«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с блудом. Часть 5

21 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня юбилейная (пятидесятая) передача в рамках нашего цикла, когда мы приступили к теме: огласительные беседы и рассмотрение страстей, знакомство с тем, как они проявляются, и с основными принципами борьбы с ними.

Сегодня часть пятая, будем проходить основные принципы борьбы со страстью блуда. В прошлой передаче мы говорили о тех условиях, которые усиливают страсть блуда, о том, что многословие, пустословие усиливают страсть, разобрали, как это происходит. Сегодня разберем такое важное условие, которое является серьезной подпиткой страсти блуда, – страсть тщеславия. Блудную страсть более-менее в себе мы замечаем.

Вы пишете письма. Для меня это важно – посмотреть на наши передачи вашими глазами. Может быть, я даю материал не совсем понятно, а хотелось бы давать понятно, потому что в этом смысл. Один из наших зрителей пишет: как понять, с вожделением ты посмотрел на женщину или не с вожделением? Казалось бы, вопрос простой, мы частично об этом говорили, но если человек не разобрался в этом вопросе, значит, он и блудную страсть не заметит, я уже не говорю про тщеславие – это очень сложная страсть, весьма непростая. Надо разбираться и разбираться, чтобы в себе ее замечать.

Напомню, что страсти есть плотские (как чревоугодие и блуд) – яркие и понятные, их можно без увеличительного стекла достаточно просто в себе заметить. А тщеславие, гордость, уныние и печаль – сложнее. Но мы все равно, даст Бог, разберемся. По поводу вожделения: как мы смотрим на женщину и когда это будет вожделением? Мы говорили, что не ходим, пряча взгляд, не разговариваем с людьми, не смотря им в глаза, у нас нет в культуре такого, чтобы мы ходили, опустив голову, прятались. Поэтому мы понимаем, что один из принципов общения с противоположным полом – это деловое, спокойное, открытое общение, как с близкими родственниками, стараемся сдерживать себя, чтобы не кокетничать.

Когда происходит вожделение? Давайте приведем пример совсем из другой области, но похожий. Что такое вожделение? Это желание. Бывает так: приходишь в магазин купить молока. Смотришь – колбаса, сыр, хлеб; все это пахнет приятно, и тебе очень сильно захотелось есть. Ты это все накупил и потом думаешь: «Зачем я все это купил? Дома все есть». Получается, что желание, которое рождается, и есть то самое вожделение. Если ты смотришь на женщину, хорошая ли она хозяйка, ухаживает ли за собой, за близкими, – это, конечно, не вожделение. Если ищете супругу своему сыну или не женаты, общаетесь со знакомыми девушками, смотрите не за тем, какие у нее прелести, как они приятны и привлекательны, а в первую очередь смотрите на то, хозяйка ли это. Первое тоже нельзя убирать из внимания – это важно, чтобы была симпатия, без этого никак. Мы же не роботы, не животные. Животные и то стараются друг другу понравиться, перья распускают. А у людей все гораздо сложнее. Но увидеть в девушке не только красивую женщину, а хозяйку, какая она с точки зрения быта, общения с близкими, какая мама – это очень важно. Поэтому это к вожделению не относится никак.

Продолжим нашу тему: что такое тщеславие, как оно проявляется? Что такое тщеславие, мы поговорим позже, а как оно проявляется в преломлении усиления блуда? Есть такое проявление тщеславия, как злоречие. Что такое злоречие? Это когда мы начинаем говорить про близких плохо. Когда мы начинаем говорить про них плохо? Когда над ними превозносимся. Когда я вижу, какой близкий, и начинаю про него говорить; как правило, это делается за спиной. Очень мало кто способен в глаза человеку сказать: ты не прав в том-то. Мы обычно делаем это за спиной, передаем какие-то ошибки человека. Обратите внимание, насколько это приносит сладость душе. Казалось бы, что хорошего – зло. Получается, когда мы превозносимся, когда видим, что кто-то хуже, кто-то оступился, передаем эти проступки, слова, грехи, сделанные человеком, мы это делаем со сладострастием. Тут и превозношение, мол, я не такой, как все прочие. Это очень важный момент.

Сладострастие – это такая база, которая связана напрямую с блудом. Если мы подпитываем душевное сладострастие, то, безусловно, подпитываем и блудное – они связаны напрямую. Можно представить: берем ванну, с одной стороны наливаем из ковшика, с другой стороны из ведра. Какая разница, с помощью какого сосуда ты это делаешь? Ванна наполнится все равно. Можно капельницу поставить, будет капать, но когда-то наполнится. Сладострастие объединяет чревоугодие, тщеславие и блуд. Косвенно еще и другие страсти, потому что так или иначе они тоже связаны со сладострастием – с таким греховным удовольствием, которое лукавый, как противоядие против своего укуса, дает человеку, чтобы он пришел в некую эйфорию и натворил дел. Поэтому если мы хотим тщеславие бороть и блуд прикрутить (если он у нас распоясанный), то, безусловно, должны на это обратить внимание – не говорить про людей плохо, стараться их оправдать. Если кто-то так говорит, то не поддерживать этот разговор. Если надо человеку что-то выговорить – надо не про него ходить на кухне бурчать и всем жаловаться, а прийти и сказать ему в глаза, если у тебя есть мужество, а если нет – вообще молчи; чего начал, какой смысл, когда ты ходишь злой и всем жалуешься? Злоречие – очень важный момент. Потому что приятно быть несправедливо обиженным, потом жаловаться. Если бы не было приятно, мы бы этого не делали. Обратите на это внимание.

Укорение – одно из проявлений тщеславия. Когда мы начинаем укорять? Когда вдруг почувствовали, что мы как будто бы начальники, старшие, опытные и так далее. И начинаем наших близких поучать, укорять  их в каких-то мнимых или реальных проступках. Нам по-другому заповедано Евангелием – прощать человека. Сколько на этом укорении рождается конфликтов: и словесных перепалок, и обид, да и драк тоже. С этого начинается: «Ты чего?» – «А ты чего?» И пошло-поехало. В итоге оказалось, что на тщеславии родился конфликт. Но это превозношение тоже дает сладость, когда ты начинаешь укорять и поучать других людей. Поэтому стараемся не укорять. Одно дело, когда, допустим, старшие и младшие родственники, надо сделать замечание – это надо делать с правильным настроением, а не так: я такой барин, а вы мешаете мне жить. Хожу туда-сюда, всех раскидываю и всем подзатыльники раздаю. Такое состояние – греховное, не мирное, человек в таком состоянии неадекватно себя оценивает, тем более не может адекватно оценить своих близких, ему все мешают, он пуп земли. Поэтому с укорением тоже боремся, если хотим побороть и тщеславие, и блуд.

Осуждение – с этим тоже понятно, мы отдельно будем разбирать этот грех. Он очень распространенный, часто встречается, мы часто в него впадаем. Он встречается и в других страстях, потому что во многих грехах другие страсти сливаются и усиливают друг друга. В чем особенность осуждения? В том, что мы, видя ошибки нашего близкого, начинаем определять ему судебное решение.

Есть светский суд. Некий человек сделал какой-то проступок, его обнаружили, он подозреваемый, идет суд; и только после суда определение. Идет расследование, есть адвокаты, прокуроры, процесс, он бывает очень долгим. После того как доказана вина, принимается судебное решение, что этот человек, допустим, вор или убийца...

Кто нам с вами дал право про людей, которые рядом с нами, которые ошиблись, оступились, сделали что-то не так или сделали по-своему, – говорить, что это блудник, такой-сякой, грешник?! Кто дал такое право? Да никто. Более того, это запрещено Евангелием. Господь запрещает осуждать другого человека. Почему мы должны с этим бороться? Потому, что это превозношение, тщеславие. Кроме того, что это очередная подпитка сладострастия (ведь если бы это не было приятно, мы бы этого не делали), у него еще работает другой механизм, сейчас мы о нем поговорим, как он с двух сторон бьет по блуду и усиливает его.

Что с осуждением не так? Если мы с вами вспомним наши «Огласительные беседы», то поймем, кто мы такие сами. Каждый из нас – обычный грешник, все похожи, все одинаковы в наборе грехов. Поэтому никто друг друга на самом деле не лучше. У нас общество неравномерное, мы живем в капитализме, кто-то богаче, кто-то беднее, кто-то лучше устроен, кто-то менее, но с точки зрения духовной мы все одинаковые в плане набора страстей. Если я начинаю хорошо разбираться в себе и вижу, какие грехи и страсти у меня, начинаю пытаться бороться – понимаю, насколько это тяжело и сложно.

Укорять других и осуждать (чего же вы, грешники, не воспитываетесь, не делаете что-то хорошее, а делаете плохое?) – очень легко. А начни-ка ты с собой бороться. Самая сложная борьба – с собой. Потому что учить других легко, укорять, осуждать других легко. А если ты всю эту правду о себе начинаешь узнавать, начинаешь понимать, насколько твои внутренние механизмы, силы работают против тебя – как легко ты начинаешь грешить. Ты пытаешься: настроился  – снова свалился, лукавый твой ум отвел, ты снова (если говорить про блуд) начинаешь блудными впечатлениями себя загружать. Вчера еще говорил: «Все, буду бороться». Сегодня снова забыл. В тебе вся эта немощь работает. Но если в тебе она работает, то и в другом точно так же – он такой же человек. Поэтому когда мы начинаем осуждать, получается, мы просто превозносимся.

Второй механизм, который подпитывает и усиливает блуд, – это когда мы превозносимся. В Евангелии есть фраза: кто себя превозносит – унижен будет. Как это работает? Допустим, христианин пришел в Церковь, будучи взрослым, и у него до прихода в Церковь были смертные грехи блудной страсти. Он их осознал, раскаялся. Прощены ему грехи? Прощены, потому что Бог это обещает.

Бывает такое, когда блудная страсть в человеке ярко не проявляется (это вообще со всеми страстями работает, но сейчас мы говорим на примере блуда), и человек потихонечку начинает забывать, кто он такой, начинает успокаиваться, думать, что все у него в порядке. По тщеславию своему человек думает, что это он сам что-то сделал. А на самом деле что происходит? За его покаяние Господь Своими руками (образно говорю) его прикрывает, поэтому лукавый не может его сейчас подтолкнуть к смертному греху блуда.

Но человек думает, что это не Бог ему дал, а он сам заслужил, и начинает вследствие этого укорять других людей. Укорять необязательно за страсть блуда, а за что-то другое, например, за то, что те плохо себя ведут и так далее. Как правило, мы осуждаем за то, что люди живут не так, как нам хочется. Хотя с чего мы решили, что они должны жить так, как нам хочется?..

Получается, когда мы начинаем осуждать, включается заповедь Христова: суд без милости не оказавшему милости. Если я думаю, что та чистота (условная, конечно), которая у меня сейчас есть, это не дар Божий, а моя собственная заслуга, я начинаю осуждать других людей – и включается этот механизм. Чтобы я понял, что я на самом деле никто, а все, что во мне есть, – от Христа, Господь как бы открывает Свои руки и говорит: ну, если ты взрослый стал – давай сам. И как только происходит это действие, когда ты сам от Бога отходишь, думая, что ты такой великий и важный, происходит то, что бес на тебя нападает, и снова все страсти, с которыми, казалось бы, ты давно расстался, в тебе проявляются.

Поэтому и бывают очень печальные случаи, когда уже даже воцерковленные христиане впадают в смертные грехи страсти блуда. Потому что происходит или подпитка, или нет борьбы, или вот такой механизм от тщеславия.

Бывает, когда мы напрямую впадаем в какой-то грех из-за того, что осуждаем другого человека за этот грех. То есть за что осуждал – на это и попадешь. Такой закон тоже существует. Поэтому будьте внимательны. Если мы будем осуждать другого человека за блуд, нет гарантий, что и сами не впадем в эту страсть; Господь скажет: ну, попробуй сам, без Меня поборись. Поэтому будем крайне внимательны и все эти моменты из нашей жизни постараемся убрать, чтобы такого не случилось.

Господь попускает человеку впасть в блуд не потому, что Он его проклял или ненавидит. Такое невозможно, потому что Бог – источник всякого блага. Но Он по Своей любви не нарушает нашу свободу и хочет, чтобы мы осознанно к Нему пришли. Поэтому христианину из-за его превозношения, злоречия, осуждения попускается впасть в какой-либо грех, чтобы он понял, насколько ему нужен Христос. Это надо помнить и не позволять себе превозноситься над людьми. Это что касается тщеславия.

Подходим к следующему пункту. Есть святоотеческий совет, как создать те условия, в которых менее всего будет подпитываться блудная страсть. Этот принцип называется «странничество». Казалось бы, какое странничество, если у человека квартира, машина, дети, дела, работа, перспективы и так далее. Речь не про это. Странничество – это духовный термин, который обозначает не физическое состояние, когда вы стали кочевником, например, и ездите туда-сюда, а говорит о внутреннем отношении к окружающим людям и к себе.

Странничество – это удаление от рассеянной жизни. Понять это очень сложно, но давайте попробуем разобраться, что такое рассеянная жизнь.

Рассеянная жизнь – это то, как мы живем: не следим, что смотрим и что читаем, мало боремся со страстями, невнимательно молимся, невнимательно участвуем в таинствах. Рассеянность – очень серьезный порок, который свойствен всем нам; мы развлекаемся, развлекаемся и развлекаемся. Тем более что у нас есть очень много способов развлекаться. Необязательно для этого ходить в театр, Интернет включил – и там можно найти все, что хочешь.

Понятно, что, живя в миру, мы не сможем создать абсолютно стерильные условия, чтобы нас ничего не беспокоило. Этого и не требуется. Но минимизировать то, что нас развлекает, отвлекает от духовной жизни, можно. Допустим, ты любишь слушать музыку, и потом эта музыка во время молитвы тебя отвлекает: мелодии крутятся в голове, и понятно, что внимательной молитвы не получится. Что нужно сделать? Не слушать музыку. Через какое-то время эти мелодии пропадут из твоего ума, и будет легче молиться.

Если привык много разговаривать (а это тоже относится к рассеянной жизни), нужно учиться заставлять себя говорить только по делу, не увлекаясь. Из опыта говорю, что хуже нет таких собеседников, которые не могут четко выразить свою мысль, все рассказывают от Адама до Потсдама, а ты слушаешь, анализируешь и думаешь: что же он хотел сказать? Нужно готовиться к разговору, ценить свое время и время другого человека. А если мы любим болтать, развлекаться, смотреть телевизор с утра до вечера – вот и рассеянная жизнь. Это я назвал только основные моменты, на самом деле это очень глубокая тема.

Странничество – это удаление от свободного общения. Мы с вами уже частично говорили, что свободным общением является общение с лицами противоположного пола, когда человек начинает кокетничать, не следит за своими чувствами (зрением, слухом, обонянием, осязанием), соответственно, быстро нахватывает блудные впечатления. К свободному общению также относится общение в компании (мужчин или женщин), когда спокойно обсуждаются лица противоположного пола, отношения. Одно дело – деловое общение, другое дело – в такой компании, где можно нахвататься чего угодно. Но это мы обсуждали.

Удаление от многого и короткого знакомства. Многого – это когда человеку дома не сидится, ему нужно найти все больше и больше друзей, чтобы ходить в гости, знакомиться и так далее. Чем плохо это знакомство? На работе, например, можно просто по-деловому общаться, а можно пытаться дружить с сотрудниками, и это будет совсем другое общение. Если, допустим, женщина одинокая и ты с ней начинаешь дружить, то тут и начинается многое и короткое знакомство. Короткое – значит очень близкое; от слова «накоротке». Одно дело – когда ты знаешь, что это Мария Ивановна, а другое дело – когда начинаешь вникать в ее жизнь и у вас находятся общие интересы.

Еще к рассеянной жизни относится Интернет. Это современное развлечение, которое я приписал к этому святоотеческому принципу. Во времена святых отцов Интернета не было. Свободное общение, рассеянная жизнь предоставлены нам в преизбытке, даже если мы будем сидеть дома, никуда не выходя за его стены.

На этом сегодня будем заканчивать. Подытожим. Нужно обязательно следить за словами, за своим внутренним состоянием, чтобы никого не осуждать. Это то, что подпитывает блуд. Будем помнить про то, что не надо себя превозносить ни перед кем, потому что мы – не лучше. И подумаем на тему странничества, то есть о том, рассеянно мы живем или внимательно. У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть статья о рассеянной и внимательной жизни – почитайте, познакомьтесь. Давайте наблюдать за собой, чтобы и общение, и знакомство с людьми, и работа, досуг в Интернете были под вниманием, чтобы нам вольно или  невольно не нахватать каких-то впечатлений, после которых мы будем мучиться и страдать от страсти блуда.

Желаю вам, дорогие братья и сестры, всех благ! Не будем унывать от борьбы с грехами, взбодримся и будем дальше потихонечку бороться с нашими немощами. Помоги нам Господь!

Записали Людмила Кедысь и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​