«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Гнев-человекоубийца. Часть 12

21 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3

Продолжаем цикл передач, который посвящен разбору страстей. Сегодня мы вновь будем говорить о страсти гнева – это двенадцатая встреча по данной теме и семьдесят восьмая в рамках большого цикла. Называется она: «Гнев – человекоубийца». Для тех, кто присоединился к нам недавно, напомню, что изучать действие страстей надо с самого начала – с тех первых занятий, на которых мы рассуждаем о вере. Без такого основания все остальные знания будут иметь мало практического значения, а для человека, который верит непонятно во что и непонятно как, все разговоры о страстях будут бесполезны.

Можно верить во что угодно, и современный мир предлагает людям солянку из разных религиозных верований. Но если человек называет себя христианином, а сам верит в то, что все религии равны, что все одному Богу поклоняются – и христиане, и мусульмане, то какой может быть практический результат от наших разговоров про грехи или покаяние? Все это не сработает.

Допустим, что христиане и мусульмане верят одинаково, поскольку религии равны. Но каковы их  представления о Боге? В чем здесь разница? Мусульмане считают, что Христос –  это просто человек, пророк. А мы, христиане, верим в то, что Христос – это Богочеловек. Какое же тут может быть единство религий, единое понимание о Боге? Какое может быть родство или равенство этих двух религий? Никакого. Ислам – это другая религия, и мусульмане живут своими делами, своими понятиями. И пусть живут!

А мы должны понимать, что в мире существуют различные религии, но истина только в православии, и мы сожалеем, что другие люди ее не знают. Но смешивать все в кучу и верить как попало мы не имеем права. И чтобы разобраться во всем правильно, необходимо обратиться к истокам наших передач и прослушать огласительные беседы, даже если вы давно ходите в храм. «Повторенье – мать ученья». Это правильная пословица. Всегда полезно вновь возвратиться к катехизису, чтобы напомнить себе основы веры. Все быстро забывается, а мы в обычной жизни живем так суетливо, наша бедная голова так загружена! И чтобы ложные идеи не вклинились в нашу жизнь, мы обязательно должны знать четкое определение веры.

Продолжим разбор грехов страсти гнева. Сегодня они будут посвящены отношениям «начальник – подчиненный». Это необязательно командир воинской части и рядовой солдат. Такие отношения существуют и на предприятии, и в храме, и в епархиальном управлении, и в православном приходе, и в семье. Везде, где есть старшие, младшие, где существует какая-либо иерархия, там обязательно будут и начальники, и подчиненные. Без этого невозможно – иерархия должна быть. Если нет иерархии, нет власти человека, который несет ответственность, – все разрушится. А  понимание демократии, когда каждый сам себе голова, – это уже анархия. Поэтому во всем падшем человеческом мире существует иерархическая система управления, и мы всегда будем сталкиваться с проявлением власти.

Какие же грехи страсти гнева могут проявляться в отношениях «начальник – подчиненный»? Прежде поговорим немного о власти. Родители, крестные, духовники, епархиальные архиереи, начальники каких-либо частных или государственных предприятий, руководители властных или силовых структур, – это все власть, и она предполагает правильное отношение к себе.

Власть – это очень опасно! Часто человек получает какую-нибудь маленькую власть и начинает всех строить, всеми командовать, начинает относиться к людям несправедливо или злоупотребляет своей властью. Это очень опасный дар и в то же время испытание. Опасность этого испытания в том, что ты можешь оказаться плохим начальником в двух крайних положениях, и сейчас мы их обсудим.  

Начальник-христианин должен по-евангельски относиться к своим подчиненным. Давайте вспомним евангельскую притчу о том, как господин поставил одного из своих слуг руководить домом, оставил свое хозяйство, а сам уехал в дальнюю командировку по делам. И что делал тот начальник? Он стал со своими подчиненными пьянствовать, кого-то обижать. И это образец неправильного начальника. Блажен тот раб, которого хозяин нашел действующим правильно, согласно тем указаниям, которые господин ему оставил: все накормлены, напоены, грехи этих людей не развиваются.

Разберем, какими же бывают на практике отношения «начальник и подчиненный». Есть две категории таких отношений. Первая –  это «потворство любимчикам». Всегда в какой-либо организации находятся ребята, которые начинают льстить своему начальнику, заискивать перед ним, заглядывать ему в глаза и показывать, что они очень нужные и полезные. С такими подчиненными начальнику хорошо и удобно, потому что они веселые, могут собутыльниками стать,  могут поручения быстро выполнить –  хваткие ребята. Про таких в Евангелии говорится, что сыны века сего более хваткие, чем сыны небесные. Они и польстят, и похвалят, и елеем с медом обольют – с ними приятно.  

И начальник начинает относиться к ним снисходительно, премию побольше выписывает,  какие-то поблажки дает помимо трудового устава, бонусы. Ведь они, заискивая и глядя в глазки, такими словами поздравят начальника с днем рождения, что он потом ходит весь надутый, как воздушный шар, и думает, какой он великий.

А вот когда этот начальник власть потеряет, тогда он  увидит, что все те ребята, которые вокруг вились, быстро его и предадут. Потому что он был для них просто кормушкой и источником благ. Это многократно проверено. В светской культуре существуют произведения, в которых такие отношения четко и ясно показаны: когда человек при власти, при деньгах, то вокруг него сразу появляется множество лизоблюдов, льстецов, но когда власть или деньги заканчиваются, то эти же люди быстро становятся предателями. В этой ситуации начальники проявляют страсть гнева несправедливостью по отношению к своим любимчикам.

Рассмотрим другую категорию отношений «начальник и подчиненный»: начальник  несправедливо относится к тем, кто ему не нравится. Каким образом не нравится? Допустим, если человек что-то не умеет делать (а мы все что-то не умеем), то обязанностью начальника будет не просто ходить и орать, командовать, пинать своего подчиненного, а взращивать его, выводить на новую ступень профессионализма и духовной работы (если мы говорим про церковную жизнь). А не так выстраивать отношения, что если кто-то мне льстит, то он мне нравится, а вот какая-то баба Оля, которая моет полы, мне не нравится, потому что старенькая и, в отличие от симпатичных девочек из хора, она мне совершенно неинтересна (церковный пример). Все то же самое можно транслировать на любое предприятие, любую организацию: везде и всегда найдутся как льстецы, так и люди, которые начальнику по какой-то причине не нравятся. И что бы они ни делали, сколько бы они ни старались, начальник этого не оценит и все встретит сквозь зубы.

Получается, что гневаться – это необязательно орать на своих подчиненных. Несправедливость также является проявлением гнева. Например, человек, который старался (может, у него и не все получилось), несправедливо ущемлен в премии и это вызывает огорчение. А премия выдана тем любимчикам, которым потворствует начальник. И это тоже гнев, хотя, может быть, никакого ора и нет. Но если начальник – христианин, то он должен справедливо относиться ко всем своим подчиненным. Это как к большой любящей семье (в идеале), когда относишься ко всем в соответствии с их силами и требуешь ото всех одинаково. Тогда у людей не будет ощущения несправедливости.  

Напомню, необязательно нужно быть начальником «Газпрома», «Лукойла»  или банка «Россия», чтобы выполнять эти требования. Они справедливы ко всем отношениям «старший – младший». И в семье так же должно быть, хотя случается и иначе. Печально слушать истории, когда человек с искренним огорчением рассказывает, что был нелюбимым ребенком в семье. Мне это непонятно, потому что у меня в семье такого не было. У моих  родителей было трое детей, но никогда я не чувствовал такого несправедливого отношения, когда младшему все можно, а мне ничего нельзя, хотя я старший и мне приходилось сидеть с младшими. Вот бы младшему говорили: «Ешь десять конфеток!», а мне бы говорили: «Нет, уважаемый, ты старший, не ешь ни одной!» – такого нельзя было даже представить.

К каждому подчиненному начальник должен  относиться справедливо. И когда мы попадаем в разряд руководителей, то с нас большой спрос в плане отношения к людям. Если наша цель развивать предприятие или приход, то мы, как начальники, не должны жить так, как будто ради нас все существует и нас должны обихаживать, любить, одаривать подарочками и подношениями. Не нам должны служить, а мы должны служить.

Евангельский принцип таков: кому больше дано, с того больше спросится. И кто хочет быть старшим, должен быть всем слугой. У нас должно быть совсем другое отношение к служению – не мирское, не ради власти, славы, денег или доступа к каким-то благам, а наоборот: тебя поставили служить, и ты этим можешь спастись. Так поступали наши цари. Можно привести в пример жизнь императора-страстотерпца Николая II. Человек при такой власти был – хозяин земли Русской!  Казалось бы, все богатства – твои! Все тебе доступно – живи, каждый день устраивай пирушки, обжирайся. Но человек жил по-другому. Он по-христиански относился к своей власти  – с точки зрения служения. И такое отношение транслируется на всех: и на родителей, и на духовников, и на крестных родителей, и на все структуры, где существует иерархия, потому что цель наша – что-то развить, улучшить, послужить.

Если на нашем предприятии есть любимчики и нелюбимчики, то все у нас развалится: те люди, которые стараются, видя несправедливость, будут работать плохо, а любимчики и так работают не очень. Когда все справедливо, то человек видит отдачу от своей работы, видит уважение начальника и еще больше хочет вкладываться. Тогда будет успех материальный. Я уже не говорю о духовном – тогда предприятие превратится в духовную общину, крепкую семью.  

Рассмотрим следующий пункт: «начальники – потворство грехам подчиненных». Иногда начальники знают, что их подчиненные пьянствуют, воруют, блудят, делают что угодно, и порой за счет предприятия, во время работы. И тогда равнодушие начальника к духовному состоянию подчиненных также является проявлением греха гнева.

Другим проявлением этого греха является то, что начальник – православный христианин, заставляет всех подчиненных (даже тех, которые далеки от веры) молиться перед работой, поститься, относиться ко всему с точки зрения духовной, религиозной. Если люди к такой жизни не готовы, то заставлять их неправильно. У нас есть светские законы, есть устав предприятия, где определены его цели и задачи.  И если твои подчиненные в рабочее время пьянствуют, то понятно – они не выполнят своих задач. А если начальник потворствует этим грехам, тогда он тоже не выполняет своего предназначения и совершает грех страсти гнева, хотя имеет власть не только «голову отрубать», но и воспитывать своих подчиненных так, чтобы они выполняли свои задачи, менялись к лучшему.

Это же относится и к родителям, когда они потворствуют грехам своих детей. Частично мы об этом уже говорили. В том возрасте, когда ребенок тебя еще слушается, когда он еще маленький (понятно, что в сорок лет он живет своим умом), ты потворствуешь его чревоугодию, лени, унынию, потворствуешь тому, что он с утра до вечера «режется в танки» или сидит где-то в Интернете, лазит по непонятным сайтам, не учится. Вроде это любовь – нельзя же заставлять, наказывать! Но к чему такая любовь приводит? К тому, что из таких детей вырастают грешники.

К духовникам, священникам это тоже относится. Если ты видишь грехи своих прихожан и не обличаешь эти грехи один на один или не проповедуешь о том, что тот или иной поступок, распространившийся в приходе, является грехом; если не говоришь об этом людям, то ты такой же нерадивый начальник. У тебя народ не знает, что хорошо, а что плохо. То есть когда мы видим грех и, имея власть, не пресекаем его, мы тоже грешим.

Вот еще на что надо обратить внимание. Люди, равные друг другу по положению, тоже могут, видя грех ближнего, пресекать его. Если человек грешит, то можно подойти и исполнить то, что сказано в Евангелии: «Если брат согрешил против тебя, пойди и обличи его один на один. Если не послушает тебя, позови свидетеля. Если и тогда не послушает, то объяви Церкви». В этом смысле можно сказать о том, что совершается грех, и начальнику в миру, и священнику или духовнику в церкви. Послушает вас человек – хорошо, а если нет, то с ним бесполезно продолжать что-то делать. «Если их не послушает, то будет как язычник и мытарь».

В Ветхом Завете есть поразительная история про священника Илия. В те времена священство передавалось по наследству, а у Илия было два сына (тоже священники), которые вели недостойный образ жизни (можете прочитать в Ветхом Завете эту историю). Когда нужно было им  совершать священнослужение, то сошел гнев Божий и они погибли, потому что недостойно совершили священнослужение. Отец-священник знал об этом, но не вразумлял, не воспитывал сыновей, и результатом такого бездействия  стала смерть. А результатом такого же поведения начальства является духовная гибель подчиненных. Если начальник видит грехи и не обличает грешника, если не реагирует на недостойное поведение, то он тоже несет ответственность.

«Скверное отношение к старшим» – это тоже грех в отношениях «начальник и подчиненный». Бывает, что  начальник моложе, а подчиненный – старше. Но начальник начинает ему «тыкать». Например: «Иди сюда!» Почему-то в православной среде распространено «тыканье» и холопское отношение к людям, меня это удивляет. Пришел человек в возрасте, ты его спрашиваешь: «Как Вас зовут?» (это частая история). «Меня зовут Мария». Спрашиваешь: «Как Ваше отчество?» – «Нет, не надо! Какое отчество?» Думаешь: «Мы вроде в одной стране живем, у нас заведено уважительное отношение к старшим. Кто я такой, чтобы обращаться к старшему просто по имени?» Особенно странно это выглядело, когда мне было меньше лет, чем сейчас. Например, было мне двадцать два или двадцать три года, я уже священник, приходит в храм женщина старше моей мамы и говорит: «Зовите меня просто Мария». Какая же Вы «просто Мария»? Это сериал такой! А Вы – Мария Ивановна. Уважение должно быть к старшим.  

Мы часто слышим, что у мусульман все хорошо, потому что у них есть уважение к старшим. Давайте уточним: они уважают старших не потому, что мусульмане, а потому, что они живут в традиционной среде. Уважают старших, потому что культура такая. У нас такая же культура, просто мы за последние десятилетия сами стали другими и старших уважать перестали.

От кого это зависит? От родителей и от того, как они к своим родителям относятся. Если мы своих родителей спихнули в пансионат, если внуки не видят бабушек и дедушек или слышат, как мы их постоянно осуждаем, то будут делать так же. У нас же постоянно случаются конфликты между поколениями: бабушки и дедушки считают, что дети неправильно воспитывают внуков, дети считают, что их родители не правы, спорят вслух, и часто при детях. При таких отношениях никакого уважения не будет.

Если мы приучаем детей в транспорте пропускать вперед старших или, стоя в очереди на исповедь, пропускать бабушек вперед – это уважение. Постоит ребенок на пять минут дольше, зато как это будет замечательно... Вроде бы мелочь, но на самом деле – вовсе нет. Уважение к старшим обязательно должно быть. Не важно, кто этот старший – престарелый император или старенькая бабушка из подъезда, которой нужно помочь. Начните с себя! Если перед нами человек, который старше, то не важно – кто он. Мы должны с уважением к нему относиться, предлагать помощь, обращаться  по имени-отчеству, если, конечно, это не наши родители. Сейчас этого не восстановишь, но ведь прежде в России даже в крестьянских семьях к родителям обращались на «вы» и по имени-отчеству. Даже крестьяне! А мы сейчас с вами удивляемся, зачем нужно отчество?

Следующий пункт: «Подвергали человека опасности». В чем суть этого греха? Здесь речь идет не о том, что генерал послал в атаку батальон. Война – это отдельная тема, мы с вами ее обсуждали. Речь идет о том, что мы, как начальники или старшие, заведомо знаем, что дело опасное и что человек его не должен делать. Но мы говорим ему: «Иди делай!» Он идет и делает, нарушая при этом технику безопасности. И с ним что-то происходит – например, человек получает травму. Можно было по-другому сделать, но нам неохота – так и проявляется халатность. Регулярно происходят происшествия с шахтерами, а потом оказывается, что не была соблюдена техника безопасности или аппаратура находилась в недолжном состоянии – это все зона ответственности начальника. Ты посылаешь работников, чтобы получить деньги, а в итоге люди гибнут или получают травмы, подвергают свои жизни опасности. Таких историй в наши дни много.

«Не верили в болезнь ближнего». Допустим, приходит подчиненный и говорит: «Уважаемый начальник, я сегодня плохо себя чувствую». А мы ему говорим: «Иди работай! Кто за тебя будет делать?» Человек идет, работает через силу, состояние ухудшается, а потом его увозят на скорой. Если ты начальник, то относись к подчиненным нормально, с доверием: заболел работник – пусть возьмет больничный, полечится. А ты дай ему из своего кармана денег на лекарства, позаботься о человеке!  Он выздоровеет и будет работать за двоих, потому что понимает – его здесь любят, уважают, ценят. То же самое бывает в семьях, когда дети говорят: «У меня что-то болит». А родители отвечают: «Давай делай». Но в итоге оказывается, что ребенок действительно болел. Как потом стыдно, наверно, становится.

Говоря о проявлениях грехов, приходится многое пояснять, приводить примеры и как бы отходить в сторону. Но без этого никак. Важно понимать, что гнев проявляется не только в том, что мы на кого-то накричали. К сожалению, очень часто он проявляется и в отношениях «старший-младший», «начальник-подчиненный». Давайте обратим на это внимание! И здесь я особенно обращаюсь к тем, кто начальники предприятий, руководители приходов или каких-то организаций, обращаюсь к родителям: с подчиненными и младшими необходимо выстраивать правильные, справедливые, уважительные отношения. Я уже не говорю о том, что Господь заповедовал нам иметь любовь между собою.  Спасибо вам, братья и сестры, за терпение, внимание к нашей передаче. И если появляются отзывы, вопросы, присылайте.

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​