«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Суд Божий над Адамом

28 августа 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем цикл огласительных бесед в рамках нашей передачи и постепенно подходим к теме изучения страстей, основ борьбы с ними, понимания, что это такое. Каждую нашу передачу я начинаю с краткого объяснения того, что знание основ веры нам необходимо, чтобы борьба со страстями у нас была более-менее успешной.

Сегодня шестнадцатая беседа. Я ее назвал «Суд Божий над Адамом». Понятно, что мы будем говорить не только об Адаме, но и о Еве, и о змее. Сегодняшняя наша встреча – это продолжение темы «Грехопадение». В прошлый раз мы обсуждали грехопадение Адама и Евы – эту страшную трагедию, участниками которой мы становимся, когда рождаемся на земле. Мы являемся носителями плодов грехопадения, мучаемся, страдаем, часто не понимаем, почему это происходит. Для того чтобы это понять, нам нужно возвратиться к истокам.

Итак, мы закончили прошлую нашу беседу на том, что грехопадение, к сожалению, совершилось. Господь давал возможность Адаму и Еве покаяться, но они отказались от этого предложения (даже двукратного), законсервировались во зле и не захотели исправляться. Что происходит? Посмотрим в Библии, как обстояло дело, что произошло дальше, после того как Адам и Ева отказались каяться. Дальше происходит суд над Адамом и Евой.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это (соблазнил Адама. – А.К.) проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
 
Я назвал передачу «Суд Божий над Адамом». Но тут есть еще один персонаж – змей, сатана, падший ангел. Напомню, что Господь попустил ему быть в раю для того, чтобы дать ему возможность тоже исправиться (так предполагает святитель Игнатий, поэтому мы тоже это предположение будем иметь в виду). Но в то же время святитель Игнатий пишет, что Промысл Божий удивителен и часто непонятен, поэтому точно знать это мы не можем. Мы можем только предполагать, что Господь попускает змею быть в раю для того, чтобы он сам исправился. Чтобы, видя красоту рая, не стал бы сеять зло.
 
В то же время для Адама это было испытание – чтобы дальше духовно расти. Без труда, без преодоления очень трудно представить рост. Для змея Господь определил судом: проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми.
 
Кто такой сатана? Это херувим, ангел, бесплотный дух, бывший светлый дух. Представьте, этому существу дается такое определение: проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми. Все звери полевые, весь скот, все животные, птички, рыбки – не прокляты Богом, это Его творение. Под словом «проклят» имеется в виду: «ниже их будешь находиться». И действительно, так и происходит.
Откуда у нас в жизни столько разнообразных страстей? Порой приходится удивляться, как мы, люди, бываем изобретательны в грехе. Мы тоже соучастники, но откуда в людях источник зла? От змея, сатаны. И он очень часто толкает человека на такой грех, что даже животные так не делают.
Если они убивают, то только для того, чтобы защититься или защитить свое потомство или чтобы просто поесть, а не получить огромную наживу и уничтожить вокруг все живое, что, к сожалению, делаем мы, когда портим среду обитания. Грехов человеческих так много, что они превышают меру разума: как мы можем так поступать?

Как получилось, что сатана так низко пал и стал хуже, чем животные? Настолько противоестественно для бывшего ангела стало его состояние из-за его поступка.

…ты будешь ходить на чреве твоем…

То есть ползать по земле. Важно понимать, какое состояние было у бесплотного ангела и каким стало. Этот падший дух продолжает быть бесплотным, но потребности у него стали совсем другие. Он хочет грешить, наслаждаться грехом, но не может. И вот это желание наслаждаться грехом – ползать по земле – образ такого существа, который, кроме земли, ничего не видит. «Земля» – это грех и страсти.

и будешь есть прах во все дни жизни твоей…

Что такое: «есть прах»? Можно сказать иначе: кататься в помойке. Это определение того состояния существа, чем он занимается, поскольку произвел такое страшное действие. Лукавый живет в страстях. Цель его существования: развивать грех, толкать на него людей, наслаждаться их гибелью, страстями. Вот это и есть ползание по земле и питание прахом с помойки. Ползание по земле – это символ страстного состояния этого падшего ангела.

…и вражду положу между тобою и между женою…

Как Господь определяет эту вражду? Между тобою и между женою – имеется в виду между человечеством и падшими духами. Змей же соблазнил жену, Еву, а в лице Евы – все человечество. Так вот, здесь Богом определяется вражда между падшими духами и человечеством.

Почему в нас есть страсти? Почему мы падаем в грехи? Почему у нас в уме появляются страстные мысли, страстные чувства? – Это следствие вражды. Все это происходит с нами потому, что это произошло тогда. Не надо думать, что мы живем в другое время, в эпоху бурного капитализма, поэтому нас это не касается. Нас это очень касается. Всех людей касается эта вражда, пока Господь не придет и не прекратит эту цепочку вражды.

и между семенем твоим и между семенем ее…

Это очень непростые слова. Понятно, что размножаться сатана не может. Ангелы бесплотны, им не нужно рождать маленьких ангелов с крылышками. Это только на картинах эпохи Возрождения летают амурчики. Под семенем змея имеются в виду те ангелы, которые пошли за ним и превратились в бесов. То есть между ними не четкий порядок, а вражда.

Тут приоткрывается нам такая завеса, тайна (но нам не нужно залазить туда), что между бывшими ангелами тоже вражда. Так и должно быть. Там огромное количество гордецов, и неужели они будут друг другу подчиняться? Нет, вражда будет. Так и есть.

...и между семенем ее…

Это необычное выражение. Мы знаем, что женщины сами по себе, без мужчины, без мужа не могут родить. Это естественно, нужны папа и мама. Так откуда «семя жены»? В своих толкованиях этих слов святые отцы говорят о пророчестве: будет время, когда  на земле воплотится Сын Божий. Мы как раз говорим о рождении Спасителя, воплощении Сына Божия, бессеменном зачатии, когда Дух Божий сходит на Пресвятую Богородицу и из Ее крови создается тело Спасителя. То есть тут не было участия мужа, как у нас с вами – обычных грешников. Это вражда между сатаной и Спасителем:

оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Тот, Кто поразит змея в голову, – это Спаситель, Который пойдет на Крест, пострадает за нас всех, умрет, потом сойдет во ад, на третий день воскреснет и тем самым победит силы зла.

….а ты будешь жалить его в пяту.

То есть змей будет жалить Его в пяту. Имеются в виду как искушения Спасителя, которые мы видим в Евангелии, так и духовная борьба, которой даже самые великие подвижники не могут избежать. «Жалить в пяту (в пятку)» – это очень опасное дело. Когда человек идет по территории, населенной змеями, и делает это неосторожно, то может наступить на змея и получить укус пяты.
Нужно идти очень осторожно и внимательно. Это образ духовной жизни, когда, с одной стороны, всегда надо быть внимательным и осторожным, а с другой стороны, не только мы с вами, обычные грешники, но даже великие подвижники не избавлены от того, чтобы этот змей кусал их за пятки, караулил и пытался соблазнить.

Давайте поговорим про Еву.

Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Господь обещает умножить скорбь беременности. Мы знаем, что рождение детей запланировано в раю. Поскольку у Бога случайностей нет, у Него все по плану, мы все с вами должны были родиться в раю. Но получилось так, что человек согрешил и оказался в грешном, страстном состоянии, оказался на земле, которую мы сейчас с вами хорошо знаем.

В раю тоже должно было быть размножение, но не скорбным, не болезненным, не страстным. У нас сейчас все связано с болезнями, страданием. Поскольку наши предки отреклись от Бога, от заповедей, то получают противоположное, что было у них в раю. Ева получает скорбь в беременности: …в болезни будешь рождать детей…

… и к мужу твоему влечение твое…

Почему оно и зачем? В эпоху феминизма звучит не очень модно, когда мы читаем в Библии, что Ева подчиняется мужу, Адам господствует над ней. В чем суть этого влечения? Ева была дана Адаму как помощница, восполняла в нем то, что ему хотелось. Она не была рабыней, она была помощницей. Мы понимаем разницу между помощницей и рабыней.

После грехопадения она получает влечение к мужу. Оно выражается не только в виде похоти, физической необходимости, а еще и в потребности. Как часто женщины говорят, что не хватает твердого плеча, хотелось бы создать семью. У нас на приходе одна из важных тем, на которые мы говорим с современными прихожанками, это то, что у них нет семьи. Это одна из реальных серьезных проблем. Молодая женщина или девушка приходит в храм, становится церковным человеком, ей хочется создать семью, но выйти замуж не за кого: или мужчины уже женатые, или приходят в храм в таком состоянии, что им не надо уже жениться, потому что за спиной два, три, четыре эксперимента.

Это очень непросто, это серьезная проблема. Мы часто занимаемся тем, что говорим: «Не надо печалиться, надо смотреть Промысл Божий о себе. Необязательно у тебя должна быть семья. Это хорошо, но необязательно». И из года в год ведется беседа об этом с одним человеком. Почему это происходит? Это как раз и есть следствие влечения к мужу – когда женщине необходимо быть замужем, даже в психологическом плане. И когда приводишь примеры, что есть женщины, которые замужем, но крайне несчастны, это даже не убеждает, потому что, конечно, всем хочется быть счастливыми, но почему-то мы забываем, по какой причине мы оказались на земле.

Так вот, это влечение к мужу как физиологическое, так и психологическое, эта душевная, духовная потребность быть замужем, подчинение, господство мужа – как раз противоположность того состояния, когда уже согрешившая, ощущающая себя богиней Ева пришла и соблазнила мужа. Я не говорю, что женщина – недочеловек. Мы говорим вовсе не о том, что одни великие, другие низкие, что мужчины – замечательные, а женщины – грязные существа.
Мы говорим о факте суда и о том, что происходит. На моем приходском опыте я вижу, что те женщины (они даже могут быть двести раз неверующими), которые умеют подчиняться мужу, учатся подчиняться, живут гораздо благополучнее (и духовно, и душевно), чем те женщины, которые пытаются вольно или невольно руководить мужем.

Женщина говорит, что ей нужно крепкое плечо. А ты готова на это плечо опираться, реально быть за мужем, а не перед мужем, над мужем, чтобы им руководить? Это очень интересная тема. Как бы тут не оказалось продолжение темы греха Евы, когда она пыталась быть богиней и управлять мужем, который над ней стоит. Получается такая беда. Скорбь беременности, рождение в болезнях, влечение к мужу, зависимость и подчинение – как необходимость бороться со своей гордыней, которую Ева получила, отравившись грехом.

Что же Адам? Адам здесь не жертва. Почему тема беседы: «Суд над Адамом»? Потому, что он главный.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей («Не Меня послушал, а жену послушал». – А.К.) и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя…

Что значит: проклята земля? Вся земля была раем. И та земля, которую мы сейчас имеем: с зимой, непогодой, засухами, дождями, снегами, всевозможными катаклизмами, – это результат грехопадения. Адам был главой всего. И если царь сходит с ума, то все царство тоже разваливается.

Земля раньше была раем, и она же становится местом заключения для Адама. Понятно, что планета Земля, животные не виноваты, но то, что мы сейчас видим: этот биологический круг, когда все друг друга едят, есть неприятные опасные животные (и коронавирус), – это все следствие проклятия. Есть множество всяких микробов, ядов, неприятностей, от которых человечество страдает. Это следствие проклятия земли из-за грехопадения Адама.

… со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей…

Скорбь и тяжелый труд (не только физический, но и духовный) связаны между собой – это тоже нам с вами надо понимать. Если раньше у Адама все было в раю, он ни в чем не нуждался, то сейчас человек начинает нуждаться во всем.

Человеческое существо не приспособлено к жизни на проклятой земле (у нас нет когтей, зубов, мы не можем есть то, что едят животные), нам столько всего нужно для жизни... Культура и появляется как средство для выживания.

…во все дни жизни твоей…

Нам не обещается здесь счастье, безбедное существование. Скорбь во все дни жизни твоей. Это важно понимать, чтобы правильно ориентироваться. Часто христиане говорят: «Ну почему мы несчастливы? Почему так все происходит?» Дорогие мои, надо трезво смотреть, где мы с вами оказались и какие задачи перед нами стоят. Скорби будут всегда. Под этими скорбями надо понимать не только скорбь физического труда. Бывает еще скорбь от того, что духовный труд не идет или очень тяжелый. Под питанием надо понимать и духовный труд, и физический.

…терние и волчцы произрастит она тебе…

Об этом мы и сказали, что стали появляться не райские растения, а все неприятности, связанные с физическим трудом.

…и будешь питаться полевою травою…

Это очень интересные слова. Мы говорили, что Адам питался плодами с деревьев, как прямо стоящий, сверху берущий из рук Божиих плоды. А животным определялось питаться травой. Так вот, в этих словах показано, что Адам сходит до уровня животных и тоже будет питаться полевой травой.

…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

В поте лица он будет трудиться, и как факт – смерть тела. Мы видим в Библии вот такой суд над змеем, Евой и Адамом. И что происходит дальше?

И нарек Адам имя жене своей: Ева (что переводится как «жизнь». – А.К.), ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

Есть разные толкования. Одни толкователи Священного Писания говорят, что под этими кожаными ризами фиксируется болезненность, смертность, страстность тела. Другие святые отцы говорят, что это реальная одежда, потому что Адам и Ева, согрешив, находились в страшном состоянии, и это некая забота Бога о человеке.

Еще существуют толкования о том, что Господь в этих словах показывает смертность животных и необходимость человеку питаться их мясом, одеваться в их шкуры, для того чтобы человек видел смертность животных и понимал, что он сам смертное существо. Что это первое жертвоприношение (уже дети Адама приносят жертву Богу).

Еще есть такое немаловажное толкование, что кожаные ризы – это наша неспособность видеть духовный мир. Это тоже забота Бога о человеке. Если бы мы с вами видели, кем мы окружены, то мы бы ужаснулись. Мы их не видим, не слышим и не чувствуем, и это очень хорошо.

Те люди, которые занимаются оккультизмом, колдовством, магией, разрушают эту границу и начинают реально видеть духовный мир. Только это мир бесов, который представляется миром ангелов.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Помним, что в раю находились два древа: древо познания добра и зла и древо жизни. Господь не дает Адаму, который узнал на практике, что такое зло, и знал по воспоминаниям, что такое добро, вкусить плод с древа жизни. Говорит Господь Сам в Себе, что нельзя допустить, чтобы Адам в таком состоянии вкусил другой плод. Нарушивший одну заповедь с легкостью нарушит и другую. Что тогда станет? Зло станет бессмертным. Что сделал Господь, чтобы уберечь Адама от следующего страшного грехопадения?

И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Мы закончили третью главу Книги Бытия, где определяется суд Божий над Адамом. Адам не смог бы жить в раю. Он так бы и прятался в стыде от Бога по кустам, шил бы себе из листьев подобия одежды, и ходил бы там как индеец, и мучился. Злой грех не может терпеть благодати Божией. Чтобы Адама спасти, Господь изгоняет его из рая.

Что мы видим? Адам оказывается на земле. С этого момента начинается человеческая история – та, которую мы уже знаем, когда люди начинают размножаться, течет исторический процесс и в итоге доходит до нас с вами в нашем времени. О том, что будет дальше, мы, Бог даст, поговорим в следующей передаче.

Спасибо вам, братья и сестры, за внимание, за комментарии, которые вы присылаете на электронную почту: kanev@tv-soyuz.ru  Напомню, что для меня очень важно, чтобы материал был доступен, полезен и чтобы наша работа оказалась хоть кому-то нужной.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать