«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Идол сребролюбия. Часть 2

11 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Мы изучаем страсть сребролюбия.  Напомню, идолом становится любая страсть, но сребролюбие особенно, потому что эта страсть имеет свою специфику. Если человек ею заразился, то он очень легко превращается в служителя этого идола. Идола денег, богатства, материальных благ. Чтобы не впадать в эту страсть, мы будем ее изучать.

Цикл стоит начинать с изучения огласительных бесед. Это очень важно. То, что мы будем проходить сейчас, не очень понятно без начала. Если мы хотим исправить свою жизнь, то надо начинать с исправления своей веры и ее проверки. У святителя Игнатия встречается интересная фраза, основанная на опыте святых отцов: неуспехи человека в духовной жизни, в борьбе со страстями в том, что какие-то кривые понятия вкрались в его веру. Себя нужно обязательно проверять.

Сегодня мы изучаем смертные грехи, страсть сребролюбия. Смертные грехи – это те проступки, которые однозначно нас отрезают от Бога. Если человек в них не покается, то он себя обрекает на мучения в аду. Поэтому мы должны их знать, понимать и не допускать в своей жизни. И обязательно покаяться, принести заслуженную епитимью как лечение, если у нас были такие проступки.

Святотатство. Слово это церковнославянское («свято» – то есть «святыня», «тать» – «вор», то есть это воровство святынь). Святотатство относится к тем несчастным людям, которые воруют в церкви, грабят церковь. Это и те, что грабили в XX веке, когда разрушалась церковь, и те, кто грабит в наше время. До какой степени повреждения ума надо дойти, чтобы воровать из церкви? Это несчастные люди. Мы же должны понимать, что такое храмы. Это не просто копилки материальных ценностей, это дома Божии. Люди приносят свои пожертвования, чтобы в храме была какая-то икона, оклад красивый, богослужебные предметы; приносят не настоятелю, а Христу. Мы, священники, только временные пользователи того, что получаем от предыдущих поколений или созидаем с Божьей помощью, с помощью людей, строя новый храм, облагораживая его, чтобы все соответствовало молитвенному назначению этого помещения, было красиво. Сейчас появляются такие традиции, когда в благодарность приносятся какие-то ювелирные изделия и вешаются на икону, что нередко привлекает внимание несчастных людей, которые думают, что для них может быть легкая прибыль, если ограбить храм.

Святотатство – грех крайне тяжелый. Он бывает даже у священнослужителей, когда мы забываем, что являемся только временными управляющими, и начинаем грабить свои храмы, уносить из них, продавать какие-то материальные ценности. Это редко бывает, но все же бывает. Сторож может залезть в церковную кружку и взять оттуда деньги до того момента, когда комиссия посчитает пожертвования. К сожалению, такое бывают. Мир несовершенен. Мы у Бога украли и будем очень серьезно за это отвечать. Это касается и храма, и монастыря, и другого святого места. Мы должны храм содержать, а не воровать из него.

К святотатству относится и воровство икон, книг, каких-то ценных духовных предметов у людей. Например, ограбили дом и выносится икона, или какая-то старинная книга, или еще какая-то святыня. Если человек украл святыню, то ничего доброго ему это не принесет.

У нас при храме стоит лавка церковная  – для содержания храма. Необходимо платить коммуналку, зарплату сотрудникам, что-то делать по хозяйству. Тут отлетело, там сломалось – надо ремонтировать. Это не о сверхдоходах. Я рассматриваю церковную лавку нашего храма еще и как точку, где мы распространяем и знания о вере. У нас много книг, человек может выбрать книгу по своему вкусу и получить пользу. Периодически мы проводим анализ и с литературой, и оказывается, что у нас кто-то что-то подтаскивает. И это в храме, где есть библиотека. Приди и возьми почитать то же самое в библиотеке, но находятся люди, которые воруют. Для утешения сестер, которые работают в лавке, я говорю, что, может быть, ему будет полезно, вдруг почитает и покается. Вряд ли, конечно, но вдруг…

 Следующий пункт – это обделение стариков, немощных, больных, заключенных, сирот и так далее. К сожалению, это очень распространено. Обратите внимание, не сталкивались ли вы с этим сами, не поучаствовали ли в этой истории. Представим дом престарелых или детский дом,  ясли, больницу, тюрьму или колонию. На содержание людей, которые сами не могут заработать себе на жизнь, выделяются определенные средства. Тяжелейший смертный грех, когда сотрудники таких организаций начинают обделять тех людей, которые должны получить эти материальные блага, лечение, свежее белье, одежду, продукты, лекарства.  

Как это происходит? Например, человек, ответственный за вещевое обеспечение, взял и утащил что-то домой. В Священном Писании говорится, что это один из трех грехов, которые напрямую вопиют Богу об отмщении. Сюда же относятся содомские грехи, то есть грехи блуда. И наравне с ними идет грех, когда человек обделяет людей, зависимых от него. К примеру, повара взяли и утащили продукты в сумках себе, думая, что зарплата маленькая. Врач или медсестра могут унести лекарства, какие-то медицинские препараты, бинты – все, что необходимо для лечения.

Если мы, христиане, работаем в этой области, ни в коем случае не должны ничего себе  брать. Это страшенный грех, он отмстится уже здесь, мало не покажется. Мы ошибаемся, когда думаем, что если украли и гром не грянул, то вроде про меня забыли. В светском законодательстве у определенных преступлений есть срок давности. Срок прошел, не нашли виновного, и снимается это все. У Бога такого не бывает. Сейчас гром не грянул, потому что Бог ждет твоего покаяния. Ты обезумел, если думаешь, что не отмстится воровство у сирот, заключенных, немощных, больных... Ужасная будет жизнь у этого человека и в дальнейших поколениях. Это страшный грех. Христиане не должны оскверняться им.

Такой грех часто бывает при работе с людьми. Няня, например, не давала котлеты детям, а уносила домой. Вроде же все уже сытые... Не имеешь права. Если вы работаете в таких областях, вы должны быть образцом честности, а не хитрованства и зарабатывания себе на каких-то мутных схемах. Обратите на это внимание. Ни в коем случае не пачкаться в этих вещах, это категорически важно. Бог заботится о бедных через обеспечение. А если ты сюда вмешался и их ограбил, то жди беды.

Разбой. Разбой – это когда человек ради обогащения начинает грабить других людей, практически занимается профессиональной бандитской деятельностью. Это вовсе не романтично. Мы, взрослые, детьми не занимаемся, и они уходят не пойми в какую помойку. Например, движение АУЕ. Романтика тюремная, ты такой независимый, сильный, кого хочешь, пошел ограбил. Ты ограбил, потом тебе так прилетит! Если не здесь, так в аду будешь свое АУЕ продвигать, но поздно уже будет. Любые виды насильственного воровства или просто воровства, грабежа – это все относится к смертным грехам. У многих в тюрьме набиты татуировки куполов, крестов. Это не означает, что они верующие люди и что это символ крепкой христианской жизни. У них там свое значение. Главное то, что мы с вами этим не занимаемся.

Мародерство

 Грех, который проявляется во времена нестабильности. Страна спокойная, мирная, но вмешиваются третьи силы, и начинается гражданская война, или политическая нестабильность, или восстание каких-то пришедших сил. И тут же ослабляются силовые структуры, на первое место выходят всякие бандиты, отбросы общества, которые начинают грабить мирных жителей. Мародерство  – это обогащение во время войн, когда ради этого грабится население, убитые, раненые люди. Дай Бог, чтобы у нас и близко не было таких историй. Но мы с вами должны это понимать и знать. В новостях можно это увидеть, когда в какой-либо стране происходит какое-то возмущение политическое и толпы бьют магазины, врываются, грабят, разносят все. Мародерство происходит во время политической или военной дестабилизации. Сюда не относится то, если ты у товарища на поле боя из подсумка взял патроны. Мародерство – это когда во время боевых действий солдаты грабят мирное население. Мы не должны этим заниматься категорически.

Следующий смертный грех в страсти сребролюбия – это обман в азартных играх. Сами по себе азартные игры тоже грех. Бывают люди, которые с помощью азартных игр начинают обманывать людей слабых, наивных. Например, наперсточники. Крутят три наперстка, шарик у него под пальцем, он обманывает. Иногда поддается, у него есть рекламный товарищ, который изображает азарт. Появляется какой-то наивный человек, и они его как липку обдирают. Смертным грехом является участие в обмане наивного человека, вовлечение его в азартную игру. Виновный тоже будет подвержен Божьему суду.

В чем суть азартной игры? В том, что человек без труда думает быстро обогатиться с помощью игры, шарика, казино, карт, игрового аппарата. В Интернете много разных способов; ставки на спорт, например. Почитайте у Достоевского произведение «Игрок». Там хорошо описаны мучения игрока, когда человек настолько становится зависим от игры, настолько поглощен ею, пленен, что она становится идолом. Почитайте. Там просто классическая раскладка, как человек становится рабом. Я думаю, вы и сами видели примеры, когда простой работяга мог в считанные секунды спустить накопленную сумму на новую машину, на отпуск семье. Я знаю такие примеры среди знакомых, когда вполне благополучные люди, оба работают в хороших организациях, хорошие зарплаты имеют, но муж подсел на игроманию и спускал через Интернет огромные суммы, вплоть до того, что квартиру продал. Это не забулдыга, а благополучный мужчина, молодой, образованный, на хорошей работе. Он жене говорил, что больше не будет, а потом  снова играет. Закончилось это развалом семьи. Его выгнали с работы, и чтобы дальше играть, он пошел в какую-то противозаконную схему и вляпался в преступления. Группа лиц организовалась, кого-то они пытались подставить,  совершили на огромную сумму какое-то преступление. Сейчас человек сидит в тюрьме. Зато не играет. Но жизнь пошла наперекосяк, он и жену потерял, и детей, и свободу. Все ради того, чтобы получить не столько денег, а какой-то кайф, удовольствие от риска.

Игр сейчас очень много. В Интернете чего только нет… Человек может сидеть дома и виртуально играть в те же карты, проигрывать деньги и что угодно. Игровая зависимость – смертный грех. Это приносит страдания самому человеку и всем его близким. Это ужасно. Страшно, как легко мы в это впадаем, когда идол поселяется у нас в душе.

Сюда же относится и владение казино, игровыми автоматами, сайтами, клубами, где это все происходит. Схема греха непростая. Не надо думать, что если я организовал какой-то клуб, то не виноват, они сами пришли и проиграли. Сами виноваты, а я ни при чем, я же не для этих целей сделал. Кого ты обманываешь? Ты сделал для этих целей. Ты хочешь на этих людях обогатиться, получить сверхдоход за счет их слабости. Ты являешься соучастником этого процесса и тем более организатором. И владение, и организация, и работа в этих структурах невозможны для христианина. Что такое соучастие в преступлении с точки зрения светского закона? Один человек заказал другому убить третьего. Оба убийцы. Один на курок нажимает, другой деньги платит. И в этом случае так же. Они духовные убийцы этих людей. И тот, кто обманывает, и тот, кто владеет, и тот, кто работает в казино и обслуживает интернет-площадки, где люди тратят деньги. Они обязательно понесут тяжелую кару.

Следующий пункт – обман в бизнесе, нечестная прибыль. Обман, когда кто-то подставил в бизнесе других людей так, что они потеряли имущество, потеряли все, что имели. А ты нечестно обогатился, нечестно получил прибыль. Сюда же относится передел советской собственности в 90-е годы, когда люди нечестно обогатились, присваивали народное имущество. Обанкротил предприятие и купил его за копейки. Это обман в бизнесе. Если кто-то в 90-е годы участвовал в этом, а сейчас пришел к вере, надо обязательно покаяться и переосмыслить эту жизнь. Если ты быстро получил прибыль, а люди получили урон, то ты будешь за это отвечать. Это тоже сребролюбие, грех, который обязательно Богом будет отмщен.

Мы начали разбор смертных грехов. Разговор тяжелый. О грехах неприятно говорить, но необходимо, чтобы не впадать в них самим и обязательно покаяться, если это было ранее, чтобы за вами не было шлейфа этого греха. Если ты не покаялся, если не осознал, это не означает, что Бог это забыл. Это обязательно придет и накроет, когда  не ждешь. То, что сейчас не накрывает, это тебе дается время на покаяние, а не для того, чтобы ты думал: по голове не дали, значит – некому давать. Есть кому давать. На небе у Бога все сочтено.

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​