«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Борьба с сребролюбием. Часть 1

20 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем знакомиться со страстями и методами борьбы с ними. Мало знать, надо что-то делать. Мало не делать зла, нужно сотворить благо. Бороться со страстями нам просто необходимо. Это то, к чему мы, христиане, призваны.

Сегодня шестьдесят первая встреча. У нас цикл передач. Начинать нужно с огласительных бесед. Мы разбираем третью страсть – сребролюбие. Сначала – основные ее проявления, чтобы вы могли их в себе узнавать, потом – советы по борьбе с ними в доступной нам святоотеческой литературе.

В прошлой передаче мы говорили, что страсть эта непростая. Как практикующий священник я вам честно скажу, что мало кто замечает ее в себе, несмотря на то, что она в нас есть и развивается. Давайте разбираться, как с ней бороться. Вы заметили, какие проявления этой страсти у вас есть. Развитие страсти идет от головы, от ума. Сначала лукавый захватывает ум человека, а потом человек уже действует сам, пользуясь свободой воли, греховными желаниями подчиняется этой страсти. Также и чревоугодие работает, и блудная страсть – вообще все страсти.

Если христианин получает неправильные знания о вере, о месте человека в мире, тогда у него неправильные ориентиры и он неправильно живет. Именно поэтому веру нужно изучать. Сегодня мы посвятим этому всю нашу передачу – правильному отношению к сребролюбию, богатству, деньгам и к жизни.

Первый пункт – в мире справедливости нет. В каком плане? В любом. Мир лежит во зле, какого-то идеального общества, чтобы все были равны, построить на земле невозможно. Как мы должны это принимать? Через призму нашей веры. Мир пропитан злом и закончит свое существование, когда зло перейдет всякие границы. Поскольку мир лежит во зле, то обязательно будет расслоение общества на богатых и бедных. Богатые будут богатеть, а нищие нищать, что мы, собственно, и видим. Несмотря на социальные беды, трудности, пандемию, богатые становятся богаче, бедные – беднее.

Если христианин начнет бороться с несправедливостью, социальным расслоением общества и положит жизнь не на спасение своей души, а на борьбу с устройством этого мира, то он ошибется и уйдет не туда. Бог определил тебе родиться в небогатой семье или быть простым работящим человеком, человеком труда, о котором в наше время очень мало говорят и забывают. Мы в основном почему-то восхваляем звезд, которые споют какую-то совершенно дурацкую песню (это мое мнение), – миллион просмотров,  восторги. А где человек труда, который зарабатывает на жизнь своим трудом, кормит нас, производит что-то? Почему об этом не говорится? Как раз потому, что мир несправедлив, лежит во зле. Если богатство, деньги, слава, статус коммерческого лица, сотрудника Сбербанка – это самоцель, то это неправильно. Мир несправедлив и идет своей дорогой, мы знаем ее конец. Мы с вами должны жить по-другому, а не бороться с устройством мира, это бесполезно.

Мы знаем историю Советского Союза, его идея была правильная: равенство, земля крестьянам, заводы рабочим. Но в итоге что получилось? Вспомните, в каком году крестьяне получили паспорта. Старшее поколение прекрасно помнит, что – в позднее хрущевское время, а до этого они не могли свободно передвигаться. Где обещанная свобода? Это их была земля? Нет – колхозная, совхозная. И что, партаппаратчики жили как крестьяне? Нет. Да, была уравниловка, но мы же все понимаем: кто у кормушки, тот и нахапал и живет слаще, чем те, кто трудится по-настоящему.

У нас совсем другая цель. Мы должны вернуться к Отцу Небесному и прожить эту жизнь так, чтобы не нахватать грехов, бороться с имеющимися страстями. Поэтому не тратим силы на борьбу с мировой несправедливостью! Не завидуем богатеям. Не осуждаем олигархов-капиталистов. Это все греховно: и осуждать, и завидовать. Ты не имеешь, но страстно желаешь этого всего: быть владельцем яхт, пароходов, газет, банков, – просто признаться не хочешь. Ну, есть у них, пускай они отвечают за свое. Ты за свою жизнь отвечай. Это ложная идея, что можно построить общество, где все будут равны. Такого не будет, тем более в наше время. Давайте успокоимся и внимание обратим на сердце свое, на ближних, тех людей, с которыми мы встречаемся, но в первую очередь на себя. Спасение христианина зависит от него самого. Можно посвятить всю жизнь борьбе с социальной несправедливостью, а себя загубить. И что толку? Какой смысл?

Следующая идея: богатство – это не цель жизни. Нам мир навязывает эту идею не первое столетие и не первое тысячелетие: быть богатым здорово, замечательно. Причины понятны: человек, имеющий богатство, может себе много позволить – роскошное жилище, соответствующее питание, одежду, имущество. У человека рождается ощущение, что богатство – это самоцель. Ты достиг его, и все. А на самом деле что такое богатство? У нас есть долларовые миллионеры и миллиардеры. Долларовый миллионер, по сравнению с простым рабочим уральского завода, богач, но по сравнению с тем, у кого десять миллионов, он нищий, можно сказать. Снова надо хапать, что-то такое делать, грешить, чтобы у тебя было десять миллионов. А у кого-то миллиард – это вообще бесконечная история. Люди идут по головам, против совести, чести, чтобы это получить. Это не является целью жизни. Это ложное ощущение.

О богатстве и сребролюбии очень много говорится в Евангелии. Я могу заблуждаться как человек, могу что-то не то говорить. Святые отцы монахи и по-монашески пишут. У нас ориентир – это Евангелие и Священное Писание. Это инструкция жизни, которую Бог нам дал.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Что такое мамона? Это кошелек с деньгами. В Евангелии говорится, что невозможно сочетать служение Богу со служением богатству, деньгам, земному, имуществу. Это противоположные вещи.

В этой заповеди есть два аспекта. Первый – одного будет ненавидеть, а другого любить. Но мы скажем: «Мы христиане, Христа любим, и это не мешает нам сребролюбничать!» А Господь говорит: кто Его любит, что делает? Заповеди исполняет. Это не эмоция, не настроение. Любить Бога – это дела делать, заповеди выполнять. Бог так оценивает, любишь или ненавидишь.

Роскошь – это враг, то, что кружит голову людям, то, что нас, христиан, приобщает духу сребролюбия. Если христианин стремится к роскоши, ублажает себя, думает, что простая машина не очень, нужно непременно люксовую, чтобы всем показывать, какой ты замечательный, враг его погубит. Мы слабые люди. Невозможно любить Бога и деньги, богатство.

И другой аспект: одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Если человек начинает любить богатство, он ради него начинает жить. В суете он скажет: «Да мне некогда». Сребролюбием больны все. Начинают говорить: «А мне некогда помолиться, почитать, потому что я небогатый человек и работаю». Правильно. Ты все свое время посвятил работе. Хорошо, если ты семью кормишь, для нее трудишься. Но ты уже с головой погрузился в это, ради кошелька трудишься, сердце продал.

В слове «богатство» корень «Бог». Интересно же. Важно нам, христианам, внимательно, трезво себя оценивать: ты привязан к богатству, деньгам, стремишься их иметь или нет? Кто для тебя Бог? Творец Небесный или состояние, когда ты спокойно от зарплаты до зарплаты можешь тратить на все, что хочешь, и у тебя еще деньги остаются, или у тебя лежит кубышечка и ты на нее надеешься? В этом случае мамона тоже становится богом, идолом, которому человек посвящает жизнь. Мы поняли, что этого делать нельзя, поэтому нужно очень внимательно к себе относиться.

По поводу роскоши можно сказать: какая роскошь?! У нас хрущевки и так далее. Что имеется в виду под роскошью? Это и жизнь действительно богатых людей, которые шикарно обставляют свое жилище, но и нас это касается, когда человек вдруг решает какой-то особой мебелью обставить свою скромную квартиру, ради этой мебели много трудится, переживает, неспокоен, теряет равновесие духа. Простые вещи: есть телефон, но надо купить дорогой, такой, как у кого-то, кто имеет большой достаток. С богатством и роскошью очень непросто.

Что же делать людям, которые родились в семье, где не просто достаток, а богатство? Неужели им закрыто спасение? Оказывается, нет. В Евангелии от Матфея смотрим: Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. О чем тут речь? Господь не сказал: невозможно. Допустим, родился христианин в богатой семье или богатый человек пришел ко Христу, что тоже возможно. Неужели ему закрыт рай? Нет, но ему трудно. Мы же говорим: нам трудно, у нас маленькие зарплаты, пенсии. «Денег нет, но вы держитесь» – знакомое всем выражение. Оказывается, богатому тоже трудно, богатые тоже плачут, только по другим поводам. Почему? Легко расставаться с тем, что не имеешь, что не твое, а со своим – очень трудно. Мы можем сказать, что верблюд сквозь игольные уши никогда не пройдет. Надо понимать, о чем речь: «игольным ушком» назывались таможенные ворота. Идет караван, верблюды, навьюченные товаром, на таможне проверяют: может, ты какую-то контрабанду везешь, неположенные предметы, вещи. Соответственно, верблюда надо разгрузить, с мешками, тюками он в узкие таможенные ворота не пройдет. Нужно разгрузить, провести верблюда, проверить все, что ты везешь. Если все одобрено, перетаскиваешь груз и едешь заниматься торговлей.

Человеку, который привязан к богатству, трудно войти в Царство Небесное. Ему нужно, как верблюду, освободиться от него, может быть, не в буквальном смысле, не все способны взять и раздать все нищим, как говорится в Евангелии (это евангельский максимализм), а внутренне к этому не привязываться. Ты родился в богатой семье, трудишься, у тебя заводы, пароходы, яхты, но ты внутри к этому не привязываешься.

Прочитайте жизнеописание святых Царственных страстотерпцев, царя Николая и его семьи. Когда я был в Москве в Историческом музее, там проходила выставка, посвященная им. Я своими глазами прочитал детское меню, и, поверьте, многие дети из очень средних семей позволяют себе больше лакомств, чем они, не потому, что их морили голодом, а потому, что царская семья жила аскетично. Да, они жили в шикарном дворце, но это большая христианская работа – воспитать детей так, чтобы они не только вкусняшками питались, но и здоровой, простой пищей. Вначале приучали не к балам, а к внутренней работе над собой. Все было в евангельском духе. Поэтому богатому человеку можно войти в Царство Небесное, если он будет разгружаться внутренне. Соответственно, путь богатого человека – это путь милостыни, пожертвований, помощи другим людям. Если так будет построена его жизнь, то это будет по-евангельски, он будет понимать, что является только распорядителем средств. Нас с вами, живущих простой жизнью, это тоже касается.

Слава Богу, что нам не дали богатства, потому что это особый крест, который мало кто может достойно пронести. Допустим, я люблю какие-то грехи, но у меня нет денег их совершать. Вдруг американский дедушка мне их жертвует, и у меня появляется возможность творить  что угодно. У меня есть знакомые, которые в 1990-е  разбогатели, их дети выросли в роскоши, богатстве. Что с ними стало? Они увлеклись наркоманией. Ребенок, родившийся в такой семье, не приученный к аскетизму, вере, начинает тратить состояние, как евангельский блудный сын. Кому все досталось? Наркоторговцам. Так, к сожалению, часто бывает.

Богатство не самоцель. У протестантов (в некоторых деноминациях) считается: если ты богатый, то с тобой Бог. У православных не так. Бог с тобой, когда ты с Ним, а не когда у тебя долларовый счет в банке.

Богатство – опасная вещь. Кому-то такой крест дается. Помните евангельскую историю: у богатого человека уродился урожай? Что он задумал? Маленькие амбары сломать, поставить новые, урожая столько, что в течение многих лет ешь, пей, веселись – вот план богатого человека. Он реализует свои страсти. Господь что ему говорит? «Безумный, в эту ночь душу твою Я заберу, кому ты все оставишь?» Говорю тому, кто не в Бога богатеет. Можно было бы столько-то оставить семье, чтобы безбедно жили, столько-то посадить на следующий год, а все остальное раздать, потому что это не его, он как трубопровод. Труба мало что о себе думает, она же не думает: «Я самая важная, питаю людей, без меня они не проживут». Ее задача просто прогонять воду. Так же и богатый человек. Если бы евангельский богач подумал: «Отдам все, пусть живут, не голодают», – тогда бы был совсем другой суд Божий над ним. Но как трудно отдать свое! Это одно из искушений богатством.

В Священном Писании много говорится про сребролюбие, отношение к деньгам. Цитата из Псалтири: Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца. Что это значит? Не добывайте свое богатство неправедно. Восхищение – это хищение, воровство. Не завидуйте, не воруйте, не грабьте, не желайте этого, не надейтесь, что с помощью хитрых способов разбогатеете. Богатство аще течет – что имеется в виду? Если так получилось, что ты честно трудился и у тебя оказался не просто достаток, а ты стал богатым человеком, к этому не прилагай сердце, не привязывайся, ты только распорядитель. Тебя выбрали, чтобы ты помогал другим людям, – такой смысл.

Роскошь рождается тогда, когда человек это состояние начинает тратить только на себя, чтобы удовлетворить свои страсти: сладко есть, мягко спать.

Еще одна ловушка, в которую мы попадаемся: «Я этого достоин». Так даже в рекламах говорится: «Ты достоин жить в богатом дворце, летать на частном самолете». И мы думаем: «Да, конечно». Почему мы принимаем эту идею: «Да, мы достойны владеть виповскими вещами класса люкс», – хотя помним, что мир несправедлив и мы богатыми никогда не будем? Почему мы стали этого достойны? Непонятно. Это ловушка.

Наша родина – это рай. У нас нет цели здесь, на земле, прожить богато, роскошно, в неге. Только ты попадешь в эту историю, берегись, потому что это ловушка. На земле мы только странники – так нам говорит Евангелие и святоотеческая литература. Нам отмерено время, мы должны его прожить. Течет богатство – не прилагай к нему сердце, не прилепляйся, трудись честно, не завидуй, не воруй и достигнешь рая, если будешь бороться со страстями, жить со Христом.

Самая главная идея – в гроб богатство не положишь. Купить Царствие Божие невозможно. На земле можно купить много чего: имущество, славу, судей, но Бога подкупить нельзя. Эта идея должна быть ориентиром в отношении к богатству, деньгам, имуществу и всему материальному. Мы здесь временно. Ты всю жизнь потратил на то, чтобы построить огромный дом, который никому не нужен, потому что твои потомки, оказывается, не с тобой хотят жить, а в других городах. Ты потратил впустую много сил, времени, вместо того, чтобы помогать другим, делать что-то доброе, читать, думать, молиться. Для чего ты жил? Ведь дом, машина, богатство, счета в гроб с собой не положишь. Для чего ты богател, непонятно.

Сегодня мы с вами поговорили про идеи, которые рождают тягу к сребролюбию. Мы должны понимать, что нет такого: раз ты христианин, священник, или епископ, или православный предприниматель, то непременно достоин роскошных вещей. Почему ты так решил? Наша родина – рай, мы странники. Если течет к нам богатство, пользуемся, но сердцем к нему не привязываемся. Вот такие идеи, что касается борьбы со сребролюбием.

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать