«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. План спасения

16 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня у нас двадцать первая беседа в цикле огласительных вопросов, которые мы изучаем в рамках нашей передачи «Страсти и борьба с ними». Темы наших бесед очень важные, мы должны их изучить, прежде чем перейдем к вопросам борьбы со страстями.

Нашу сегодняшнюю беседу я назвал «План спасения». Понятно, что речь будет идти о плане спасения человечества. О чем мы сегодня поговорим? На прошлой встрече мы говорили об учении Церкви о Пресвятой Троице. На предыдущей передаче – о Предвечном Совете Пресвятой Троицы. Эти две беседы объединены тем, что Господь сотворил человека не случайно, а по плану. И когда человечество отпадает от Бога (Адам отпадает), Бог, конечно, не оставляет человека. У Бога есть Свой план.

Божий план мы не можем понять, но можем увидеть его в исторической перспективе. Так получается, что мы охватим всю человеческую историю в одной беседе. Я обозначу ее символически, крупными мазками.

После грехопадения земля изменилась. Оказавшись на ней, Адам получает наказание: физический труд, труд выживания на этой планете, которая изменилась, хотя когда-то была раем.

В Библии мы можем прочитать об этой истории. Библия – это не учебник по истории или естествознанию. Это книга про историю спасения человечества. Поэтому в ней обозначены главные моменты спасения.

Адам начинает жить на земле, осваивать ее. У него рождаются дети. Вы знаете историю про Каина и Авеля. Каин из зависти убил своего брата Авеля. После этого у Адама продолжают рождаться дети. Но мы знаем имена только троих, это: Каин, Авель и Сиф.

Человечество получает два направления своей внутренней истории. Каин становится родоначальником людей, которые осваивают эту землю, изобретают ремесла, строят города, изобретают искусства. В этом направлении человечества проявляются разные пороки. Эти люди – представители греховного человечества.

Сиф по описаниям был кочевником. Это символ не того, что кочевничество лучше оседлой жизни. Не об этом речь. Мы говорим не про экономику и политику, а про духовную историю человечества. Сиф был кочевником, и это символ того, что человечество (направления Сифа) помнит еще о Боге, о рае и не привязывается к земле.

Человеческий род от Сифа – люди, которые ждут спасения. Они не привязываются к земле, как кочевники не привязываются ни к какому пастбищу (они переходят на другое пастбище). Память о Боге сохраняется в роде Сифа.

Задают такой вопрос: на ком женились дети Адама, откуда появляются дети? Отвечу кратко. У Адама и Евы было много детей. Грех еще не настолько влился в человеческую природу. У нас сейчас из поколения в поколение передаются грехи. Мы учимся греху, напитываемся его ядом, увеличиваем его в себе. Тогда было не так. Было устроено таким образом, что дети Адама женились друг на друге. Сейчас у нас это запрещено. Тогда было возможно.

Адам прожил 900 с лишним лет. У него было много детей. Если интересно, можно посчитать, сколько у него могло быть детей, если бы они рождались даже не каждый год, а через год. Если бы мы записали на листке, сколько у него примерно рождалось детей, то увидели бы, что человечество очень быстро разрослось.

Эти два рода, к сожалению, со временем смешиваются. Человечество начинает активно грешить. Об этом мы можем прочитать в первой Книге Библии. Я обозначу такой тезис: земная история – это взаимодействие Бога и человека. С Божественной точки зрения, Господь совершает Свой план спасения. С человеческой точки зрения – это опыт греха.

Господь по Своему всемогуществу, несмотря на греховность человечества, на то, что люди впали в каинские настроения, что грех стал для них самым главным и о Боге они забыли, не оставляет их и ведет к спасению.

Говорят: «каинитская цивилизация». Я как-то употреблял это в одной из бесед. Если мы почитаем о Каине и его потомках, то увидим, что это описание успешного современного города, успешных людей, которые развлекаются, живут ради чрева, веселья, чтобы поесть, попить, поразвлекаться, удовлетворить свои греховные потребности. Вот это и есть «каинитская цивилизация».

Из Библии мы с вами знаем историю о Вавилонской башне. Человечество не только удовлетворяло свои потребности, но еще и начало гордиться. Адам согрешил, и на его детях уже был первородный грех. Они передавали из рода в род грех, который в них крепнул, пропитывал их ядом смерти. Человечество стало развивать в себе разные страсти, в том числе одну из фундаментальных страстей – гордыню.

Человечество решает, что построит башню до неба – до Бога. Но Господь разделяет один язык. Строители начинают говорить на разных языках и расходятся, не понимая друг друга. Мы видим появление различных народов, которые распространяются по земле и начинают ее осваивать. Распространение человечества начинается с одного центра и охватывает всю землю.

Исторически все, конечно, сложнее: люди переходят с одного места на другое, изменяются континенты, народы. Но нас сейчас интересует не это. Мы говорим о духовной истории человечества.

У Бога в земной истории человечества совершается план спасения. У человека на земле свои стремления: есть, пить, удовлетворять свои потребности, богатеть, искать славу, власть – все это мы видим в себе и вокруг себя.

Если Бог оставит человечество, то люди неминуемо превратятся в бесов по своим духовным качествам. Потому что в человеке все перемешано. Природный грех – это не просто грех Адама, он касается и нас. Мы наследники и по роду, и по духовным качествам согрешившего Адама.

Этот яд смерти, радиация смерти, в нас тоже проникает, и мы рождаемся уже такими. Как известно, злу человек учится быстро, а добру очень трудно.

Если бы Бог нас оставил, человечество такой бы ад устроило на земле... Мы это видим в человеческой истории. В Европе возникает много философских течений, гуманистических учений о человеке, его возвышенных духовных состояниях, но в то же время в истории ХХ века были такие кровопролитные войны, о которых в средневековье нельзя было представить. На континентах даже не было столько людей, сколько погибло в Великой Отечественной войне только в нашей стране.

Мы говорим о правах человека, о свободе слова, о демократии, и при этом человечество уничтожает себя, все более технически вооружаясь. Мы говорим о том, к чему придет история, если Бог нас оставит без заботы и духовного внимания.

Но Бог не оставляет человека. Из Библии мы знаем о таком событии, как потоп. Знаем о Ное, его семействе, о том, что Господь терпел человечество и хотел его очистить от греха. Бог дал Ноя, который много лет строил свой корабль. Но люди смеялись над ним, думали, что он юродивый, ненормальный. Тем не менее все закончилось тем, что Господь послал потоп. Человечество гибнет в этом потопе. Потому что происходил страшный процесс – люди стали забывать о Боге. Не было смысла сохранять человечество.

Но Господь не уничтожает человечество совсем, дает ему возможность развиться как бы из новой почки. Бывает так, что растение портится, и удаляют все ветви на нем, оставляя только одну веточку, чтобы из нее выросло новое растение и приносило хороший плод.

Господь посылает потоп. Во многих мифологических учениях мира у народов, которые не знали друг друга, существует история о потопе. Видимо, это событие сильно потрясло человечество. В некоторых мифологических течениях говорится даже, что человек согрешил и Бог его таким образом наказал, вразумил и очистил.

Что происходит после потопа? Человечество начинает распространяться по земле. Но, к сожалению, происходит тот же самый процесс. Остается буквально одна семья, которая сохраняет память о Боге. Это Авраам – очень важная личность в библейской истории. Этот человек был членом семьи, которая осталась верной Богу. Все остальные народы увлеклись язычеством. Даже потоп не исключил зараженность настроениями Каина.

Чтобы не повторять потопа (в Библии говорится, что Бог решил больше так не делать, а предоставить другой путь по плану спасения), Господь выбирает семью Авраама и обещает, что через него родится тот народ, в котором явится Спаситель. Причем Авраам – это праправнук Ноя. Он имеет прямое отношение к Ною. И тем более праправнук – это не так далеко по роду, который сохранил память о Боге, о Ное, о спасении, благодарил Бога. Потоп не так давно был.

Итак, от Авраама начинает зарождаться еврейский народ. Этот народ выбирает Господь, чтобы воспитать его. Вся история Ветхого Завета – это история воспитания еврейского народа, чтобы в нем создалась благоприятная среда для прихода Спасителя.

Мы знаем Авраама, его сына Исаака, а также Иакова, от которого появляются двенадцать колен (родов) Израиля – еврейского народа. Еще важная личность – Моисей. Исторически так произошло, что евреи оказались в Египте. Моисей выводит их из Египта. Мы с вами празднуем Пасху. Пасха – это «исход» из плена. Исход евреев из Египта – прообраз Воскресения Христова. Почему мы называем Пасхой Светлое Христово Воскресение? Это исход людей из плена зла и смерти.

Моисей выводит евреев из Египта. Господь ему говорит, что он должен привести свой народ в землю обетованную. Моисей получает десять заповедей. Начинаются богослужения, поклонение истинному Богу так, как мы это видим в Ветхом Завете. Мы помним, что евреи сорок лет путешествовали по пустыне. Казалось бы, где они там ходили – Аравийский полуостров небольшой. Они путешествовали так, потому что должны были смениться поколения. Те поколения, которые были заражены таким настроением, что говорили: «Зачем ты нас вывел? Мы так хорошо жили. Было вкусно, замечательно». Они даже забыли, что египтяне хотели их уничтожить. Нужно было, чтобы родились люди с настроением Сифа – верные Богу. Когда это происходит, еврейский народ поселяется в земле обетованной.

Там начинается своя долгая история. Кто-то из историков  предполагает, что Моисей жил примерно в XVI веке до нашей эры, а кто-то говорит, что в XII веке до нашей эры. Мы возьмем среднюю цифру – примерно 1500 лет до Рождения Спасителя.

Важная фигура – царь Давид. Ему Господь обещал, что в его роде родится Спаситель. Здесь указывается уже конкретный род. Через Моисея и других пророков, которых Господь посылал и будет посылать после царя Давида до пророка Иоанна Крестителя, Бог вразумляет евреев, которые периодически отпадают от Него, увлекаются язычеством, грехами. Обо всем этом можно прочитать в Библии, там обозначена вся история.

В качестве наказания евреи получают войны, разделяется народ на два Царства. Одно становится языческим, другое остается верным Богу. Нападают соседи (вавилоняне и другие народы), захватывают эти земли. Это все было наказанием за отступление народа от Бога, за предательство.

И вот роду царя Давида (это примерно 1000 лет до Рождества Спасителя) дается обетование, что в нем родится Спаситель. Эта память продолжает сохраняться в народе. У нас сейчас так: мы не помним, как зовут нашего прапрадеда. Для нас это, к сожалению, не важно. А в традиционном народе это очень важно. Особенно когда люди получают такие пророчества, то о них помнят. Тем более если они зафиксированы в Книгах Священного Писания. Дальше идет земная история этого народа – непростая, отчасти трагическая.

Хотелось бы мне кратко подойти к историческим моментам последних столетий существования еврейского народа в политическом ключе. Что там происходило? Евреи потеряли свою государственную самостоятельность вследствие  крупных исторических сдвигов. Александр Македонский жил в середине IV века до нашей эры. Он умирает в 323 году до нашей эры. Александр Македонский, будучи царем Македонии, захватывает Грецию, близлежащие страны, Персию и землю обетованную. Доходит до Индии и создает огромную территорию.

Почему это важно? Потому, что вроде бы в этой истории действует человек. Но тут видно, что Бог действует. Он не помогает Александру Македонскому убивать индусов. Нет, не в этом дело. Господь создает среду, в которой должен родиться Спаситель и будет проповедоваться Евангелие, Благая Весть. Александр Македонский – грек. Он говорит по-гречески. И создается территория, где греческий язык будут использовать для международного общения. Как у нас сейчас английский.

Македонский умирает, и, как обычно бывает после смерти такого правителя, государство распадается, а его крупные военачальники становятся царями над этими государствами. Появляется в Египте интересный род Птолемеев. Это тоже греки, которые управляют Египтом. Чем они интересны? Один из царей Птолемеев желает перевести Библию на греческий язык. Выбираются семьдесят толковников, которые переводят Библию.

Люди интересующиеся (к знаниям в то время относились внимательно) получают возможность читать о Библии, о пророчествах  Спасителя. Библия начинает распространяться и на греческом языке. Это очень важно. Книга Священного Писания становится не только узконациональной (еврейской, потому что написана на древнееврейском языке), а переводится и на греческий. Наш русский, церковнославянский перевод идет от перевода Птолемеев.

Следующая империя Селевкидов, захватившая эту территорию земли обетованной, тоже греки, которые продолжают насаждать греческую культуру и греческий язык. В 143 году до нашей эры происходит восстание Хасмонеев, или Маккавеев (священники из рода Маккавеев). Они становятся царями, восстанавливают государственность на земле обетованной. Эти процессы повлияли на то, что многие евреи начинают говорить по-гречески, имеют возможность расселяться, общаться, что они делали и раньше через торговые фактории, создавая общины в различных городах.

Появляется важная эллинистическая среда,  в которой апостолы могли бы проповедовать. Кратко обозначу Римскую империю. В 37 году до нашей эры римляне также захватывают эту территорию, меняют ее правление, ставят свое марионеточное правительство. И Господь наш рождается в этот исторический период. Как происходит рождение Спасителя, мы поговорим в следующий раз.

Божественная история заботы Бога о человеке, план спасения идет параллельно человеческой истории, хоть и греховной, но создающей возможность для проповеди о Спасителе, Евангелии, Благой Вести.

Мы кратко обозначили человеческую историю. Прошу прощения, если что-то непонятно. Читайте Библию, читайте историю. Я рассказал общие моменты.

Спасибо вам за внимание к нашей передаче, за отзывы, которые вы присылаете. Мне важно ваше мнение.

До новых встреч, братья и сестры. Помоги вам Господь.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​