«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Гнев-человекоубийца. Часть 7

17 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены особенности устной речи)

Мы изучаем, как проявляются страсти. Сегодня у нас 7-я часть темы «Гнев – человекоубийца» и 73-я встреча в рамках большого цикла. Цикл нужно начинать с огласительных бесед, в которых мы обсуждаем основы веры, потом приступаем к теме покаяния, какое оно должно быть и что это такое. Мы изучаем в общих чертах, но это темы серьезные.

Потом мы разбираем, как проявляются страсти согласно святоотеческой раскладке этих страстей, что за чем идет, что с чем связано; и опять же в общих чертах принципы борьбы с этим «богатством», которое мы находим в своем сердце, в своей жизни. Сейчас мы изучаем страсть гнева, продолжаем изучать тяжкие грехи. Предыдущую встречу мы закончили на проявлении гнева – досаждении родителям, когда человек по своему безумию начинает оскорблять родителей, огорчать, причинять им вред. Бывают и такие, к сожалению, страшные вещи, когда люди бьют родителей, сдают в пансионаты. Такое безобразие происходит. Это все относится к страсти гнева-человекоубийцы.

Сейчас мы приступим к рассмотрению другого проявления – непочитание родителей. Это одна из заповедей Ветхого Завета.  Непочитание родителей – это не разовое проявление неуважения, это целый комплекс грехов. Мы должны быть очень внимательны. Это состояние человека, когда он даже не знает, как живут родители, не помогает им финансово, не заботится, не молится. Забота о родителях – это не только физический уход. Родители стали старенькими, немощными, а человек живет своей жизнью, забыл про них, бросил в болезнях, в нуждах, не заботится и духовно о родителях. Как это проявляется? В практике священников часто бывает, когда нас приглашают к больному человеку, что приходишь и видишь старого человека, бабушку или дедушку, и они уже в таком состоянии, что не могут ни осознанно покаяться, ни проанализировать свою жизнь, ни вспомнить грехи. Совсем уже все плохо. Когда контакт с родственниками есть, с сожалением спрашиваешь их: «Почему вы раньше не пригласили?» А они отвечают: не думали, что нужно. А как помочь человеку, если он уже ничего не соображает в силу болезни, находится без сознания? Никак не поможешь. Это же разумное таинство. Мы же не колдуны, которые пришли, что-то пошептали, что-то произошло. Это должно быть движение самого человека.

Тут большая ответственность родственников. Бывают истории очень печальные, когда пожилой человек говорит: «позовите мне священника», а родственникам некогда, нужно бежать на работу, развлекаться, в гости. Нам не до того, чтобы взять лишний выходной или взять день без оплаты, пригласить священника, посидеть. Это же утро, мы все побежали на работу, нам некогда. Человек просит, а мы не реагируем – это тоже относится к комплексу грехов, когда человек не почитает родителей как должно, не уважает их мнение. Понятно, что бывают непростые взаимоотношения, бывает, люди пожилого возраста становятся капризными, не всегда остаются в разуме, но все равно заботиться надо.

Если скончался в семье пожилой человек, тоже можно по-разному похоронить: можно сэкономить и кремировать, а можно ужаться и по-человечески, по христианскому обычаю похоронить своих родителей. Это важно. Ухаживать за их могилами, молиться за них, подавать милостыню, на родительские дни приходить в храм. Это все входит в комплекс заботы и почитания. Это нужно делать не только тогда, когда у нас хорошие отношения с родителями. Слава Богу, бывают примеры, когда хорошая семья, заботливые родители воспитали нормальных детей, которые уважают их. Но бывают и другие ситуации, когда с родителями плохие отношения. Мы не выбираем наших родителей, надо их почитать, а это и физическая, и духовная забота о них.

Следующий пункт – это проявление гнева в виде выраженных слов, когда мы начинаем в общении друг с другом проявлять наши эмоции. Сейчас мы  больше любим акцентировать свои эмоции, это как будто бы оригинально. В большинстве своем наши эмоции – это страсти. Они так ценны в наше время. «Вы меня не понимаете». –  «А что тебя понимать, ты такой уникальный, что ли?»

Проявления гнева: крик, спор, брань, оскорбления. Вот у тебя раздражение появлялось. Обычно из-за чего появляется? Страсть гнева сильно связана со страстью гордости. Вот нам что-то не нравится, не по нам, мы, закипая от сердца, с этим не боремся, раздражение начинается и выражается в том, что люди кричат друг на друга. Это выражение своего гнева, хочется словами побить человека, отсюда и оскорбления. Брань – это словесная борьба, перепалки, люди обвиняют друг друга, оскорбляют, давят, унижают, чтобы защитить свое пораненное самолюбие. Часто такая манера общения на крике в семьях, особенно в наше время. Молодые родители обращаются к своим маленьким детям сразу на крике, потому что постоянно шум, телевизор работает. Мы не можем спокойно общаться, постоянно на повышенных тонах, мы разучились нормально говорить и слушать.

У меня недавно был опыт, нужно было провести урок в кадетском учреждении, в военно-патриотическом клубе. Там были детишки 9–10 лет. Урок был сорван, потому что давить гневом детей не вариант, особенно человеку в рясе, это неправильно. А если этого не делать, то внимание держится 5–10 минут, дети начинают орать друг на друга, вести себя как обезьянки в зоопарке. Это очень показательно; значит, и в семьях так. Стало формой нашего общения, когда, легко раздражаясь, мы начинаем орать друг на друга. Это неправильно. Мы должны бороться с этим чувством, не выдавать его наружу, не давать ему выхода в виде безобразных криков, повышения голоса. Мы будем обсуждать, как  делают святые отцы. Я не свою жизнь описываю, не мой замечательный опыт борьбы. Мы должны знать, как с этим бороться, хотя бы теоретически практиковать; когда-то все равно получится.

Спор. Мы все уникальные снежинки, и наш взгляд на жизнь – это наша правда, и вот мы начинаем друг с другом спорить, доказывать, не уступаем друг другу. Говорят, мол, в спорах рождается истина. В спорах рождаются только ссоры. Истина с большой буквы – это Христос. Что тут спорить? Поступай по Евангелию, открывай, смотри, читай, регулярно изучай и поймешь то, что ты изучаешь свою правду какую-то, это совсем не то. Истина с маленькой буквы – это некая непреложная информация. Зачем спорить, если человек не воспринимает тебя адекватно? Ты не докажешь все равно, он не поймет, пока не дойдет до этого сам. Все споры заканчиваются ссорами. Этого не должно бытьу нас. Конечно, это бывает у нас, но, по крайней мере, мы должны давать правильную оценку этим спорам. Когда ты кого-то переспорил, задавил, ты проявил слабость. Это признак слабости, а не силы, когда ты вышел на такой уровень разговора с близкими, подчиненными, что начал орать на них, оскорблять, давить.

Особенно это видно в мужском обществе; например, в армии, в силовых структурах. Если начальник начинает орать на подчиненного, то он в этом случае проявляет свою слабость, а не силу доминирования. У человека должно быть достоинство, он не должен себя уронить, честь должна быть, понимание.

Удар без увечья. Когда это бывает? Мы разозлились на что-то, начинаем орать, спорить, толкаться, пихаться. Если один человек побил другого и нанес увечья – это уже смертные грехи. А это другое, без увечья потолкались, поиски истины дошли до кулаков. Это тяжкий грех гнева. Не случайно он человекоубийца, еще чуть-чуть – и можно в смертные грехи переводить. И где эта грань? Между проявлениями этих грехов небольшое расстояние. Страсть гнева как волной накрывает, как взрыв в сердце человека. Если мы опустились до битья, до криков, до споров, это большой проигрыш. Надо серьезно оценивать качества этих грехов.

Все говорят о передаче «Дом-2»: там принцип – «построй свою любовь». Захотелось понаблюдать. Что я вижу? Молодые мужчина и женщина выясняют отношения. Каким образом? Они орут, она его толкает, бьет, он ее пихает. Это любовь? Наши пресловутые, «дорогие» эмоции.  Если это образ семейной жизни, то, я думаю, будет безумием так его рассматривать. В семье должны жить  спокойно, мирно, с добром, открытым сердцем, помогая друг другу, что делает семью счастливой, а не грубо, с упреками: «Я сказал – ты не сказал, я сделал – ты не сделал, ты такой – ты не такая, ты меня не понимаешь». Доходит до боксирования, поединков – какое-то животное поведение. Сейчас ничего удивительного в этом нет, мы можем часто видеть это в повседневной жизни. 

Такие вещи даже в шутку не надо делать, особенно девушкам. Особенно в фильмах это можно увидеть: идет общение, мужчина что-то не то сказал, и ему в ответ оплеуха. Раз женщина вышла на разговор с мужчиной в таком ключе, не надо удивляться, если тебе прилетит такое же. Когда начинаешь общаться с мужчиной, думая, что вы на равных, как спарринг-партнеры, то не удивляйся, что тебе прилетит в ответ удар, только мужским кулаком. Раз ты такая великая, свободная, независимая женщина. Это неправильное отношение, сами понимаете. Поэтому если вы превратились в спарринг-партнера, то не удивляйтесь, что будет неприятно получить по голове. Раз не доходит до нас, что вести себя так не надо, значит, так, может быть, дойдет.

Злопамятство – тоже очень плохое состояние. Это гнев, человекоубийство внутри себя, когда человек про других людей помнит только злое. Часто это основано на обидах, когда вспомнить что-то другое невозможно, только плохое: «Ах, десять лет назад он мне вот это сказал; она мне что-то сделала не так; они все меня не любят и обижают!» Посмотришь с другой стороны – оказывается, об этом человеке и заботились, и проявляли внимание, и жертвовали силами, временем, средствами и так далее.

Я регулярно сталкиваюсь с такой историей. Когда человек приходит в церковь, ты начинаешь ему помогать, приход заботится. Проходит какое-то время, человек на что-то обиделся (мы же все грешники, это понятно). И начинается про священника (я часто про себя такое слышу): «Он плохой, он пять лет назад не так посмотрел, не то сделал». Если ты такой правдолюбец, сказал бы пять лет назад; может быть, была бы возможность исправиться, я ведь не знал, что не так на тебя посмотрел. Накопленное зло, обиды, неудовлетворенность: «Ты не соответствуешь книгам, про которые говоришь». Я не соответствую, это правда. Высокая требовательность к другому человеку (необязательно священнику, к нашим близким) порождает состояние, когда мы вокруг видим только несовершенных людей, которые делают вокруг нас и нам одно сплошное зло. Человек живет в этом состоянии. Можно представить, какой ад начинается у него в сердце, когда все кругом плохие: безобразники, преступники, блудники, убийцы, воры, лицемеры и так далее, а он один красавец. Это страшное, лукавое состояние.

Источник зла у нас сатана. Человек в таком состоянии не просто живет, у него внутри кипит, и он это выливает. Ему говорят: «Знаешь, Иван Иванович какой молодец!» Какой он молодец? Он то сделал не так, это не так. И пошло – человек, который хвалил, вдруг говорит: «Он, оказывается, такой злой!» Выливание злой памяти делает человека бесоподобным и страшным. Если мы сохраняем в своем сердце такое состояние, это говорит о том, что мы ни Евангелие не поняли, ни Христа еще не встретили. Это страшное состояние, не должно у нас такого быть. Это значит, что все обиды живы. Раз обиды живы, то мы не простили, а если не простили, значит, и нам Бог не простил – система же такая. Поэтому злопамятство – страшное состояние.

Мы должны всех прощать – и близких, и врагов. Это серьезная внутренняя работа. Если человек ее не ведет, то будет жить в состоянии злопамятства: у него в сердце постоянно «канализация», эти «сокровища» бурлят, выдают пары; он отравляет и свою жизнь, и жизнь других людей, вместо того чтобы быть открытым, как положено христианам. Обратите внимание, братья и сестры: если мы такие, то надо очень серьезно за себя браться, а если нет, то следить, чтобы такого не было. Лукавый очень часто любит напоминать прошлые обиды: примирился с человеком, вроде живешь нормально, потом какой-то небольшой толчок – и ты снова твердишь: «Он сделал мне не то, сказал не то». И так далее. И снова надо с этим бороться. Лукавый любит такое поднимать.

Следующий грех, который часто проявляется, – это мелкая месть и рассуждение о мести. Это входит в одну категорию. Что такое мелкая месть? Она часто проявляется и прячется под праведность, наказание. Тебе не нравится человек, а он просит тебя о какой-то услуге. По-христиански надо бы сделать. А ты говоришь: «Я не могу». Думаешь: «Он такой нехороший, сделал мне неприятности, поэтому я ему не буду делать». Почему? Не потому, что не могу, а потому, что не хочу. Отомстил маленько. А Евангелие нам говорит про другое: «Благословляйте проклинающих вас, любите врагов, делайте добро тем, кто делает вам зло». Это противоположное состояние. А так сладенько: мелко отомстил – вроде не какую-то подлость сделал, но не сделал того, что должен.

Рассуждение о мести – это когда у тебя духу не хватает нормально отомстить, пойти разобраться, а ты об этом мечтаешь, думаешь, это кипит в твоем сердце. Расскажу случай про маленькую месть, с которой я столкнулся на днях.

Стоянка, более удобное место, но никаких знаков нет, что это чужая территория. Я, как обычно, опаздывал, поставил машину, убежал, прихожу – у меня за машиной кто-то поставил дорожные конусы и припарковался так, что я не могу сесть за руль. Это была не проблема: я хотел конусы убрать, залезть через пассажирское сиденье и уехать. Но тут пришла молодая дама и давай меня отчитывать: «Как Вы смеете? Встали не туда». Было очень смешно, даже не обидно. Но какое состояние души у этой доброй, красивой женщины? Место есть, но машину надо поставить так, чтобы навредить: конусы натаскать, баррикаду устроить. Человек думал, что накажет владельца машины, чтобы он не поставил ее сюда в другой раз: «Это мое место». Она думала, что не мстит, а проводит воспитательную операцию. Но все нормально, пусть Бог благословит эту женщину.

Следующее  – клевета, сознательная ложь. Эти грехи – воплощение лукавого духа, когда мы мало того что распространяем, пересказываем слухи, но и сознательно что-то сочиняем, лжем, клевещем про человека или человеку. Это жутчайшее состояние. Тем самым мы вредим его чести и достоинству, доброму имени, может быть, его делу, экономическому, финансовому положению. Это страшнейшие вещи, которые нельзя никогда допускать даже в мыслях, не то что кому-то про другого говорить и придумывать. Немножко попроще – слухи, которые не вредят напрямую экономическому, социальному состоянию человека.

Так можно даже убить человека. Я знаю одну страшную историю (она звучала, не секретная), когда подвыпившая компания на даче встретила маленьких девочек, которые сказали: «Вы знаете, там живет дядя, который к нам приставал». Эта компания загорелась местью, желанием наказать педофила. Они пошли к этому «дяде», так его наказали, что убили. Потом опомнились, что сделали, приехала полиция, разобрались, нашли этих девочек, стали брать у них свидетельские показания, а девочки сказали: «Мы пошутили над этим дядей». В итоге что мы видим? Убийство и тюремное заключение компании, которая вроде бы хотела остановить преступление. Клевета, сознательная ложь приводят к таким последствиям. Слухи тоже приводят к последствиям –  для тех, кто их сочиняет, и для тех, кто их пересказывает без проверки. Как это сладенько – пошептаться, передать про других какие-то гадости. Это глубоко в нас сидит, давайте будем за этим следить, не допускать этого, чтобы не быть орудиями бесов в нашем и так несовершенном, несправедливом мире.

 Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать