«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Работа над ошибками: о некрещеных младенцах

18 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Дорогие братья и сестры, на прошлой передаче мы закончили краткий, схематичный цикл оглашения. Мне казалось, что этого достаточно. Но судя по отзывам, некоторые мои слова вас задели. Я говорил о признаках приближения конца света, одним из которых будет потеря истинной веры, а также, например, вера христиан в то, что все младенцы (крещеные и некрещеные) непременно попадут в Царство Небесное. Мы об этом говорили в 26-й беседе.

И теперь зачитаю ваши отзывы, они интересные. Я не собираюсь ни на кого обижаться или над кем-то смеяться, они просто важны. Один человек пишет: «Я удивляюсь, как можно выпускать в эфир такого безграмотного батюшку. Да будет вам известно, что наш Господь есть Любовь. Дети в ад не попадают, не выдумывайте. Такими глупыми высказываниями, что некрещеные дети попадают в ад, отталкивают неподготовленных людей от РПЦ».

А вот другой отзыв: «Отче, как же ты говоришь, что некрещеные дети не войдут в Царствие Небесное? А Господь наш Иисус Христос говорит: таковых есть Царство Небесное… Он ставит их нам в пример: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Отче, как же убийцу, насильника и вора Он удостоил рая, а милых младенцев отвергает, да еще и тех, которые не могли быть крещены, страшные пытки и мучения в утробе претерпевшие? Разбойник этот был крещен? А сотни святых мучеников, не принявших крещение, где томятся? Кто же решает дать Царствие Небесное: формула крещения или Царь царей? Даже в земной жизни может помиловать президент, несмотря на закон. Любовь превыше закона и справедливости. А кто же наш Бог? Он есть Любовь».

Вот такие отзывы. На самом деле они хорошие. Я говорю искренне. В процессе переписки с их авторами с одним удалось найти общий язык, а у другого вопрос был сложный, и времени глубоко раскрывать тему не было. И, чтобы разобрать это недоразумение, я решил сегодня сделать передачу: «Работа над ошибками: о некрещеных младенцах».

Почему в прошлой беседе я привел мнение о том, что некрещеные младенцы спасаются, как ложное? Потому, что оно ложное. Работа над ошибками – это, дорогие мои, работа не над моими ошибками, а над ошибками наших неравнодушных и действительно хороших зрителей.

В чем ошибка? Давайте разберемся в нашей сегодняшней передаче. Я не хочу спорить, мне это неинтересно. Есть истина, ты принимаешь ее и живешь по ней. Вот и все. Но нескольких человек это задело, они написали, а кого-то задело, но они не захотели, или не смогли написать, или это технически не получилось. Давайте вспомним наши занятия. Если лектору в конце курса студенты, слушатели задают вопросы по первой лекции, то, наверно, такой преподаватель или думает, что он плохо объяснил, или сомневается, был ли студент на первой лекции. Кому непонятны или кого смутили мои слова, наберитесь терпения и попробуйте снова прослушать весь курс, потому что в нем говорится о причине этих вещей. Давайте вместе сегодня в этом разберемся, раз это такая проблемная тема.

В обоих письмах говорится: «Бог есть Любовь». Это абсолютная истина, однозначно так. Но ведь Господь наш, Который есть Любовь, говорит нам и о Страшном суде. Мы это обсуждали в 27-й беседе. Да, Он будет судить и будет судить по справедливости, по Евангелию, по Своим законам, как Сам говорит. Любовь не отменяет справедливость. В Боге они сочетаются, потому что Он Судья. И огромное заблуждение – думать, что любовь – это вседозволенность. Господь из любви послал Сына Своего, Который воплотился, стал истинным Человеком, будучи истинным Богом, и пошел на Крест (пересмотрите передачу о Спасителе). Это и есть проявление любви Бога к человеку: Он не бросил нас, не презирает, а любит и дает возможность спастись.

Мы много раз в наших передачах говорили о свободе. Любовь свободу не нарушает. Если мы думаем, что любовь – это «все в рай!», то это неправильно. По любви Господь говорит: «Хочешь спастись – вот правило, путь спасения. Идешь свободно по нему и Царствия Божьего достигаешь. Не идешь, – к сожалению, не достигаешь, хотя Я люблю тебя». Тут надо понимать, что любовь любит целиком, вместе со свободой. Бог даровал нам свободу как одно из важных качеств Его образа в нас, который Он не искажает. В предыдущих беседах об этом тоже говорилось. Если человек не хочет спастись, Бог, безусловно, будет призывать, помогать (Он же Отец Небесный), но насильно к Себе приводить, тянуть человека за уши в рай, чтобы он там изнемогал и мучился от благодати, Он не будет.

Любовь не во вседозволенности. Как не очень умные подростки относятся к своим родителям? Говорят:

– Папа и мама у меня злые, потому что не дают кока-колу, жвачки, сидеть до полуночи в Интернете, играть в компьютерные игрушки.

– Почему?

– А потому, что они плохие, не дают мне свободы.

Ребенок думает, что это нелюбовь, а это настоящая родительская любовь – установление правил: «Я люблю тебя, но есть правила. Если ты будешь пить вечно газировку, играть постоянно в компьютерные игрушки, ты заболеешь душой и телом, и толку из тебя не выйдет». Родителями создаются заповеди, которые должны выполняться. Поэтому умный ребенок понимает, что его ограничивают из любви к нему. Он лезет с вилкой в розетку, а родители говорят: «Нельзя!» Поэтому давайте будем понимать любовь не как  слащавую, а по-святоотечески.

Помните, в Евангелии Господь поставил младенца и сказал апостолам: таковых есть Царство Небесное? Как спасались праведники Ветхого Завета, до того как Господь пострадал на Кресте? Они получили спасение после Воскресения Христова не по своей праведности, не из-за того, что умерли в муках или неделями голодали, постились, были молитвенниками, как царь Давид, например, но – по вере в грядущего Мессию, ожидая Господа Иисуса Христа. Эта вера спасла и приблизила их к Нему. Господь душой сошел в ад и вывел их. В Ветхом Завете устанавливается ветхозаветная религия и Церковь. Мы знаем с вами иудейский праздник – обряд обрезания, когда ребенка посвящали Богу. Когда Господь говорит про младенцев, Он говорит именно про иудейских младенцев. В Новом Завете мы спасаемся верой в Бога, в Пресвятую Троицу, в Господа Иисуса Христа и крещение.

Один из братьев написал так: «Кто разрешает дать Царство Небесное: формула крещения или Царь царей?» Это логическая манипуляция. Эти мнения широко распространены, и вы их дублируете, транслируете. Кто установил эти правила? – Царь царей. В Евангелии написано: Кто будет веровать и креститься, спасен будет. Кто это сказал? Не протоиерей Андрей Канев. Он судьбой младенцев не распоряжается. Конечно, Господь. Вера в Него и крещение – обязательный момент. Не надо думать, что если прочитали какую-то формулу над человеком, это даровало ему спасение. Нет, но это необходимейшее условие. Почему? Потому, что Он так захотел. Он дал нам знание, понимание, что путь такой. Поэтому давайте не будем играть с логикой. Царь царей сказал, что спасение можно получить, если будешь верить в Него и крестишься. Понятно, что из нашей веры проистекают и наши дела.

Что касается младенцев, Господь сказал, что таковых есть Царство Небесное. Он не сказал: их, но – таковых. Не потому, что младенцы не попадают в рай. Крещеные младенцы попадают однозначно, мы в это верим. Но слово «таковых» означает не «их», а «таких». Что тут имеется в виду? – Качества души. Дети беззлобные, способны быстро прощать, не нуждаются, как взрослые, в банковских счетах, газетах, пароходах. Они открытые, чистые сердцем, насколько это возможно человеку, в них нет похоти и не так проявляются страсти, как у взрослых. Господь отметил душевные качества ребенка в плане благочестивой жизни, чтобы мы, обнаружив у себя страсти, боролись с ними и развивали добродетели, свойственные младенцу. Но это не значит, что все некрещеные младенцы попадают в Царство Небесное. В Евангелии говорится не про это.

Что касается разговора о разбойнике, имеется в виду разбойник, который покаялся на кресте. Посредине был распят Господь Иисус Христос, а по правую и левую стороны – два разбойника. Что это были за разбойники? – Иудеи. Они тоже принадлежали к ветхозаветной Церкви, были в свое время посвящены Богу. Не какие-то язычники висели рядом с Господом. Почему разбойник первый вошел в рай? Только потому, что он в муках умирал? Так и второй в муках умирал. И многие сотни людей, тогда и сейчас, к сожалению, умирают в муках. Но это не дает нам право думать, что он поэтому наследовал Царство Божие. Давайте читать Евангелие. В Евангелии сказано, что этот разбойник покаялся и поверил. Он с детства был научен, что придет Мессия, Христос. И когда он увидел на Кресте измученного, умирающего Спасителя, в его жестокой душе шевельнулась вера, заложенная родителями. Есть предание, что он в детстве встречался со Христом. В Евангелии этого нет, поэтому мы сейчас не будем над этим размышлять. Но так или иначе, он был воспитан в ветхозаветной вере и, умирая на кресте, переживая нравственные и физические мучения, ожидая смерти, увидел Спасителя, Который не проклинал Своих мучителей, а молился за них. Он увидел в Нем Бога и тут же покаялся. Помните молитву этого разбойника? Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. И Господь ему отвечает: ныне же будешь со Мною в раю. Вера в Мессию проснулась в нем в последнюю секунду, он покаялся и наследовал Царствие Божие.

Что касается мучеников, брат пишет про сотни мучеников. Я не знаю про сотни, были единицы. Вы помните, как развлекались язычники в Риме? На арену выводили христиан, натравливали на них львов, мучили другим образом за веру. Видя мужество мужчин и женщин, детей и стариков, которые не отрекались от Христа, какой-то язычник из этой толпы, жаждущей крови, хлеба, развлечения и зрелищ, вставал и говорил: «Я тоже христианин». Такие случаи были. И такого человека тоже отдавали под нож, ко львам, убивали. Он не принял таинство Крещения, не прошел оглашения – спасся или нет? На этот вопрос не надо ничего выдумывать, Церковь ответила: у этого человека появилась вера в Бога, и он своей кровью крещен. Не комфортная вера, как у нас. Мы верим, когда нам удобно. Сейчас пандемия, и мы, все священники, говорим: «Где наши прихожане?» А они у нас все дома сидят. Хотя давно прошел кризис, в храме соблюдается дистанция, никто нам не мешает в храм ходить, в таинствах участвовать, а мы народ потеряли. Мы боимся. А тут человек, видя, что всех убивают, встает и говорит: «Я  христианин». Он тоже хочет быть убит. И здесь мы должны понимать, что эти мученики тоже спаслись.

Кратко напоминаю предыдущие наши передачи. У Бога и Адама была духовная связь. Адам грехопадением нарушил ее, умер как телесно, так и духовно. Иисус Христос, Господь наш, пришел на землю, чтобы Своей смертью на Кресте примирить человека с Богом. Какие особенности есть у каждого человека, рожденного здесь на земле? –Первородный грех. Вот что забывают наши телезрители. У каждого есть первородный грех как яд смерти. Еще и личные грехи. Когда мы утверждаем, что у младенцев нет личных грехов, поэтому они наследники Царствия Небесного, то забываем самое главное – первородный грех. Апостол Павел говорит: «Мы все согрешили в Адаме». С человеческой, греховной точки зрения, это нелогично, неправильно. Но это правда. Мы все согрешили в Адаме, поэтому каждого родившегося младенца (даже в благочестивой семье) еще надо приращивать ко Христу. Как это делается? Через Церковь, которая учит вере и крестит. И каждый человек должен прийти к вере, примириться со Христом и обрести плод спасения.

Мы по-человечески рассуждаем о справедливости: младенец не виноват. Дорогие мои, как не виноват, если первородный грех есть у каждого, к сожалению? Мне не доставляет морального удовольствия думать, что все некрещеные пойдут в ад. Это горе, но это правда жизни. У всех некрещеных младенцев, умерших в утробе матери или родившихся, но не получивших крещения, нет личных грехов, но есть первородный грех. Это то, что отрывает Адама от Бога. Это духовная смерть, потеря духовной связи, которая возможна только через Господа Иисуса Христа и только через Православную Церковь.

Работу над ошибками мы с вами провели, я надеюсь, я вам все объяснил. В заключение я хочу порекомендовать вам книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Грех Адамов», где эта тема хорошо раскрывается. Ориентируйтесь не только на мои рассказы, где-то сумбурные, поверхностные. Давайте обращаться к серьезной литературе. Кого волнует тема загробной судьбы некрещеных младенцев, людей, которые умерли в муках, почитайте эту книгу. Здесь есть развернутый, логичный, обоснованный ответ на этот вопрос.

Спасибо, дорогие братья и сестры! Спасибо тем, кто написал отзывы! Вы позволяете увидеть то, над чем нам нужно вместе работать. Если будут еще какие-то вопросы, присылайте. Ваше мнение для меня ценно. Я благодарю вас за возможность обратной связи. Если будет желание, пишите, пожалуйста. И в следующий раз, если Бог даст, мы приступим к теме борьбы со страстями, чему и посвящена наша передача.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​