«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Борьба с сребролюбием. Часть 6

24 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня шестьдесят шестая встреча в рамках цикла и шестая часть темы «Борьба со сребролюбием». Мы не первую передачу говорим о сребролюбии, сегодня постараемся закончить.

В прошлый раз я объяснял, почему обязательно нужно жертвовать на храм: чтобы в нем служилась литургия, была проповедь; чтобы мы учились вере, покаянию, освящались в таинствах. Обязательно нужно жертвовать. Но не все так просто: жертва должна быть особенной − чистой. В чем ее чистота? В Евангелии Господь говорит: если ты принес жертву в храм, но у тебя есть на кого-то обида, неразрешенные сложные отношения, проблемы с кем-то, то нужно сначала примириться с братом своим, а потом принести жертву Богу.

Жертва Богу − это не то же самое, что автоматическое пополнение счета на телефоне, когда не важно, в каком морально-нравственном состоянии ты находишься. Жертва Богу − это духовный процесс, который не может идти так же, как наши денежные дела в миру. Духовное дело должно быть в первую очередь с правильным настроем сердца.

Жертва – это не попытка человека, скрипя зубами, отдавать часть своей зарплаты Церкви. Это сложный процесс, связанный с прощением грехов, попыткой изгладить свои прошлые прегрешения. Какова цель жертвы? Исправить грех. Если мы хотим с Богом помириться, в первую очередь нужно обязательно примириться с нашими близкими. Только тогда наша жертва будет принята Богом. Мы можем формально положить деньги в кружку, но Бог их не примет. Нужно внимательно за этим следить. Жертва Богу должна быть правильная.

Материальная составляющая важна в нашей жизни, но она не главная. Можно строить монастырь, но быть нераскаянным грешником, и это тебе не поможет. В сердце обязательно должен быть правильный настрой. Когда человек простил грехи ближним, раскаялся в своих прегрешениях, тогда жертва будет чистой, будет принята Богом, принесет пользу Церкви. У нас много разговоров, что богатые люди строят храмы и тем самым надеются получить рай. Мы должны по-христиански понимать слова: сердце чисто созижди во мне, Боже. Сердце мое очисти, Господи, а не возьми мой кошелек. Богом определенная жертва – это дух сокрушен у человека.

В житии святого праведного Иоанна Кронштадтского есть истории: кто-то протягивает ему деньги, чтобы он пожертвовал их куда-то, а он не берет и говорит, что эти деньги нечистые. Почему? Потому, что они имеют нечистое происхождение или человек жертвует с нечистым сердцем. Говорят, деньги не пахнут. Но в духовном плане они пахнут (бывает, даже очень скверно). Мы грубые существа, поэтому не чувствуем этого. Если человек что-то украл и принес в церковь на пожертвование, это нечистая жертва, грех. Нельзя категорически нести в храм ворованное, нечестно добытое.

Бывают такие истории: наши прихожанки искренне хотят, чтобы храм был красивым, светлым, уютным, развивался. Но их мужья неверующие. Тогда перед прихожанками встает вопрос: откуда взять деньги для пожертвования? Бывают случаи, когда кто-то из них тайно пытается принести деньги в храм. Я советую по-честному попросить своего мужа (ведь Бог поставил его над женой): «Дорогой, я хочу жертвовать на храм. Определи размер моего пожертвования». Он скажет: «Сто рублей в месяц». И вы честно берите эти сто рублей и несите в храм.

Господь похвалил жертву вдовицы и ее духовное расположение, а не золотые мешки богачей, которые жертвовали от избытка, а не от нужды. Эти сто рублей принесут Церкви больше пользы, чем те деньги, что вы украдете из семейного бюджета. А потом мы удивляемся, почему у нас что-то сломалось, и нам приходится собирать деньги на починку (я не говорю, что здесь есть прямая связь, но исключать этот момент мы не можем). Сердце должно быть с правильным настроем. Деньги, пусть и небольшие, должны быть честными. Это и будет настоящая жертва.

То же касается и вещей: если человек когда-то что-то своровал, а потом опомнился и думает принести их в храм, то не надо. Лучше раздайте нищим. Мы отдаем храму лучшее (и в материальном, и в духовном смысле). Часто бывает, что у человека от родственников остались вещи, и он хочет их принести в храм. Ты ему говоришь, что вещи должны быть чистыми. Он говорит: «Да без проблем». Приносит, а мы потом это все разбираем и выкидываем, потому что носить это совершенно невозможно.

Не нужно превращать храм в место переработки вторсырья или место, где люди обязаны в буквальном смысле копаться в грязном белье. Если мы хотим что-то пожертвовать в храм, то должны сначала оценить: сам я это надену или нет. Если я хочу пожертвовать овощи со своего огорода, то они должны быть лучшие: все-таки мы несем их Богу. Давайте к этому относиться именно так.

Не нужно брать кредиты. Множество людей попали в кредитное рабство. Из-за чего? Из-за своей зависти и алчности. Им хочется добиться чего-то, приобрести какую-то вещь: сумку, компьютер или еще что-то. И именно сейчас. Вся эта кредитная система построена на человеческой алчности и на нашем неумении считать. Человек залезает в кредиты (особенно микрокредиты). Посчитайте, какой там огромный процент: берешь десять тысяч, а отдаешь двадцать, тридцать, сорок. Этим и живут банки. Не надо брать кредиты на потребительские нужды (на вещи модных брендов, новую бытовую технику, если есть старая), когда в этом нет острой нужды (я не говорю про ипотеку). Иначе попадете в рабство.

Предлагаю не пользоваться кредитными картами. Банку невыгодно, если человек будет брать в кредит сорок тысяч, а в конце месяца выплачивать ту же сумму. Там свои сложности. Узнайте, как это все работает. Банку не нужны честные пользователи кредитками. Такому человеку обязательно из банка позвонят и скажут: «Вы надежный человек. Мы вам одобряем не сорок тысяч, а сто двадцать». Человек думает: «У меня есть сто двадцать тысяч». Он их должен отдать за месяц, а у самого зарплата – сорок тысяч. Изначально понятно, что человек попадет в ловушку. Он думает, что потратил свои деньги, а на самом деле они не его. Лучше жить со старым холодильником, зато быть свободным. Лучше копить, потихоньку откладывать деньги, в чем-то экономить, чем лезть в кредиты. Эта экономия даже может быть духовным стимулом для того, чтобы довольствоваться малым.

Бывает, что нужны деньги. Тогда лучше попросить в долг у друзей без процентов. В истории целые государства попадали в денежное рабство и теряли свой суверенитет. Это и сейчас происходит на геополитическом уровне. Давайте будем внимательны. Это очень важно.

Еще часто бывает, что предлагаются разные схемы: взял деньги, отдал, что-то продал, перепродал − и у тебя триста процентов прибыли в течение месяца. Так не бывает. Чем более развиты технологии, тем больше человеку предлагается этих схем, особенно в Интернете. Если обещается большой доход, то это наверняка криминальная история. Бывают экономические пирамиды, когда человек должен заплатить, потом кого-нибудь туда привести. Вроде все просто, но на самом деле ваши деньги куда-то вкладываются. Мы ждем, что сейчас придут деньги, а оказывается, что нас обманули. Можно даже попасть в криминал, сесть в тюрьму. Будем крайне внимательны, чтобы с нами таких вещей не происходило.

В одной из передач я обещал рассказать, как святитель Игнатий (Брянчанинов) видит развитие добродетели нестяжания. У святителя Игнатия написано, что нестяжание – это удовлетворение необходимым. Эта добродетель противоположна страсти сребролюбия. Человеку нужно мало для жизни. Оказывается, новый ноутбук не нужен, потому что старый работает. Есть старая квартира, но нет денег на ее расширение  –  живи в старой. Ботинки еще нормальные  – ходи в них. Я не говорю жить в нищете. Важно удовлетворяться самым необходимым и не гоняться за брендами. Это основа борьбы со сребролюбием. Если мы будем довольны тем, что у нас есть, то у нас все будет по-другому.

Ненависть к роскоши и неге. Современный мир учит, наоборот, тому, что мы должны быть в роскоши. Глянцевые журналы показывают нам жизнь в богатых странах (хотя большинство населения этих стран так не живет). Человек приучается к тому, что должен пользоваться брендовыми вещами, хотя они по качеству такие же, как обычные, но стоят дороже из-за бренда.

Нега – это когда человек не работает. Это очень опасное состояние. Оно рождает жестокость сердца, другие страсти (например, блуд и его крайние проявления − содомские грехи). У святителя Игнатия есть статья о том, почему в иудейском народе появились такие города, как Содом и Гоморра. Изначально жители этих городов были обычными, нормальными людьми. Но им досталась богатая, плодородная почва. Земля рождает много плодов, плоды рождают богатство, богатство рождает роскошь, роскошь рождает гордыню. А гордыня напрямую связана с различными содомскими грехами. Когда человек стремится жить богато, роскошно и думает, что грехи не будут его касаться, это вовсе не так.

Милосердие к нищим. Мы говорили про это. Нужно жертвовать, помогать людям. Это важный момент, когда человек дает нуждающемуся деньги и не думает, что тот на них напьется. В идеале нам не нужно думать о последствиях: они от нас не зависят. Одна из зрительниц задавала вопрос: «У меня пенсия небольшая, а по телевизору много показывают детей, которые нуждаются в лечении». Печально, что этот вопрос не решается на уровне государства и родители вынуждены побираться. У зрительницы есть возможность пожертвовать всего лишь двести рублей, и она спрашивает, что ей делать. Есть двести рублей – отдай. Небольшие деньги, но честные. Может, они помогут сделать кому-то операцию. Отдавай, не жалея.

У всех свои возможности. Живи по средствам, удовлетворяясь необходимым. Если мы думаем: «Вот выиграл бы я в лотерею или нашел бы клад, то всем бы помог», – это сребролюбие. Давайте жить в реальности. Есть возможность – помогаем. Нет возможности – просто жалеем. Нужно помочь – оказываем необходимую помощь.

Это напрямую связано со сребролюбием. Если человек идет этим путем: удовлетворяется необходимым, ненавидит роскошь, стремится к простоте в жизни (что связано и с питанием, и с поведением человека), оказывает милосердие нищим, то постепенно у него начинает зарождаться любовь к евангельской нищете. То есть страсть сребролюбия – это не только любовь к деньгам. Оказывается, если человек будет бороться с ней, у него будет правильное проявление духовных чувств и состояний, появится любовь к евангельской нищете. Первая заповедь блаженств (блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное) напрямую связана с правильным отношением к деньгам и к материальным вещам. Если человек будет правильно к ним относиться, он будет исполнять эту заповедь: не надейся на накопления, деньги, связи, а только на Христа. Вот откуда рождается надежда на Бога.

Дальше человек продолжает следовать заповедям, потому что он правильно настроен по отношению к Богу: он верит в Него и надеется на Него. Можно думать, что ты верующий, а надеяться на счета в банке или накопления. Мы надеемся на Бога, потому что от Него зависит наша жизнь. Мы часто говорим: «Исполняй заповеди». А как? Оказывается, исполнение заповедей начинается с борьбы со сребролюбием, когда человек не думает, что это он пожертвовал или построил монастырь, а думает: «Бог дал, и я построил».

Это рождает спокойствие и свободу духа. Мы часто мечемся, мучаемся от того, что нам многого не хватает, многого хочется. Будет ли у меня пенсия? Смогу ли я платить за учебу детей? Что я буду есть, пить, во что буду одеваться? В Евангелии Господь сказал: Ищите же прежде Царства Божия… и остальное все приложится вам. Он не говорил, в каком виде приложится. Это может быть и кусочек заплесневелого хлеба, но он будет дан в нужное время. Сейчас-то зачем беспокоиться?

Борьба со сребролюбием дает свободу. Если ты не залез в кредиты, честен по отношению к работодателю, своим близким; если у тебя спокойное, открытое сердце, то ты получишь эту свободу, а не ощущение, что работаешь на банки или свои бесплодные материальные мечты.

Беспопечительность – это когда человек не заботится о том, что будет через месяц, полгода, год; когда он спокойно, честно делает сегодня то, что обязан. Потом у него рождается мягкость сердца, когда он по-настоящему начинает чувствовать боль другого, может искренне порадоваться за другого, сопереживать ему. Это противоположно сребролюбию, которое дает жесткость сердца, когда никого не жалко (даже себя).  

То, что написано у святителя Игнатия, вытекает одно из другого. Если мы будем бороться со сребролюбием, приобретем спокойствие и свободу духа. Мы хотим быть терпеливыми, спокойными, мирными, смиренными. Это все рождается отсюда. Давайте будем правильно настраивать нашу жизнь, трудиться над собой и быть по-настоящему свободными.

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​