«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Плоды грехопадения. Продолжение

11 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Дорогие братья и сестры, я приветствую вас на телеканале «Союз» на передаче «Страсти и борьба с ними». Вот уже восемнадцатый раз мы с вами встречаемся в рамках нашей передачи и обсуждаем огласительные вопросы. Напомню, что это нужно для того, чтобы разобраться с вопросами борьбы со страстями.

На прошлой встрече мы с вами обсуждали тему «Плоды грехопадения». Я планировал убежать дальше, освещать другие моменты, но возник ряд вопросов, которые требуют обсуждения. И сегодня у нас вторая часть нашей беседы «Плоды грехопадения». Вся тема борьбы со страстями, узнавания этих страстей в себе – это результат трагического случая, который произошел в раю с Адамом и Евой.

Наша передача идет уже полтора года, и каких-то тем мы уже касались не один раз, но еще раз их затронем. Что такое первородный грех? Это не просто какая-то юридическая ответственность за проступок: Адам нарушил, и мы все непонятно почему страдаем. Тут все очень глубоко и очень тонко.

Апостол Павел писал в своем послании, что мы все согрешили в Адаме. Но не юридически согрешили. Поскольку Адам является нашим праотцем, мы все являемся его наследниками. Мы говорили о творении мира, что подобное рождает подобное. Мы наследуем все то зло, которое содержит в себе первородный грех.

Святитель Игнатий говорит: «Как представить, что такое первородный грех? Это яд смерти, зла, греха, который выливается в человеческую природу и передается». Первородный грех есть у всех. Все без исключения люди на земле рождаются поврежденными, в них уже есть отрава первородного греха.

Представим себе супругов, которые оказались в зоне радиации. Ребеночек у них родится тоже больной, отравленный радиацией. Так же и мы: духовная радиация передается из поколения в поколение. Передается не самим фактом зачатия человека, а тем, что мы наследники Адама. Нет такого человека, который родился бы на земле и был  свободным от этого. Мы становимся людьми и тем самым получаем первородный грех. Такое наследие от Адама. Даже если родители благочестивые, все равно их ребеночек – носитель первородного греха.

На прошлой встрече мы с вами говорили, что один из плодов первородного греха – это ад и вечная смерть. То есть все люди рождаются законными наследниками ада – места вечной смерти и вечных мучений. Все люди обречены на это.

Следующий вопрос: младенцы и первородный грех. Тут мы должны рассуждать, не опираясь на душевность. А так иногда делают некоторые наши православные, в том числе люди, от которых даже не ожидаешь таких рассуждений, печатающие книги, читающие публично лекции (я не буду называть имена, у нас сейчас цель не в полемику вступать, а обозначить святоотеческое учение об истинах веры).

Есть такое неправильное мнение. Родился младенчик,  он улыбается. Неужели и он наследник первородного греха? Неужели этот ребенок умрет и в ад пойдет?

Но мы должны все-таки держаться истины. Истина говорит следующее: чтобы человеку спастись, ему надо принять крещение. В Евангелии нет такого рассуждения: кто больше на младенцев похож, тот попадает в Царство Божие. Есть такие слова Господа ученикам: «Кто не будет по душевным качествам (не по уму) похож на младенцев, тот не наследует Царство Божие». Но это не о том, что мы все должны стать младенцами, а о том, что по своим качествам души  должны стать беззлобными, добрыми, открытыми.

Но тут не говорится, что младенец, сам по себе еще ничего не творящий, не делающий ничего плохого, непременно наследует рай. Такого не может быть, потому что все человечество обладает этим первородным грехом. И даже младенчик-пупсик, в пеленочки завернутый, который умилительно лежит и зовет маму, тянет к ней ручки, – это все хорошо, приятно и душевно, но к духовной жизни никак не относится, потому что само по себе его состояние не говорит о том, что в нем нет первородного греха.

Мы все являемся наследниками первородного греха. Я думаю, что те люди, которые имеют опыт воспитания младенцев и детей, знают, что скоро из этого пупсика вырастет пупсик постарше, в котором будут видны самоволие, капризы. Все это вы сами прекрасно знаете.

У младенцев тоже есть первородный грех. Он не появляется во взрослом возрасте, а вырастает вместе с нами. Страсти зреют вместе с нами. Давид пел в псалмах: «От юности моей борют мя страсти». Это происходит даже раньше.

Почему мы считаем крещеных православных младенцев безгрешными до семи лет (условно)? Потому что ум еще не включился, ребенок еще не ответственен за поступки. Капризничает, шалит, безобразничает, не слушает маму и папу, но он еще не отвечает за это, потому что ум еще не включился. Он еще не может затормозить, оценить свои поступки,  поэтому он не несет ответственность, а не потому, что он похож на ангелов по своим душевным качествам.

Неправильное мнение, что младенцы безгрешные, поэтому наследуют Царство Божие независимо от того, крещеные они или некрещеные. Это неправильная позиция, отвергнутая Церковью. Это очень печально и трагично, что гибнут некрещеные младенцы, делаются аборты. Тяжесть абортов не только в том, что ребеночек не родился, не увидел этот Божий свет, этот мир, не насладился жизнью, но и в том, что мы намеренно его лишили не только земной жизни, но и жизни вечной.

Поэтому, с одной стороны, это вопрос полемический, а с другой стороны, он понятен. Ведь как Спаситель сказал? Кто будет веровать и креститься, спасен будет. Если мы лишаем ребенка крещения, и он погибает по какой-то причине, то в этом заключается наша ответственность.

У меня был опыт общения с очень инициативным человеком, который заказал написать такую икону. В центре стоит Спаситель как на иконе Воскресения. Над Ним рука, в которой находятся младенцы, завернутые в пеленочки. Рука называется «лоно Авраамово» – так обозначалось место ада, где находились праведники. Под Спасителем бездна. Справа от Него кающийся мужчина, а слева кающаяся женщина. Эта икона предназначалась для того, чтобы вызвать покаяние у людей, которые погубили своих младенцев.

Меня очень задела эта тема, и мне пришлось писать целую статью. Почему? Давайте прочитаем эту икону, основываясь на логике. В чем каются эти мужчина и женщина по обе стороны разверзнувшейся бездны? Эти младенцы уже спасены. По логике иконописца и инициативного человека их души находятся в раю. Тогда в чем каются эти люди? Цель достигнута. Ты зачал младенца, убил его, он попал в рай. Тогда врачи вообще молодцы, поскольку помогают этому процессу. Вот до какого маразма можно дойти, когда мы начинаем размышлять душевно.

А вся трагедия в том, что, убив маленького человека, мы тем самым лишаем его Царства Христова. Понятно, что Господь Сам по Своему милосердию определит их участь, но не открыто и прямо. Поэтому не надо фантазировать. А с другой стороны, мы знаем, что первородный грех есть у всех, у младенцев тоже.

Когда мы слышим от авторитетов, современных проповедников, учителей, что младенцев крестить не надо, потому что они такие умилительные пупсики и все прекрасно, – это ложь и неправда. Причем ложь, которая опровергнута каноническим опытом Церкви. Младенцы должны быть крещеными. Мы крестим младенцев, потому что понимаем, что это нужно сделать. Это не просто: он вырастет и сам определится. Определится быть не со Христом? Если ты любишь своего сына, дочь, то ты им лучшее даешь, правда?

А что лучше, чем передать ему веру в Бога, Спасителя? Поэтому мы и крестим младенцев, в отличие от каких-то других христианских деноминаций, которые дают возможность ребенку самому выбирать. Это неправильно. Это не про нас, братья и сестры.

Это как сказать: не будем с ребенком разговаривать. Он станет взрослым и выберет, на каком языке ему разговаривать. Таким образом, он в обезьянку превратится. Если мы не будем духовно заниматься с нашими детьми, то явление первородного греха в них будет проявляться очень ярко в виде страстей и грехов.

Подведем небольшой итог. У младенцев есть первородный грех. И даже в семьях святых родителей крестить нужно было обязательно. Напомню аналогию, которую я уже приводил в одной из наших передач. Те, кто занимается садоводством, должны это знать. Яблоки, которые мы покупаем в магазинах или выращиваем в садах, – привитые. Если мы возьмем самое вкусное яблоко, которое нам нравится, посадим семечко, то что вырастет из этого семечка? Дикая яблоня, которую обязательно нужно прививать, – отрезать верхушку и привить веточку от хорошего сортового дерева.

Никак не может вырасти хорошая качественная яблоня из семечка, казалось бы, хорошего яблока. И если в хорошей, святой семье родится ребеночек, то он будет дичкой. Его нужно привить ко Христу. Как раз крещение очищает первородный грех. Да, у младенца нет своих личных грехов. Но первородный грех очищается, нейтрализуется. Младенец нуждается в крещении. Это очень важный момент, который мы с вами должны понимать и знать. У младенцев первородный грехесть, и последствия его тоже есть.

Одна из тем, широко обсуждаемых не одно столетие, – про человека. В человеке абсолютное добро или абсолютное зло? Как учат святые отцы? Мы знаем, что зло вселилось в природу человеческую, исказило ее. Добродетели стали страстями. Человек однозначно стал отрицательным. Мы можем смотреть на своих близких и рассуждать: «Нет, этот человек не крещен, но он замечательный, добрый, помогает людям. Как можно сказать, что в нем есть зло? Он такой интеллигентный, вежливый». Но мы должны понимать, что в человеке перемешаны добро и зло.

У нас вследствие грехопадения произошла перемена, перевертыш – тело стало для нас самым главным. Мы заботимся о его здоровье, комфорте, питании, о телесных наслаждениях. Все человеческие качества перемешаны со злом. Да, образ и подобие Божие есть в каждом человеке. Даже в некрещеном человеке есть добро, совесть, любовь к своим детям, забота о других. Общество воспитывает себе подобных. Но и зло тоже есть. И это все перемешано.

Мы можем спросить: «Зачем человеку креститься, если он добрый человек? Неужели он не спасется, раз он хороший?» Это совершенно неправильная позиция, братья и сестры. Спасение происходит не потому, что ты добрый, а потому, что Бог тебя спасает. Он спасает вследствие твоих попыток спастись.

Опять мы здесь вспоминаем о свободе человека. Человек по своей свободе обращается к Богу, и Господь отвечает на его попытки помощью и спасением. Если человек попалв воду, тонет и кричит, к нему приходит спасатель или какой-то близкий человек и его спасает. Если мы рассчитываем, что можем спастись только доброделанием (без веры, аскетики, покаяния, Церкви), – это абсолютнейшее заблуждение. Чем это можно объяснить? Если в человеке перемешано добро и зло, то давайте представим какое-либо вкусное блюдо, в которое мы добавляем маленькую щепоточку цианистого калия (это яд) и перемешиваем.

На вид будет выглядеть так, как мы привыкли. И вкус у него, наверно, будет такой же. Я не пробовал цианистый калий, не знаю, какой он на вкус. Но те, кто попробовал, умерли. Блюдо выглядит хорошо, пахнет хорошо, замечательно подано, но если там маленькая крупичка яда, то все, это яд. Так вот, с точки зрения Евангелия добро, не основанное на заповедях, на борьбе со страстями, на вере, – это добро, перемешанное с цианистым калием. Выглядит хорошо, но на самом деле оно ядовитое.

Мы видим только внешнее, а что внутри – мы не знаем. Я вам дам небольшое домашнее задание. Вот вы идете и видите человека, который просит милостыню. Попробуйте ему дать небольшую денежку и посмотрите, что будет происходить внутри вас. Так часто бывает: вроде бы денежку дал, и внешне кажется, что ты такой добродетельный человек. А потом приходят мысли: он пропьет, обманет, мне самому не хватает, можно было дать кому-то еще. Или: какой я замечательный, милосердный, как я замечательно выполнил заповедь. В одном случае сработала страсть сребролюбия, во втором – страсть тщеславия. Идеально ли мы выполнили эту заповедь? Оказывается, нет. В данном случае мы всего лишь подпитали наши страсти, как это часто бывает. Добро и зло в нас очень сильно перемешаны.

Вследствие этого смешения добра со злом у нас не только неправильно работает тело (я имею в виду, что мы так живем, что часто живем только ради страстей), но и душевные стороны человеческого естества тоже испорчены, в том числе работа ума. Мы с вами говорили, что пока Адам еще не согрешил, у него был ясный духовный ум. После грехопадения он начал вести себя как дурачок (я прошу прощения за выражение): в раю спрятался от Бога, зная, что Он Вездесущий и Всеведущий.

Что произошло? Вот так исказился ум. В нас, людях, живущих на земле, доброметра внутри нет. Мы не можем сами отличить добро от зла без того, чтобы нам кто-то сказал: слушай, дружище, ты вообще не прав. Очень трудно определить самому человеку, где добро и зло. Да и невозможно.

Что для нас по-человечески является добром? То, что мне приятно, хорошо, – это добро. То, что мне неприятно, – это зло. А в Евангелии сказано совсем по-другому: «Просят тебя отдать пиджак, отдай и рубашку. Ударили тебя по одной щеке, подставь и другую».

Имеется в виду: прости и относись к человеку так, как будто он тебе ничего плохого не сделал. Люби врагов, прощай проклинающих, молись за обижающих. Сразу видно, что заповеди не человеческие. Писал бы человек, написал бы по-другому: «Пей, веселись, все отлично. Встретимся в раю и будем вечно там устраивать дискотеки». Тут все по-другому.

Господь Сам дает человеку познание истины. Он говорит: «Я путь, истина и жизнь». Почему? Потому, что человек сам по себе не сориентируется. Без помощи Бога, находясь в состоянии первородного греха, человек не сориентируется, как спастись. Сам не сможет и сил не будет, потому что природа передает страсти. Страсти развиваются со временем. Ум работает криво-косо. Ты начинаешь еще больше увязать в страстях, их подпитывать. Господь знал, что сам человек не выберется из этого болота.

Еще вопрос про ад. Кто его создал, почему он есть? Господь специально не занимался созданием ада. Ад – это не какой-то следственный изолятор с пыточными инструментами. Как святоотеческое учение про ад говорит? Откуда ад появляется? Он не был создан по плану. Господь не думал: надо сделать сковородки, масло, вилы, огонь. Ад – это результат выбора человека, Адама. В него вошла смерть. Он был предупрежден об этом.

После жизни в страданиях человек умирает (это последствия грехопадения). Куда душа идет? Ведь душа – это не просто какое-то светящееся облачко. В нем никто не растворяется. Она выглядит так, как выглядит человек. Она должна где-то находиться: духовно, географически. Ад – в переводе с греческого языка «темное место». Место, где нет света.

Такое место, где находятся души несчастных людей, было определено вынужденно. И не дай Бог нам туда попасть, потому что там ничего хорошего нет. Причина мучений не в том, что Бог наслаждается этими мучениями. Мы, бывает, наказываем ребенка, и человек делится: «Я даже остановиться не могу. У меня прямо азарт наказывать». Это такая страсть. У Бога совсем не так. Он не такой, как мы. Поэтому мучения ада – это страсти человека.

Да, есть географическое место, где находятся эти души, куда Господь сходит душой Своей. Ад – это конкретное место. В чем заключаются мучения? В том, что человек научается, привыкает к страстям и, оказываясь без тела, мучается ими же. Они обеспечивают и червь грызущий, и скрежет зубов, и огонь.

Не потому, что так хочет Бог, а потому, что это результат нашего неправильного выбора. Почему мучаются люди? Потому что их нельзя взять и освободить сейчас, потому что если человек в страстях умирает, он там не переменится, он таким и будет. И эти страсти еще больше будут его грызть и мучить.

Поэтому простой вывод: без Бога не спастись. Человек сам не может этого сделать. Если он будет пытаться что-то сделать сам, у него не получится. Результатом этого всего будет ад. Он в земной жизни страдает и там тоже идет страдать. Чтоб этого не было, Господь предпринимает спасение человечества. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Спасибо, братья и сестры, за внимание к нашей передаче, за терпение. Помоги вам всем Господь.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать