«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Идол сребролюбия. Часть 6

9 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Это шестая встреча. Мы изучаем страсть сребролюбия. Это целый цикл, он начинается с огласительных бесед. Мы поставили цель разобраться, какие есть страсти и проявления этих страстей, что делать, как бороться с ними, основываясь на святоотеческом опыте и опыте Церкви. Мы в общих чертах изучили, что такое чревоугодие, блудная страсть, и сейчас пришли к сребролюбию. Идолом сребролюбие называет апостол Павел, потому что эта страсть очень опасная. Не надо думать, что мы не болеем этой страстью, если небогатые и у нас нет замков, дорогих машин и самолетов. Она очень разнообразна. Этому идолу могут служить и небогатые люди.

Итак, следующие проявления этой страсти очень распространены и касаются как состоятельных, так и несостоятельных людей. Это скупость, мелочность и жадность. Это не одно и то же, а разные оттенки сребролюбия. Скупой человек жадный, на себе очень сильно экономит. Ему жалко не кому-то что-то отдавать, а даже для себя жалко. Он каждую копейку считает, не позволяет себе тратить средства даже на элементарные нужды, копит ради самого накопления. Да, мы с вами живем в современном мире, в таких обстоятельствах, что у нас не хватает одной зарплаты на покупку дивана, например, и надо экономить. Это нормально. Нам даются средства Богом, и мы должны их правильно распределить. Ты получил сегодня зарплату, растратил ее и живешь дальше в долг – так нельзя жить, так неправильно.

А если человек наметил цель диван купить, нужно правильно распределить эти деньги, экономить. Но не так, чтобы впроголодь жить, откладывая просто для того, чтобы запас был на черный день. В этом случае человек на что надеется? Он надеется на этот запас, на эти деньги. Разумно откладывать – нормально, это хозяйственно. Но если человека просят о помощи, а он скупится даже для своих близких, не говоря уже о незнакомых людях, скупится помочь чем-то, вещами, деньгами, какими-то своими возможностями финансовыми и материальными, на всем экономит, то он как скупой рыцарь у Пушкина. Есть возможность жить в замке, но он на всем экономит. Ходит в обносках, когда у него сундуки с золотом. У нас с вами сундуков с золотом нет, но может быть счет в банке, какие-то накопления наличности. Скупому человеку важно, чтоб они были. Он на всем экономит, лишь бы у него был запас. Это скупость.

Нам такими быть не надо. Надо жить по средствам. Общаясь с прихожанами, порой встречаешь дичайшие истории. Например, родственники одного молодого человека в советское время копили средства, во всем ужимались, ничего себе не позволяли: ни в отпуск съездить, ни что-то купить, ни что-то обновить, ни сделать ремонт. Копили деньги, чтобы когда-то в будущем купить квартиру. Уже была хорошая, порядочная сумма, чтобы обеспечить жильем всех своих детей, но решили копить дальше. И что происходит? Кризис 1992 года. Я это хорошо на себе помню, я тогда поступил в университет, был студентом, и все, что мне родители дали на полгода жизни, превратилось в ничто. Интересный жизненный опыт… Если кто по-хозяйски своевременно накопил на квартиру, то купи, пускай будет. Бог дал – пользуйся. Пускай дети живут. А так получилось, что все эти накопления превратились в ничто. Многие попали в такие обстоятельства.

Еще одна странная история другого моего знакомого. Он рассказывал, что его бабушка тоже копила, на всем экономила, была скупым человеком, не широкой души, не гостеприимной. И когда внуки после ее смерти стали в огороде ковыряться, кусты пересаживать, нашли стеклянные банки с уже прелыми деньгами, советскими. Человек в банке хранил деньги. И что толку? Для чего это нужно было? Бог тебе давал, чтобы ты этими деньгами пользовался, кому-то помогал, что-то делал, развивался. Человек просто копил, и в итоге это все превратилось в ничто. И детям не оставил ничего. Это скупость.

Мелочность тоже оттенок сребролюбия, тоже один из факторов жадности, когда человек начинает все до мелочей считать. Взяли у него в долг десять картошек – и пусть вернут десять картошек. Он будет их обязательно пересчитывать; не дай Бог, ему меньше дали, как бы его не обидели. Все копейки посчитает, все вещички свои посчитает. Мелочность неприятна, когда с ней сталкиваешься. Нет доверия, нет широты души у человека. Все посчитать, не дай Бог – что-то потерять. Эти неприятные качества бросаются в глаза, когда люди общаются между собой. Мелочность может быть как у богатея, так и у нищего. Мелочный человек может свое нищенское имущество очень беречь, быть к нему привязанным.

Жадность понятна. Скупой на себе экономит. Жадный другому не дает ни вещей, ни денег тем более. Мы еще поговорим об общих принципах борьбы со сребролюбием. По поводу денег и вещей в Евангелии четко сказано: у тебя просят взаймы, и если есть возможность, дай человеку. Если у тебя есть миллион, а просили десять тысяч и ты дал, это хорошо, но это не особо большой подвиг. Если у тебя есть десять тысяч, а у тебя просят пять или восемь, то это уже подвиг. Тебе надо себя немножко ущемить, чтоб человеку помочь.  Такой настрой должен быть у нас. Просят – дай. Не жадничай. Жадность – это служение идолу сребролюбия. Жалко тебе, надо, чтобы было свое, все себе в норку, ничего другому.

Следующее проявление страсти  – корыстолюбие. Очень неприятное проявление. Это поиск выгоды во всем, что делает человек. Сам по себе поиск выгоды, если человек работает в торговле или предприниматель, нормальный, на этом строится экономика. Не надо думать, что торговля что-то нечестивое. Это хорошо, если человек честно занимается торговлей, торгует хорошим товаром, отвечает за свое имя, бережет свою честь как предпринимателя и христианина.

Был от зрителей вопрос: если один человек покупает в Москве машину и перегоняет к себе в город, там продает дороже, что это такое? Мы при капитализме живем, это бизнес. Если он никого не обманывает (не покупает совсем плохое, а продает как хорошее), если он занимается перегоном, то это обычная торговля. Если все делается честно, без обмана, это нормально. Корыстолюбие – это поиск выгоды не деловой, а во всем. Например, человека о помощи попросишь, а он думает: этому помогу, потому что я потом могу к нему обратиться и что-то взять, а этому не буду помогать, потому что он нищеброд, с него ничего взять нельзя. У этого человека определенный жизненный взгляд: где бы что взять, с кем знакомство завести, где сделать такое, чтобы получить больше денег или какие-то бонусы. Идол у этого человека работает. Он смотрит на людей не как на образ Божий или близких, родных, которых Бог послал, а как на источник дохода, от кого можно что-то получить. Если можно получить, то можно подлизываться к этому человеку, льстить ему, выстраивать взаимовыгодные отношения. Это еще одно из проявлений сребролюбия. Очень неприятно, когда ты с таким человеком встречаешься. Это необязательно у олигархов и владельцев золотыми приисками может быть. И у нас может быть совершенно свободно.

Следующий пункт программы – расточительность. Расточительность – это тоже сребролюбие. Не надо думать, что если человек получил зарплату и тут же непонятно на что истратил, то это хороший, добрый признак. Вовсе не так. В отличие от сребролюбия чревоугодие в этом плане – плоское: если оно есть, то есть. Если я люблю вкусненько покушать, набить живот, то оно в этом и проявляется. С блудом тоже достаточно просто: если он есть, то есть.

 Чем дальше мы проходим страсти, тем сложнее. Святые отцы составили взаимосвязь страстей. Они ставят в первую очередь не печаль, а чревоугодие, потому что с него все начинается – это дверь в душу для других страстей. Чем дальше мы идем в изучении страстей, тем больше должны понимать, что страсти становятся сложнее. То же самое сребролюбие. Вчера пришло письмо от нашей сестры, которая говорит, что пятнадцать лет ходит в храм, но начала изучать страсти и открыла для себя, что живет по сребролюбию, а раньше этого не знала, потому что не смотрела с этой точки зрения на себя. Казалось, что все хорошо, а на самом деле есть какие-то признаки. Важно, что человек в себе это нашел. Цель нашей передачи, чтобы мы разобрались в этом вопросе.

Чем дальше, тем страсти становятся многограннее. Если условно нарисовать кристалл, то мы увидим, что у него есть грани. Допустим, это сребролюбие. С одной стороны может быть расточительность, когда человек совершенно не бережет деньги и живет потом впроголодь, залазит в долги. А с другой стороны – жадность. И это все – сребролюбие. Есть ведь разные проявления. Этот человек жалеет деньги, мелочится, каждую копейку считает, скупится… С другой стороны – расточительность. Разные проявления одной и той же страсти – сребролюбия. У него появляются разные грани. Почему страсти становятся непростыми? У печали еще больше граней, у гордыни вообще разные грани и разные проявления, но это все одна и та же страсть.

Какие проявления бывают у расточительности? Очень яркий случай расточительности был на моей практике в общении с людьми. У нас на приходе есть добрая и хорошая женщина, но со своеобразными особенностями. Человек попал в нужду, не хватает на элементарное, пришла и говорит: «Помогите, не хватает: крупы дома нет, масла». Надо помочь, свой человек. Не хватает человеку коммуналку оплатить, скоро отключат свет, много проблем. Люди сбросились, надо сестру выручать, дали ей деньги. Я знаю доходы этих людей. У них самих мало, но они поступили по-христиански. У них пенсия точно такая же, как у этой сестры, но они оторвали от себя кусок, от своего дохода, от семьи. Человек получил помощь. Что делает эта сестра? Она не платит за коммуналку, не решает проблемы, а идет в магазин и покупает дорогие шоколадные конфеты…

Расточительность, бесхозяйственность связаны со сребролюбием, ведь страсти связаны. Чревоугодие в этом случае победило у человека, перекрыло мозг, отключило ум, и он начал делать какие-то странные вещи. Он не ушел в мелочность, жадность, а в расточительность – взял и все растратил. Такое достаточно часто бывает, когда у нас есть зарплата, стабильный семейный бюджет, но человек, вместо того чтобы все рассчитать (мы должны все это делать с умом), тратит деньги на какую-то ерунду, а потом живет впроголодь, и у него сначала проявляется расточительность, а потом и скупость.

Вместо того чтобы нормально жить, разумно откладывать, отсекать «заманухи», которые предлагает современный мир, он говорит: «Нет, я возьму кредит и поеду в отпуск». Где логика? Если у тебя нет денег на отпуск, надо его спланировать по-другому. Необязательно ехать на море или какие-то острова, если у тебя нет денег. Отдохни по-другому, съезди за город или еще куда-то. Отдохнуть можно совершенно по-разному. Порой бывает полноценнее, если ты погуляешь по лесу, чем потратишь кучу денег на море. Получается, расточительность – очень интересное свойство. Одно из проявлений расточительности, на мой взгляд, когда человек не рассуждает. Ему хочется, допустим, новый телефон (старый работает), но доходы не такие, чтобы его купить, не подрывая семейный бюджет. Но человек говорит: «Я хочу, мне надо». Думает: «Залезу в кредит, буду отдавать; или воспользуюсь кредиткой, потом когда-то отдам». Когда потом? У тебя зарплата через месяц вырастет кратно? Нет ведь, будет все так же. Наоборот, все подорожает, потому что такая тенденция, мы это видим. Человек, не рассуждая, тратит свои накопления, лезет в кредит. А что будет потом? И вот он с новым дорогущим телефоном, который не соответствует ни его положению, ни доходам, – босой, но с дорогим телефоном. Это одна из черт расточительности.

Я говорил в одной из предыдущих передач, что не надо пользоваться кредитными картами. Задавали вопрос: почему? Надо было бы подробней об этом поговорить, но вы все грамотные люди, изучите этот вопрос. Банки так просто благотворительностью не занимаются. Банкам нужно, чтобы как можно больше людей попали в финансовую зависимость от них. Предлагается кредит. Человек, болея сребролюбием, когда ему нужна какая-то вещь во что бы то ни стало, будучи расточительным, сребролюбивым, заразившись этим идолом, берет кредитную карточку. Что это такое? Тебе предлагается некий лимит денег (условно сто тысяч) – и ты можешь этим пользоваться. Ты начинаешь думать, что они твои, но это ведь не твои деньги. Тебе говорят: «Через пятьдесят два дня, сто дней ты это закроешь без всяких процентов». Правильно, это условия, но посчитай немного дальше: зарплата у тебя будет та же, а сколько будешь закрывать? Получается, рассчитано все специально так, что вы не сможете отдать сразу. Или надо жить впроголодь, сильно от чего-то другого отказываться. А ведь коммуналку надо платить (она немаленькая), за проезд, за телефон, за детей и так далее. Получается, человек потратился и попадает в зависимость. Конечно, кто-то платит сразу и закрывает свою кредитную историю, но большинство людей не могут. Это все рассчитано специально, чтобы вы попали в этот плен, чтобы платили проценты банку за пользование кредитной картой.

Все рассчитано на расточительность: ты берешь, потратился, что-то приобрел, у тебя нет денег, но думаешь: «Надо вкусненько поесть, расплачусь кредиткой». Это не твои деньги. Это «замануха», «червячок» для рыбки на крючочке. Бывает, рыбки спрыгивают с крючочка, но многие ли? А бывает так, что человек попадает в зависимость от кредитных историй, потом становится их рабом, годами работает на возврат кредитов. Я этих историй наслушался много. Порой думаешь: зачем тебе нужен был новый компьютер, телефон или еще что-то? Я не против техники, не против покупки новых вещей, но нужно рассчитывать это спокойно. Не так, что у тебя дети ходят голодные, ты в обносках, побираешься, но зато у тебя новый телефон. Это ненормально. Пускай он будет старый, кнопочный, но все довольны, потому что мы живем сегодня. Не надо думать, что через два месяца ты кредитку закроешь. Случилось что-то другое, какие-то новые расходы, и человек попал на проценты. Это тоже относится к расточительности – одна из его черт. Расточительность еще связана с тщеславием. Когда человек говорит: «Гуляют все! Угощаю всех». Эдакий гусар. А потом сидит и собирает копейки. Хотя связано с другой страстью, но все равно это сребролюбие. О связи страстей друг с другом мы поговорим позже.

На этом будем заканчивать. Мы немного прошли. Похоже, наши разборы страстей превращаются в долгие сериалы, но мы договаривались, что будем это проходить не спеша, смотреть и обсуждать разные оттенки страстей. Благодарю всех за внимание, терпение; понимаю, что пятьдесят семь встреч пересмотреть непросто. Мы еще даже не на середине пути, но дай Бог время и силы все это пройти, изучить. Если что-то непонятно, есть дополнительные вопросы, пожалуйста, пишите, постараюсь ваши вопросы использовать для передачи или отвечу письмом.

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​