«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Борьба с гневом. Часть 4

26 августа 2022 г.

Мы продолжаем изучать страсть гнева, которая касается всех нас без исключения. Сегодня 86-я встреча в рамках большого цикла. Первая его часть состоит из огласительных бесед и основ веры (их должен знать каждый христианин), а вторая часть состоит из маленьких циклов, посвященных той или иной страсти – тому, как она проявляется и как с ней бороться. Это не абсолютная инструкция, а основные направления, на которые нужно обратить внимание.

Продолжим изучать борьбу с гневом. В прошлый раз мы рассматривали, как святой преподобный авва Дорофей предлагал бороться с гневом. Речь шла о том, что проявления гнева не сразу бывают сильными – сначала они могут проявляться в виде помыслов и чувств. Преподобный выделяет различные стадии развития греха и сравнивает их с разведением костра: сначала разжигают маленький огонек, потом в него добавляют небольшие ветки, затем побольше, следом идут дрова – и вот уже полыхает огромный костер, после которого остаются угли. И авва Дорофей подробно описывает, как различить ту или иную стадию проявления гнева и как необходимо с ней бороться.  

После выхода той передачи многие написали мне свои наблюдения и рассказали о том, что исполнять все это у них не получается. Скажу честно, что и у меня не получается. Но мы должны знать основы борьбы со страстями, и они относятся не только к гневу, а к любой страсти. Зачастую мы торопимся, хотим быстрого результата. Мы привыкли бегать, суетиться, нажимать кнопку и сразу получать результат – так вместо поиска ответа в энциклопедии мы обращаемся в Google, поскольку это быстро, удобно!

А в этой ситуации мы вдруг сталкиваемся с правдой жизни: вроде боремся со страстью, но когда нас, например, оскорбил коллега, то тут же происходит вспышка гнева, и нам кажется, что ничего у нас не получается. Однако для успешной борьбы со страстями нужно запастись терпением, поскольку результат не будет моментальным. Люди по характеру и темпераменту бывают очень разные: одни спокойные, другие гневливые, хотя и у тех, и у других бывают проявления гнева.

Конечно, спокойному человеку потребуется затратить меньше сил, чтобы привести себя в порядок, а гневливому больше, но это не означает, что один или другой из-за этого  становится ближе к Богу. Тот, кто спокоен, борется и с другими страстями – это может быть чревоугодие, блуд, уныние, что угодно. А у вспыльчивого человека на первом месте всегда будет гнев, который обычно сопровождает гордыню и другие страсти. Но какими  бы мы ни были, гнев проявляется у всех.

И всем нам нужно набраться терпения, поскольку без него ничего не получится. Никакую страсть не победить моментально – это одно из основных правил борьбы. Чтобы получить среднее образование, нужно сначала окончить школу. Не получится в первом классе сразу получить аттестат – должны пройти годы обучения, во время которых человек обучается, сдает экзамены и только потом получает документ об образовании.

Даже если мы посадили картофель, то и тут нужно запастись терпением. Не нужно вести себя как Карлсон, который посадил косточку и каждый раз, прилетая к Малышу, выкапывал ее и удивлялся, почему еще ничего не выросло. Это смешно. Но почему же тогда в отношении духовной жизни мы делаем то же самое? Мы хотим мгновенного результата, хотим чудес – мы как бы вынуждаем Бога: «Дай нам, что мы хотим!»

Захотел, например, человек стать кротким, но сразу у него ничего не получится – это целый процесс, и он за один день не произойдет. Однако это не означает, что не нужно вообще ничего делать. Как же стать кротким, если мы даже не понимаем, что это значит? Часто под кротостью понимается какое-то «тряпкообразное» состояние. А кротость – это не тряпка, которую мы кладем под порог, чтобы каждый, кто захочет, вытирал об нее ноги. Это совершенно другое.

Если я хочу получить результат, но не понимаю правил духовной жизни, то ничего у меня не выйдет. Должно быть терпение, и это не такое терпение, когда человек надулся, молчит и терпит. Терпение обязательно должно быть связано с трудом (мы об этом говорили в прошлый раз) – это должна быть молитва, какое-то действие, направленное на примирение с обидчиком, который, на наш взгляд, пусть даже и не прав.  

Кто первый успел помириться, тот и молодец, тот и сильней, тот и ко Христу сделал еще один шаг. Авва Дорофей пишет, что труд этот состоит из терпения, молчания и настоящей молитвы, дарующей спокойствие. Хотя по мере его выполнения обязательно проявится и злопамятность, когда лукавый при виде конкретного человека снова будет подбрасывать нам воспоминания об обидах. А нам снова нужно будет бороться и трудиться.  

Иногда человек может оказаться невнимательным по самым разным причинам и делать ошибки – например, не увидеть процесс развития страсти и разгневаться. Так и вы пишете: «Гнев возникает сразу». Нет, не сразу! Он всегда проходит через все описанные стадии. Другое дело, что мы не замечаем этого в себе – болячка развивается, а мы не видим. Да, она необязательно развивается долго ­– начальник несправедливо отругал, и человек тут же вскипел.  Но процесс развития страсти все равно происходил поэтапно: сначала была мысль, потом зажглись чувства, потом они вылились в слова и дела, и так все стадии были пройдены. Это мы порой не замечаем их, но они есть.

Итак, для борьбы со страстью нужны терпение, труд и время – должно пройти немало времени, может быть, даже десятилетия. И сколько Господь нам даст лет на земле прожить, все эти годы нужно бороться. Страсть гнева очень коварная: сегодня она может притвориться уснувшей, а завтра проснется с новой силой. И только тогда может быть результат, когда есть терпение, труд и время. Но кто дает результат? Господь! Поэтому в борьбе со страстями еще нужна и Божья помощь.

Казалось бы, это элементарные истины. Но в практической приходской жизни я сталкиваюсь с одним общим «заболеванием» – человек перестает бороться, не хочет этого делать и говорит: «Я попытался, но ничего не получилось». Главное в этой фразе местоимение «Я»! Его нужно писать огромной буквой: «Я старался, но не получилось! Все, бросаю бороться!»

Ничего подобного быть не должно! От нас зависит терпение, труд и время, а результат зависит от Бога. Господь видит, что человек искренне борется, старается, падает и встает. Или на коленках к Нему ползет, пытается вставать и молиться. И тогда он обязательно получит помощь. Господь обещает нам это и в Священном Писании – Он не говорит, что бросил нас, Он утверждает: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11).

Нужно бороться с терпением, нужно трудиться. Слово «труд» имеет двоякое значение. Оно означает и то, что дело это тяжелое, и то, что его нужно старательно выполнять. Да, будет тяжело, и, безусловно, нужно будет приложить старания, но без этого никак! Терпение, труд и время зависят от нас, а результат зависит от Бога.

Со временем у человека наступит такое состояние, когда он все равно будет видеть себя разгневавшимся, но гнев этот будет проявляться уже внутри. Если раньше человек гневался сильно, то потом это будет происходить только внутри, и это совсем другое состояние. Если мы получаем опыт терпения и труда, то со временем приходит истинный опыт наблюдения за собой, и рождается он только так. А если бы мы захотели и тут же получили Божью помощь, то впоследствии легко бы ее потеряли. Мы это знаем по нашей обыденной жизни: если что-то легко получаешь, то легко и теряешь. Мы в начале пути, и в этом нет ничего страшного.

Как действует покаяние? Покаяние – это очищение. Оно очищает человека: сначала у него появляются помыслы, потом рождаются чувства, потом слова, дела, и только потом приходит  покаяние. Помыслы и чувства – это внутренние проявления, слова, дела и покаяние – внешние. По уровню проявления страсти сначала идет самое легкое, потом посерьезней, потом еще серьезней. И когда мы собираемся на исповедь, подводим итог, то видим в основном свои грубые дела, очень редко мы видим, как грешим словами, еще реже – чувствами, ну а грехи помыслами вообще не замечаем.

Святые отцы пишут, что с чувствами и помыслами легче бороться. Когда ты только почувствовал появление огорчительных и гневных помыслов, когда опечалился от слов ближнего, то сразу нужно и бороться. Это будет гораздо легче сделать. Зажженную спичку легче потушить, чем костер. Бороться с помыслами и чувствами нужно так же с помощью покаяния, но не во время таинства Исповеди в храме, а бороться  внутренним покаянием, молитвой, раскаянием перед Богом.

Это гораздо легче, но мы и этого не умеем делать. Неужели для нас закрыта возможность очиститься от этой страсти? Нет. Если мы заметим свои грубые дела, слова и искренне раскаемся в них, если примиримся с ближними и будем молиться о прощении еще до исповеди, то это тоже будет очищено – душа наша будет очищена. Страсть еще не исчезнет, с ней придется бороться и в дальнейшем, но те болячки, которые нами обнаружены и в которых мы раскаемся, будут исцелены. А вот сама страсть нет!

Господь оставляет нам страсти, чтобы мы продолжали бороться и получать опыт. Если человек продолжит трудиться, то со временем он начнет замечать не только свои дела, не только грубые вещи, когда он кого-то ударит или что-то резкое выскажет сослуживцу, но и замечать свои чувства, а впоследствии научится замечать даже свои помыслы. Об этом и говорит авва Дорофей – если человек научится замечать чувства, то со временем он научится замечать помыслы, и тогда эта борьба будет легче.

Но нужно пройти этот путь, и пройти его именно трудясь, а для этого нужны время, искренний труд и терпение. Поэтому давайте настроимся и не будем паниковать из-за того, что сегодня разгневались. Я вам давал задание наблюдать за собой и очень надеюсь, что вы это делаете. Попробуйте вести дневник: когда разгневаетесь, то записывайте в него, что и как получилось, отмечайте, удается ли замечать чувства – они же наши; и они яркие.

Бывают более тонкие страсти, и в них нужно тщательно разбираться. Уныние, например, не проявляется в виде какого-то конкретного яркого чувства − это очень специфическая страсть. А гнев всегда заметен – он ярко проявляется. Давайте попробуем, поучимся, понаблюдаем, как у нас проходит день, как эта страсть в нас проявляется, и со временем мы научимся многое замечать. Поэтому не опускаем руки,  а боремся.

По поводу того, какая должна быть молитва. Я взял у аввы Дорофея такую молитву: «Боже, помоги брату моему и мне, ради молитв его». В этой молитве нам дается ценный  духовный урок, хотя вроде бы совсем простые слова. Господь заповедует нам в Евангелии молиться о врагах. Ведь враги − это необязательно фашисты. Враги − это те, кто нам каким-то образом мешает, а мы должны о них молиться. И здесь важно понимать, что эта молитва нужна не им, а нам! Это мне нужно молиться о моих врагах, чтобы я на них не обижался, чтобы прекратил их ненавидеть и гневаться на них. Молитва – огромное и сильное средство борьбы с гневом.

О чем авва Дорофей говорит в своем поучении? В чем здесь урок? В том, что мы обращаемся к Господу: «Помоги брату моему!» Хотя человек этот – необязательно мой родной брат. Святой пишет про монахов и под словом «брат» подразумевает другого насельника монастыря. Но мы живем не в монастыре, а в миру, потому молимся: «Господи, помоги моему сослуживцу, родственнику, папе, маме, брату, сестре, дяде, тете, настоятелю моему!» Здесь и проявляется наше сочувствие, сострадание. Мы в этой молитве пытаемся научить себя принимать ту мысль, что наш ближний – это такой же немощный человек, как и мы, и он тоже нуждается в помощи Божией, прощении, спасении.

«Помоги брату моему и мне, ради молитв его». То есть помоги ему, Господи, не за мои заслуги, не потому, что я такой замечательный, не потому, что я передачу на телеканале «Союз» посмотрел, а ради молитв его. Получается, что мы себя ставим ниже, а ближнего своего, который нас обидел, ставим выше и тем самым выполняем определенные уроки смирения – это одно из важных условий борьбы с гневом.

Вы можете возразить: «Мой начальник – неверующий! Он обо мне не молится и, соответственно, эта часть не работает, она будет неестественна». Правильно, молитва − это не какой-то заговор, не рецепт, который нужно выполнить «от» и «до». Молитва − это живое обращение к Богу. Если, допустим, наш сослуживец неверующий, или иноверный, или вообще атеист, или язычник (это не так важно, мы же в реальном мире живем, а не в каком-то стерильном), то мы говорим: «Боже, помоги сослуживцу моему и мне по великой милости Твоей».

Тут мы полностью Богу доверяем свое спасение. «Помоги брату моему». Он все равно для нас враг − он напакостил, натворил что-то, неприятности какие-то устроил. Но мы не говорим: «Помоги врагу моему!», а просим: «Помоги брату моему!», то есть близкому моему. Значит, не только для монахов эта молитва написана – ее можно употреблять всем.

Есть еще одна специфическая особенность гнева, которая связана со следующим моментом: когда человек не борется, он привыкает потакать своим страстям. Это основа основ, и мы об этом читаем, знаем теоретически и практически. Начинаем бороться с той или иной страстью – например, с чревоугодием (вспомните, как это бывает на практике), соблюдаем пост, и, согласитесь, часто так бывает, вдруг нам хочется чего-то непостного. Человек себя ограничивает, но вдруг у него появляется раздражительность. Или кто-то привык в соцсетях сидеть с утра до вечера, а в пост себе обещает: «Все, больше не буду!»  А в душе вдруг слышит: «Пойдем посмотрим! Ну что такого?» Человек отвечает: «Нет, не буду! Я пообещал – пост!» Что здесь появляется? Раздражительность! Правда?

Много бывает разных проявлений страстей, которые именно так и обнаруживаются. Почему же появляется раздражительность? Она появляется потому, что началась борьба, потому, что страсть заскучала и ей хочется напитаться – душа, отравленная страстью, хочет получить впечатления. А человек волевым усилием, основываясь на вере, желании очиститься, послужить Христу, не делает того, что просит страсть, и это, соответственно, рождает раздражительность. Мы должны об этом знать.

Это не совсем страсть гнева, которая по природе развитая, а это то, чем страсти вызывают к себе внимание, чтобы мы их утешили, насытили. Это подобно тому, как, допустим, поймали бы мы какого-то хищного зверя и какое-то время не кормили его. Но он же от голода вообще озвереет! Вот так же ведут себя и страсти. И раздражительность появляется не от того, что мы сами по себе гневливы, – она пробуждается уже от того, что началась борьба.

Соответственно, что надо делать? Надо перестать кормить эту страсть, чтобы ее «успокоить». По нашей схеме возвращаемся к четырнадцатому пункту и снова начинаем терпеть. Терпение с чем связано? Появилось неудобство какое-то − нужно волю собрать в кулак, так держимся и терпим! Так же и здесь − не даем выхода раздражительности, терпим, трудимся с молитвой, помним, что покаяние работает на всех уровнях проявления страсти. И трудимся дальше. В этом и заключается смысл этой борьбы.

Авва Дорофей делится с нами духовным секретом, как побороть гнев. Перескажу своими словами: «Не превозносись над ближним и не будешь гневаться». Тем самым святой указывает нам на то, что основание  нашего гнева против ближнего (имеются в виду близкие) лежит в страсти гордости. Ведь превозношение − это и есть гордыня. Если мы будем продолжать на кого-то гневаться, то должны понимать, что это у нас еще и превозношение проявляется.

Получается, я посчитал, что человек ниже меня, поэтому могу его унизить, поставить на место, воспитать и так далее, хотя таких функциональных обязанностей по службе или по работе у меня нет. Такое превозношение и есть проявление страсти гордости. А отсюда уже рождаются и зависть, и гнев, и осуждение, от которого мы все маемся. Но об осуждении мы поговорим позже и отдельно. Возможно, этому нужно будет посвятить целую передачу. Здесь же важно помнить, что весь корень страсти лежит в гордыне: если мы гневаемся, значит, у нас обязательно есть гордыня. Обратите внимание на это.

Также у нас имеется и другой святоотеческий совет, который говорит о том, что человек сам виноват в своем гневе. Как же нам легко начать кого-то обвинять, а себя оправдывать! Я не виноват, меня вынудили, задели, сказали мне какие-то грубости, не обслужили так, как мне хочется, ко мне нехорошо относятся и так далее. Все виноваты вокруг, а я ничего себе – нормальный, но это они вынудили меня гневаться.

Если будем идти таким путем, то, конечно, никакой гнев мы никогда не победим. Это будет то же самое превозношение: я хороший, а эти поросята вынуждают меня вместе с ними лежать в их болоте и хрюкать. Поэтому основа основ борьбы со страстями – я сам виноват в своих страстях, я их кормлю. Это и есть те самые поросята, которые в моей душе живут, хрюкают, питаются, потому что я их кормлю. Они толстеют, а я говорю: «Нет, это близкие мои виноваты!»  Нет! Ничего подобного – я сам виноват. Вот это честный подход к борьбе со страстями: сам виноват − сам и отвечаю.  

Бывает, что у людей, которые пытаются начать борьбу со страстями, появляется такое желание или мечта − убежать куда-нибудь. Им хочется из города уехать в какую-нибудь тихую деревню, а из деревни потом в лес. Там хорошо – никто не лезет, телефон не звонит, на электронную почту ничего не посылают, никто не беспокоит. А ты, человек, в уединении борешься со страстями и живешь духовной жизнью. Но оказывается, что все совсем не так.

Святые отцы, которые прошли этапы борьбы и в общежительных монастырях, и в духовном уединении, говорят нам, чтобы мы не обманывались. Они учат: «Не бегай от людей». Если человек убежит от людей, то страсть в нем все равно будет проявляться – он будет  гневаться на что-то другое. А люди − это орудия Божии, и с их помощью Господь показывает нам, что в нас есть. А мы бежим от того орудия, которое и помогает нам.

Давайте вспомним спортсменов, у которых есть тренажер. А теперь представьте, что спортсмен скажет: «Нет, я не буду на нем заниматься, я убегу от него». И он не станет сильным, потому что не использует этот самый тренажер. Так же и в духовной жизни смысла бегать нет. Конечно, не надо специально идти к кому-то и говорить: «Давайте плюньте на меня, оскорбите». Это странно будет. Но и думать, что от чего-то куда-то можно убежать и там уже начнется духовная жизнь, ошибочно. Ничего подобного не произойдет! Сейчас, сегодня ведется наша духовная борьба и духовная жизнь. Вот об этом и хотелось с вами поговорить.

Спасибо за внимание, отзывы и те вопросы, которые вы присылаете. Желаю вам Божией помощи. Желаю помнить, что эти пункты должны у нас в сердце лежать, в памяти. Не опускаем руки, боремся. И помогай нам Господь!

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать