«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с блудом. Часть 6

28 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня у нас 51-я встреча, часть 6-я из микроцикла «Борьба с блудом». Очень надеюсь, что сегодня будет последняя передача в рамках этого цикла. Понятно, что в жизни все гораздо сложнее и труднее, но мы разбираем общие принципы, которые подходят для всех.

Сегодня у нас серьезная задача – закончить эту тему. Если что-то будет непонятно, придется искать что-то опытным путем и не сдаваться, потому что не так все просто. Посмотрев нашу передачу, вы не избавитесь от проблем с грехами. Мы только знакомимся с общими принципами, чтобы понимать, как все происходит, чтобы пытаться воплощать все это в жизни.

Сегодня довольно сложная тема. Есть такой способ борьбы, о котором мы говорили ранее, – обезопасить себя. Проще, например, не пойти на корпоратив, чем потом бороться с теми блудными впечатлениями, которые там нахватаешь. Когда ты находишься в обычном, нормальном состоянии, проще отвергать блудные помыслы, чем бороться с ними, когда они в тебе уже кипят. В любом случае профилактика легче, чем лечение.

Но что делать, когда ты уже кипишь этой страстью в сердце, голове и так далее? Так вот, наедине борьба всегда сложнее. На людях мы ведем себя прилично, и если, например, нам женщина крайне симпатична, но условия такие, что мы хотим сохранить лицо, естественно, мы не будем с ней обниматься, целоваться, кокетничать. А наедине сдаться легче. Что делать?

Обратимся к житию преподобной Марии Египетской. Конечно, это не пример в том плане, что мы в пустыню уйдем, но основные принципы борьбы в житии сказаны. В пустыне преподобная Мария Египетская не видела людей, но все равно ее посещали нападки, в том числе блудные. Что она делала? Она рассказывала старцу Зосиме (и об этом в житии можно прочитать более подробно), что падала на землю, молилась и лежала до тех пор, пока искушение не пройдет.

Мы сейчас будем говорить о боеспособном состоянии ума во время искушения, когда страсть только нападает. Просто бывает, что человек сдался – и тогда уже (когда опомнишься) надо начать каяться; не надо сдаваться. А сейчас мы будем говорить о пути борьбы, когда  чувствуешь, что нападки есть, в голове крутятся блудные помыслы, вся нечисть поднимается в твоем сердце, показывает себя сладкой, вкусной, интересной, занимательной, ум только об этом и думает, физиология восстает про тебя... Что делать? Есть способ – начать делать земные поклоны (если условия позволяют), молиться. Какой молитвой молиться? Любой молитвой – не в тексте дело.

Что такое молитва? Это личное искреннее обращение человека к Богу с покаянием,  вниманием. Во время искушения самая простая молитва – короткая. «Боже, помилуй меня». «Господи, прости меня». «Господи, укрепи меня». «Боже, милостив будь ко мне, грешному». Или Иисусова молитва. То есть чем короче, тем лучше. Потому что в таком состоянии ума, когда на него идет очень серьезная атака любой страсти, сохранить внимание легче в короткой молитве. Если читать длинную молитву на полторы страницы из молитвослова, бывает, это не работает. И потом человек говорит: «Я молился, но ничего не работает». Не работает потому, что ты неправильно это делал. Если  взял утюг, не включил его в розетку и гладишь брюки, то, естественно, ничего не получится – нужно включить утюг в розетку.

Так же и с молитвой: она не работает потому, что часто мы молимся формально, невнимательно, неискренне. А надо начать бороться искренне. Нам нужно получить опыт борьбы в искушениях. Эти искушения у всех есть, возраст не спасает от этого. Может быть, с возрастом чуть легче – гормоны не так бьют, как в молодости. Но есть это же действие лукавого, и он будет себя проявлять если не в этой страсти, то в какой-то другой. А способ один и тот же – начни сокрушаться, каяться, делать поклоны. Если нет возможности делать поклоны (спина больная или ноги) – встань на колени. Не получается – молись так, как получается, в том положении тела, в котором можешь.

Если ты едешь в трамвае и напал блудный помысел – не сдавайся. Бывает, что для нашего смирения и во время молитвы попускается такое, что в голову приходят всякие нечистые помыслы. Или в храме во время литургии. Ты думаешь: я пришел в святое место, на литургию – и вдруг на меня нечистые помыслы напали. Ничего страшного! Ты думал, что враг будет по-честному соблюдать какие-то правила? Нет; он будет нападать, бить. Господь это попускает, потому что ты гордый, думаешь, что ты такой весь чистенький. А на самом деле нет: вот тебе показана твоя гордыня, твое тщеславие, твое ложное о себе мнение. Поэтому не сдаемся, боремся, независимо от того, где мы находимся.

Еще один из советов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет в своей статье «О чистоте», которую всем рекомендую прочитать, что нужно поднять гнев на страсть. То есть разозлиться на себя, что ты такая тряпка, быстро сдаешься. Разозлиться на страсть, на лукавого, который тебя соблазняет. Потому что гнев изначально был дан Адаму как оружие против зла. Господь сказал Адаму охранять рай, хранить. И это было оружием, чтобы хранить рай, свою душу. Получается, это естественное, правильное употребление этой силы, которая дана человеку. Только нужно направлять гнев не на ближнего, не на женщину, которая тебя соблазняет, а именно на страсть, на лукавого.

И, конечно, важным оружием является раскаяние. Если ты уже пал по немощи, соблазнился на эти помыслы, чувства и натворил каких-то дел – раскаивайся; Христос ждет твоего возвращения. Я, конечно, повторяюсь, и мы уже это обсуждали в первых частях, но говорю это для тех, кто только сейчас присоединился. Раскаиваемся, встаем, Христос ждет нас, Он с нами. Это мы отвалились от Него, пали. Но нужно к Нему возвращаться. Только так, другого способа у нас нет.

Раскаяние – важнейшее очистительное средство. Чтобы выгнать из сердца блуд, нужно раскаяние. Делаем земные поклоны: сначала через силу, не по-настоящему. Но делаем, делаем, делаем. Вот такие святоотеческие советы, братья и сестры. Наедине бороться сложнее всего, потому что нам не перед кем красоваться и показывать, какие мы красивые. На самом деле – изнутри все наши страсти лезут. Но мы же себе легко это прощаем, находясь в таком состоянии.

Я сейчас не говорю про те ситуации, когда человека специально соблазняют; надеюсь, нас это не коснется. Я говорю о тех ситуациях, с которыми можно столкнуться регулярно в бытовой жизни.

Дальше хотелось бы рассказать о необычной страсти, которая подпитывает человека, а мы об этом можем не знать. Особенно когда человек неправильно думает о христианском посте. У нас ведь как обычно бывает? Чем строже постишься, тем ты круче. Но пост заключается не в том: кто меньше съел, тот и победил. Цель поста – раскаяние и смирение, а не то, что человек довел себя до истощения и умер от голода.

Святоотеческий совет такой: да, бороться с чревоугодием обязательно надо. Как бороться – мы говорили в цикле про чревоугодие: режим питания, не баловать себя, но держать в боеспособном духовном и физическом состоянии. Что делает усиленный пост? Во-первых, он подпитывает гордыню; это прямой путь к духовной ошибке. Человек говорит: я пощусь не как прочие человецы, а по уставу, по Типикону. Так вот, в борьбе с блудом усиление поста не работает; работает умеренность.

Почему усиленный пост вреден? Он дает усталость или физическую слабость. Человек по тщеславию думает, что он ого-го какой духовный боец, а на самом деле раз – и силы кончились. Потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Человек думает, что он сам, своими какими-то копошениями, неразумными ограничениями может к Богу приблизиться, а на самом деле, наоборот, отдаляется от Него.

Вот к чему приводит чрезмерный, усиленный пост – к усталости. Усталость бывает необязательно от поста. Бывает физическая усталость, когда человек перетрудился на работе или где-то еще. Усталость обязательно будет подпитывать, усиливать уныние. Уныние – страсть сложная, и мы о ней еще будем говорить в наших передачах. Сейчас просто примите эту информацию как данность. Потом, когда мы пройдем все страсти (если Бог даст), посмотрим их взаимодействие, нам будет все более понятно. Уныние проявляется по-разному, в том числе в виде того, что человек устал, опустил руки и у него внутренне нет сил ни на что: ни следить за собой, ни бороться, ни делать поклоны, ни молиться, ни раскаиваться. У него на это просто нет сил, потому что он уработался.

Уныние с блудом напрямую тесно связано. Блуд действует именно через усталость. Как это можно представить? Например, представим себе пружину, которая находится в сжатом состоянии, и есть некий механизм, крышечка, которая эту пружина держит. Это наше обычное состояние: у нас есть внутренние силы, данные нам Богом, и мы держим свои страсти. Пружина – это блудная страсть, она находится в сжатом состоянии, часто не проявляется, и человек к этому привык. А представьте, что человек переработал или постится так, что у него нет сил (а душа с телом ведь очень тесно связаны; если тело ослабло, душа тоже теряет силы). Получается, что крышечка, сдерживающая пружину, ослабла. Как только пошло ослабление – пружина тут же выскочила.

Так действует уныние: перестает работать сдерживающий механизм. Резьба сорвалась – и пружинка вылетела. Вот так это работает. Поэтому усиленный пост не тот путь. Есть хорошая усталость, а есть плохая усталость. Я сейчас про плохую усталость говорю, когда сил нет. Бывает так, что человек устал после работы, а если с сыном пробежку сделал или в футбол поиграл – тогда хорошая, приятная физическая  усталость. Но я сейчас про ту усталость, которая очень тяжелая, тягостная, когда не хочется ничего делать: ни читать, ни молиться. Это состояние очень быстро открывает уныние, и выходит не только блуд, но какие угодно страсти. Тогда и гнев может легко проявляться. То есть выскочит та пружинка, которая зажата. Надеюсь, я понятно все объяснил. Вот так уныние связано с блудом. То есть усиленный пост не нужен.

Еще один пункт, который мы должны обсудить, – правильное отношение к искушению во сне. Что такое искушение во сне? Думаю, взрослые люди понимают, о чем я говорю: это когда снятся блудные сцены, ты в них участвуешь, вплоть до физиологических ощущений. Бывает, человек просыпается с полным физиологическим ощущением, что он блудил во сне. И тут важно разобраться, грех это или нет.

Бывает так, что человек искренне готовился к причастию, а накануне происходит вот такая история. Что делать? Во-первых, не паниковать. Во-вторых, разобраться в себе. Понятно, что сказать, грех это или нет, я не могу, потому что разные причины могут быть. Мы должны понять причину искушения во сне.

Это бывает потому, что мы с вами находимся в падшем состоянии, и у нас не только душа не всегда правильно (или всегда неправильно) работает, но и тело. Напомню, мы с вами духовно-телесные существа. Мы Богом устроены так, что у нас есть, допустим, гормональная система. От гормонов очень многое зависит в жизни нашего организма. Если в нас заложена система воспроизводства себе подобных, рождение детей, то понятно, что организм, получив изначально такую задачу, настроен на то, чтобы создавались семьи, были супружеские отношения, чтобы рождались дети. И организм всегда к этому готов. Так работает женская гормональная система с циклами очищения (они же нужны не для того, чтобы смирять женщину, а для того, чтобы воспроизводить детей). Даже если у женщины нет супруга, это не значит, что физиология отключилась. Понятно, что бывают периоды, когда происходит всплеск гормонов, организм требует своего. Если, допустим, мужа нет, то на рассудочном уровне женщина сдерживается, а во сне это может выйти наружу.

Что является причинами таких искушений во сне? Блудные мечтания, рассматривание или чтение какой-то блудной литературы, переедание (или если много выпьешь воды перед сном). Все это влияет. Если все эти четыре причины присутствуют, значит, ты виноват –  подпитал себя. Но бывает, что ничего этого не было, человек не объедался, выдержал спокойно время поста перед причастием, но случилось во сне блудное искушение. Он анализирует, что не мечтал, никого не осуждал, со всеми помирился, искренне готовился, не было переедания... Тогда  это действие чисто физиологическое, и оно может быть связано еще с тем, что это откровенная нападка лукавого, задача которого – смутить, сбить с правильного пути, чтобы человек к незначительному стал относиться как к чему-то очень важному и значительному. Например, это чисто физиологический процесс, а мы можем придавать этому какое-то особое значение. Допустим, женские дни: понятно, что это физиология. Мы не живем во времена Ветхого Завета и не считаем, что это какой-то нечистый процесс, что женщина-христианка в этот момент скверная. Это просто физиология. Да, есть ограничение участия в таинствах в этот период. Если женщина причащается регулярно, то эту неделю просто надо переждать. Здесь нет какой-то духовной нечистоты, это чисто физиология.

И у мужчин бывают такие искушения во сне. Если он не подпитывал себя специально блудными эмоциями, то это относится к физиологическому вопросу. Если это физиология, то греха здесь нет. Потому что грех – это зло. Поэтому грех или нет, нужно разбираться. Подпитывал себя, чревоугодничал, мечтал о блуде – значит, грех. Если нет – значит, нет. А то получается, мы часто боремся с физиологией, а с реальными грехами не боремся. То есть надо понимать, что искушения во сне могут быть.

Еще один важный святоотеческий совет – вопросы, касающиеся внутренней работы над собой и раскаяния в грехе. Если были такие попущения, что мы по своему заблуждению, безумству, своим ошибкам впали в блуд (особенно в то время, когда были еще неверующими, не ходили в храм или нас крестили в детстве, а мы потом натворили дел) – как раскаиваться? Тут есть очень важная тонкость, очень важный принцип – плотские грехи вспоминать без подробностей. Почему? Эта страсть такая опасная, что даже если ты сегодня думаешь, как это плохо, какая это скверна, и начнешь каяться с подробностями («Господи, прости меня за то, что делал то-то и то-то с теми-то и теми-то»), то нет гарантий, что это все снова не проснется в тебе. Эти переживания, впечатления – особенные, они связаны со сладострастием (ты же вспоминаешь не о том, как тебе зубы лечили), потому эта страсть очень легко может опять подняться.

Поэтому когда мы идем на исповедь, решив покаяться за всю свою жизнь, то эти грехи надо называть одним словом, не надо все подробно описывать священнику. Священник – только свидетель покаяния, ему не нужны все подробности. Мы Богу каемся, а Господь и так все видел, Он ждет твоего личного покаяния. А мы начинаем свидетелю рассказывать подробную историю. А священник как потом? Он же тоже живой человек. Нередко же бывают неприятные истории с духовенством. Поэтому священников тоже надо беречь. Даже в личном покаянии, когда мы сами дома каемся, не надо подробно все вспоминать. Просто говорим: «Господи, прости меня, блудного». Обличаем себя, но без подробностей, чтобы снова в себе эту страсть не поднять. Это очень и очень важно, чтобы не давать страстям снова возникнуть. Я рассказал про сжатую пружину – пусть эта пружина когда-то заржавеет и развалится в сжатом состоянии; пусть она не будет выстреливать, ударяя по нам.

Все эти основные принципы – для того, чтобы быть внимательнее к себе и не допускать до себя этих нападок, не будить в себе эту страсть.

Заканчивая, снова напомню принцип: будь на страже, будь внимателен – борьба идет. Мы с вами говорили в первых беседах о том, что эта страсть свойственна всем, она хитрая, сладкая, неожиданная, очень легко меняет ум, очень легко нападает. Поэтому будьте на страже. Мы находимся на духовной войне. Будьте всегда внимательны, настороже, планируйте свою безопасность. Если ты понимаешь свою слабость, не надо лезть туда, где может быть объект твоей симпатии, если ты женатый человек. Не надо лезть в компанию друзей, которые блудят и занимаются всякими непотребствами. Христос важнее, чем эти товарищи. Будь настороже, ты – воин Христов; твоя задача – победить вместе со Христом. Даже если тебя победили, ранили – вставай, ползи, не сдавайся. Только так.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать