствует, что из-за стола вышел с лишней тяжестью, то в этом случае это переедание. Это тоже прегрешение. Если мы будем систематически переедать, то во что это выльется? В усиление страсти. Поэтому мы должны быть к себе внимательными.

В чем особенность этих грехов? В том, что они легко делаются и легко прощаются. Если мы за собой это заметили, давайте не откладывать наше домашнее внутреннее покаяние и просить у Бога прощения, помощи, чтобы следить за собой и дальше жить.

Принятие спиртного до легкого хмеля.

Если вы попали на какое-то торжество (лучше избегать этого) и приняли алкоголя чуть больше нормы, у вас появилась веселость, шум в голове, то на это тоже надо обращать внимание и понимать, что это начало греха. У кого есть зависимость от спиртного, то его вообще нельзя употреблять. Мы говорим про людей, которые не являются немощными и зависимыми. Мы призваны к борьбе с любым грехом и любым его началом. Повторяю, если у нас есть зависимость от этого, то категорически нельзя эти вещи допускать. Нельзя даже пробочку нюхать. Я знаю такие истории, когда человек пробку понюхал и его потом очень долго выкачивали из запоя. Поэтому будем относиться к себе трезво. Если есть такая беда, то категорическое «нет».

Наслаждение пищей.

Это тоже одно из естественных проявлений. Понятно, что не надо готовить так, чтобы потом поросята не могли есть. Я уверен, что каждая хозяйка должна готовить вкусно для своих близких, но в рамках наших традиций и своего бюджета. Но иногда мы наслаждаемся пищей, забываем благословить еду, поблагодарить Бога за то, что Он нам дал. Пища – это дар Божий, который дается, чтобы люди пополняли силы и трудились. И если мы наслаждаемся одним вкусом, воспитываем в себе сладострастие, лакомство, то это неправильно. Если приучаемся наслаждаться, а не обращать внимание на Бога, Который дает нам эту пищу, пусть вкусную и здоровую, то в этом случае мы легко начинаем переедать, приводим себя к обжорству и попадаем в зависимость от чревоугодия. И тогда получается, как я вам и говорил в первой части наших бесед о чревоугодии, что эта страсть является дверью в душу для других страстей. То есть мы себя балуем, позволяем чревоугодию действовать в себе и открываем дверь для других страстей. Неудивительно, что потом через эту дверь заходит что-нибудь другое.

Послабление.

Это наше человеческое проявление, когда мы говорим: я устал, побольше полежу, посплю, выпью маленько, поем послаще. Эти послабления – первая ступенька. Это превращается в привычку, потом в зависимость и по нарастающей приводит к тяжким проявлениям грехов. Поэтому послабление в пище, питье, комфорте очень легко может нас привести в плен страсти.

Будьте внимательны, страсть – это не когда украл или, не дай Бог, убил кого-то. Страсть начинается с маленьких проявлений, потому что духовная борьба с грехами сложная и страсти очень сложные. Они проявляются очень лукаво, хитро. Давайте за собой следить. Вам домашнее задание: начать следить за тем, как в вас проявляется чревоугодие. Давайте вы сами для себя посмотрите, проверите, что из этого несовершенного списка можно признать своим.

Спасибо вам, братья и сестры, что смотрите нашу передачу. Благодарю вас за отзывы. Для меня это важно. Бог даст, в следующей передаче посмотрим, как бороться с чревоугодием, составим план, как это делать. Помоги нам Господь. До новых встреч.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​