«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с чревоугодием. Часть 6

12 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Сегодня у нас 40-я встреча в рамках цикла огласительных бесед и 6-я, заключительная, передача о страсти чревоугодия. Не случайно, что этой страсти мы посвятили много времени. Ведь борьба с ней должна проходить на практике. Нужно не просто разговаривать, а что-то конкретное делать. Мы обсудили, как нужно бороться. Поэтому если кто-то только присоединился к нашей передаче, я приглашаю вернуться к началу цикла огласительных бесед.

Сегодня мне хотелось бы ответить на вопросы, которые поступили. У нас заключительная беседа, основные моменты мы проговорили, поэтому давайте коснемся того, что вас заинтересовало во время обсуждения этой темы.

Один из наших зрителей попросил указывать литературу, на которую можно было бы опереться и изучать дома. Я считаю, это очень важный вопрос.

В настоящее время существует большой выбор святоотеческой литературы, переведенной на русский язык. Многие наши отцы писали о борьбе со страстями, наставляли и наставляют нас через свои труды. Какой-то конкретной книги о чревоугодии, где написано по пунктам, как с ним бороться, пока нет. Но опыт передается, он разлит по всем писаниям. Если взять «Добротолюбие» или другие сборники святоотеческой литературы (бывают собрания цитат какого-то святого; например, Марка Подвижника), то в них написано обо всем, в том числе и о чревоугодии. Поэтому если вы изучаете какое-то святоотеческое творение, то можете выписывать цитаты, которые касаются чревоугодия, и у вас получится та самая книга об этой страсти. Что можно посоветовать из того, что нам доступно?

Творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Одна из наших телезрительниц написала в письме: «Зачем Вы нам советуете читать святителя Игнатия? Он пишет об отречении от мира. А у меня двое детей, муж, работа». Это неправильная постановка вопроса. Святитель Игнатий не родился на Луне. Он не является ангелом. Это был человек, который жил на земле, знает, что такое скорби, борьба со страстями. То, о чем он писал, взято из его личного опыта. Поэтому нам не нужно бояться языка XIX века, которым писал святитель Игнатий, не надо страшиться описанных им высот. Нам нужно и о них знать. Но не для того, чтобы сравнивать себя со святителем и говорить: у меня ничего не получится, поэтому я боюсь. Что у него можно почитать в плане борьбы со страстью чревоугодия? В прошлом году Великим постом мы разбирали статью святителя Игнатия «О посте». У него есть несколько проповедей и статья в «Аскетических опытах» о посте. В них конкретно описано, как проявляется эта страсть, даны советы по борьбе с ней. Опыт борьбы, описанный в статье святителя Игнатия, частично перенесен на доску, которую я использую в передаче. В наших беседах я опираюсь на работы святителя и мечтаю, что книги святителя Игнатия станут для вас настольными.

Святитель Феофан Затворник. Книга «Страсти и борьба с ними» – это подборка цитат святителя Феофана с табличками: как проявляются, взаимодействуют страсти. Есть краткое описание страстей и принципов борьбы с ними. Я всячески рекомендую эту книгу. Она пригодится не только при изучении страсти чревоугодия, но и других страстей. Если у вас на полке есть такая книга, прошу обратить на нее внимание. Также ее можно приобрести в церковных библиотеках.

Из свежих, недавно опубликованных изданий можно порекомендовать книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Таинство Исповеди. О тайных недугах души». Замечательная работа, замечательный автор, о котором я неоднократно вам рассказывал. Это наш современник, к сожалению, недавно отошедший ко Господу, оставивший нам замечательную литературу, написанную хорошим, богатым русским языком. В книге – опыт, пережитый архимандритом Лазарем и переданный нам. В ней есть глава, посвященная страсти чревоугодия (но и другим страстям тоже). Это издание пригодится и для других наших передач. Даст Бог, будем изучать.

Книга Гермогена Ивановича Шиманского «Учение святых отцов о страстях и добродетелях». Целая глава посвящена страсти чревоугодия. Упоминаются и другие страсти. Эта книга нам пригодится, потому что в ней описываются механизмы действия и других страстей, не только страсти чревоугодия. Это хорошая и доступная литература, которую можно изучать дома. Я вам рекомендую искать нужные книги, а не ждать, что кто-то вам их принесет. Нужно читать, интересоваться, по крупицам собирать тот опыт, который вам подходит. Не нужно бояться темы аскетики. Она не только для монахов, но и для мирян. Любое ограничение, пусть даже посильное, является аскетическим опытом. Не нужно ориентироваться на подвижников III–IV веков. Давайте посильно над собой работать. Не получится перед Богом оправдаться, что мы живем в XXI веке, все такие занятые, современные, молодые и красивые. Это не то совсем. Мы все равно должны нести крест аскетики. Посильный, соразмерный с нашими возможностями.

По поводу домашнего задания. Понятно, что кто-то смотрит нашу передачу по телевизору на телеканале «Союз», кто-то – в Интернете, кто-то, может, увидит нашу передачу в будущем, если еще эта тема будет интересна. Мы рассмотрели некоторые рекомендации по борьбе с чревоугодием, и мне лично было бы интересно узнать, попытался ли кто-то что-то делать и какой у вас опыт. Для меня важна с вами связь.

В одной из передач я упомянул про травяные чаи. Поступило много писем с просьбой рассказать о них. Эта тема частично относится к теме  борьбы со страстью чревоугодия. В чем связь?

В одной из передач мы говорили, что христианину желательно поменьше употреблять сахара. Производители кладут его во все продукты. Часто бывает так, что мы садимся пить чай, завариваем пакетик (неизвестно с чем), кладем в чашку несколько ложек сахару и пьем чай. Нам так хочется, организм привык так получать удовольствие. И когда мы говорим: давайте поборемся с этим, потому что травимся, чревоугодничаем и получаем большой вред душе и телу, – тогда возникает вопрос: а как же это побороть? Один из таких способов (необязательных, но возможных), когда мы отказываемся от этих пакетиков и переходим на традиционный для России чай. Я написал одно из его названий: копорский чай. Копорье – это небольшое поселение возле Санкт-Петербурга, по которому назвали этот чай. Другое название – иван-чай. Тема эта не особо яркая, но давайте обсудим. Интересно, что наши предки изготавливали себе настои из тех трав, которые росли у нас. Китайский чай был дорогой, а иван-чай даже экспортировался. Понятно, что китайский чай потом победил. Но так или иначе, если мы обратимся к опыту предков и будем использовать те травы, которые у нас есть, то это и для здоровья полезно, и поможет нам избавиться от сахарного плена. Это все очень просто и могло бы стать для вашей семьи хорошим хобби. Как летом провести время с семьей? Когда цветет иван-чай, можно выехать в поле или лес, запастись душистыми травами (их же много у нас), самим их поизучать и познакомить с ними детей. Мы не обделены этими дарами от Бога: мелисса, разные виды мяты, таволга, листья малины, смородины, земляники. Все это можно заготавливать, высушивать и вместе с детьми составлять чайный букет. Это будет прекрасное воспоминание о лете и, самое главное, большая польза для здоровья. Это напиток, который дает не возбуждение в голову (как кофеин), а силы, чтобы трудиться, и много полезных веществ. Раньше копорский чай изготавливался в товарных масштабах и шел на экспорт. Существует много разных способов его изготовления: и ферментированного, и неферментированного. Можете в Интернете посмотреть.

Расскажу о своем опыте. Когда мы с супругой заинтересовались этой темой, то начали покупать травяные чаи. Но потом подумали, что у нас иван-чай растет везде: почему бы не попробовать самим его собрать? Действительно, получилось очень интересно. Мы научились его ферментировать. В этом нет ничего сложного. Есть такой способ (для ленивых): после сбора листиков кипрея (иван-чая) нужно сложить их в пакет и поместить в морозилку на пару суток. Потом разморозить, положить в эмалированную посуду, под гнет, накрыть тканью и дать так постоять сутки-двое. Появится приятный фруктовый запах. Потом листики нужно высушить. Вот вам ферментированный чай. Завариваешь чай – глубокий вкус, темный цвет. К нему не хочется добавлять сладкое. А если мяту положить, то будет очень интересно.

Попробуйте это делать с детьми. Природа сразу становится близкой. Лес воспринимается как место, дарованное Богом, приносящее пользу. Его надо беречь. Сбор иван-чая – это заготовка на зиму и  замечательный урок для детей. Надо придумать, как его заваривать. Наиболее распространенный способ: вечером заливаешь в термос, а утром берешь на работу. Это густой ароматный чай, к которому ничего не надо добавлять. Он сам по себе вкусный. У наших предков было выражение «откушать чаю». Вот для нас с вами «попить чаю» – это поесть сушек, баранок, пряников. А у наших предков это был отдельный прием пищи: принятие вкусного чая и беседа.

Еще задавали вопрос о традиционной кухне. Я рекомендовал обратить внимание на традиционную кухню тех народов, которые живут в нашей местности. Один из наших зрителей проявил здоровое любопытство. Он набрал в Интернете: «традиционная русская кухня». И что он нашел? Пироги и блины. На самом деле традиционная кухня намного богаче, чем пироги и блины. Я говорил, что если мы постимся и полнеем, то надо такую пищу меньше употреблять. Блины и пироги были праздничной пищей, не повседневной. И хозяйке было некогда этим заниматься. Такие блюда готовили или на какие-то религиозные праздники, или на события, связанные со свадьбами, поминками. А повседневно готовили различные супы, овощи. Надо поэкспериментировать, подобрать, что вам подходит. Мы все очень разные. Традиции в семье тоже могут быть разные. Надо подбирать под себя.

Еще был ряд вопросов: как подобрать меру поста? Мы говорили, что пост должен быть умеренный, посильный. Мы привыкли, что за нас все решает духовник, старший. Мы не учимся самостоятельно принимать решения. Хотя Господь будет спрашивать нас самих: как ты жил, как боролся со страстями? И за нас никто это не сделает. При всем желании ответственность не переложить на другого человека. Одно дело – был бы рядом с нами преподобный Серафим Саровский. А если мы понимаем, что рядом с нами такие же грешники, то надо брать ответственность самим. Один из зрителей написал: «Я понимаю, что Великий пост не может принести вреда». Это неправильная позиция. Пост, взятый не в меру, может принести и духовный, и телесный вред. Любое духовное дело, взятое не по разуму, приводит к беде. Этого нельзя забывать. Нельзя думать, что если объявили Великий пост, то нужно брать сухоядение и быть уверенным, что за весь пост ничего плохого не случится. Дай Бог, чтобы не было вреда. Но практика показывает, что не всегда это проходит благополучно. Все должно быть посильно.

Как выбрать меру? Надо посмотреть на себя: чем я занимаюсь, хватает ли у меня сил выполнять свои обязанности в обычное время, когда мы питаемся скоромной пищей? Если вы видите, что и в непостное время сил не хватает, а поститься начинаете и катастрофически теряете в весе, становитесь раздражительным, чувствуете слабость, головокружение, то это значит, что подвиги взяты не по силе. Кому это нужно, если вы навредили сами себе? Или, допустим, у вас хронические болезни увеличились во время поста. Это значит, что тоже пост взят неправильно. Если вы начинаете поститься пряниками, то это тоже неправильно. Как сделать так, чтобы все было посильно? Каждый должен подобрать под себя. Какие общие рекомендации? Такие, что от вкусняшек точно можно избавляться, и от них мы сильно не зависим. Если человек имеет какие-то заболевания, то можно ограничиться в приеме мяса, но оставить рыбу. Тут надо очень аккуратно смотреть. У Церкви нет цели заморить нас голодом во время поста. Это особое духовное упражнение, но оно должно быть по силам.

Не так давно наш зритель написал, что при росте почти 180 см у него вес 53 кг. Врачи ставят ему диагноз: истощение. У него какие-то внутренние болезни, и он так сильно убавил в весе. Когда этот человек подошел к своему духовнику (а его духовник, видимо, очень аскетичный и праведный человек) и попросил благословения на послабление поста, то он ему сказал: нет, ни шагу назад, ни в коем случае, никаких послаблений. Тут надо задуматься. Это сложная тема, но я не могу вам посоветовать не слушаться своего духовника. Но, может, вы не доносите до своих духовников реальной серьезности своих заболеваний? И не надо ориентироваться на мнения священников, потому что не все священники у нас врачи. Священников-врачей очень мало. Поэтому всячески нужно стараться донести о своих болячках. Надо попросить внимания священников, объяснить все, показать рекомендацию врачей и сказать: «Я могу вот так, благословите эту меру поста мне». И терпеливо ее нести.

Нет строгого поста для беременных женщин. Опыт показывает, что сейчас очень плохо со здоровьем и продуктами. Нельзя ограничивать себя очень строго (я не говорю, что совсем не надо поститься, но надо взять меру поста). Так бывает, что женщина ребеночка выносила, родила, но у нее искрошились зубы. Младенец взял необходимые элементы для своего роста, формирования. А если бы женщина в этот период что-то необходимое употребляла, чтобы ребеночек рос (это же не для услаждения тела, а для того, чтобы ребеночек рос), то она бы была здорова. Для беременных нет строгого поста, для кормящих мамочек тоже. Потому что от них зависит, какую пищу получит малыш: качественную или нет. Как он будет расти, будет здоровым или нет – это тоже ведь не шутки, это серьезно. Понятно, что для детей тоже строгого поста нет. Для военных – нет. Они не готовят сами себе и находятся в строгих условиях. Для больных Церковь не рекомендует строгий пост. В одной из бесед о посте мы говорили о том, что исцеление болезни является одной из целей поста. Но поста не строгого, а посильного. Путешественники тоже не могут сами себе готовить, поэтому едят что попадется.

Давайте на этом закончим. Я думаю, что ничего нового сегодня вам не сказал, а просто ответил на ваши вопросы, и мы с вами пообщались в рамках нашей передачи. Спасибо за внимание. Если будет у вас желание написать вопросы, отзывы, буду рад их прочитать и потом применять в нашей передаче.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​