«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Борьба с гневом. Часть 1

22 июля 2022 г.

Сегодня 83-я встреча в рамках большого цикла передач «Страсти и борьба с ними», и мы приступаем к разбору важной темы «Как бороться с гневом». Мы будем обсуждать общие понятия, которые применимы ко многим из нас, но при этом важно помнить, что борьба человека с любыми грехами очень специфична и индивидуальна.

Борьба со страстью это не простое механическое действие. Она должна быть осознанной: мы должны хорошо представлять, что такое страсть, откуда она появилась, как работает в нас и как с ней бороться. Иногда человек, не очень подготовленный в теоретическом плане, приходит на исповедь и говорит: «Согрешил и даже не знаю, почему так получилось». Но если ты не понимаешь, как так получилось, как же тогда будешь с этим бороться?

Часто наша борьба со страстью ограничивается тем, что мы просто фиксируем факт согрешения, приносим это на исповедь – и всё. Но борьба со страстью предполагает осознанное поведение. Ведь когда у нас есть болезнь, то мы идем за помощью к врачу, он назначает нам лечение, и далее мы отправляемся в аптеку за лекарством, или проходим какие-то процедуры, или соглашаемся на операцию, то есть делаем все, чтобы быть здоровыми. Так же обстоит дело и со страстями – с любой страстью.

Есть определенные закономерности в борьбе со страстями, и они отражены в Предании Церкви, зафиксированы в опыте святых отцов, а нам необходимо изучить эти закономерности. Отцы учат, что все страсти связаны между собой – это аксиома, и об этом важно помнить. Но страсть гнева – особенная. Гнев имеет свою специфику, поскольку является проявлением неудовлетворения любой другой страсти.

Для наглядности представим себе деревенский забор – он представляет собой штакетник, который соединяют несколько прожилин (деревянных горизонтальных поперечин, служащих для скрепления элементов ограды). Так вот, штакетник ­– это другие страсти, а прожилина – это страсть гнева. И получается, что любая страсть обязательно связана с гневом.

Возьмем, например, чревоугодие. Вот приходишь домой с работы, ты голоден, а твои ближние чем-то увлеклись и не приготовили еду. Или приготовили, но не то – ты рассчитывал на «вкусняшки», а тебе сварили пшенную кашку, которую ты не очень любишь. И в человеке рождается гнев – он хотел себя утешить, а страсть не удовлетворена, и человек разгневался.

Или другой пример: ты все же получил на ужин «вкусняшки», но тут прибегают ближние и требуют, чтобы им уделили внимание, и ты не можешь нормально поужинать. Естественно, в этом случае тоже будет гнев. Или ты собрался полежать, покопаться в Интернете, а тут прибегают дети: «Папа, пойдем гулять!» Или нужно с ними дома поиграть, или надо проверить у них уроки, и опять у человека возникает гнев, потому что покой тела нарушен.

Блудная страсть также связана с гневом – если объект страсти не отвечает взаимностью, то в душе рождается гнев. Человек распалился, а объект страсти не идет ему навстречу, и в душе появляется раздражение или ревность. Сколько бед происходит от ревности в наше время! И все потому, что не удовлетворена  блудная страсть.

Сребролюбие точно так же рождает гнев – когда человек  теряет деньги или имущество, он начинает гневаться: мечтал о новом «Мерседесе», а тут вдруг экономический кризис. И человек находит причины своего недовольства – он ищет того, кто в этом виноват, чтобы его осудить, и так далее. И другие страсти проявляются так же.

Неудовлетворение какой-либо страсти тут же рождает гнев, и в этом его специфика. И мы не должны понимать  эту страсть плоско и просто – она всегда проявляется из-за чего-то. Как действует гнев? В чем его опасность?  Этого человек не знает. Он думает: «Вроде бы что такого? Я же никого не бил! Подумаешь! Просто я раздражительный». А ничего, человек, что от тебя все твои близкие страдают, что ты уже всех достал своими придирками? Но себе мы обычно кажемся красивыми и хорошими.

Как же действует гнев? Когда человек начинает гневаться, у него происходит ослепление ума: только что был спокоен, но вдруг обстановка изменилась – и ты уже раздражен. В сердце начинает закипать (мы с вами хорошо знаем, где закипает этот огонь), и человек начинает выговаривать что-то своим близким – огонь ослепил ум. Вместо того чтобы сказать спасибо и съесть, например, эту простую кашку или приготовить еду самому и других угостить, человек начинает злиться. А лукавый еще поводы подкидывает – то носки разбросаны, то дети с утра до вечера в компьютере сидят… Все виноваты. И ты из нормального человека превращаешься в самого настоящего бесноватого.

Беснование бывает разным. Есть постоянное состояние, когда бесы захватили душу человека и он стал их марионеткой, – такие примеры есть в Священном Писании. А бывают беснования краткосрочные (это про нас с вами), когда страсть заходит в сердце, ослепляет ум, и человек действует неосознанно, делает глупости, говорит слова, за которые потом стыдно, совершает вещи, о которых потом жалеет. В таком состоянии он может побить детей, наказать супругу, сделать что угодно.

Гнев опасен именно из-за таких проявлений – ум отключился, и человек не может себя контролировать, анализировать. Потому очень важно бороться с гневом. И одна из наших задач – разобраться в себе. Мы можем умничать о звездах, рассуждать о Вселенной, микромире, технике и так далее, но очень часто самих себя при этом не знаем. А нам надо в себе разобраться – в чем причина нашей гневливости.

Люди по характеру бывают разные – кто-то горячего нрава, кто-то спокойный. Хотя на исповеди священнику и спокойный, и гневливый человек с горячим сердцем говорят одинаково: «Я прогневался». Но на самом деле это не так. Кто-то родился с таким характером – его папа, мама  и деды были гневливыми (ведь мы от предков получаем не только генетику, но наследуем и духовные особенности). И у такого человека в день может быть несколько эпизодов гнева – он быстро в него впадает и быстро отходит.

А бывают люди, очень подверженные злопамятству. И если мы знаем, что у нас есть такая особенность, то тогда у нас будет одна тактика борьбы с гневом. А если человек родился спокойным и вдруг сильно разгневался, то тут уже совершенно другая тактика борьбы должна быть. Но сначала надо разбираться, почему вдруг это произошло.

Если человек родился гневливым, это не значит, что он погибнет в аду. Если он будет бороться, то все обязательно получится, потому что при борьбе сила гнева потихонечку уменьшается. Гнев не исчезает по щелчку пальцев – вчера был гневливый, а уже сегодня кроткий как овечка. Так не получится. Нужна долгая и терпеливая борьба, и на нее надо настраиваться.

Такой человек должен бороться со своим гневом так же, как и с любой другой врожденной страстью. Успехи будут не очень заметны, но их надо отслеживать. Если в начале борьбы человек мог гневаться, обижаться, устраивать террор близким неделями, а теперь стал это делать чуть меньше, то и это уже результат. И какое это будет облегчение для близких! А потом, по мере борьбы, гнев будет прорываться еще меньше и еще реже и сможет перейти в более легкие формы.

Но бывает, что кто-то приобрел гнев как навык. Так, тихий,  спокойный человек может распуститься и привыкнуть гневом  реагировать на близких. И здесь будет уже другая тактика борьбы со страстью. Иногда бывает и такое, что человек не внутреннее впадает в гнев, а из-за тяжелых внешних условий. Так действует гнев в связке с другими страстями – например, по гордости хочу сделать больше работы, начинаю уставать от нее, и от этого очень легко появляется раздражительность.

Тут тоже способ борьбы будет другим – в этом случае нужно менять внешние условия, меньше давать себе поводов ослеплять ум и бесноваться. Изменяешь внешние условия, уменьшаешь их влияние и тогда, соответственно, меньше даешь повода лукавому ослеплять твой ум и бесноваться. Это же совершенно разные вещи. Потому узнавать причину гнева очень важно!

Важно разобраться и в том, как практически это сделать. Например, это можно сделать следующим образом: завести себе тетрадку и начать каждый день отслеживать проявления гнева. Вот ты раздражился (давайте возьмем грубое проявление  гнева – мы с вами их изучали, их много, но мы возьмем гнев в виде чувства), разгневался, и появилось определенное чувство. Давай попробуй  быть к себе внимательным и запиши, почему это получилось.

Если недельку так понаблюдать за собой, то, во-первых, мы увидим, сколько раз мы раздражаемся и почему. Одно дело, когда я с раздражением реагирую на близких, а другое, когда это мое внутреннее состояние. Или третье, когда  близкие не хотели конфликта, обстановка была вполне мирная, а я все равно начал раздражаться, – это же  разные вещи.

Или, допустим, я проснулся уже уставшим и злым. И это совершенно другая тема, которая связана с внешними условиями. Значит, человеку нужно настроить свой режим, тогда у него будет меньше раздражительности. Это тоже важно, потому что лукавому нужно использовать любые условия: и внешние, и внутренние, и наши врожденные особенности, лишь бы мы грешили и вредили себе и другим.  

Ведь специфика страсти гнева заключается еще и в том, что человек не просто внутри себя кипит. Когда от гнева у него отключается ум, он начинает бороться с другими людьми. Поэтому когда мы наблюдаем за собой и обнаруживаем, что в нас много гнева, то не отчаиваемся (помните, у нас был цикл о покаянии?) и не опускаем руки. Пока мы просто наблюдаем, какие мы сейчас, чтобы начинать бороться. И ни в коем случае не сдаемся.

Напоминаю,  почему это так важно: Господь ждет от нас не какого-то спецэффекта, как мы часто себе представляем. Мол, вот я сейчас куда-то уйду, гнев у меня пройдет, я стану кротким, а потом паинькой приду ко Христу и скажу: «Господи, я кроткий! Я Твоя овечка! Прими меня в Твое Царство». Не будет так, потому что мы справляемся со страстями по воле Спасителя, освящаемся от Господа, а не сами по себе. А Он ждет, чтобы мы стали кроткими и смиренными.

Если бы мы были сами по себе, тогда бы Господь на землю не пришел, не пострадал бы на Кресте, не воскрес, не оставил здесь Свою Церковь. Так бы мы и ходили сами по себе, так бы и «исправлялись».  Самоисправления у нас с вами нет – мы можем видеть свои недостатки, можем пытаться что-то делать, но результаты, плоды борьбы зависят только от Спасителя. Поэтому, если мы и родились бесноватыми,  Царство Божие для нас не закрыто. Наоборот, оно для нас открыто, если будем каяться, бороться, терпеливо нести свой крест и понимать, что эта борьба надолго – на всю жизнь.

Святые отцы пишут (и мы по логике можем к этому выводу прийти, наблюдая за собой), что есть три степени гнева. Первая – это внутренний гнев, когда  начинаешь закипать, но из себя гнев не выливаешь. Вторая – внешний гнев, и он проявляется в словах и делах. Это крайнее проявление, когда мы, разгневавшись, начинаем спорить, обличать кого-то, ругать или наказывать в таком состоянии. Какими будут плоды такого воспитания, если в состоянии помрачения ума мы начнем учить, наказывать детей или подчиненных? Ничего доброго из этого не получается – все это нужно делать только в спокойном состоянии: сначала успокоиться, а потом уже разбираться.

Третья степень гнева, как учат святые отцы, – это злопамятство. Но речь здесь идет не только о памяти. Состояние человека на этой стадии очень похоже на бесовское: чуть что случается и гнев выливается. В Евангелии есть описание бесноватых (был гадаринский бесноватый). Они жили на берегу Геннисаретского озера и не давали никому пройти, были «люты зело», как в Священном Писании написано.  

И при этом состоянии развития страсти гнева человек  становится именно таким – бесноватым и «лютым зело», и другим людям остается только бежать от него. Он вечно обиженный, вечно гневливый и раздражительный, вокруг него вечно все плохие, с ним ни о чем нельзя поговорить, у него ничего нельзя попросить – вот состояние такого человека.  

Следующее, что мы с вами теоретически должны принять, – это то, что нельзя оправдывать гневливость. Казалось бы, как можно ее оправдывать? Однако есть люди, которые так делают, когда, например, говорят: «Я не виноват – меня вынудили! На самом деле я кроткий, спокойный, хороший, а все эти злыдни, которые вокруг меня ходят, – меня вынудили! А я жертва!»

Давайте от этого сразу будем отходить. Во-первых, если я разгневался, то это именно я разгневался – это мою струнку страсти задел кто-то. И он всего лишь причина того, что я увидел это в себе. Господь его послал, а он инструмент, который позволяет звучать этой тоненькой струнке-страсти в моей душе. И если я разгневался, то это моя слабость, это я проявил ее, и никто в этом не виноват.

Во-вторых, есть люди, которые говорят: «В Священном Писании Господь тоже гневается на людей – потоп вон на них послал! Сколько в Писании сказано слов про Божий гнев…» Давайте не будем путать: наша страсть – это наша слабость, наши немощи. А гнев Божий – это совсем другое. Не надо Господу приписывать наши человеческие немощи: раздражение, огорчение, обиду. Господь не такой, и Божий гнев – это проявление святого суда Божьего, а не мести, мелочности или обидчивости, как у нас с вами. Это совсем про другое.

Давайте вспомним о том гневе, который проявлялся у Спасителя. Господь ведь кроткий, но когда Он увидел, что творится в Иерусалимском храме (а там собрались торговцы, меняют монеты, шумят, не дают молиться), то что Он сделал? Он взял бич и всех выгнал из храма с гневом. И это есть святой гнев – он направлен на грех, а не на грешника. Но нам с вами это не совсем свойственно, поэтому ни в коем случае не будем оправдывать свои страсти и думать, что мы все делаем правильно.

Особенно часто это оправдание звучит так: «Я разгневался, но это правильно, потому что я кого-то чему-то учу». Нет, это неправильно. Учить надо в спокойном устроении, чтобы ум был в рабочем состоянии. И чтобы это действительно было научение, важно, человек, чтобы сам ты не был в бесноватом состоянии.

Бывает и такое, что человек начинает бороться с другим человеком, говоря при этом, что он борется с грехом в другом человеке. И тут нужно разобраться: имею ли я право в другом человеке начинать исправлять страсть? Кто я такой? Если Церковь меня на это не ставила и никто меня на это не поставил, а я начинаю бороться со всем окружающим злом такими гневными способами, то появляется большой вопрос: чем я занимаюсь?

И как бы здесь не оказалось, что я такой же гадаринский бесноватый, который нападает на всех и думает, что делает какое-то праведное дело, борется со злом. Да, со злом, безусловно, надо бороться, но методы не должны быть такими, чтобы окружающие люди от этого страдали. Поэтому свою гневливость нельзя  ничем оправдывать.  

Гнев, как я уже говорил, – это оружие против греха. Напомню, что у Адама до грехопадения тоже был гнев, и этот гнев был дан ему как добродетель, как оружие, которым можно защищать свою душу. Помните (я сошлюсь на наши «Огласительные беседы», хотя мы давно их проводили и кто-то мог подзабыть) – Бог дал человеку гнев для того, чтобы тот с помощью гнева берег свою душу, хранил свое райское состояние? А после грехопадения Адама, получается, гнев стал оружием против своих близких. Но мы должны попытаться вернуть первоначальное предназначение этого оружия.   

На что или на кого мы можем гневаться? На грех, на сатану, также гневаться нужно на возникающие в сердце греховные помыслы. У святых отцов еще написано, что гневаться можно на себя, но тут надо быть очень внимательным. У нас бывает много людей неопытных, подверженных страсти печали и гордости. Когда такие люди начинают гневаться на себя, то это часто оборачивается для них отчаянием, печалью, унынием, потому что человек, увидев в себе гнев, начинает горевать: «Я плохой!» Причем это не самоукорение. Самоукорение построено на вере, надежде, на других основаниях, а здесь человек начинает говорить, что он плохой, и у него опускаются руки, он перестает бороться. Это неправильно.

Поэтому давайте сначала будем учиться гневаться на свои  греховные помыслы, которые увидели в себе, на свои греховные чувства, на лукавого, который хочет погубить всех людей, и нас в первую очередь. Соответственно, против этого мы и должны направлять силу гнева, которая в нас заложена.

На этом мы с вами и закончим. Сегодня мы разобрали теоретические вопросы, а в следующий раз, Бог даст, будем дальше разбираться и приступим к практическим вопросам борьбы с гневом. Мое предложение остается в силе – ведите дневник, и вам будет понятно, отчего мы гневаемся, какое у нас состояние: врожденное, или это навык, или внешние условия, или еще что-то другое. Попробуйте разбираться сами, наблюдая за собой, – это очень интересно и практически может оказаться полезным и удобным, когда будете готовиться к исповеди.

Желаю вам Божией помощи. До новых встреч. Помоги нам всем Господь!

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать