«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Чревоугодие. Часть 2

22 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены особенности устной речи)

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Я рад приветствовать вас на телеканале «Союз» на передаче «Страсти и борьба с ними». Мы приступили к практике. Начинаем разбираться, что такое страсти и как они проявляются. Сегодня у нас 33-я беседа о чревоугодии, часть вторая.

Опыт нашего общения (через ваши отзывы и письма) показывает такой эффект. Телезритель раньше не смотрел наши передачи, посмотрел только одну, и у него возникли такие вопросы, на которые уже даны ответы в предыдущих беседах. Чтобы такого не было, давайте понимать, что у нас циклы передач. Мы провели огласительные беседы и теперь разбираем, что такое страсти вообще. Я кратко напомню, что мы не ставим цель составить абсолютный список грехов. Наша задача – знакомство с ними и попытка увидеть, есть ли у нас та или иная страсть, оценить свое духовное состояние. Наша цель –помочь тем, кому это необходимо, в подготовке к исповеди.

Регулярно приходят на исповедь люди, которые говорят, что уже год не исповедовались и не знают, в чем каяться. Хотя грехов у них много, просто они их не видят. В наших передачах давайте попробуем разобраться, что такое страсти, как они проявляются и какие общие проявления грехов. Если мы будем о них знать, увидим, что они у нас есть, и начнем с ними бороться.

Еще раз напомню. Я, наверно, каждую неделю буду об этом говорить. Если после разбора грехов у вас ухудшится настроение, опустятся руки и вы скажете, что вам испортили жизнь, посмотрите цикл огласительных бесед. Он не маленький, там 28 передач. Также прослушайте небольшой цикл бесед «Общие понятия о покаянии», в котором кратенько, в общих чертах, говорится о покаянии и о том, зачем мы этим занимаемся.

В предыдущих передачах мы говорили о смертных грехах чревоугодия. Сегодня поговорим о несмертных грехах этой страсти. Несмертные грехи – это не значит, что их можно позволять себе делать. Неопасных грехов нет, как нет неопасных ядовитых змей. Они все опасные, могут укусить и причинить неприятность.

И вот мы продолжаем изучать страсть чревоугодие. Какие бывают грехи?

Чрезмерная забота о теле.

Как мне кажется, мы живем в сильно развитую эпоху потребления, в которой пропагандируется культ тела, здоровья, удовольствия, красоты. Причем красоты как некого образца. Есть разные типы красоты, и разным мужчинам нравятся разные женщины. А когда средства массовой информации говорят, что ты красивый, когда очень-очень худой или с такими вот параметрами, а все женщины повернуты на похудении (хотя им и не надо этим заниматься), на приобретении форм, которые являются стандартом, я называю это «культурным фашизмом», потому что идет отбор. Если ты не соответствуешь этому, значит, ты неправильный. Понятно, что все это основано на деньгах, умные ребята всем этим командуют. Женщины, заразившись идеей, что они некрасивые, тратят много денег на хирургические операции по исправлению своих недостатков, которых нет. Они приобретают дорогостоящие средства для похудения, хотя если ты хочешь привести себя в форму, есть аскетические правила – соблюдай их, и все у тебя будет нормально. Покупают средства для ухода за собой. Когда ко мне приходят современные люди и говорят, что они потратили кучу денег на шоколадные обертывания, на купание в дубовых бочках, омоложение, это ужасно на самом деле. Это делается, чтобы достичь того образца красоты, который они пропагандируют. И не думает человек, за счет  чего это происходит и какая в этом цель. Такая чрезмерная забота о телесной силе, красоте, как ее понимает современный мир, – это не христианское дело. Напомню, что заботиться о себе надо. Тело – это важная составляющая человеческой природы. Напомню, что тело создал Господь, и о нем нужно заботиться. Но не тратить все свои средства, чтобы выглядеть так, как  выглядел 20 лет назад. Наше время отвергает сам процесс старения, красоту старости, момент, что мы здесь  временные существа.

Заботиться надо, но все должно быть в меру. Чрезмерная забота, когда человек кучу денег тратит на то, чтобы быть красивым и соответствовать образцам из массовой культуры, является грехом.

Обжорство.

Это то, что связано непосредственно с желудком. Когда христианин начинает регулярно объедаться до такой степени, что чувствует тяжесть, одышку, он ни на что не способен. Известна фраза: сытое брюхо к молитве глухо. Это большая и серьезная беда, которая приводит к страшным последствиям. Вчера слушал передачу, в которой врач говорил о пяти вещах, приносящих вред здоровью мужчины после 50 лет. Перечислялись: лишний вес, диабет, сердечно-сосудистые проблемы, давление. Это все от обжорства. Вся причина в том, что человек начинает чрезмерно употреблять пищу. Эта тема очень важная, чтобы мы смотрели за собой, не объедались и не превращались в тех людей, которые принимают пищу ради удовольствия, ради самой пищи, а не для того, чтобы насытиться, получить силы и идти трудиться, молиться, создавать что-то, приносить пользу другим людям и заниматься духовной жизнью. Почему человек не может остановиться? Потому, что это приносит ему удовольствие.

Как понять, что ты объелся? Очень просто. Если ты выполз из-за стола и не можешь дышать и работать, то ты объелся.

Несоблюдение постов.

Это тоже является проявлением чревоугодия. У нас появляется все больше христиан, которые недовольны уставами Церкви. Я понимаю, что это непросто, когда из 365 дней в году около 200 занимают постные дни. Это кажется не очень веселым. В истории Церкви появился опыт увеличения постов. Но не нам это менять. Надо посмотреть на это как на средство. Понятно, что ранним христианам посты в таком количестве, как у нас, были не нужны. Потому что были гонения и христиане были по качеству другими. А нам, таким нерадивым, надо, видимо, маленько поскорбеть. И то количество постов, который нам дает церковный устав,  определяет время постов. Если человек отказывается от поста, этого средства борьбы с чревоугодием, то тем самым приносит себе  вред. Грех в том, что он не вместе с Церковью, и он отказывается от такой важной формы борьбы. О том, что дает пост, мы потом поговорим.

Я забыл сказать, что сначала мы знакомимся со страстью, а на следующей передаче будем говорить, как с этой страстью бороться. Но чтобы вам не было страшно ожидать следующую передачу, я скажу, что Церковь определяет время поста. А как будет поститься человек? Он должен поститься по силам. К примеру, пост здорового, крепкого мужчины и многодетной мамочки должен отличаться. Как и пост студента и престарелой бабушки должен отличаться. Дело не в том, какая мера поста взята, а в том, что выдерживается время поста. Любая мера, если она взята по силе, принесет пользу. О том, какую пользу, мы поговорим позже.

Я хотел отметить еще такой момент: объедение и пьянство после причастия. Я думаю, что это очень тяжкое прегрешение. Обратите на это внимание, дорогие мои. Получается так, что ты соблюдал пост, старался, пыжился, и вот наступила Пасха, Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы, память апостолов Петра и Павла, и христиане, как бешеные собаки, срываются с цепи... Это зачем? Для чего ты постился? Чтобы начать пьянством заниматься? Да ты бесов веселишь этим. Особенно если причастился, и понеслось: праздники, святки. Да какие святки, если ты в святые дни объедался, еле-еле пыхтел и был пьяный? Если мы пытаемся в себе разобраться, понять, что такое аскетика, то мы, миряне, простые люди, неумехи, живущие во Христе, должны хотя бы понимать, что день причастия – это святой день, который должен проходить так, как если бы к нам пришел Христос. Он и так к нам приходит в Причастии. А если бы Он пришел видимым образом? При Христе ты бы начал  шашлыками с коньяком обжираться? Нет, конечно. Наверняка сидел бы у ног Христа и внимал тому, что Господь говорит. Мы причащаемся не только в великие праздники, но и в обычные дни, воскресные. Почему когда мы принимаем Христа физически в таинстве, мы воспринимаем это как разрешение делать что хочешь? Ведь после причастия нужно уйти внутрь. Ты Христа принял в сердце. А если ты в этот момент  устроил пьянку, обжорство, то где в этом случае Христос? Я понимаю, что бывают случаи, когда человеку нужно быть на парадных событиях. Но соблюдай меру, не пей, веди себя прилично и  Христа сохранишь. Для чего мы причащались? Чтобы всем этим выгнать Христа?

Сколько в Евангелии Господь говорит о недостойных рабах, которым доверили хозяйство, как нам доверили душу... Ушел жених, а они чем начали заниматься? Объедением и пьянством. И мы так же поступаем. Горе нам, если мы так делаем. Поэтому давайте будем крайне внимательными. Это обличение нас. Что получается, если мы после причастия начинаем много есть и пить, веселиться и непонятно чем заниматься? Христос нам говорит: «Я пришел к тебе, а ты Меня не ждал». Генерал приходит в воинскую часть, а там мусор. Представляете, что будет? Я вот не представляю. Христос приходит в нашу душу, а у нас там чего только нет. Нам кажется, что мы нормально живем, а потом говорим: «Почему у нас жизнь не меняется? Что-то она у нас не улучшается, бороться со страстями не получается». Как же получится?

Нарушение поста.

Человек соблюдает пост, но нарушает его. Нарушения поста бывают разные. Например, бывают по необходимости. Я думаю, в таком случае это не является грехом. Например, к человеку гости приехали, которые  неверующие, невоцерковленные или неопытные. А может, человек находится на пути к вере, но это не значит, что раз в пути, то можно во все тяжкие срываться. Это является грехом, если человек попадает не в состояние нужды, а просто исполняет свою прихоть. Причем нарушение поста не только в том, когда он ест непостную пищу. Я бы отнес к нарушению духовной основы поста то, что человек, постясь, тратит больше денег, чем в непостное время: покупает себе креветки, морепродукты, какие-то изыски. Идея поста нарушена в этом случае. Об этом поговорим в другой раз. Если взялся держать пост, дал Богу обещание, неси это честно. Если упал, вставай, кайся и иди дальше.

Нарушение режима питания.

Я понимаю: то, что я буду сейчас говорить, может быть неприятным, необычным. Все равно я буду говорить то, что считаю важным и нужным. У христианина должен быть режим питания. Мы с вами не лошади. Мы люди. Мы устроены не так. Все наши современные беды (ожирение, диабет и сердечно-сосудистые проблемы) связаны с тем, что мы неправильно питаемся. Наше поколение живет в эпоху, когда слишком много пищи. Причем пищи некачественной, которая рафинирована и отличается от пищи наших предков. Нельзя постоянно есть и есть, потому что любая страсть так устроена: если ты начинаешь ей потакать, она тебя побеждает. Потом ты должен будешь применить огромную силу, чтобы с ней бороться. Человек же не сразу становится обжорой, превращается в Винни-Пуха, который потом из норки вылезти не может. Чтобы этого не было, мы должны применять важное аскетическое правило. Оно простое: режим питания. Как это сделать, что оно из себя представляет? Если человек взялся за себя и нарушает режим питания, исполняет свои прихоти, то это тоже угождение своему чреву. Вы должны понимать, что это грех, что этого хищника вы подкармливаете. Потом не надо удивляться, что он голову оторвал.

Позднее принятие пищи.

Об этом переговорено очень много. Мы с вами должны брать это на вооружение и понимать, что если человек поужинал в 18:00 и ему захотелось еще поесть в 23:00, то это угождение своему чреву. Мы не говорим о людях, которые ночью на работе, на службе, в наряде, мы не говорим о врачах, пожарных, когда люди работают по суткам и питаются, когда у них это получается. Мы говорим про нас, обычных граждан, которые работают с 9:00 до 18:00 и имеют возможность дома спокойно поужинать. Мы не созданы Богом, чтобы питаться ночью. Ночью нужно спать. И если человек настолько подвержен страсти чревоугодия, что начинает есть ночью, то это серьезный признак, что надо опомниться и начать приводить себя в порядок. Поздно есть не надо. Если, допустим, вы поздно пришли с работы, то ужин должен быть легкий. Но не такой, что вы два обеда употребили. Еще приведу такое объяснение, чтобы не вызвать праведного гнева у любителей поздно покушать. В чем здесь грех? Пища измеряется в калориях и килокалориях – это энергия, силы, которые мы получаем. Если был основной прием пищи в обед, то когда мы трудимся, эти силы вырабатываем. У кого-то умственная работа, у кого-то нервная, физическая. Мы тратим эти силы потом на работу. А когда ты загрузил себя этими энергиями, которые должны дать силы для работы, а потом с пыхтящим пузом пытаешься уснуть, то организм вынужден это переработать, вместо того чтобы отдохнуть. То, что ты проснешься уставший, больной, с повышенным сахаром, это другая история. Куда денется эта энергия, которую ты получил? Она уйдет в другие страсти или в жировые отложения. Поэтому когда мы едим поздно, не надо удивляться, что не можем с блудом и унынием побороться. Так ты и не поборешь эту страсть, потому что регулярно ее подпитываешь.

Регулярное потребление пива.

Многие наши товарищи-христиане думают, что это безобидно. Им кажется, что это же не водка, не вино, а слабоалкогольный напиток. Выпил, почувствовал себя хорошо, отдохнул. Но это очень серьезно и не должно превращаться в употребление. Уже давно есть исследование по этому поводу, посмотрите в Интернете. Что происходит с мужским организмом, когда человек употребляет много пива? Начинают вырабатываться женские гормоны. Пиво – это хлебный напиток, очень насыщенный по энергии. Когда его принимали в древности, то потом шли трудиться. А мы принимаем его и лежим на диване или за компьютером сидим. Куда эти силы деваются? Есть образ пивной фигуры, когда мужчина превращается опять же в Винни-Пуха. Что хорошего в том, что организм начинает по-другому работать? А если у мужчины женских гормонов больше, чем мужских, что это за духовный уровень? Что это за защитник? Командир дивана? Обратите на это внимание. Я считаю, это вообще надо изжить. Зачем эту отраву принимать?

 Регулярное употребление алкоголя за ужином.

Человек думает, что он устал (он реально устал, может быть), и думает, что надо рюмочку-другую пропустить. Кому-то это сойдет с рук, кому-то нет. Но в любом случае от регулярного отравления ничего хорошего не будет. Потому что это алкоголь. Если человек ужинает с алкоголем, происходит такой момент: алкоголь еще больше разжигает аппетит. Не употребив алкоголь, человек съел бы одну порцию и не объелся. А если употребляешь алкоголь, то сразу ешь больше. Если мы не хотим объедаться, отравляться, хотим быть духовно боеспособными, это надо изжить, а если есть какие-то обстоятельства, то минимизировать.

Спасибо, дорогие братья и сестры, за внимание к нашей передаче. Я очень надеюсь, что после наших с вами разговоров о проявлении грехов вы не потеряете желания бороться со страстями. Давайте настроимся на честный и простой разговор. Я постараюсь, как я вам и обещал, говорить честно, с примерами и, насколько это возможно, познакомить вас с борьбой со страстями. Она не простая. Но давайте будем понимать, что легкого пути никто не обещал. Наш христианский путь тернистый. И одно из терний нашего пути – это борьба с чревом. Чтобы не желудок командовал умом, а ум командовал желудком. Для этого нужно поработать. Даст Бог, в следующий раз встретимся и обсудим. Спаси вас Христос, братья и сестры.

Еще раз благодарю тех наших зрителей, которые пишут письма и отзывы. Мне это важно и дорого, даже если мы не сходимся во мнениях. Все равно большое спасибо! До новых встреч на телеканале «Союз».

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать