«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. О границах Церкви

13 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжаем изучать огласительные вопросы. Сегодня у нас 25-я встреча; мы поговорим о границах Церкви. Тема очень важная, актуальная, нужная. В прошлый раз мы говорили об условиях появления Церкви.

Прежде чем начнем говорить о том, что есть Церковь и каковы условия нахождения в ней, затронем тему благодати. Что такое благодать? Этот термин очень часто мы слышим на богослужении, читаем и говорим о нем. Нередко бывает так, что люди употребляют это слово не к месту.

Например, прекрасная погода, поют птички, летают бабочки, цветут цветочки, человек пришел на службу, хор прекрасно поет. Выходит человек из храма и говорит: «Какая благодать!» Часто слово «благодать» мы употребляем в значении удовольствия, которое получил человек, удовлетворения.

Наши богословские термины происходят из того языка, в котором они появились. Греческое слово, которое мы сейчас называем «благодать», обозначало в Древней Греции удовольствие от красоты, эстетическое впечатление. В духовном, христианском плане мы должны понимать, что благодать – это Божия сила, которая дается человеку, чтобы он изменил свою жизнь.

Разное понимание, да? В Древней Греции оно обозначало душевное удовлетворение, а у нас это сила, дающаяся, чтобы изменить жизнь.

То, что хор замечательно поет или детишки бегают, к благодати, о которой мы слышим в молитвах или читаем у святых отцов, это не имеет отношения. Это душевные впечатления. Хорошо, если они безобидные.

Что такое благодать? Это нетварная Божественная сила. Что она дает христианину? Оправдание и освящение. Оправдание – это очищение от греха. Когда мы приходим к вере, Церкви, крестимся, становимся оправданными и освященными.

Не в том смысле, что был человек какой-то маньяк и его оправдали, сказали: «Ну ладно, он хороший, мы ему амнистию устроим, пусть гуляет, делает дальше что хочет». Нет, не в этом плане. Оправдание – это не оправдание греха, а оправдание грешника – человека, который согрешил, кается и хочет быть прощенным. То есть оправдание – это уничтожение зла в человеке. Вот что делает благодать. Как видим, значение этого слова в богословии совершенно не подходит под изначальное его понимание.

Освящение. В человеке уничтожен грех, зло, но нужно еще сотворить благо, добро. Освящение – это такая благодать, нетварная Божественная сила, благодаря которой человек приобщается к удивительным плодам Искупления Спасителем Господом Иисусом Христом на Кресте всего человечества. Это то, что дается Богом человеку, чтобы он стал по-настоящему святым, безгрешным, получил вечную жизнь.

Об этих дарах благодати мы должны постоянно помнить. Это борьба со злом и помощь в делании духовного добра. Мы с вами можем начать думать: я же не святой, не преподобный Серафим, я не могу быть прозорливым, чистым от грехов. Но это не одноразовый акт. Не так, что ты включил или выключил лампочку: свет появился и исчез. Это сила, которая движет человеком. Если он идет навстречу этой благодати, верит в то, что она ему дается, и делает все, что нужно, чтобы избавиться от зла, то у него это получится. Так же с освящением. Не надо думать, что если вы согрешили позавчера, вчера, сегодня, это так и будет. Мы находимся в процессе.

Не будет так, что в один день мы станем чудотворцами и безгрешными. Это неправильный ориентир, о который очень часто спотыкаются люди в духовной жизни. Человек говорит: «Ну я же грешник, зачем я Богу такой нужен?» А за кого Он пострадал? За праведников? Он пострадал за грешников, которые не хотят быть такими, а хотят спастись. Поэтому оправдание и освящение – это действие благодати. Это не удовольствие, как может показаться, не какое-то внутреннее наслаждение, блаженство, а работа. И как всякая работа, она связана с неприятностью, трудом, насилием над собой.

Святые отцы нам оставили такой опыт, чтобы мы ориентировались, действует на нас благодать или нет. Большинство христиан скажут: «Во мне нет никакой благодати». Они ошибутся, потому что благодать действует очень часто незаметно, и мы по своей грубости этого не замечаем. И мы не знаем, как она проявляется.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал в одном из своих трудов, что первое действие благодати – это видение своих грехов. Если человек начинает замечать свои греховные поступки, то он это делает не потому, что он умный, окончил университет, много лет ходит в храм, а потому, что на него действует эта самая нетварная Божественная сила. Господь дает ему возможность увидеть свои грехи. Если бы Господь не помогал, человек ничего бы в себе не видел.

Возьмите среднестатистического россиянина, который не помнит, когда был крещен, не ходит в церковь и не знает, какие у него есть грехи. Он скажет: «Никаких у меня нет грехов. Никого не убивал, не воровал. Все хорошо». Но поверить ему очень сложно. Я как священник, регулярно исповедующий, могу вам сказать, что это далеко не так. Просто это духовная слепота. Благодать дает видеть грехи.

Как в нас может соединиться свобода и благодать как действующая сила? Благодать и свобода человека... Может ли Господь дать благодать человеку, который не хочет ее принимать? Нет, конечно. Зачем давать дар, если человек не хочет его принимать? Можно ли дать  дар человеку, который не хочет исправляться? Нет, такому человеку этот дар не будет дан. Насильно Бог никого в Царство Божие не ведет. Он приглашает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Если человек сам не хочет, не подвигает свою свободу, не направляет волю, не начинает действовать, тогда сама по себе благодать человека не спасет.

С другой стороны, сам человек, какой бы он ни был волевой, стремительный, сильный, добрый (как мы часто друг про друга говорим), без благодати спастись не может. Очень часто люди (в том числе и православные христиане) ошибаются, когда рассуждают так: «Вот Иван Иваныч хороший был человек, всем добро делал, но был неверующий». Спасется ли Иван Иваныч тем, что делал много добра? Нет, потому что для спасения нужна встреча. Термин «соработничество» я заменил словом «встреча». Должна быть встреча человеческой свободы (желания спастись, делать те дела, которые предписываются человеку для спасения) и благодати. Только встреча, встречное движение.

Можно вспомнить нашу передачу о Спасителе, на которой мы говорили, как в Господе соединяются две природы: Божественная и человеческая. Человеческая природа Спасителя, Его человеческая воля добровольно подчиняются Божественной природе, воле. Так же и в нас. Если мы хотим спастись, хотим быть в границах Церкви, мы должны понимать, что обязательно должна быть встреча двух воль: человека, желающего спастись, и благодати. Я напомню, что без свободы человека благодати не будет. Насильно никто никого не спасает. Дар свободы – очень важный, уникальный. Он может как спасти человека, так и погубить, в зависимости от того, что человек выбирает. Это мы с вами должны хорошо понимать.

Итак, благодать и свобода встречаются вместе, и получается тот замечательный путь спасения, который приводит к вечной жизни.

Поговорим о Церкви. Очень часто нецерковные или малоцерковные люди задают такой вопрос: «Зачем мне посредник? Я же могут сам напрямую решить свои духовные вопросы». Понятно, что это протестантизм. У протестантов есть такая идея. Но даже они живут общинами и свои общины называют церквами.

На самом деле обязательно нужен посредник. Например, человек хочет быть здоровым. Он же не может сам договориться со своим здоровьем и вылечиться. Нужен специалист, который научит, покажет, объяснит, даст нужное лекарство. В любой области нужны  специалисты. Они больше знают и могут нам профессионально помочь. Господь Сам захотел учредить священство. Он основывает вначале ветхозаветную, а потом новозаветную Церковь в качестве посредника между человечеством и Собой. Посредник не нарушает нашу свободу, он нам помогает. Это помощник. Посредник – это не тот, кто закрыл собой господина, не дает к нему пройти, а тот, кто проводит к нему. По сути, это дворецкий, который проводит просителя к трону императора.

Вот такая задача Церкви: научать вере, приводить ко Христу. Не теоретически, а практически научать, давать опыт борьбы с грехами, опыт освящения. Это действие благодати, которое есть в мире, Церкви. Оно действует таким образом, что человек борется с грехами и получает освящение. Все это можно сделать только в Церкви. Не дома, не в магазине. Молиться можно везде, конечно. А как ты можешь себя дома крестить или причастить? Хотя такие чудаки тоже бывают. Был у меня знакомый, который держал бутылку кагора возле икон и вполне серьезно говорил, что он причащается. Но таких чудаков не так много. Их приходится только пожалеть.

Почему люди так реагируют на то, что нужна Церковь? Наверно, потому, что мы живем в такое время – не то что свободолюбивое, а расслабленно-потребительское. Человек говорит: «Я должен еще в церковь идти и что-то делать? Я лучше сам». Вот так сам куда-то и плывет. Спасение возможно только в Церкви. Без Церкви погибель. Это мы с вами должны понимать. Поэтому враг обязательно будет бить по слабой вере таких людей, показывая негативную сторону жизни Церкви. Вернее, не Церкви, а церковных людей.

Почему в Интернете столько грязи о священниках,  епископах, монахах, церковных людях? Во-первых, мы сами виноваты, что такие вещи происходят. Это наши грехи, а не учение Церкви. Во-вторых, понятно, что врагу нужно действовать, чтобы отвратить людей от Церкви, показать ее  отвратительной.

В Евангелии есть притча о фарисее и мытаре. Можно в фарисее увидеть замечательного, добрейшего человека, молитвенника, а в мытаре предателя и проходимца. А можно духовными глазами посмотреть и понять, что такой красивый фарисей отвергнут Богом. Его молитвы и жертвы – псевдодуховная жизнь. А этот кающийся грешник оправдан.

Что мы видим в Церкви? Я предлагаю, братья и сестры, видеть в Церкви не грехи людей, а Христа. Мы идем не к батюшкам, епископам, патриархам, а ко Христу. Поэтому мы  должны учиться у Христа, брать пример у Господа. В любом обществе, человеческой истории берутся лучшие образцы поведения, а не какая-то низость. У нас в Церкви бывают  проявления человеческой немощи. Но есть и святые люди, которые прошли этим путем, падали и вставали. Они могут и нас научить через свои творения. А что мы видим в Церкви? Как мы объясняем наше неучастие в жизни Церкви?

Бывают разные случаи. Вот, например, не было в городе храма, а был ресторан. Ресторан закрыли, и это здание отдали храму, переоборудовали его. Но люди туда не ходят, потому что раньше это был ресторан. Сейчас пандемия. Если бы в этом бывшем ресторане сделали больницу, люди пошли бы в нее? Конечно, пошли, еще бы и места забронировали. А почему в отношении церкви не так? Потому что есть такая предвзятость. Это неправильно. Мы живем в неблагополучное время, но в Церкви действуют дары благодати, несмотря на немощи людей.

В прошлый раз мы говорили, что Церковь двусоставная: небесная и земная. Наша Церковь освящается не патриархами, священниками, а Христом. Дары благодати в Церкви делятся на постоянные и временные. Постоянные дары действуют, например, в таинстве Священства. Даже самый простой, скромный священник обладает правами, которые делегирует ему епископ: совершать Божественную литургию и другие таинства Церкви. Эти дары священства действуют в Церкви всегда.

Временные дары – это чудеса. Часто бывает так, что, приходя к христианской жизни, человек начинает искать проявления благодати, чудес. Хотя нам это совершенно не надо. Совершается литургия, приготовленное вино постоянно становится Телом и Кровью Христовыми. Постоянно совершается таинство Исповеди, Крещения. Эти чудеса не такие явные, как если бы ты пришел и сразу исцелился. Или Архангел Гавриил тебе явился. Таких чудес нам и не надо. А вот постоянные дары в Церкви есть, независимо от времени и условий ее существования. Нам надо быть трезвыми. Не за чудесами гоняться, а смотреть на то, что действует в Церкви, дается нам чуть ли не ежедневно и зависит от того, принимаем мы это или нет.

Сейчас давайте поговорим о границах Церкви. Еще раз напомним, что Церковь наша едина, единственная и другой не будет. Нахождение в Церкви – это обязательное условие для спасения, другого варианта у нас с вами нет. Помните, Господь говорил: Созижду Церковь Мою. Церковь – Христова. Ее создал Господь.

Глава Церкви – Господь Иисус Христос. Не нужно путаться. Не православный патриарх является главой Церкви, а Господь Иисус Христос. Он ее освящает, ведет. Он дает благодать всему благому, хорошему, правильному, что происходит в Церкви. Какие есть признаки у правильной Церкви? Это общество верующих. Спасение у нас не в одиночку. Литургия, которая служится для нас с вами, это не дело священника, который пришел, послужил от нечего делать. «Литургия» переводится как «общее дело».  Это не спектакль, не какое-то непонятное жертвоприношение в алтаре, которое не зависит от нас. Это наше общее дело, мы все там участвуем. И те, кто в алтаре, и те, кто не в алтаре. Какая разница – где. Главное, чтобы со Христом быть. То есть это общество верующих, мы вместе собираемся.

Должна быть православная вера. Человек может быть крещеным, но верить как-то по-своему. В этом случае как бы формально он ни числился в Церкви, но на самом деле он вне ее находится, потому что христианин обязательно должен знать свою веру. Не просто соглашаться: «Да, я православный». У нас так часто отвечают на соцопросы. Если рядом поставить всех людей, которые называют себя православными, то у нас храмов для них не хватит, если они в воскресенье придут. Но где эти люди? Их нет. На вопрос, Кто такой Иисус Христос, можно получить очень разные ответы. Я проводил исследование и среди детей, и среди взрослых, и среди военнослужащих.

После Рождества Христова я как-то в одной из больниц провел соцопрос: «Кто родился на Рождество?» Простой вопрос. Победил Дед Мороз. То есть на Рождество родился Дед Мороз. Так считают дети от 5 до 15 лет. Потому что на открытках написано: «С Рождеством!» А кто родился? Догадайся сам.

Если мы, православные люди (те, что считают себя православными), не знаем православной веры, то как бы мы ни надували щеки, ни считали, что мы очень православные, мы находимся за границами Церкви. Потому что спасаемся мы верой, действием благодати, делами веры, а не просто потому, что крещены. Ничего подобного. Должна быть православная вера.

Как горько бывает, когда приходишь к больному человеку, чтобы напутствовать его, спрашиваешь: «Ты православный?»

Он говорит: «Да».

– Крещеный?

– Да.

– Веришь в Господа Иисуса Христа?

– Да.

– Веришь, что есть загробная жизнь?

– Нет.

Как такое может быть? Убеждаю его. А он: нет – и все. И вот такой атеист называет себя православным. Это очень печально.

В Церкви должно обязательно присутствовать священноначалие. Это епископы, священники, дьяконы. Без них Церковь не существует. Должны быть таинства. Почему так называются? Потому, что в них таинственно действует благодать Святого Духа. Участие в таинствах обязательно. У нас семь таинств: Крещение, Миропомазание, Соборование (Елеопомазание), Венчание, Исповедь, Причастие и Священство. И обязательно знать нравственное учение Церкви о спасении. Нельзя говорить: «А я просто верю». Как это «просто верить»? Надо же действовать, как говорит Бог. Это учение Церкви о борьбе со страстями, каноны Церкви, которые определяют, что хорошо, что плохо.

Кто у нас выпал за границы Церкви? Это некрещеные люди. Господь сказал: «Кто будет креститься, спасен будет. Кто не будет креститься, тот погибнет». Еретики за границами Церкви. Это люди, которые думают, что они христиане, но не верят так, как верит Православная Церковь. Не сохранили истину апостольской веры. К сожалению, такие люди есть. Раскольники – это люди, которые верят по-православному, но они не признают Церковь как земную организацию. Они уходят в раскол, не подчиняются священноначалию и тоже выпадают за границы Церкви. У нас примером таких раскольников становятся старообрядцы. И в Екатеринбурге сейчас откололся монастырь. Это типичный классический раскол. К еретикам еще относятся те люди, которые крещены в Церкви, но верят не так, как верит Церковь. Это необязательно католики или протестанты. Это могут быть еще люди, которые крещены в православии, но верят не так. Выпадают за границы Церкви нераскаявшиеся грешники. Это люди, которые могут быть крещенными в Церкви, но не желают следовать нравственному учению Церкви, быть в Церкви.

Вот такая очень важная тема. Глубокая, большая. Я постарался сегодня все вместить в одну передачу. Я надеюсь, что вы усвоили материал. Благодарю вас за внимание к нашей передаче. Особенно благодарю наших неравнодушных телезрителей, которые присылают отзывы. Мне они нужны не только для того, чтобы понять, смотрит кто-то нашу передачу или нет, а понять, доступно  я рассказал или нет. Может, что-то нужно раскрыть подробнее. Обратная связь очень важна.

Спаси вас Бог, братья и сестры. До новых встреч на телеканале «Союз».

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать