«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Гнев-человекоубийца. Часть 15

8 июля 2022 г.

Сегодня у нас логическое завершение микроцикла, посвященного страсти гнева: 81-я встреча в рамках большого цикла и 15-я в рамках этой темы. И сегодня мы будем говорить об условно простительных проявлениях страсти гнева.

Что такое условно простительные грехи? Самое главное здесь – обратить внимание на слово «условно». Не все грехи бывают одинаковы – тяжесть тех или иных прегрешений разная. У любой страсти есть смертные проявления (в гневе, например, это  убийство), а есть такие, которые совершаются нами много раз за день: гневные мысли, раздражительность, вспыльчивость. Все это одна и та же страсть, одно и то же состояние, но степень проявления – разная.  

В святоотеческой литературе говорится, что грехи бывают смертными, тяжкими и условно простительными, и у святителя Игнатия (Брянчанинова) более ярко и четко об этом говорится. Условно простительные грехи встречаются очень часто, они быстро возникают и быстро лечатся при желании человека и при его покаянии. Именно поэтому они названы условно простительными. Это не значит, что их нужно или можно делать – просто они очень естественны человеческой природе, быстро проявляются и быстро лечатся при покаянии.

Если же человек в них не кается, то они накапливаются и перерастают в другое качество. Это как сорняки – весной мы видим маленькие росточки и даже умиляемся им после долгой зимы: «Какая молоденькая крапива, как приятно смотреть – наконец-то зелень». Кто-то даже срывает ее и варит суп. Но если запустить эту зелень в огороде, то через некоторое время там вырастут кусты жгучей, противной крапивы, и вскоре они захватят всю землю.  

Так же действуют и страсти: если условно простительные грехи не замечать, не каяться в них, не отслеживать в себе их проявления, то они легко превращаются сначала в тяжкие грехи, а потом и в смертные. Они развиваются от простого к сложному. Еще раз напомню, что мы рассматриваем не абсолютный список грехов (это не перепись всех грехов человечества), а даем примерные наметки и направления – на что нужно обратить внимание.

Задача наших встреч в том, чтобы мы научились замечать проявления страстей в повседневной жизни и потом могли более глубоко готовиться к исповеди и вести борьбу с этими страстями. В условно простительных грехах тоже нужно каяться, и они гораздо чаще бывают в нашей жизни, чем тяжкие прегрешения.

В прошлый раз говорили о тяжком проявлении страсти гнева, когда человек грубо ведет себя в храме: толкается, пытается добиться первого места, осуждает других, делает замечания, ведет себя невежливо. А условно простительное проявление этой страсти бывает не таким явным. Например, какой-то человек в неположенное время сел во время службы (царские врата открыты, а он сидит). А мы, глядя на него, начинаем его осуждать (особенно часто это проявляется по отношению к новопришедшим).

Но Христос Сам оценит душу нашего ближнего, который по какой-то неведомой нам причине (по немощи или по незнанию) присел. Обычно это бывает по немощи. Принципиально ли это? Страшно ли это? Обидится ли Христос на человека, который внешне выглядит крепким и здоровым, а на самом деле у него повреждена спина и он долго стоять не может? Вряд ли. Наш Господь не такой.

А вот мы – такие. Почему? Потому, что в нас сидят еще и другие страсти: тщеславие, гордыня. Мы себе кажемся  лучше, чем этот человек: ведь я же стою, а он-то сидит, такой здоровый. Да, по уставу положено стоять, но Евангелие говорит, что неправильно, когда устав и традиции становятся для нас важнее человека, ибо суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27).

Новопришедшие часто делают какие-то нелепости: не вовремя кланяются, не так крестятся. А нас это раздражает – ведь эти люди нарушают тот внутренний порядок, к которому мы привыкли. Но этого человека привел в храм Христос! Человек же не просто так пришел – ему захотелось прийти, потому что его позвал Бог. Эти люди не к нам приходят, не к священникам, не к прихожанам – они приходят ко Христу!

Люди ищут Бога в наших храмах. А что могут встретить? Осуждение. И такого быть не должно! Чего бы ни делали наши ближние неправильного, нам не нужно их осуждать. Конечно, бывает и такое, что в храм приходит выпивший человек, но тогда мужчинам надо его вежливо попросить выйти. Бывает, что детишки шумят, – надо их попросить вести себя тише, чем-то занять, поговорить с ними, но не осуждать и не кричать. Не входит в обязанности прихожан делать замечания, указывать, как кланяться или не кланяться, – это не наше дело! Давайте заниматься собой.  

Мы так мало времени посвящаем собственной духовной жизни, так мало молимся, а, приходя в храм, еще начинаем думать о других. Это прямо как в притче о мытаре и фарисее: вместо того чтобы просить Господа простить наши грехи, мы начинаем думать: «Я стою, а он сидит! Да еще и свечки неправильно ставит!» С этого начинается фарисейство – та самая гнильца, которую Господь называет закваской фарисейской, и в нас она проявляется именно так.

Нужно быть очень внимательными к себе, особенно когда мы приходим в другие храмы и начинаем сравнивать: «А у нас батюшка служит по-другому». Какая нам разница? Есть замечательная пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Так же нужно относиться и к приходской жизни другого храма: у них другая семья, другие традиции. Мы и борщи по-разному варим. Везде заведены свои порядки, и это не повод для осуждения.

Нужно объединяться с людьми духовно и по приезде в другой город заходить в православную церковь и чувствовать там себя как дома, а не замечать, что не так. Это все признаки современных христиан, которые после гонений, придя в церковь, сразу начинают разбираться в степени позолоты и блеске алмазов.

Раньше было по-другому: наши предки-христиане радовались, когда находили хоть какого-то батюшку. Им было все равно, какой он, – главным для них было исповедоваться, причаститься. Нашли храм, и слава Богу, что он вообще есть, что его не сломали большевики. А мы хорошо живем, и это признак избалованности людей. Нужно быть внимательнее. Мы так Бога можем разгневать и снова получим что-нибудь похожее на то, что было в прошлом.

Следующее проявление условно простительных грехов по страсти гнева – это когда мы не находим времени для посещения больных стариков и нуждающихся. Это трудно, а мы все такие занятые и постоянно откладываем их посещение на потом. Казалось бы, в чем здесь проявление страсти гнева? В том, что мы не проявляем любовь, заботу, не делаем того, что должны, упускаем возможность проявления христианских добродетелей. Доброделание должно проявляться не из-под палки, а идти от сердца. Но мы упускаем эту возможность, а время идет, и нет гарантии, что мы проживем долго.

Есть притча о десяти девах: они берегли себя – казалось бы, какая высокая добродетель! Но у одних в лампадках было масло, чтобы встретить жениха, а у других не было, потому что они не позаботились об этом. Одно из толкований этой притчи говорит о том, что масло для светильников – это добродетели. И эти девы в одной добродетели тренировались (в сохранении чистоты), а в других нет и упустили данную возможность. Когда же жених пришел, они ушли искать масло, а потом уже было поздно: двери на брачный пир оказались закрыты – и их туда не пустили.

Вот так и мы: казалось бы, не делаем откровенного зла! Но если мы не делаем добра, то это тоже является проявлением страсти гнева. Не надо думать, что нас это не коснется, потому что мы какие-то высокодуховные личности, – это очень наивно. Заповеди даны для всех. Евангелие предлагает проявлять активность в доброделании.

В другой притче купец искал драгоценную жемчужину и, найдя, продал все имение, чтобы купить ее. Он не сидел, не ждал, когда кто-то что-то принесет… И наша духовная жизнь тоже должна быть активной – не физически, в смысле все бросить и бегать по больницам, а духовно. Мы должны пытаться бороться с грехами и не упускать возможности выполнять заповеди.

Можно идти по накатанной дороге, как обычно, чтобы не огорчаться. Ведь придешь к старикам, а они начнут жаловаться, настроение испортят. Придешь к нуждающимся – они будут недовольны и неблагодарны. Но в этом-то и суть! Не поблагодарили тебя, а ты больше получишь в духовном плане: потерпи стариков, выслушай – им станет полегче, тебе похуже, но в этом нет ничего страшного. Зато ты поносил тяготы другого.

Следующее проявление, которое часто встречается, – мы формально просим прощения. Хорошо, конечно, что мы вообще научились делать это, но часто бывает, что и это мы не совсем способны делать сразу. Более того, просить прощения нужно по-настоящему. Если формально говорить своему товарищу «прости», а самому делать это машинально, без глубины, без раскаяния, то толку не будет. Во-первых, это всегда видно, а во-вторых, не дает людям настоящего примирения.

Бывает, что человек совершил проступок, с точки зрения начальника, тот вызывает подчиненного на ковер, и человек сразу говорит: «Простите». А где осознание? Где желание не повторять подобной ошибки? Человек тут же – на автомате – говорит «простите»! То есть получается: «Надо вам – получите и отстаньте»? Такого не должно быть.

Мы должны в обязательном порядке обдумать, что именно сделали, чем огорчили человека. Надо раскаяться и не откладывать примирение на какое-то время. А мы начинаем размышлять: «Через полгода я раскаюсь – к Прощеному воскресенью. А через год уже попрошу прощения». Нет, не так! Это нужно делать сразу, помня, что дни нашей жизни очень коротки, нам никто не гарантирует, что мы доживем до следующего Прощеного воскресенья или до Пасхи, чтобы с кем-то примириться.

Это нужно делать по-настоящему и сразу. В Евангелии об этом много говорится: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним (Мф. 5, 25). Соперник – это наш ближний, с которым у нас случилась какая-то ссора или мы ему досадили, огорчили его. И делать это нужно не формально – формализм не приводит ко Христу. Что с людьми, что с Богом нельзя формально примириться.

С Богом вообще любой формализм не проходит. Наивно думать, что человек поизображал исповедь – и Христос скажет ему: «Ну ладно, поизображал что-то, постарался, троечку ему поставим». Так не получится. Все нужно делать по-настоящему – вживую, искренне. Надо мириться со Христом и с ближним по-настоящему. 

Еще одно проявление страсти гнева: делаем замечание другим с раздражением, осуждением (это могут быть подчиненные, дети, люди, равные нам по должности, или кто-то из прихожан попался под горячую руку). Порой вроде бы и нужно сделать замечание, особенно в отношениях «старший – младший» – мы должны трезво жить в реальном мире. Но вопрос в том, как это сделать?

Христианская жизнь – это не особое пространство, где все купаются в ромашках, вокруг только кружатся бабочки и повсюду одна сплошная любовь. Бывает, что любовь проявляется в виде воспитания: ограничение воспитуемого, наказание в том числе. Конечно, речь идет о разумном наказании! Никто не говорит об избиениях, увечьях, причинении каких-то телесных повреждений. Но наказание должно быть за проступок, в воспитательном плане. 

Если же мы делаем замечание с целью исправления человека, но делаем это с гневом, раздражением, то часто тут еще примешиваются оскорбления, какие-то крепкие слова! И тогда сам тон «вразумляющего» не даст человеку принять вразумление с пользой. Цель этих замечаний, чтобы человек исправился – это напоминание ему: «Ты, дружище, делаешь что-то не так». И если мы хотим реально помочь человеку, то замечание должны делать не с раздражением, а с сочувствием. Если чувствуем, что раздражены, то должны действовать по четкому правилу: вообще ничего не обсуждать, пока не успокоимся.

Бог даст, мы еще поговорим об основных принципах борьбы с этой страстью, но сейчас тоже об этом нужно сказать: если ты раздражен, не говори ничего, потому что твое замечание не принесет пользы. Ты только все разрушишь. Из-за такого замечания, сделанного по гордости, гневу, ты заденешь другого человека (своего подчиненного или родственника), он обидится – и никакой пользы не будет. Только получится, что мы бесов порадуем, когда ссориться начнем.

Некоторые светские психологи рекомендуют: «Не держи все в себе – выплесни, тебе станет легче». Давайте вспомним семейные отношения – реально кому-то стало от этого легче? Вот вы пришли домой, ожидали, что ужин будет приготовлен, а ваши ближние в «танчики» играют, забыли о времени. И вы им говорите с раздражением: «Мои дорогие, мне очень печально, что вы позабыли обо мне» (обычно другие слова употребляются, я немного мягче сказал). Вот мы хорошенько напомнили, что нас надо любить. И что – сложатся отношения? Конечно, нет! Все только усугубится. Но если это делается с сочувствием («Ребята, что ж вы про меня забыли?»), то все уже по-другому работает. 

Одно из частых и очень быстрых проявлений – это гневные мысли и гневные чувства. Если быть внимательными к себе, то заметим, что они возникают, когда мы начинаем раздражаться: в сердце закипают эмоции, горит огонь гнева. Обратите внимание на то, когда это происходит, почему, по какой причине. Если мы себе ответим на эти вопросы, то сможем понять, какая именно страсть возбуждает в нас гнев. Это очень важно, особенно для тех людей, которые по рождению унаследовали гневливость.

Люди же разные по характеру: одни бывают очень спокойны – они способны долго терпеть. Но если терпение у них кончается, то происходит «ядерный взрыв». А бывают люди очень раздражительные, и они взрываются сразу. У нас у всех разные характеры, разные склонности к различным страстям. И надо обращать внимание на то, что именно является побудителем гнева. Здесь я имею в виду не тех людей, которые нас побуждают гневаться, а то, по какой причине нас что-то задевает и побуждает к гневу. Часто это позволяет понять, какая страсть в данный момент наиболее воспалена. 

Следующее проявление: гневные мысли и чувства. Бывает, внешние обстоятельства складываются так, что человек начинает раздражаться. Допустим, он проснулся, все у него хорошо, спокойно, собирается на работу, но вот задержался, немножко засуетился, нужно уже выходить, иначе автобус уедет, а тут близкие начинают задавать какие-то вопросы. И человек понимает, что не успевает на автобус и опаздывает на работу. Что у него в душе рождается? Раздражительность! Накопилось раздражение и, как снежный ком, накрыло человека, то есть внешние обстоятельства как бы родили гнев.

А бывает по-другому. Человек просыпается, и почему-то он уже сразу злой, гневливый, недовольный – по лицу видно, что лучше к нему не подходить, если хочешь жить спокойно. Бывают разные состояния, и их причины могут быть разными: в первом случае – одна, во втором – другая. 

Если первая причина связана с тем, что мы засуетились, упустили свое внимание, начали торопиться и таким образом запустили разрушительные процессы и стали гневаться, то вторая может быть связана с тем, что накануне человек просмотрел 350 серий какого-нибудь сериала, не выспался и поэтому проснулся злой. Причины бывают разные, но важно их искать и обнаруживать. 

Еще одно проявление страсти гнева: вспыльчивость, раздражительность. Очень часто (почти постоянно) мы обнаруживаем в себе эти свойства: только нас затронь – и мы сразу начинаем выставлять иголки. И надо понимать, почему так происходит, надо разбираться, смотреть, почему же так случается, что мы оказываемся не людьми, а «ежиками» (в лучшем случае). 

Когда мы увидим, как в нас проявляется эта страсть, то сможем обнаружить и причины своего гнева. Даже если мы родились такими, унаследовав от наших предков легкую склонность к гневу (такую «легкую заводимость»), это не значит, что нам закрыта дорога ко Христу. Работаем с тем, что у нас есть. Мы Христу нужны такие, какие есть: и гневливые, и блудливые, и чревоугодливые. Мы нужны Христу, поэтому Он не отворачивается от кающегося человека.

Да, есть в нас раздражительность, вспыльчивость, мы часто похожи на коробок с порохом, к которому поднесли спичку... Но отчаиваться не надо, а надо начинать работать: произошла вспышка – гасим ее покаянием, опять вспышка – опять гасим ее покаянием. Наступит время, когда эти вспышки будут происходить реже и будут нас взрывать не так мощно. Но путь именно такой – надо не отчаиваться, а трудиться.

Повышенный голос тоже часто является проявлением того, что гнев накопился в нашем сердце. Помните, в Священном Писании говорится, что от избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34)?  Когда мы что-то не потерпели, в душе вспыхивает гнев, тогда разговор начинается уже на повышенных тонах – даже по нашей речи бывает видно, что мы разозлились.

На этом мы будем заканчивать с основными проявлениями страсти гнева. Надеюсь, что эти передачи были хоть в чем-то полезны вам. Помоги всем Господь. До новых встреч.

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать