«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Печаль - страсть богоборца. Часть 4

18 ноября 2022 г.

– Мы стали изучать страсть печали – очень необычную страсть. Кажется, что это что-то незначительное, даже романтическое (попечалиться, попереживать за судьбы мира), а в реальности это очень серьезная страсть, которая называется у нас «страстью богоборца». Чтобы вас сразу не оттолкнуть такими грубыми словами, давайте напомню, что богоборец – это тот, кто борется с Богом в разных проявлениях. Мы очень часто боремся с Богом, не соглашаясь с Его великим Промыслом о нас.

Давайте изучать дальше. У нас 93-я встреча и 4-я часть в рамках изучения страсти печали. Мы стали изучать разные проявления этой страсти – тяжкие грехи. Ранее мы изучили смертные проявления, смертные грехи этой страсти. И второе занятие посвящено изучению тяжких грехов.

Напоминаю вновь и вновь, что мы должны начать изучать тему борьбы со страстями с оглашения: чтобы мы понимали, каков Бог, почему мы страдаем здесь, на земле, какой в этом смысл, что за смертью, почему страдать здесь лучше, чем там. Ответы на эти вопросы дает нам православная вера. Если мы это усвоили хорошо, верим по-настоящему и правильно, соглашаясь с Преданием и вероучением Церкви, тогда сможем побороться со страстями, особенно со страстью печали. А если не верим или верим криво, тогда будем всегда находиться в состоянии печали, очень мрачном и поврежденном. Печальный человек не бегает и не убивает кого-то, не ворует, но сам находится в глубоком мрачном состоянии.

Следующее проявление этой страсти – огорчение от потери чего-либо земного. Например, человек потерял работу, очень сильно огорчился, опустил руки. Ищи дальше! Работы на самом деле много. А у нас как получается: если это не работа директором «Газпрома», то не хотим идти. Иди на ту работу, которая есть: все равно будешь что-то зарабатывать, семью содержать.

Потеря здоровья. Мы не будем на земле вечно молодыми. Понятно, что с возрастом будут накапливаться проблемы. Мы все пропитаны грехом, рождаемся уже больными. Поэтому ясно, что здоровье будет ухудшаться. Это логично, нормально, и к этому нужно относиться спокойно. Безусловно, необходимо поддерживать здоровье, не надо себя губить, о теле нужно заботиться – это тоже наш дар. Но если что-то происходит – не теряйте правильного духовного настроя, потому что потеря духовного настроя – это проявление грехов.

Деньги, вещи потерялись – и человек расстроился, руки опустил: все у него плохо, он ходит мрачный, настроен против всех. От этого рождается зависть (проявление уже другой страсти), осуждение, желание отомстить и т.д. Проявление греха печали начинает тут же связываться с другими страстями: тут и ущемленное тщеславие, ущемленная гордыня, гнев и т.д.

Утрата в скорбях надежды на Бога. Очень важно не терять надежду. Часто, когда человек начинает изучать тему покаяния, первое, с чем он сталкивается, – отчаяние, потеря надежды. Мы об этом говорили на предыдущих встречах. Лукавый, не терпя покаяния, устраивает один из заслонов – страсть печали. Человек начинает не в грехах каяться, а самоедничать: почему я? почему со мной? как я мог это сделать? Я бы тогда так не сделал… Это ложное покаяние. А у нас все должно быть построено на надежде.

Мы знаем, что Господь Благ, Всемогущ, знает нас хорошо (мы Ему не пасынки и не бастарды какие-то незаконнорожденные, а родные дети), Он как любящий Отец обещает, что будет заботиться о каждом человеке. Помните, в Евангелии от Матфея говорится: «Если сын у вас попросит хлеба, вы же не дадите ему камень, рыбу попросит – не дадите ему змею. И если вы, будучи лукавыми и грешными по натуре своей, умеете давать благо вашим детям, то уж Отец ваш Небесный даст благо просящим у Него». Какой замечательный евангельский отрывок! Нам даются скорби для блага. Они неприятные. Но у нас правильное переживание этих скорбей должно быть с надеждой на Бога, никак по-другому. Лукавый рисует Бога каким-то жестоким, радующимся нашим неприятностям и прочие безумные картинки. Всё это отвергаем. Наша вера не такая, она говорит, что Господь Всемогущ, Преблаг, в Нем преизбыток всех благих качеств, и Он желает нам, Своим творениям и детям, всяческого блага, но мы этот путь должны пройти. Снова напоминаем себе, почему мы здесь. Потому, что мы наследники согрешившего Адама.

Насколько часто в обсуждениях этой страсти идет отсылка к огласительным беседам, потому что там все построено. Страсть особая.

Недоверие Промыслу Божиему. Что такое Промысл Божий? Это особый Божий план по отношению к каждому человеку. Каждый родился по Божиему плану, мы для чего-то предназначены (совершенно необязательно быть великим, совершать подвиги или стать героем Российской Федерации). У нас задача гораздо важнее, чем стать героем, – достичь Царствия Божия. А каким путем это произойдет, тут сильно разнятся жизненные пути. Кто-то приходит к вере поздно, уже в преклонном возрасте, кто-то – с юности, кто-то идет очень тесными путями, кто-то заблуждается, а потом выходит на истину, кто-то уходит на сторону, пользуясь своей свободой, и не возвращается, но Божий Промысл дает ему возможность вернуться. Это не опишешь в двух-трех словах. У каждого свой путь, поэтому и жизни очень разные: разные души, разные пути. Один путь только, ведущий в ад, веселый и без напряжения.

Промысл Божий существует не только о преподобном Серафиме Саровском. Сейчас часто встречаю такую ошибку, которую часто совершают наши близкие, думая, что преподобный Сергий и преподобный Серафим – это великие люди, о них Бог заботился. «Ну а я кто такой? Простой работяга». Для Бога что простой работяга, что преподобный Серафим – это родные дети. Промысл Божий не только о великих людях, а о каждом из нас, простых и смертных людях. Бог для нас приготовил все. От нас зависит, как мы примем Промысл Божий и как будем жить. Это не проложенные рельсы с готовыми станциями, что можно встать и, хочешь – не хочешь, тебя по этим рельсам покатит. Мы так тоже не должны думать. Происходит встреча Божией воли с человеческой. Можешь по своей свободе отречься от Божиего Промысла, от Бога, но если захочешь, произойдет это важное соединение, когда ты желаешь и пытаешься, а Божий Промысл тебя ведет. А не так, что ты упал, а тебя за ногу тащат; думаешь, что это Промысл Божий, все плохо. Ничего подобного. У нас должна быть другая картина: любящий Отец берет ребенка за руку – и вместе они идут.

А недоверие Промыслу Божиему рождается из-за гордыни: я-то о себе думаю другое, я хочу быть великим, успешным, хочу быть таким, каким хочу, а жизнь преподносит неприятные сюрпризы. Поэтому человек не доверяет Промыслу Божиему. Такого человека спроси, доверяет ли он Промыслу Божиему. Он заверит, что доверяет. Тогда почему он ропщет? Раз ропщет – значит, не доверяет. Поэтому у нас должно быть правильное понимание Промысла Божиего, отношения Бога к человеку, отношения человека к своей жизни, свободе. Человек не верит, не доверяет Богу. Думает он, что накопит денег, которые его спасут (не Бог спасет, а деньги); или знакомые спасут. И что происходит? Знакомые предают или умирают, деньги обесцениваются… Сколько таких историй, особенно в нашей стране! И что толку? Ничего не получилось. А Бог – наш самый надежный Друг и Помощник, самое ценное богатство. Если христианин в мире с Богом – это совершенно другой взгляд на жизнь: не взгляд затравленной зверюшки, которая только и ищет, как бы выжить, а человека, который открыт сердцем, спокоен; и если вокруг него мир рушится, он в мирном состоянии, потому что знает, что Бог с ним и он с Богом. Даже если все разрушится – значит, так надо. Это не какое-то тупое состояние, а это состояние очень глубокого смирения (с миром принимать даже неприятности).

Ропот на ближних. Как часто он встречается в бытовой жизни. Я как-то давал вам задание записывать, сколько раз вы раздражаетесь за день. Сегодня даю задание посмотреть, сколько раз в день у вас проявляется страсть печали. И вообще, когда изучаем какую-то страсть, попробуйте понаблюдать за собой, есть она у вас или нет. Ропщем мы на близких или нет? В чем заключается этот ропот: мы считаем, что они виноваты, что мы согрешили, что у нас что-то не получилось, они виноваты в наших бедах; не я виноват, что разгневался, а ребенок или начальник виноват, что довел меня (а я вспылил, огорчился и т.д.). Бывает такое неприятное явление, когда человек приходит на исповедь и говорит, что согрешил, потому что его довели. Кто довел? Лукавый довел до такого состояния, что человек вместо того, чтобы каяться, начинает обвинять других. Себя нужно обвинить, что не выдержал, не вытерпел испытания, которое дал Бог по Своему благому, чудному и удивительному Промыслу. Нет, мы будем обвинять близких! Часто бывает, что человек сам не старается им угождать, но ждет, чтобы ему угождали. Его самолюбие не терпит, когда к нему плохо относятся.

Это неправильно, в этом случае на гордыне основанная печаль очень серьезно мешает человеку осознать, что он сам виноват. Покаяние нам говорит: «Господи, я виноват больше всех других грешников. Меня окружают замечательные, добрые люди. Помилуй меня, грешного». Если мы начинаем искать виноватых, это уже никакое не покаяние.

Сильная привязанность к миру, его привычкам, традициям и нарушение этих традиций очень сильно расстраивают людей. Допустим, человек привык к каким-то традициям, привычкам, обычаям, а они не христианские − он ради угождения другим близким или себе продолжает их выполнять и грешить. Сколько таких историй в нашей жизни встречается!

Мы должны нашу жизнь устраивать по Евангелию − там много всего сказано. Если мы будем изучать Евангелие с толкованием, то не будем поддаваться мирским традициям, которые совершенно нехристианские.

Например, празднуется Хэллоуин, или день святого Валентина, или еще что-нибудь совершенно чуждое христианству по своей сути. Может быть направление в искусстве, пусть и популярное, интересное, красочное, приятное, но по содержанию, по смыслу антихристианское, греховное. Человек продолжает в этом всем копаться.

Личные привычки: человек привык что-то делать, но это является грехом. Как сложно ему справиться! Например, привык чревоугодничать − нужно с этим бороться, а он привык жить на широкую ногу вместо того, чтобы хоть немножко ограничить себя и попробовать (даже если сам – мирской человек) применить аскетические опыты: поститься, ограничить себя в сладостях, в чем-то другом...

Примеров очень много. Вот человек говорит: «У меня такой обычай − я в долг не даю». А в Евангелии по-другому говорится: Просящему у тебя дай. Но человек твердит: «У меня такой принцип: не даю, я установил эти правила».

Есть традиции, которые являются народными. Мы все происходим из каких-то народов, и это замечательно, прекрасно, особенно для российского многонационального общества. Но ты приходишь ко Христу, а у тебя какая-то традиция, связанная, допустим, с языческим прошлым твоего народа. Зачем ее повторять? Не нужно этим заниматься.

Может показаться очень необычным проявление страсти печали: не просим у Бога терпения. Бывает такая ошибка, когда человек приходит на исповедь и говорит: «Каюсь, у меня нет терпения, смирения». Спрашиваешь: «Что ты делаешь, чтобы у тебя это появилось?» – «Ничего не делаю, просто нет». Констатация факта.

Давай будем каяться, что не умеем рисовать, петь или еще чего-то делать. Смешно же. Мы каемся в том, что сделали что-то неправильно, в чем-то преступили заповедь. А констатировать факт отсутствия дарования недостаточно. Терпение − это дар, как и любовь, смирение, покаяние.

Но в этом есть духовная хитрость. Если человек начнет просить терпения, что будет, как вы думаете? Господь же Благ, Он понимает, что человек начал просить главного для него на сегодняшний момент, чтобы терпеливо переносить скорби. Разве получится по щелчку пальцем стать терпеливым? Нет, ничего подобного, это совершенно не так работает.

Терпение рождается от искушений. Апостол Павел писал: от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Смотрите, что получается: если мы говорим, что нет любви, терпения, надежды, но при этом не хотим скорбей, то мы говорим: «Я хочу здоровья, но не хочу лечиться, принимать лекарства, идти на операцию, но хочу быть здоровым». Кто не посмеется над нами? Мы будем посмешищем. Так же и здесь: терпения не просим, ропщем, всем недовольные всегда. Но если начнем просить терпения, тогда Господь будет давать скорби, чтобы мы получили опыт. Он и так дает нам скорби для лечения.

Давайте разберем фразу апостола Павла: от скорби происходит терпение. Совершаются искушения. Хорошо, если человек понимает с верой, что это от Бога: он просил терпения, значит, будет домашнее задание – начнутся какие-то скорби. Можно бегать по своей комнате в истерике, но можно вести себя по-христиански.

Я осознанно попросил: «Господи, дай мне терпения». Понимаю, что это терпение рождается только от перенесения скорбей. Началась скорбь, кажется, что все пропало;  человек потерпел, помолился: «Господи, дай мне терпения, дай мне перенести эту скорбь…». Кажется, что скорбь такая ужасная, время проходит − оказывается, все опять наладилось.

Снова какая-то скорбь − потерпел, помолился: «Господи, дай мне терпения, это за грехи мои»… У нас скорби осмысленные, потому что Божий Промысл такой. Он скорбями лечит нас − это проявление Божией любви к нам. Получается, что мы, осознанно претерпевая скорби, ожидаем, что укрепится наша надежда на Бога. Сегодня скорбно, тяжело, но завтра будет легче, послезавтра будет легче. А потом рождается любовь к Богу, представляете! То есть любовь к Богу − это не эмоция, а такое внутреннее состояние, которое человек переживает через скорби, так оно рождается.

А мы говорим: «Хотим жить безбедно, без скорбей, не нужно нам никакого терпения». Нужно осознанно просить у Бога: «Господи, дай нам дар терпения переносить скорби, которые мы заслужили». Потому что дальше получаются такие важные духовные явления, как надежда и даже любовь!

Конечно, легко думать, что ты любишь Бога, когда у тебя все благополучно. А когда скорби начались? Есть такой духовный стих: «Слава Богу за скорбь и за радость». То есть и в радости мы должны Бога благодарить, и в скорбях не унывать, а тоже Бога благодарить, потому что это тоже проявление Божией любви. Если в радости нам дали немножко отдохнуть, то в скорбях начался наш трудовой день.

«Делу время − потехе час». Скорбей нет − это час, а делу время − это перенесение скорбей, работа над собой, покаяние, размышление с молитвой, с верой (сколько кому отмерит Господь)… Просим у Бога терпения и вразумления.

Часто Господь может нас вразумить через книгу, духовника, какого-то близкого человека – вольно или невольно они могут нам подсказать причину наших скорбей. Или в памяти человека появляется, за что у него есть какая-то тайная скорбь.

Еще одно проявление страсти печали: постоянное размышление о земных делах. Казалось бы, что такого? Мы живем на земле, никто нам просто так зарплату не даст, чтобы мы сидели и духовными вещами занимались. Но это все обманка. Размышлять о земных делах мы должны − это нормально. Слово «размышление» замечательное: человек думает, анализирует.

Но когда ты постоянно находишься в этом − это состояние очень даже греховное: человек, по сути, надеется только на себя, продумывает все сам – не говорит: «Господи, благослови мое дело, я понимаю, что успех этого дела зависит от Тебя, а не от моих усилий. Дай мне сил его выполнить, благослови, если есть Твоя воля, чтобы оно получилось, чтобы был благой плод». А когда мы просто делаем, делаем, в этом случае наша жизнь ничем не отличается от жизни муравья, или пчелы, или крота, который тоже постоянно роет свои норы, или другого какого-то животного. Такой, что ли, у нас уровень?

Земные дела нужно делать – кроме нас, никто не постирает, не приберется в квартире. Но их нужно делать с молитвой, осознанно, чтобы это тоже была духовная жизнь, даже если мы моем полы или чистим унитаз. Что тут такого? Кто-то же должен наводить порядок. Можно делать все с правильным настроением, можно делать с ропотом, можно обозлиться, а можно с добрым сердцем, молитвой, ведь Бог везде нас слышит, какая разница, чем мы занимаемся…

А если мы постоянно находимся в размышлении, чтобы был лучше доход, больший успех и так далее, но ничего не получается, то мы печалимся, думаем, думаем, думаем… Это тяжелое проявление страсти печали.

На этом тяжкие грехи мы с вами прошли. На самом деле их, казалось бы, не так много, но проявлений очень много, поэтому будьте внимательны, постарайтесь записывать, сколько раз за день вы эти проявления у себя увидели. Не для того, чтобы унывать, а для того, чтобы попросить у Бога прощения и терпения, чего я вам всем искренне желаю.

Записали Анна Купцова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать