«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. О Святой Троице

9 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем нашу с вами передачу «Страсти и борьба с ними». Сегодня уже двадцатая встреча, мы изучаем огласительные вопросы. Это обязательно необходимо, чтобы подойти к теме борьбы со страстями. Напомню: для того чтобы начать познавать тему борьбы со страстями и уж тем более начать с собой бороться, мы должны иметь правильный фундамент веры.

Мы не какие-то новости изучаем, это то, что очень-очень давно известно Церкви. Сколько Церковь существует, столько эти знания и существуют. Вы можете об этом и сами прочитать, но кому-то легче посмотреть, послушать передачу.

Мы на прошлой беседе говорили о Предвечном Совете Святой Троицы. Когда Господь сотворял мир, человека, это был не хаос, не случайность, все происходило по Его Божественному плану. Даруя человеку свободу, Господь предполагает, что этой свободой человек может воспользоваться неправильно. Об этом мы говорили на девятнадцатой встрече о Предвечном Совете Пресвятой Троицы.

Сейчас должны поговорить об учении Церкви о Боге, о Святой Троице. Тема эта архисложная. Я долго к ней внутренне готовился. Информации принципиально новой нет, но одно дело, когда ты это сам понимаешь, а другое дело, когда нужно это преподать в виде получасового урока на нашей встрече. Давайте попробуем это сделать.

Первое, что я написал, это то, что догмат о Пресвятой Троице непостижим. Почему так? Как он звучит? Догмат Святой Троицы звучит так: мы верим в Господа Единого по существу, но троичного в Лицах: Отец, Сын, Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная. В чем непостижимость?

Когда мы говорили о свойствах Божиих (посмотрите в архиве наших передач, у нас было две беседы по этой теме), отмечали, что познать сущность Бога невозможно. Почему? Потому, что мы не обладаем таким аппаратом познания (у нас ум не такой, чувства не такие), мы приземленные, грубые существа. Чтобы нам что-то понять, нам надо попробовать это на вкус, почувствовать запах, и только тогда мы поймем, что это такое, и то не совсем точно.

А что касается познания Бога, то тут наши механизмы познания совсем не работают. Мы можем познать Бога только верой. Как учат нас святые отцы, мы можем приблизиться к Нему аскетической, правильной духовной жизнью, прикоснуться  в таинствах. Это другой способ познания, не рациональный (с помощью ума, математики и так далее). Когда мы говорим о догмате Святой Троицы, мы тоже должны понять, что эта тема не связана с математикой. Нет, эта тема не глупая, она сверхчеловеческая.  

Бог открывает в Священном Писании, каков Он Сам. Это истина, с которой мы с вами сталкиваемся в Священном Писании. Это не люди придумали. Термин о том, что Бог – это Святая Троица, был сформулирован уже в христианское время. Но знания о Боге нам даны в Священном Писании незадолго до Пришествия Господа Иисуса Христа на землю. Прообразы, намеки были у пророков. То, каков Господь, раскрывается в Евангелии.

Поскольку Сам Господь непостижим, то мы можем предполагать, что все, что касается Его качеств, свойств, Божественной природы, догмата о Святой Троице, с точки зрения логики вообще нелогично. Как может быть три личности, а существо одно?

Мы здесь с вами не математикой занимаемся, а пытаемся для себя обозначить учение о Святой Троице. Поэтому давайте так: мы это просто принимаем, но рассчитать что-то невозможно. Этот догмат непостижим, но мы его принимаем. В нашей жизни много чего есть, чего мы не можем понять, но принимаем это на веру.

Здесь мы тоже принимаем это на веру, но не от людей, а от Самого Бога. Вот здесь и есть проверка: принимаю ли я догмат, верю ли, как верит Церковь, или мне нужно, чтобы мне кто-то что-то доказывал? Что касается этого догмата, то здесь ничего не докажешь.

Давайте попробуем немного разобраться во взаимоотношениях Святой Троицы. Троица Единосущная и Нераздельная. Что значит – «Единосущная»? Божественное существо одно. Я нарисовал картинку. Быть может, она не отразит всю суть вопроса, но хотя бы приблизительно поможет эту тему понять.

Я нарисовал овал – символ единого существа. Этот овал разделен на три равные части: Отец (в центре), Сын и Святой Дух.

Троица – Единое Существо. Это значит, что у каждого Лица Божественной Троицы одинаковые свойства.

Но не надо представлять Святую Троицу в виде Трех Ангелов. Я приводил на прошлой передаче пример иконы преподобного Андрея Рублева. Это ветхозаветное представление о Святой Троице (Господь в виде Трех Ангелов явился пророку Аврааму). Здесь мы говорим немного о другом.

Каждое Лицо Святой Троицы обладает единым существом и ничем, кроме личных качеств, не отличается. «Нераздельное» – означает не три разных Бога. Бывает, люди, плохо знающие христианство, начинают христиан обзывать язычниками, якобы у нас троебожие. Нет, ничего подобного. Мы верим в Бога Единого, но троичного в Лицах.

Святая Троица нераздельная. Не было такого периода и не будет, когда Святой Дух или Сын где-то отдельно существовали или Отец взял и ушел. Это вообще не про Божественную природу. Она нераздельная, никогда не разделяется.

Когда мы будем что-то читать о догмате Святой Троицы, можем столкнуться с незнакомым для нас словом «ипостась». «Ипостась» – это греческое слово, оно обозначает лицо и личность. То есть естество Святой Троицы единое, все Божественные свойства, которые мы изучали на прошлых передачах, свойственны каждому Лицу. Они нераздельны не только в географическом плане, но еще по Своим свойствам Божественной природы.

Единое существо, Единое Божество. Но Они отличаются ипостасно, то есть по характеристикам.  Нам Церковь предлагает понимать так: Лица Святой Троицы отличаются происхождением. Отец – не рожден, Сын – рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Они отличаются способом происхождения.

Наверно, трудно понять, что это такое. Но давайте будем дальше подробно разбираться. Зачем такие сложности? Возвращаемся к пункту номер один. Это непостижимо. Нам это передается Самим Богом о Себе. Мы с помощью нашего понятийного аппарата не можем это познать. Мы не можем это проверить. Познавать это все очень сложно. Потому что наш ум привык апеллировать земными вещами. У нас дважды два четыре, а здесь Троица равна единице. Это как? Вот так. Получается, разница между ипостасными (то есть личными качествами) Лиц Святой Троицы – в происхождении и ни в чем другом. Только в происхождении. Все остальные Божественные качества всех Трех Лиц Святой Троицы одинаковые. 

Сын рождается от Отца. Чтобы нам родиться, нужны папа и мама. Нужно, чтобы они полюбили друг друга, поженились, и потом мы когда-то родимся. Понятно, что к Богу это не относится. Рождение Сына происходит без сочетания с кем-то. Это Божество, Ему не нужны, как нам, папа и мама, чтобы родиться. Рождение происходит не так, как у нас: сначала мама была девочкой, потом стала девушкой, вышла замуж, стала замужней женщиной, и потом родился ребенок. Происходит целый временной процесс.

А Сын рождается от Отца безлетно, как говорится у святых отцов или в описаниях догматики. Это значит: не было такого времени, когда бы Его не было. Когда мы с вами говорили о качествах и свойствах Божественной природы, мы отмечали, что Господь существует вечно. Не было такого времени, когда бы Он не существовал.  

В плане происхождения Лиц Святой Троицы не было такого времени, когда Сына не было. То есть Он всегда был. Этот способ происхождения – чтобы мы как-то хоть примерно поняли, хоть чуть-чуть.

Он всегда такой. Он всегда рождается. Если мать носит ребеночка, у них единая нервная система. Мать чувствует, что ребенок беспокоится. Ребенок беспокоится, потому что чувствует, что мама нервничает. Кровеносная система у них одна. Ребеночек рождается, он уже другая личность, живет своей жизнью, сначала зависит от матери, потом уже не зависит, взрослеет.  

Сын, рождаясь от Отца, никуда не исходит. Троица Единосущная, Нераздельная. Сын рождается, всегда был, всегда существует, никогда не было такого времени, когда бы Его рядом с Отцом не было.

Дух Святой исходит от Отца. Другой совершенно способ происхождения, исхождения. Не было такого времени, когда Дух не исходил от Отца. Нет такого, что Он исходит и куда-то пропадает.

Дух Святой – это не дыхание, как можно себе представить. Некоторые иногда ошибаются, думая, что Дух Святой – это некое дыхание Божества. Как мы дышим, так и это некое дыхание Бога. Это неправильно. Дух Святой – такая же Личность. Как вы личность, так же и Дух Святой – Личность, только Божественная, Третье Лицо Святой Троицы.

Мы молимся Духу Святому, чтобы Он пришел и очистил нас от всякой скверны: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй…» То есть Он везде находится и все исполняет. Вся жизнь на земле от Него зависит.

Мы говорим здесь не о каком-то безличностном дыхании, как наше дыхание (это просто физиологический процесс в нас). От нашей личности дыхание зависит только в том смысле, что, если мы перестанем дышать, мы умрем. Но оно на личность не влияет. А Дух Святой – это такое же Божество, как Сын, такая же Личность. Это нам с вами надо понимать. Мы к Нему обращаемся как к Личности, а не как к безликой энергии.

Так вот, нам открыто в Священном Писании, что Дух Святой исходит от Отца. Это один из важных моментов во взаимоотношениях Святой Троицы. Единое Существо, единое Божественное естество, Отец не рожден, Сын рождается, Дух Святой исходит от Отца.

И этот догмат Святой Троицы был зафиксирован на Вселенских Соборах. Мы как-то касались темы Католической Церкви, отпадения ее от истины. Одно из таких серьезных догматических нарушений касалось неправильного понимания исхождения Святого Духа. Если Православная Церковь говорит, что Дух Святой исходит от Отца (мы видим стройную систему, мы ее представляем), то постепенно в католическое богословие вкралась такая идея, и она была утверждена на католических соборах, что Святой Дух еще исходит и от Сына. Представляете, какое происходит унижение вероучения о Святом Духе? Если это Божественная Личность, то она должна происходить от Отца, как учит нас Священное Писание и Церковь. А если мы говорим, что еще и от Сына, то что это за сложности? То есть в учение о Святой Троице внесен хаос и недоумение.

Поэтому, конечно, любое ложное учение о Боге является ересью, и оно губительно. Вкралось такое неправильное понимание в учение Западной Церкви, и она отпала от истины. Мы должны это понимать.

Что касается происхождения, само по себе происхождение не говорит, что у Лиц Святой Троицы разное естество. Мы скажем: «Сын рожден, а Святой Дух исходит, Он не рожден. Может, они разные?» Нет, он не разные. Можно привести такой пример, который есть у Иоанна Дамаскина в книге «Точное изложение православной веры». Кто хочет, может начать осваивать эту книгу. Она очень сложная для изучения. Прихожане попросили меня эту книгу разобрать, и мы каждую субботу после вечерней службы пробуем это делать. Но это весьма непросто. Надо хорошо вчитываться, чтобы попробовать все пересказать.

И вот Иоанн Дамаскин приводит такую интересную тему. Как понять то, что происхождение в Святой Троице разное, а естество одно? Возьмем Адама, Еву и Сифа. Сиф – это один из сыновей Адама и Евы. У них же разное происхождение? Как происходит Адам? Его Бог сотворяет. Господь берет персть земную, вдыхает дыхание жизни, и мы видим Адама. Он сотворен из праха земного. Механизм, который мы описали, понятен. Как появляется Ева? Ее же Господь сотворяет не из праха земного, а из ребра Адама. То есть это другой способ происхождения. Мы с вами говорили, почему так: чтобы Адам понимал, что Ева – это часть его, равное ему существо. Хоть и помощница, но равная ему.

Сиф рождается на земле уже после грехопадения Адама и Евы. Он рождается обычно – как человек, как мы с вами. Естество одно, они люди, как мы с вами, по человеческому естеству одинаковые, а способ происхождения разный: рождение из праха, из ребра и обычным способом.  

Так же и здесь. Происхождение Лиц Святой Троицы, их личностные, ипостасные особенности касаются происхождения, но они не говорят, что у них разное естество. Поэтому во всех событиях земной истории, нашей жизни, таинствах, богослужениях, когда мы призываем Святую Троицу, мы обращаемся, конечно же, ко всем Лицам Святой Троицы. И когда мы даже обращаемся к Господу Иисусу Христу или к Отцу нашему Небесному, мы все равно обращаемся ко всем Лицам Святой Троицы. И Они все обязательно участвуют во всем.

Нет такого, чтобы Они между собой поссорились, не договорились. Это у нас бывают разделения, недоумения, ссоры, гордыня. У Лиц Святой Троицы не так. Это Нераздельное, Единосущное во всем Божественное Существо. Когда мы коснемся рождения Господа Иисуса Христа, вочеловечения Сына Божия, то это тоже участие всех Лиц Святой Троицы. Мы должны это понимать.

Есть примеры из природы о Святой Троице, но они мне не нравятся. Они по своим особенностям не отражают всей глубины учения о Святой Троице. Но давайте приведем один пример. Вот есть Солнце – звезда, которая горит. Лучики символизируют тепло и свет, которые от Солнца происходят. Можно сказать, что сам диск – это Отец, свет – это Сын, тепло – это Дух Святой. Свет мы видим, тепло ощущаем, и они происходят от Отца. Вот такой пример.

Можно встретить в литературе пример с родником. Есть святоотеческий пример с радугой. Радуга показывает единство – каждый цвет плавно переходит в другой. Но это очень условно. Игнатий (Брянчанинов) приводит пример с духовным человеческим устройством: ум, мысль, дух. Их взаимосвязь, рождение чувств, мыслей из ума – тоже образ взаимодействия Лиц Святой Троицы. Но это все очень условно.

Я бы предложил действовать таким образом. Мы знаем догмат Святой Троицы – мы верим в Единого Господа, троичного в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Это Троица Единосущная и Нераздельная. Просто принимаем. Вот так надо сделать, чтобы иметь правильные личные взаимоотношения с Церковью. Чтобы не оказалось так, что мы подумаем, мол, это все недоказательно, непонятно.

Мы сразу с вами сказали, что это непонятно. Просто принимаем это, как принимают дети, когда доверяют своим родителям. Так и мы должны доверять нашей Святой Церкви в плане вероучения. Нам много чего может быть непонятно. Еще раз напомню, что инструмент у нас слабоват для того, чтобы все вокруг понимать.

На этом, наверно, мы эту тему закроем, подведем итог. Напомню, что эти способы происхождения Лиц Святой Троицы являются Их отличительными качествами. Все остальное у Святой Троицы одинаково, потому что естество едино. В следующий раз, Бог даст, поговорим о Господе Иисусе Христе и плавно подойдем к искуплению – очень важной теме в плане борьбы со страстями.

Спасибо, дорогие братья и сестры, за терпение, за внимание к нашей передаче, за комментарии, которые вы оставляете под видео с нашими эфирами. Спасибо вам за отзывы и вопросы, которые вы присылаете на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru

По возможности я стараюсь отвечать на ваши письма. Если сразу не получаете ответ, не обижайтесь. Вокруг стало много суеты, и не всегда удается ответить. Поэтому давайте будем по старинке немного ждать писем, потому что письмо еще продумать надо. Помоги вам Господь, братья и сестры!

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​