«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Гнев-человекоубийца. Часть 2

15 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы приступили к очередному мини-циклу, к изучению страсти гнева. Гнев – человекоубийца. У нас 68-я встреча в рамках общего цикла, вторая часть про гнев. Все, кто желает изучать вместе с нами, должен начать в обязательном порядке с огласительных бесед.

Мы будем не спеша, вдумчиво изучать каждую страсть. Нужно внимательно рассмотреть прошлую жизнь, чтобы не было каких-то грехов, в которых мы не раскаялись, которые до сих пор висят на нашем сердце и портят нам жизнь. Прошлая жизнь – это не когда-то там, как это понимают индусы, кришнаиты, буддисты, а это наша жизнь до прихода в храм, до прихода к покаянию.

Важная цель наших передач, чтобы мы могли узнавать в себе эти страсти, тут же раскаиваться, правильно готовиться к таинствам Церкви, чтоб не получилось так, что мы приходим к таинствам, а у нас на душе какие-то нераскаянные смертные грехи. В этом состоянии у нас никакой встречи со Христом не произойдет. Мы должны внимательно к себе отнестись.

В прошлой передаче мы говорили об особенностях страсти гнева, как она появилась. Сегодня хотелось бы поговорить об истоках гнева. Одна из сил, которая действуют в человеке, как мы говорили в прошлый раз, это раздражительная сила души. Когда она начинает действовать? Я рисую забор, столбики – это страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, уныние, тщеславие, гордость. Страсти эти, безусловно, связаны между собой, но очень разные. Согласитесь, чревоугодие совсем не походит на тщеславие, уныние на блуд, уныние на гордость. Что же их объединяет? На прошлой встрече мы говорили, что основа гнева – гордыня, самолюбие. Наше самолюбие не терпит, когда та или иная страсть не удовлетворена. Наше раздражение не появляется из ниоткуда, у всего есть своя причина.

Какие могут быть причины гнева в нас? Например, чревоугодие: мы любим вкусненько поесть, любим комфорт, чтобы все было хорошо; допустим, приходим с работы, а дома наши близкие ничего не приготовили или приготовили то, что нам кажется невкусным. Какая у нас будет реакция? Мы будем раздражаться. Говорят: ты злой, когда голодный. Есть такая реклама, она неправильная совершенно. Смысл в том, что неудовлетворенная страсть чревоугодия рождает обиженное самолюбие: обо мне не позаботились, мое чрево не наполнили, рождается раздражение и гнев.

С блудной страстью точно так же происходит. Мужчина к женщине воспылал страстью, любовью, как ему кажется, а взаимности нет. Страсть не удовлетворена, и тоже рождается гнев. Если брать классические произведения, то в большинстве из них, которые до сих пор экранизируются, воплощаются в театральных, оперных постановках,  как правило,  яркие страсти: когда ревность через край, когда доходят до убийства объекта своей любви. Блудная страсть, которая не удовлетворена, тоже рождает гнев.

Сребролюбие. Нас кто-то лишил имущества, денег, какое рождается чувство по отношению к людям, которые это сделали? Конечно, мы будем гневаться. То же самое, когда уныние, тщеславие и гордость. Их неудовлетворение рождает раздражение, гнев и попытки разобраться с виновниками этого неудовлетворения. Мы должны понимать специфику гнева, это оружие неудовлетворенной страсти.

Истоки гнева вы теперь знаете. И если начинаете раздражаться, надо понять, попробовать разобраться, что раздражает. Не пойти бить лицо своим обидчикам, а отойти немножко, включить голову, а не животный инстинкт, посмотреть, что именно сейчас подняло в тебе эту волну раздражения. Особенность истоков гнева – неудовлетворенное самолюбие на основе неудовлетворенной страсти.

Сейчас разберемся со смертными грехами. Есть святоотеческое деление проявления грехов, в каждой страсти. И оно не одинаковое, от легких проявлений до смертных грехов.  Смертный грех – это такой грех, который, если останется без покаяния, однозначно человека приведет в ад.

Убийство. В десяти заповедях Ветхого Завета есть заповедь не убий. Но тут требуется некое объяснение, мы не всегда понимаем это правильно. В чем суть вопроса? Мне по роду своей деятельности приходится общаться с военнослужащими. Я работаю еще военным священником, кроме того, что являюсь настоятелем храма в Екатеринбурге. Соответственно, приходится говорить с военнослужащими, которые по роду своей деятельности должны выполнять поставленные государством задачи.

У людей, которые приходят к вере, будучи военнослужащими, возникает вопрос: а как же заповедь не убий? Заповедь не убий касается темы не вообще лишения жизни, например, врагов на поле боля, а именно убийства другого человека из-за греховных причин:  корысти, зависти, желания получить его имущество. Не убий говорится о запрете на лишение жизни человека по греховной причине. Война – это дело далеко не святое, это боль, страх, грязь, ужасные вещи. Но мы живем в реальном мире. Можно создать иллюзию, иллюзорный виртуальный мир бабочек и ромашек, но правда жизни такова, что мир несовершенный, война является продолжением политики и экономики государств, это всегда было и будет: захват ресурсов, захват земли, уничтожение населения, которое живет на территориях, где есть ресурсы. 

По Евангелию, все закончится глобальной войной, когда придет Господь и победит антихриста. Сколько будет таких военных конфликтов? Не дай Бог, чтобы мы это увидели и наши дети и внуки. Мы видим, какова сейчас внешнеполитическая ситуация и какие риски возникновения этих конфликтов, даже при условии, что у нас сейчас распространены гибридные войны. Никто не обещает, что этого не будет в наше время.

Неправильно говорить, что военнослужащие, когда выполняют свой долг, защищают Родину, гражданских простых людей, делают какое-то греховное дело. Знатоки Ветхого Завета говорят, что в Библии есть два разных слова: одно слово относится к заповеди не убий, то есть греховное убийство, а другое слово, которое обозначает убийство как уничтожение зла. Военнослужащие или представители силового органа охраны порядка, когда уничтожают какого-то злодея, являются орудием Промысла Божия, которое останавливает это самое зло. Я не оправдываю войну, но эти вещи были, есть и будут. Нужно смотреть в реальность.

В наше мировоззрение очень часто вкрадывается идеология толстовства, когда человек начинает рассуждать, что армия не нужна, силовые структуры не нужны... Чем это закончится? Это закончится тем, что тебя захватят и ты будешь рабом какого-то более сильного государства, которое тебе эту идею вложило в голову, заставило тебя не быть воином, не быть защитником, а думать, что раз ты христианин, то освобожден от обязанности защищать своих близких, свою семью, их жизни и ценности. Непростой вопрос. Тут нужно думать и отделять ложные идеи от реальности.

Греховное убийство, безусловно, запрещено, оно является смертным грехом. Но есть военнослужащие, которые выполняют приказ защищать Родину. Войны бывают справедливые и несправедливые. Несправедливые – это когда в чужую страну без приглашения официального правительства вторгаются войска иного государства и начинают наводить, как им кажется, порядок. Любое убийство на такой войне греховное. А если нападают враги и христиане начинают защищаться, защищать своих близких с оружием в руках, в этом случае они выполняют эту самую заповедь не убий. Кажется нелогично, на самом же деле логично. Военнослужащий, который на честной, справедливой войне уничтожает врага на поле боя, по-честному, не издеваясь над ним, просто борется, защищает своих близких, является исполнителем заповеди не убий.

Подумайте над этим, пожалуйста. Если я что-то сказал непонятно, прошу вас, братья и сестры, откликнуться и написать мне, потому что вопрос этот необычный, так скажем, и мы с вами не всегда можем его обсуждать в формате, например, телевизионной передачи.

У нас же обычно как? Если христиане, то у нас везде намазанный мед с маслом, эмоции, добрые улыбки и так далее. Но есть другая реальность, когда христиане в том числе тоже занимаются этим – защищают Родину. Я знаю этих людей, знаю, что они достойные христиане, и они выполняют очень важные вещи. Если в наше время не будет армии, не будет защиты Родины, то фактически и нас не будет. Потому что статистика такова: чем больше развивается система поражения, система вооружений, тем все больше страдает гражданское население.

Мы можем это видеть по современным конфликтам, например, по тому, что происходит в Сирии. Сейчас, конечно, уже другая ситуация, поскольку вмешались наши вооруженные силы, а если взять до 2015 года, по статистике этих вооруженных конфликтов, в большом количестве страдает мирное население.

Убийство – это тогда, когда человек запланировал уничтожить своего врага не на поле боя, а именно запланировал уничтожить его как объект зависти, корысти, ненависти в обычной гражданской жизни. Это заказные убийства, какие-то бандитские разборки, убийства в драках, пьянках… А на войне – это совсем другое дело. Надеюсь, с этим мы разобрались.

Неумышленное убийство – что это такое? Несчастный случай, произошедший с человеком, когда он никого не хотел убивать, но так получилось из-за его действий, допустим, из-за какой-то ошибки в вождении автомобиля. Он не планировал это преступление, но так получилось. Бывают всякие нелепые случаи.

Я слышал, допустим, как ребеночек качался и упал. Его как-то неловко придержали или не придержали, он получил повреждения и скончался. Понятно, что вина матери все равно есть – не проследила. Как делают сейчас современные мамочки? Сидят в телефоне, а ребенок без присмотра. Поэтому неудивительно, что происходят такие вещи. И это все равно убийство, все равно смертный грех, который требует покаяния. Мы знаем, что на уровне закона и непреднамеренное, неумышленное убийство тоже влечет наказание, и не только духовное, но и с точки зрения Уголовного кодекса.

 Братья и сестры, обратите внимание, что ненависть тоже смертный грех. Конечно, он более распространен, чем убийство или неумышленное убийство. Ненависть очень легко увидеть в себе, когда, допустим, мы враждуем, пусть даже не открыто, с каким-то человеком. Он нам не нравится, мы не хотим его видеть, слышать, не хотим с ним здороваться, не хотим иметь с ним ничего общего.

Если мы живем в таком настроении, с таким настроением пытаемся быть христианами и думаем, что можно обмануть себя или священника и сказать: «Да у меня все хорошо, я ни на кого не обижаюсь» (а на самом деле ненавидим своего коллегу, начальника или даже родственников),  в этом случае мы никогда не встретимся со Христом.

Нужно обязательно проверить себя, нет ли у нас к кому-то такого отношения. Ведь иногда доходит до того, что матери ненавидят своих детей, супруги ненавидят друг друга, дети ненавидят своих родителей, годами не общаются, не помогают им. Это страшное состояние.

Понятно, что убийство как крайнее проявление страсти и гнева рождается не просто так. Оно рождается, когда один человек начинает ненавидеть другого, не прощать какие-то проступки, и все это потом выливается в то, что один страшный грех рождает другой, еще более страшный. Поэтому в нашем сердце не должно быть ничего подобного. Мы еще будем говорить, как бороться с этим, но нужно обязательно диагностировать, есть ли у нас что-то подобное. Ни в коем случае нельзя с этим жить.

У меня был случай, когда меня пригласили исповедовать, причастить бабушку весьма преклонного возраста. Я, естественно, пришел, мы начали говорить о грехах, и бабушка сказала: «Я обижаюсь на своего папу (естественно, он уже давно скончался), я его ненавижу». – «За что?» – «Он меня обидел, когда-то наказал».

Представляете, человек прожил всю свою сознательную жизнь в обиде и ненависти к отцу. И понятно, что у этой женщины ничего доброго в жизни не было, потому что она постоянно кого-то ненавидела, кто-то для нее был раздражителем. Это страшное состояние. Оказывается, можно жизнь прожить в этом ужасном состоянии ненависти.

Следующий смертный грех – избиение, жестокость, нанесение увечий. Сейчас Интернет пестрит такими новостями. Это страшно, конечно. Страшно, когда у людей нет тормозов, и понятно, что это уже какое-то животное состояние, когда родители наказывают детей и переходят грань трезвого наказания, необходимого для воспитания, или в общественных местах происходят такие вещи, когда люди становятся зверями, когда в них проявляется животное, падшее состояние.

Если у нас когда-то было такое, мы кого-то избивали, наносили увечья или жестоко обращались с людьми, это тоже состояние смертного греха. Обязательно обратите на это внимание. Я думаю, что здесь особых комментариев не нужно. Вы сами понимаете, что ничего доброго в этом нет. И эта поврежденность нас, людей, и выливается в эти страшные новости, когда кто-то из молодежи берет оружие и расстреливает невинных безоружных людей.

Что происходит с людьми? Какая потеря человеческого состояния души, когда он смотрит на других просто как на грязь! Мы с вами говорили про гордыню как основу гнева – что-то с этим наверняка связано. Конечно, это беда нашего общества, которое рождает таких людей. Но их трудно не родить, потому что посмотрите, во что играют наши дети. В моем детстве в 80-е годы мы тоже играли в войнушку, в каких-то индейцев, рыцарей и так далее, и вроде бы там тоже как бы война, убийства, но они не переживались именно как война и убийство.

А  современный ребенок играет в какую-то кровавую расправу с людьми, для него люди – это просто какие-то  объекты для получения впечатлений. После компьютерных игр он выходит с этим, и как он рассматривает других людей? Просто как продолжение компьютерной игры. В общем, это очень страшно. Нужно думать над этим.

Следующее проявление смертного греха – аборт. Я думаю, тут мы с вами как христиане должны безо всяких сомнений понимать, что это убийство, преднамеренное, спланированное. Я думаю, вы трезво понимаете, что человеческая жизнь начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Мужская и женская клеточки встретились – и это уже человек. Это не просто клетки какого-то недоразвитого существа, это уже человечек, с душой, со своими дарами, данными ему Богом, с определенным Божиим планом на него.

И не важно, как он появился. Я имею в виду, что бывает любимый ребенок и случайный ребенок. Мы придумываем всякие глупости, что в семье ребенок может быть случайным, незапланированным, как будто мы руководим этими процессами. И вот женщина думает: «Этот ребенок незапланированный, надо от него избавиться». – И планируется убийство.

Кто отвечает за этот грех? Целая группа лиц. У нас в Уголовном кодексе есть преступления, за которые получают большие наказания, – это убийства, совершенные группой лиц по определенному сговору. Люди договорились, нашли убийцу, оплатили, провели определенную разведку, создали условия и жестоким образом убили человека.

Аборт – это тоже убийство, только узаконенное, на деньги налогоплательщиков. Как говорит статистика, сейчас происходят миллионы таких историй. И после этого мы говорим: «Мы хотим, чтобы наша Россия стала великой страной». Дорогие мои, убивая детей, страна никогда не станет великой. На крови убитых невинных младенцев никакое государство никогда не было сильным, мощным.

Здесь тоже сговор лиц: мамочка, которая решила убить своего малыша, врач, медперсонал, что в этом участвуют, бывает, что и папаша, который своими пьянками, ленью, зависимостями порой доводит свою жену или свою женщину до того, что она собирается делать аборт. Это целая группа лиц. Не нужно думать, что это грехи только одних этих несчастных женщин. Врачи и все, кто этим занимается, тоже отвечают за это. Поэтому получается, что это огромная беда, которая до сих пор у нас есть.

Братья и сестры, в завершение нашей передачи я с горем могу сказать, что до сих пор у нас есть христианки, которые тоже делают это, тоже попадают на эту плаху. Поэтому  давайте будем внимательными. В следующий раз, если Бог даст, мы продолжим изучать страсть гнева.

Записали  Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​