«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с чревоугодием. Часть 1

5 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Мы продолжаем цикл передач, посвященных практике, и начинаем разбор общих принципов борьбы со страстью чревоугодия. Ранее мы говорили об огласительных вопросах. На предыдущих передачах рассмотрели примерный список грехов этой страсти. Кто присоединился к нам недавно, начните с огласительных бесед.

Итак, приступим к теме. Сегодня 35-я беседа «Борьба с чревоугодием. Часть первая. Общие принципы». Почему я решил так назвать передачу? Потому, что у всех людей есть свои особенности. Кто-то болен, у кого-то больной желудок или другие органы пищеварения. Но есть общие принципы, которые подходят как здоровому человеку, так и человеку с физическими особенностями. Бороться с чревоугодием мы все равно должны. Напомню, что  чревоугодие – очень важная страсть. На нее нельзя не обращать внимания. Это дверь страстей в душу человека, когда мы не следим за своим чревом. В первую очередь чревоугодие – это область, касающаяся питания. Какие общие принципы борьбы с этой страстью? Мне бы хотелось, чтобы вы не просто посмотрели эту передачу и ужаснулись: «Нас лишают прекрасной жизни!» Я надеюсь, что вы – мотивированные люди и смотрите передачу целенаправленно. Это не беседы про радость и счастье. Это передача для людей (пусть у нас будет небольшая аудитория), которые хотят начать бороться со страстями. И те принципы, о которых мы будем с вами говорить, не просто теория, которая нас не касается. Я очень хочу, чтобы вы начали применять это в жизни прямо сегодня. Не завтра или с понедельника, а прямо сегодня.

Установка режима питания

Это самый важный и основной принцип. Мы люди. Наш желудок должен подчиняться рассудку и порядку. Если мы начинаем есть когда хотим и сколько хотим, то мы легко превращаемся в чревоугодников – людей, у которых желудок победил. Раз желудок побеждает, то все остальные страсти начинают активно проявляться. Поэтому если хотим побороть любую страсть, мы должны наладить режим питания не как нечто разовое, а как постоянный принцип аскетики. Еще раз скажу, что аскетика – не ругательное слово египетских монахов первых веков, а то, что применимо для нас с вами. Это правила духовной жизни, которые касаются нас, живущих в миру.

Давайте перейдем к практике. Как строится режим питания? Я предложил бы для начала (а может, это станет пожизненным принципом) трехразовое питание: завтрак, обед и ужин. Проснулись – позавтракали. У всех разная работа и разные условия, но понятно, что если у вас завтрак в полдень, то это не завтрак. Мы говорим про стандартную историю: встал в 6.00 часов, позавтракал и поехал на работу. Утро – это 7.00–8.00 часов.

Когда выбрать обед? Традиционно обеденное время у нас: с 12.00 до 14.00. Основной прием пищи должен приходиться на обед. Нужно ориентироваться на то, что между завтраком и обедом должно пройти около пяти часов. Почему нужен такой срок? Это достаточное время, чтобы переработать ту пищу, которую мы получили на завтрак. Завтракать мы должны не печеньем с кофе. Это должна быть нормальная еда, состоящая из овощей или, если это не пост, из яичницы или чего-то подобного. Но не из пряников (об этом мы в следующей передаче поговорим). За пять часов человек успевает переработать пищу и начать использовать те ресурсы, которые есть в организме. У всех эти ресурсы есть.

Обед – это основной прием пищи. Он должен быть не вечером, как у нас часто получается, а в обеденное время. Несмотря на то, что мы бываем очень заняты, много суетимся, необходимо заботиться о себе, чтобы у нас был полноценный обед. Если мы обедаем кофе с булочкой, то это вовсе не обед. Обед должен быть нормальным приемом пищи. Это середина дня. До вечера надо поработать, приехать домой и дома еще чем-то позаниматься – это требует много сил. Даже если мы не занимаемся физическим трудом, все равно эти силы требуются. Наша умственная деятельность, просто жизнедеятельность организма, нервные затраты, интеллектуальный труд требуют энергии, которую мы получаем в пище. На общение с людьми тоже уходит много сил и энергии, которую мы получаем в пище. Обед – это полноценный, основной прием пищи. После него должно пройти пять и более часов до ужина. Все приходят домой в разное время: кто-то в 17.00, кто-то в 19.00 часов. Мы не берем людей, которые трудятся по сменам. У них может быть суточный наряд, дежурство (у врачей, пожарников). Мы говорим о нас, простых гражданах, у которых 8-часовой рабочий день.

Между обедом и ужином достаточно времени, чтобы переработать энергию, направить ее в мирное русло и использовать те ресурсы, которые есть. После ужина мы уже ничего не едим, до завтрака. Бывает, что человек говорит: «Когда просыпаюсь, я завтракать не хочу». Так бывает, когда он поздно и много ел. Нагрузил себя, силы не потратились, отложились на бока, усилили страсти. Эта непереработанная пища еще сидит в человеке, и он просыпается с ощущением полного желудка. Ему не хочется есть. Но если перейти на режим питания, поужинать в 19.00 (ужин должен быть не плотный, это не повторение обеда, он должен быть легче), то человек уйдет ко сну с легким животом. От этого очень много пользы: человек лучше спит, просыпается бодрее. А когда он набил себя пищей, пыхтит, еле-еле ложится спать, у него желудок всю ночь переваривает пищу и не дает ему нормально спать. Он просыпается уставшим, сонным, больным. Это все из-за того, что мы неправильно принимаем пищу. Это важный принцип, который нужно усвоить. Между приемами пищи достаточно времени, чтобы почувствовать голод. Его не нужно бояться. Это хорошее чувство. Организм начинает перерабатывать те излишки, которые у нас есть (а мы их все накапливаем). Это очень важно, чтобы мы были бодрыми, тело нас слушалось, не было раскормленным, избалованным, изнеженным. То есть держать себя в узде очень важно. Это не сложно. Пробуйте прямо с завтрашнего дня. Может, сразу не получится, но начинайте все равно.

Если у кого-то какие-то болезни и нужно дробное питание (например, четыре раза принимать пищу), сделайте себе график и учитывайте, чтобы ужин не был ночью. Ночью не надо кушать. Если ты это делаешь, то не в дело используешь энергию от пищи и подпитываешь страсти. Господь нас создал такими, что человек физиологически неспособен принимать пищу постоянно. Мы ее можем в себя запихать, но переработать эффективно не получится. Вечером, примерно в 20.00, поджелудочная железа, которая необходима для переработки пищи, уходит на покой. По задумке Господа (и наши предки так делали, режим жизни у них был другой) организм получает в 18.00 часов пищу и уходит на покой. Это надо учитывать. Если ты начинаешь поздно и много есть, то наносишь себе вред. Страсти набирают силу и потом по чему-нибудь ударят. Если ты уже несколько раз ел после 21.00 и ничего не случилось, то случится потом. Потому что страсти, как батарейки, набирают силы и потом ударят током; 20.00 – это такая временная граница, когда надо прекращать всякую еду.

Без перекусов

Соблюдать режим питания нужно без перекусов. Это важно. Между завтраком, обедом и ужином вообще не должно быть никакой пищи: ни яблочка, ни конфетки, ни семечек. Сначала нужно применить силу воли, а потом это становится привычкой. Организм перестраивается. Поверьте, наши предки 200–300 лет назад не питались в таком большом объеме, как мы. Они принимали пищу два раза в день. Редко, когда три. Завтрак отсутствовал. Современные народы Юго-Восточной Азии, где с экономикой плохо, питаются один раз, где-то под вечер. Мы психологически застряли в какой-то ложной схеме, что должны быть с наполненными животами, постоянно что-то жевать. Но это совсем не так. Для полноценной жизни организму не нужно столько пищи, сколько мы в  себя впихиваем. Это факт, доказанный аскетическими опытами, предшествующими поколениями и современной наукой тоже. Но мы больше ориентируемся на святоотеческий опыт. Можете взять статью святителя Игнатия «О посте» и увидеть, что автор советует принимать пищу два раза в день. В его время (а это первая половина XIX века) пищевые традиции были другими. Люди питались два раза в день, и было все в порядке. Отсутствие перекуса – это обязательный принцип. Если хочется яблочко, то привяжите его к приему пищи. Сразу подскажу, чтобы вы не смущались. Бывает, что появляется чувство голода. Попейте воды, чаю, но без сахара.

Правила приема пищи

Это третий принцип, необходимый, чтобы чрево было в порядке. Перед едой мы должны помолиться. Мы, христиане, верующие люди, понимаем, что пища появилась у нас на столе не потому, что мы такие молодцы, а потому, что Бог нам ее дал. Пища – это дар, который дается, чтобы мы могли жить, что-то творить, создавать, помогать людям, молиться, спасаться. Принимая этот дар, мы должны помолиться Богу и благословить пищу. Это обязательно для верующего человека. Без этого момента невозможно помыслить прием пищи.

Не спешить

Это важный принцип. То, что мы куда-то бежим и что-то не успеваем, – это современная замануха. Что ты не успеваешь? Нанес себе вред приемом пищи на ходу и куда успел? Все должно быть в меру и спокойно. Чувство сытости приходит позже. Человеку кажется, что он не наелся. Набил себе в живот побольше еды и что получил? Переедание: еле-еле выходит из-за стола, пыхтит, не может наклониться, потому что набито чрево. Когда мы кушаем, нужно не спешить. Процесс приема пищи может происходить за домашней беседой. Если человек один ест, то можно молиться. Ни в коем случае не надо есть перед телевизором или за чтением книги. В таком случае обязательно переешь.

Пережевывать пищу

Казалось бы, смешной совет. Но на самом деле не смешной, потому что если мы спешим, не пережевываем, то получим проблемы с желудком, с пищеварением, с тем, что не усваивается пища. Так нас устроил Господь, что нужно все хорошо пережевывать. Тогда пища наполняется ферментами и благополучно расщепляется, и человек получает пользу, а не вред.

Итак, не спешим, не едим перед телевизором, молимся, потому что принятие пищи – это священнодействие. Бог дает нам этот дар. После того как мы помолились, не спеша поели, пообщались друг с другом в хорошей беседе или приняли пищу с молитвой, мы должны поблагодарить Бога за этот дар.

Молитва благодарения

Это то, о чем мы забываем в спешке. Что делать, если человек питается в трудовом коллективе, в столовой или на производстве? Часто бывает так, что наши христиане начинают мучиться, чувствовать себя какими-то предателями из-за того, что не могут встать, помолиться, перекреститься. Почему? Потому, что привлекут к себе внимание. Есть разные подходы к этому. Я придерживаюсь такого принципа, который беру в Евангелии, где Господь говорит, что молиться нужно тайно. Если вы находитесь в обстоятельствах, когда  не хотели бы привлекать к себе внимание, молитесь молча. Для того чтобы попросить Господа благословить пищу, поблагодарить Его или помолиться в течение дня, не надо читать вслух акафист, совершать крестное знамение. Это дело внутреннее. Господь говорит: «Уйди в свою тайную комнату и там молись». Тайной комнатой пусть у нас будет молитва умом, а не голосом. Поэтому если вы находитесь в обществе, молитесь, просите благословения у Бога и благодарите про себя. Не нужно чувствовать себя предателями. Если спросят: христиане ли вы? Нужно сказать: да, православные христиане. А что-то показывать не надо. Бывает так, что человек на публику помолился, а потом, оказалось, он в рабочее время отлынивает, хитрит, какие-то подлости делает. И этими демонстрациями можно принести больше  вреда, чем пользы.

Определить объем пищи

Мы не должны переедать. Чтобы этого не делать, нужно найти меру сытости. Как ее найти? Нужно во время голода (когда так хочется есть, что готов корочку хлеба пожевать) помолиться, сесть за стол, поставить тарелку. Какая должна быть тарелка? Если сложить ладони, то получится примерный объем разового приема пищи. Конечно, не надо чай в суп выливать. Мы должны понять опытным путем, сколько нужно съесть пищи, чтобы не переесть. Может, это кажется смешным, но это очень важно. Обстоятельства могут быть разные. Мы можем попасть на какой-то обед, праздник, в столовую. Как ориентироваться? Сначала это нужно делать внешне. Положить на стол кусочек хлеба, яблочко, поставить первое, второе, чай. Вот ты понимаешь, что это твой обед. Ты это съел, почувствовал, что не объелся. Чем чувство сытости отличается от переедания? Чувство сытости – это когда ты есть уже не хочешь, но вместить в себя что-нибудь еще можешь. А переедание – это когда ты наелся так, что пыхтишь, желудок сильно увеличился, чувствуешь тяжесть. До этого не надо доводить. Эту меру сытости нужно найти с помощью тарелки и примерного объема пищи. После того как вы к этому привыкнете, желудок примет естественный для него объем. Вы же не подкармливаете его перекусами. Есть режим, объем. Желудок – это мышца. Он может расширяться, если постоянно переедать, а может иметь тот объем, который мы для себя определили. Потом можно без всяких опытов принимать пищу и понимать, что уже сыт. Святоотеческий принцип: выйди из-за стола немножко голодным – мы не поймем, если не узнаем своей меры. Если все делать вдумчиво, с молитвой, понимая, что это дар, то с объемом будет все в порядке.

Водный режим

Это тоже важный принцип. Где мера? Примерная мера, которая нужна человеку, это 30 мг жидкости на 100 г человека. Если человек весит 100 кг, то это 3 л воды. Но это не означает, что он должен налить трехлитровую банку воды и всю выпить. Это распределяется в течение дня. Если у тебя стакан 200 мг, то три раза попить чай – это уже 600 мг. И в течение дня тоже нужно принимать воду. Вода необходима для обмена веществ, вывода ненужных веществ из организма. Что пить? Не надо три литра кофе пить. Что рекомендуют? Чистую воду. Если у нас есть источник чистой воды, то это замечательно. Можно брать ее с собой на работу и регулярно принимать, чтобы было легче прожить периоды между приемами пищи.

Еще важная тема – это травяные чаи. Это то, что традиционно для России. Если будет интересно, поговорим об этом как-нибудь подробно. Время нашей передачи заканчивается. Если вам будет интересно поговорить про чаи, задавайте свои вопросы.

Спасибо, дорогие братья и сестры, за внимание к нашей передаче. Благодарю вас за отзывы. Были вопросы: когда начнем бороться? Вот начинаем бороться. Помоги нам всем Господь в наших практических аскетических опытах!

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​