«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с чревоугодием. Часть 4

26 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Продолжается цикл бесед, посвященный практике борьбы со страстями. Сегодня у нас 38-я передача «Борьба с чревоугодием. Часть 4». В предыдущих эфирах мы говорили об основах борьбы со страстями для нас, людей, живущих в миру. Причем эти принципы должны быть постоянными. Если мы будем разумно соблюдать эти основные правила, о которых говорили, учитывая здоровье и возможности, то они позволят пребывать в хорошем духовном состоянии.

Если у нас спросить, какое время в церковном году является особым для борьбы с чревоугодием, то мы без труда ответим, что это пост. В предыдущих беседах разговор шел о приучении себя к борьбе с чревоугодием. Сегодня мы начнем разговор о посте. Поскольку передача создается благодаря вашим вопросам, у нас будет сложная система обозначений. Я надеюсь, вы не запутаетесь. Беседа у нас 4-я, а о посте будет первая. Материала много, и как бы я ни пытался его ужать, давать отрывочно мне не хочется.

Давайте поговорим о посте как об особом времени. Если мы посмотрим в календарь, то увидим, что у нас четыре длинных поста и много однодневных. Постных дней более двухсот в году. Очень часто это вызывает огорчение у христиан: сколько можно поститься, почему так много? Устав поста (под уставом я понимаю время пощения) сложился исторически. Изначально так не было. Великий пост занимал всего неделю и был другим. Потихоньку он рос и рос. Начали появляться другие посты. Но не наше дело это все менять. Наше дело – подстроить пост под свои возможности и использовать его.

Пост – это богослужение

Пост как средство был обозначен Богом. Если мы посмотрим Ветхий Завет, то увидим, что он там присутствовал как средство богослужения. Поэтому когда мы готовимся к посту, нужно не прислушиваться к своему чреву, которое говорит: опять посты, нужно мучиться, ограничиваться… Это говорит страсть, это наше самолюбие не хочет ущемляться. А мы должны поставить правильную мотивацию, что это богослужение. Сейчас речь идет о телесной стороне поста. Есть и духовная сторона поста, о которой мы в следующий раз поговорим. Входя в пост, работая над собой, человек тем самым служит Богу.

Существуют разные формы богослужения. Когда человек приходит в храм на богослужение, он посвящает свое время и свои физические возможности Богу. Это серьезный труд. Пост – тоже богослужение. Давайте это примем за основу. Об этом можно долго говорить, но думаю, что не нужно. Вы это все прекрасно понимаете. Пост – не ущемление ради ущемления. Но чтобы это было понято и принято нами, давайте посмотрим, каковы цели поста. Люди часто думают, что цель поста – в очищении. Попостился и очистился. А как это происходит? Это важный вопрос в духовной жизни. У нас не магия, мы верим не в колдовство (когда назвал какие-то фразы – и чудеса получились). Христианство не такое, оно практичное. Если нам говорят: «Покайтесь», – мы должны спросить: «Как это сделать?» Если нам скажут: «Поститесь постом приятным» (часто можно услышать такую фразу, и мы с вами обсуждали, в чем приятность поста), то надо спросить: «Как правильно поститься и что такое приятно?» Эта фраза касается не того, что мы будем кушать приятные постные блюда и наслаждаться этим процессом. «Приятно» – в переводе с церковнославянского означает «принятый». То есть постимся постом, добровольно принятым, взятым, для того чтобы нам послужить Господу, потрудиться. Совсем по-другому фраза звучит, правда? Вкусняшки не проглядываются. Давайте перечислим цели поста, которые мы можем найти в Священном Писании.

Цели поста.

Ходатайство перед Богом

Вспомним историю в Ветхом Завете, когда еврейский народ вышел из Египта под предводительством Моисея. Перед тем как было получено 10 заповедей, был объявлен пост во всем народе. Потом Моисей поднимается на гору и получает заповеди. В Священном Писании прослеживается, что народ постится, чтобы обратиться к Богу в духовно важных событиях. Соответственно, можно ли применять пост в отношении себя? Да, можно. Мы, будучи грешниками, хотим походатайствовать пред Богом о своих детях, о себе, о близких. Это одно из средств.

Особые обстоятельства

Под особыми обстоятельствами подразумеваются общественные скорби, трудности, эпидемии, войны. Можно вспомнить и Ветхий Завет, и Новый Завет. Мне близка история с Владимирской иконой Божией Матери, поскольку я являюсь настоятелем храма, посвященного этому чудотворному образу. Мы знаем события, когда враги подступают к Москве, и москвичи объявляют пост. Постятся несколько дней, после чего происходит чудесное избавление Москвы от захватчиков. Поститься можно и нам, когда происходят какие-то трудности в жизни. Необязательно это будут общественные беды. Хотя мы живем в эпоху пандемии, и, допустим, можно было нам объявить какой-то особый строгий пост. Сейчас это не применяется. Хотя в индивидуальных случаях (когда случаются скорби в нашей личной жизни, в семье, на работе) можно какое-то ограниченное время попоститься, поскольку это богослужение и средство, которое дает возможность человеку правильно настроиться и послужить Богу.

Исцеление болезни

В Ветхом Завете люди постились, чтобы получить исцеление. Мы должны понимать, что причиной большинства болезней являются грехи, которые человек в себе развил. Поэтому следствием сделанного греха является болезнь. Когда человек начинает поститься, ограничивать себя ради служения Господу и каяться в грехах, он вполне может получить исцеление. Это тоже для нас с вами, братья и сестры. Только не так: «Господи, я мяса не поел, почему Ты меня не исцелил?» Нужно это делать с таким настроением, с которым люди приходили исцеляться у Господа Иисуса Христа. Когда какой-нибудь бесноватый или прокаженный говорил: «Господи, если хочешь, очисти меня». Со смирением надо это делать, а не относиться к Богу как к аппарату с бесплатной газировкой: я Тебе свечку поставил, давай возвращай в виде каких-то моих капризов. Это языческое отношение к божеству. Мы так не должны делать. Наши молитвы и просьбы должны быть пропитаны правильным настроением: «Господи, если это угодно Тебе. Я Тебе доверяю свою жизнь. Все в моей жизни зависит от Тебя. Если хочешь, очисти. Если мне будет полезно переносить эту болезнь, дай мне силы».

Важные события в жизни христианина

Какие это события?  Например, участие в важных таинствах. В древности: перед крещением. В наше время это может быть подготовка к таинству Венчания. Но не так, как у нас это часто происходит, когда в церковь заезжают между ЗАГСом и рестораном, чтобы устроить красивый обряд, а через год разводятся. А нужно к этому правильно готовиться. Этот день должен быть особым, святым, когда христиане и постятся, и исповедуются за всю жизнь. Это новый важный этап. В этот день причащаются. Совершается таинство Венчания, а все эти посиделки можно и потом провести. Главным является освящение семейных отношений.

Было бы замечательно, если бы постились перед рукоположением в священный сан. Может быть, это кто-то и делает. Также пост может предварять какие-то важные события в жизни, важное путешествие, назначение важной должности. Много может быть важных событий, которые меняют нашу жизнь. И если христианин их будет встречать кратковременным постом или молитвой, то будет все совсем по-другому. Вот так это можно применять, братья и сестры.

Одна из целей, о которых мы говорим, – это покаяние. Как это работает, мы поговорим позже. Просто если мы будем говорить, что цель только одна, то мы не поймем все многообразие механизма поста, как он работает и какую пользу может принести. Покаяние имеет одно из важных значений и пропитывает все остальное, но цели могут быть разные.

Напомню, что в весенних передачах 2020 года мы разбирали статью святителя Игнатия «О посте». Обратитесь к архиву. Это очень просто сделать. Нужно найти в Интернете официальный сайт канала «Союз», войти на главную страницу, открыть вкладку «Передачи», выбрать нашу передачу, и появится архив. Можно по датам отмотать и посмотреть. Там мы разбираем важную тему «О посте», которая проникнута темой покаяния. Какая еще может быть цель поста?

Епитимья за грехи

К сожалению, опыт епитимьи у нас уходит из церковной практики. Хотя это неправильно, потому что это средство лечения, примирения согрешившего человека и Господа, желавшего видеть плоды покаяния этого человека. И может назначаться пост за какие-нибудь грехи, чтобы человек сокрушился и покаялся. Необязательно это время будет совпадать с сеткой постов, установленных в нашей Церкви.

Опыт воздержания

Это не самая главная цель поста, но вытекающая из всего. Когда мы входим в пост и начинаем себя вместе со всей Церковью ограничивать, тем самым к концу поста мы получаем важный опыт. Это в том случае, если постимся правильно. Какой это правильный пост, мы поговорим чуть позже.

Часто мы называем не совсем главную цель поста: будто бы пост нужен для очищения тела (чтобы очистить его от шлаков, лишнего жира). Это точно не цель поста. Пост – это не диета, а богослужение. И если мы будем говорить, что пост – это средство, чтобы похудеть или избавиться от шлаков, то это неправильно. Цель поста в первую очередь духовная, но основана она на телесном воздержании. Мы перечислили цели поста, которые можно перед собой ставить или в установленное время постов, или отдельно.

Правильный пост

Давайте поговорим о правильном посте. Из чего он состоит? Всякое дело можно сделать правильно или неправильно. Мы, люди, устроены очень своеобразно после грехопадения. Даже добрые вещи можем испортить. Вот эта опасность сделать неправильно подстерегает нас на каждом шагу. Поэтому нам надо быть очень внимательными. В чем заключается внимательность? В том, что христианин может делать духовные дела, но с неправильным духовным настроем, и это принесет ему вред. Можно делать какие-то дела и взять на себя непосильное. Можно поститься, но не брать духовную основу. Это тоже будет духовный вред. Такие опасности есть, и мы с вами должны говорить о правильном посте и неправильных его формах. Правильный пост, по святителю Игнатию, состоит из двух важных условий: это умеренность и длительность.

Умеренность

Что такое умеренность? Как мы с вами привыкли поститься? В метро, на переходе, на книжном рынке, в церковной лавке покупаем календарь. Кто его составлял? Кто его издавал? Даже не обращаем на это внимания. Видим: на обложке напечатана икона, в сетке постов написано, когда можно есть рыбу, когда масло. И мы начинаем поститься по табличке на календаре. Это неправильный подход. Неизвестно, какой устав был принят при составлении календаря. В каждом монастыре он свой. Это очень важно и правильно, потому что условия жизни и местонахождение обителей разные. Цели тоже могут быть разные. Это могут быть отшельники, более строго постящиеся. Это может быть монастырь с менее строгим постом. Поэтому совершенно нормально, что устав везде разный.

А если это нормально для монашествующих, то тем более будет нормально для христиан, которые понимают, что у них есть ряд болячек и условий, не совсем совместимых с тем календарем, который они купили. Поэтому святитель Игнатий говорит, что пост должен быть умеренный. Ты должен взять ту меру ограничений, которая тебе посильна. На предыдущих передачах мы говорили, что не с чревом боремся, а со страстью. Наша цель не засушить тело, не убить его, не повредить своему здоровью. Если повредишь, то потом вообще ничего не сможешь делать. Мы должны кормить свое тело. Не баловать, не перекармливать, не холить, не лелеять, а держать в нормальной форме, но не потакать страстям. Человек должен понять, что если в календаре написано, что масло можно только по субботам и воскресеньям, а вы отказались от того, чтобы поститься пряниками и начали поститься овощами, то вам не надо обращать на это указание внимания. Потому что поститься пряниками легче, чем поститься овощами.

Длительность

Это одно из важных условий. Когда мы начинаем поститься уставными длинными постами, то наиболее хорошо проявляются плоды пощения. В чем? Давайте кратенько пробежимся. Первая часть поста, его треть – это привыкание. У нас сменился рацион, образ жизни. Вроде бы трудновато, но нормально. Потом происходит интересный момент. Где-то с середины и до конца поста страсти начинают скучать. Мы же в обычное время не очень внимательны к себе, часто удовлетворяем свои страсти. Они радуются. Мы думаем, что живем хорошо. Но когда мы начинаем себя умеренно прижимать (я не говорю, что надо жить на одном сухарике и финике в неделю), страсти начинают скучать и восставать. К середине поста все, что у нас есть в сердце, начинает вылезать. Это очень хорошо. Пост – это такое богослужение, которое позволяет увидеть, что в нашем сердце не соответствует главным целям, что мешает Господу туда войти. Раз ты эти страсти увидел и их чувствуешь по-настоящему, если тебе не надо при подготовке к исповеди долго сидеть и мучиться (что же я наделал на прошлой неделе?), тогда появляется покаяние (если человек правильно настроен). Если неправильно настроен, то смотри предыдущие передачи. В таком случае к концу поста христианин приходит с опытом воздержания, покаяния, смирения, потому что он понимает, кто он такой на самом деле. Во время этого богослужения человек может увидеть, кто он такой, и получить опыт воздержания.

Более подробно мы проходили эту тему в многолетнем цикле передач «Уроки православия». На этих уроках мы изучали механизм Великого поста. С ведущей Ольгой Валентиновной Баталовой всю передачу разбирали, как это работает. Я очень кратко сейчас говорю, поэтому отсылаю вас к той передаче.

Неправильная форма – это очень строгий пост. Когда человек берет его по гордости, тогда растет не покаяние у человека, а гордыня. Гордыня проявляется в превозношении: «Я пощусь, я не такой, как все прочие. Те ищут меру, а я пощусь по листочку календаря». Появляются и превозношение, и раздражение на близких. И это противоположно покаянию и примирению с Богом.

Почему важно все делать умеренно? Чтобы ничем не отличаться от других. Если человек постится из-под палки, лицемерно, делает вид, чтобы не привлекать внимания своих близких христиан, берет слишком слабый пост, непосильный, то борьбы нет; и результатов тоже не будет.

На сегодня мы закончим. Благодарю вас за внимание к нашей передаче. Благодарю тех телезрителей, которые присылают свои вопросы и таким образом помогают создавать нашу передачу. Помоги вам всем Господь!

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​