«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с блудом. Часть 1

23 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы приступаем к практической части нашей работы. Мы изучали страсть блуда, рассмотрели основные ее проявления. Сейчас нужно вместе со святыми отцами разобраться, как с ней бороться. Сегодня сорок шестое практическое занятие. Тем, кто только присоединился, нужно начинать с огласительных бесед, иначе многое будет непонятно. Сейчас у нас «Борьба с блудом. Часть 1. Общие принципы».

Я понял, что вам нравится разбираться не спеша. Попробуем каждый пункт рассмотреть с разных сторон. С практической точки зрения это действительно важно, можно было бы уложиться в две-три передачи, но наша задача разобраться в себе, а не познакомиться с теорией.

Первый пункт – «Блудные ощущения естественные». Казалось бы, о чем я говорю? Как священник такое говорит?! Давайте разбираться. Вспомним Адама в раю, каким его создал Господь. У него были естественные блудные ощущения? Конечно же, нет. Мы многократно говорили о том, что страсти – это искаженные добродетели. Неповрежденному Адаму было свойственно целомудрие. Когда он согрешает, предает Бога, в него входит страстность, смерть. Добродетель, которая влекла его к Богу, стала страстью, целомудрие превратилось в блуд. Для Адама, уже поврежденного, (наследниками которого мы рождаемся) это естественно или нет? Согласимся, что для нас, падших людей, это естественно.

Есть пословица: что естественно, то не безобразно, – но она про другое, больше говорит об оправдании каких-либо грехов, она не христианская. Эта страсть не должна быть чем-то само собой разумеющимся. У животных инстинкт срабатывает весной или осенью (по-разному), они начинают искать себе пару, происходят брачные игры, общение, рождение потомства – продолжение рода. Для них это не греховно. У человека все по-другому. Мы гораздо хуже, более повреждены, потому что для большего созданы и ниже пали. Для нас блудная страсть, с одной стороны, естественна, а с другой – греховна. Блуд – сложная страсть, это не чревоугодие. Ее проявления вроде бы тоже понятны, но они сложны.

Почему мы должны это принять как само собой разумеющееся положение? Очень просто. Буду про себя говорить, чтобы вам не было обидно. Если я, христианин, вдруг почувствую, что это неестественно для моей падшей природы, и живу будто светлый ангел, что произойдет? Эта страсть вдруг проявится (по козням лукавого, по моим ошибкам или сама накопит силу), и я окажусь побежденным, потому что не был готов, не знал, что она во мне. Есть люди, у которых эта страсть проявляется ярко, а бывает наоборот. Первые прекрасно знают, что ковыряются в навозе, им легче покаяться. Хуже тем, у которых, может быть, тщеславие, гордыня так сильно развиты, что блудная страсть не проявляется. Но если они думают, что у них ее нет, то очень сильно ошибаются. У таких она проявится резче, неожиданнее, и могут быть очень серьезные проблемы.

Мы всегда должны понимать: если сейчас тебя что-то не трогает, это не значит, что потом обойдет. То есть мы должны всегда понимать естественность блуда для падшей природы. Это нужно для безопасности и для того, чтобы не впадать в печаль. Регулярно эта страсть проявляется, допустим, в виде помыслов. Например, кто-то молится и ему на ум пришла какая-то скверна. Она откуда? А лукавому надо изгадить то, что этот человек делает. Что происходит? Человек эту страсть чувствует, ощущает себя грязным, прекращает молиться и начинает печалиться, что недостоин Бога, Церкви, таинств и так далее. Лукавый, получается, достигает своей цели – сбивает человека. У него цель, может быть, не напрямую осквернить, потому что человек не впал в блуд, но отпал от Бога через печаль и расстройство.

Надо понимать, что пришла скверна, и не принимать ее, но само ее появление в уме или сердце не считать особенным. Какова реакция на хроническую болезнь? Хромой с детства в очередной раз запнулся о кирпич – надо потереть ушибленное место, не допускать повторных запинок, но он понимает, что они для него естественны. Это важно.

Смотрите, как интересно, вроде бы блуд – это про физиологию, но, братья и сестры, на самом деле речь идет про ум. Как целомудрие – целая мудрость – с умом связана, так и блуд очень часто зависит от действий ума и сердца. И если у христианина неправильное представление о себе и о страстях, он легко впадает в эти страсти.

Второй пункт: «Борьба на всю жизнь». Это означает, что блудная страсть может начать проявляться в младенчестве. Казалось бы, физиологически человек еще не созрел, у него еще ничто не работает, а это уже есть. Откуда? Вспоминаем, что мы все наследники падшего Адама, первородный грех начинает проявляться очень рано. Нельзя забывать про бесов, что им нужно развратить человека, и чем раньше, тем лучше. Ум еще не работает по-взрослому, а интерес к блудной страсти уже есть. Многие заражаются этой темой с младенчества. И если не понимать, откуда это идет, то можно, не впадая в реальный блуд, в смертный грех, неправильно оценивать свое духовное состояние. С детства уже все заложено, а человек неправильно оценивает свои мечтания, интерес, придает им слишком большое значение. Ребенок не виноват, что на него напал лукавый и начал его развращать.

Что бы мы о себе ни думали: уникальные, высокодуховные существа, полуангелы, полуэльфы, – мы все равно пройдем ступень физиологического развития. Мы духовно-телесны, телесность не откинешь в сторону. Понятно, когда у подростка гормоны бушуют, это все особенно проявляется. К сожалению, чем дальше, тем больше наблюдаем падений в реальном смертном грехе, блуде среди юных, даже христиан. Это объясняется доступностью блудной информации. Отношения между полами, их оценка совершенно не христианские, они рассматриваются не как грех, а как доблесть и добродетель.

Но вот человек повзрослел, у него в голове закончился гормональный суп, он вроде начал разбираться – прошел у него блуд? Да нет, конечно. А в зрелости пройдет? Тоже нет, дорогие мои. А если он стал стареньким, у него физиологически этой потребности нет – пройдет? Я вам скажу, дорогие мои, что нет. Мы должны понимать, что борьба с блудом на всю жизнь. Я вам рассказываю не теоретически, я это видел на практике, когда служил в пансионате. Храм десять лет находился в доме престарелых, и я наблюдал людей, которым завтра уже умирать, им по восемьдесят-девяносто лет. Бабушки ревнуют друг друга, могут даже подраться. Пожилые дедушки с парализованной рукой, еле передвигающиеся с палочкой, пристают к юным прихожанкам, потому что у них все это работает! Это реально так. Очень страшно со стороны. Я тоже по наивности думал, что с возрастом все не так актуально становится. Ничего подобного! Еще более дикие истории бывают, но я не буду вас пугать, у нас не тот формат общения.

Надо понимать, что если сейчас нас это не волнует, то не значит, что можно расслабиться и сказать: «Да ну! У меня никакого блуда нет». Родной, не обманывай себя, знай, что это на всю жизнь. Мы не должны себе ни в коем случае доверять. Следующий пункт (обязательный для борьбы с любой страстью) – «Не верь себе». Почему? Потому, что мы себя знаем очень плохо, не в плане какой-то философии «познай себя», а в том, что мы неопытные в борьбе с грехами. Святые отцы учат: не верь себе, пока не ляжешь в гроб. Звучит страшновато, грубо, но правда. Известно из житий святых, когда пожилой человек, проживший всю жизнь в уединении в монастыре, стяжавший благодать Святого Духа, стал доверять себе, решил, что уже чист, прекратил борьбу, расслабился и впал в блуд.

И таких историй, к сожалению, и в наше время много, и всегда было много. Поэтому запоминаем – это борьба на всю жизнь. А раз на всю жизнь, то надо готовиться: даже если у тебя солидный возраст, тебе в ум могут прийти блудные мысли или в сердце родиться блудные ощущения. Или, казалось бы, физиологически тебе уже ничего не надо, да вдруг становится надо, и надо будет бороться. Если ты готов к этой борьбе – она у тебя получится. Если не готов – тебя очень легко победят. Это мы должны помнить.

Еще про неверие себе. Не верь себе в каком плане? Лукавый пользуется нашей неопытностью, незнанием действия страстей, незнанием себя, потому что мы очень часто живем в самообмане (святоотеческое название этого состояния – прелесть). Мы о себе думаем, что мы хорошие, чисты от страстей. Это состояние прельщенности, обмана. Поэтому мы себе не должны верить. Если сегодня во мне нет блудной страсти, это не означает, что я победил. В сердце ничего нет, я думаю: «Может, я уже победил и похож на ангела?» Это сейчас у тебя ничего нет, а останься один на один вечерком – и как даст о себе знать страсть! А ты думал, что можно расслабиться, война закончилась. Война не закончилась, она на всю жизнь, это надо помнить. Поэтому не доверяем своим ощущениям, что мы уже такие благодатные и это у нас не проявится.

Почитайте жития святых. Они описывают, что годы проводят в страшной борьбе, на потолок лезут от нее, тяжело и мучительно ее ведут. А ты ничего не делал и думаешь, что страсть пропала. Это просто обман. Страсть очень любит действовать по хитрости лукавого так: вроде нападет, потом отступит – и человек расслабился: «А, враги отступили!» А он потом заходит с другой стороны – и побеждает человека. Поэтому если у тебя сейчас ничего такого нет, не расслабляйся, не верь себе.

Следующий пункт: семья – не грех. В каком плане? Понятно, что супружеские отношения в законном браке не являются грехом. Это тоже странная тема. Казалось бы, все понятно, о чем тут рассказывать? А я вам рассказываю правду жизни, которую встречаю в приходской работе.

Начитавшись житий святых, многие наши сестры начинают жить в каком-то иллюзорном, придуманном мире, в котором хотят быть как чистые от физиологических отношений существа. Мужу надо какое-то женское внимание, а им это якобы не надо. И они рассматривают внимание мужа к себе и необходимость ему служить как грех. Это неправильная позиция. Да, мы должны бороться с этой страстью, вопросов нет. Но она не касается супружеских отношений, если они не переходят за грань естественности.

Семейные отношения не являются грехом, это надо четко понимать. Если ты думаешь, что ты принцесса, а муж – животное, только ест, пьет и ему нужно какое-то внимание, то надо пересмотреть свое отношение к себе, семье, мужу. Страсти играют друг с другом, они очень хитро взаимодействуют.

На самом деле если вскрыть то, что получается, увидим глубокое превозношение над мужем, гордыню, что она что-то из себя представляет, а он нет. И вот она манипулирует этой темой. Признайся себе честно: какой ты ангел? И Господь дал тебе такого мужа именно для того, чтобы смиряться. Мы находим в себе эти проявления страстей не только для того, чтобы испугаться или обезопаситься. Эти страсти все равно будут проявляться. Нам дается видение страстей и попущение их проявления, чтобы мы смирялись. Потому что через смирение мы приходим ко Христу, а не через мнимую чистоту. Лукавый тоже не впадает в физиологический блуд – и что? Он ко Христу ближе стал? Нет.

Правильная оценка семейных отношений тоже должна у вас быть. Чистота супружеской жизни заключается в отсутствии измен, в верности, а не в том, что вы мечтаете, что будете жить с мужем как брат и сестра. А нужна ему такая сестра?

У нас часто бывает так, что с развитием цивилизации сестры меньше заботятся о муже, а больше заботятся о себе. И вот она читает акафисты, а муж голодный, и она думает, что она чистое существо. Не буду говорить, на кого она похожа, вы сами понимаете.

В житийной литературе встречаются другие истории, когда монах вдруг понимает, что не знает, куда развиваться, как обрести добродетель. И Господь посылает его в какой-то город, район или дом и говорит: «Ты должен взять пример с этих женщин». Он приходит, а там обычные замужние женщины. Он их спрашивает: «Как научиться смирению?» – «Откуда мы знаем? С мужьями живем, детей воспитываем, слушаемся мужей. Откуда в нас это все? Какие мы ангелы? Обычные грешные люди». И этот человек понимает, что они послушанием мужу, добрым отношением друг к другу приобрели больше, чем он, не имевший семьи и физиологических проблем, связанных с ней. Получается, что семейные отношения не являются грехом.

Как блуд проявляется и с чем надо бороться? Мы говорили про многослойность страсти. Есть телесное чувство, помыслы и мечтания, и в сердце блуд тоже проявляется. То есть можно блудить телесно, можно умом, а можно сердечно – сердечной похотью и сердечными ощущениями, когда нет физиологии, а вся полнота чувств уже есть.

Влечение к этой страсти – это тоже на уровне сердечного чувства. Естественно, потом, как только возникнут определенные обстоятельства, человек скажет: «Я резко впал в блуд». Ты не резко впал, просто не боролся со всем этим делом. Если мы будем думать, что борьба с блудом – только не допустить физиологии, то мы очень сильно ошибемся. Да, физиологию не надо допускать, если речь идет не о жене. Но ум и сердце тоже надо обязательно беречь. Это непременный принцип: бережем чувства, ум и сердце.

Что такое беречь чувства? Я буду говорить с мужской точки зрения, а женщины будут переводить на себя. Осязание. Допустим, есть на работе какая-то симпатичная дама, которая нам приятна, нам с ней интересно, хочется ее приобнять, потрогать за руку. Этим нельзя заниматься, потому что получится, что идет подпитка страсти через осязание. Это важно. Как описывается в каких-нибудь романах: человек прикоснулся к ее руке – и пробежала искра, то есть страсть подпиталась.

Зрение. Ученые говорят, что через зрение мы получаем больше информации, но не только полезной, а и вредной, и бесполезной. Поэтому зрение надо обязательно беречь, не подкидывать себе блудных впечатлений через глаза, без похоти разглядывать женщин, не смотреть блудные передачи и фильмы.

Слух тоже надо беречь. Казалось бы, при чем тут слух? Но если при тебе кто-то рассказывает блудную историю с подробностями, тебя это тоже зацепит, потому что тут же включится фантазия, начнем докручивать, и страсть легко проснется. Поэтому обязательно бережем слух.

Обоняние тоже имеет значение. Вы прекрасно понимаете, о чем я говорю. Бывает, идет дама, а за ней шлейф каких-то ярких духов. Естественно, это оставляет впечатление. Мы и сами должны пользоваться духами или косметикой так, чтобы это не было вызывающим; не так, что зашли – и все обратили внимание на нас.

Напоминаю, что развитие блуда идет в первую очередь от ума и сердца, а потом уже от тела. Поэтому беречь нужно телесные чувства, ум и сердце, не подпитывать страсть через них. Как это делать – поговорим в другой раз.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​