«Страсти и борьба с ними» с прот. Андреем Каневым. Борьба с сребролюбием. Часть 3

3 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Это цикл рассуждений об основах веры и подготовке к важному делу – покаянию. Сегодня шестьдесят третья встреча, на которой мы разбираем страсти. Продолжаем разбирать страсть сребролюбия, рассматривать основные принципы борьбы с ней, святоотеческий опыт и наставления из Священного Писания, данные нам Господом.

Не все могут увидеть эту страсть в себе: это не так просто. Если блуд, чревоугодие заметны, то сребролюбие − страсть непростая. Приведу в пример нашего зрителя, который поделился своим опытом. После прошлой передачи он решил, что сребролюбия у него нет. И вот что с ним произошло: он потерял свой сотовый телефон. Пару дней он просто места себе не находил от печали и переживаний, что не может посмотреть новостную ленту или зайти в социальные сети. И он понял, как на самом деле сильно привязан к телефону, и сказал себе: «Да, у меня есть эта страсть». Давайте будем внимательны.

В предыдущих частях мы говорили об основных идеях, которыми лукавый нас соблазняет, разбирали наставления Господа в Священном Писании. Сейчас мы разберем, что может помочь нам не впасть в страсть сребролюбия. И один из пунктов – не завидовать. Это заповедь из Ветхого Завета: «не желай дома, имущества ближнего своего». И это важная работа над собой. У нас бывает мрачный взгляд на мир: всюду несправедливость, меня обделили, Бог дал мне несостоятельных родителей, работа не такая, все у меня плохо; а вокруг люди, у которых и машина, и жилье... Человек оказывается в страшном состоянии, когда забывает о Промысле Бога, о том, что должен трудиться. Всяк сверчок знай свой шесток.

Состояние зависти – это не просто позавидовал, и все. Оно начинает очень сильно искажать человека изнутри, извращать его внутреннее состояние. Человек становится способным на подлости, грехи, преступления. Давайте вспомним первое убийство. Как оно произошло? Дети Адама Каин и Авель готовили свои жертвы Богу. Каину показалось, что Бог любит Авеля больше, чем его. И к чему эти мысли привели? К убийству. А потом к внутреннему искажению Каина и последующему ухудшению его духовного состояния (что можно увидеть по его потомкам).

Если мы не будем следить за собой, своим сердцем, то начнем наблюдать за другими: у них лучше, чем у меня. И это будет наполнять наше сердце уже другими страстями. Не завидуй никогда. Будь доволен тем, что у тебя есть. Это важно. В советское время христианскую Церковь укоряли, что она прислужница богачей, капиталистов, буржуазии и ограничивает нормальных людей, чтобы они ни к чему не стремились и ничего не хотели. Говорили, что религия – опиум для народа. Но это не так.

Смысл заповедей – дать нам свободу. Состояние зависти бывает у всех, но это немирное состояние, отсутствие свободы. Например, человек позавидовал соседу, который купил машину. Потом он начинает его осуждать, придумывать, почему сосед плохой, чтобы на его фоне казаться лучше. Потом он может и отомстить, и навредить, и украсть, вплоть до убийства, как в истории с Каином и Авелем. Это очень часто происходит: кто-то грабит, кто-то пытается обогатиться и совершает преступления.

Чтобы не допускать большего, надо бороться с меньшим. В борьбе со сребролюбием недопущение зависти в свою душу играет очень важную роль. Зависть может встречаться и в гордости, потому что все страсти связаны между собой. Если в нашей душе есть зависть, надо начинать каяться, не допускать этих помыслов, чтобы быть свободным от плена капиталистического мира, который хочет заставить нас завидовать и брать кредиты. Ты посмотрел рекламу нового автомобиля и думаешь: моя свобода в том, что я могу себе это позволить. Не можешь, успокойся. Купи машину, которая тебе по средствам. Пускай она будет не из рекламы, ездить она от этого не перестанет. Давайте работать над собой.

Мир капитализма, денег построен на том, чтобы вызвать в человеке зависть к положению, успеху других людей. Такой человек посвящает всю свою жизнь, все силы и время на то, чтобы обогащаться. А мы, христиане, говорим себе: «Перестанем завидовать, эта машина нам не по карману, пускай ездят другие. Дай им, Господи, всего хорошего. А мы будем жить как хотим». Это дает свободу: ты сразу вырываешься из капканов  капиталистического мира денег и наживы. А если ты вышел оттуда, значит, уже не в системе. Пускай другие между собой играют в эти игры, а мы с вами будем свободными. Не завидуйте больше никому.

Следующий пункт – не укради. Одна или две наши передачи были посвящены разновидностям воровства. В нашей жизни мы стали настолько невнимательны к чужим вещам, к своей совести и свободе, что христианин легко может взять книгу в церковной библиотеке и не вернуть. А это воровство. Кто-то другой купил эту книгу, принес и пожертвовал. Она принадлежит храму. Или человек взял себе что-то с панихидного стола и унес без спроса. Разве это ничье и лежит просто так?

Мы должны быть крайне внимательными на работе, дома, у соседей, друзей и категорически не брать чужого, даже если это мелочь и нам кажется, что это ничье. Если что-то нужно, спросите. Дали – хорошо. Не дали – значит, нам это не нужно. Если грибы растут, можно их собрать: они никому не принадлежат. А если лежат деньги, ты не имеешь права их брать. Они не твои, их кто-то положил или потерял.

За все надо обязательно отвечать. Украл мало – бит будешь мало. Украл много – бит будешь много. И по-другому никак. В одном советском фильме есть такие слова: «Вор должен сидеть в тюрьме. Он должен быть наказан». Не надо думать, что если тебя не заметили, то пронесло: Бог-то заметил. Ты все равно будешь отвечать за это или здесь (потерями, скорбями, болезнями, проблемами со своими детьми), или на Суде Христовом.

Следующий момент − не привязываться к вещам. Это не так просто, как звучит. Не красть – это просто: не твое − иди мимо. А не привязываться к вещам труднее. Можно ходить мимо чужого и не брать, но есть свое, кровно заработанное трудами: какая-то вещь, одежда, любимая книга. И мы к этому привязываемся. Привязанность к вещи проявляется в том, что ее потеря (или угроза ее потери) приносит нам страдания. Или нам жалко, что кто-то поцарапал нашу машину, треснул экран телефона, ноутбук начал зависать (или он уже не такой хороший, как раньше) и так далее. Мы не должны привязываться к вещам.

Напомню, какая должна быть у нас идея: вещи не мои, мне дали ими попользоваться. В глобальном смысле это так и есть. Если бы Бог не хотел, чтобы у меня была какая-то вещь, у меня не было бы и возможности заработать (или скопить) деньги на нее. Мне ее дали (если посмотреть в глобальном смысле). Поэтому не привязываемся ни к вещам, ни к деньгам – ни к чему материальному. Мы должны понимать, что это серьезная ловушка, когда христианин начинает привязываться к деньгам, вещам, имуществу, земле. Мы здесь живем временно, образно говоря, в командировке; пользуемся всем, если дают; не дают – и ладно.

Важно попробовать разобраться в себе, есть ли у нас такая привязанность. Если есть, тогда нужно будет над этим поработать. Каким образом? Есть более серьезные варианты. Допустим, если я думаю, что привязан к своей квартире, но отдам ее – так нельзя; где я потом буду жить? Надо трезво к этому относиться. У меня есть несколько вещей, к которым очень сильно привязан (допустим, книги), товарищ просит книгу почитать, а мне ее жалко. Что нужно сделать? Дать почитать, даже если он ее зачитает или не вернет, так она ему понравится... Если вещь функционирует (треснул экран на телефоне, но он работает, просто стал некрасивым, кусочек отломился) – пользуйся дальше, не надо тут же бежать и покупать новую. Надо поработать над тем, чтобы у нас не было этой привязанности. Напоминать себе: «Бог дал, Бог взял. Вещи не мои, я только ими пользуюсь». Но пользоваться не так: раз не мое, то все равно. К своему инструменту  буду относиться внимательно, а колхозный – как попало брошу. Нет! К чужому относимся как к своему. А к своему относимся так, как будто это не наше. Так будет хорошо.

Один из тезисов святоотеческой литературы: страх потери вещи – отвержение Бога. Давайте разберемся. Одно дело привязанность, жалко стало, как нашему зрителю: потерял телефон. Думал, что он свободный человек, ни к чему не привязан, а оказалось, к социальным сетям, телефону, любимой фотографии – очень жалко стало человеку, сразу настроение потерял на несколько дней. Потом, слава Богу, в ум пришел, над собой посмеялся. Нам бы всем так же проанализировать себя. Если человек живет в страхе – представляете, какое страшное состояние рабства, когда мы боимся: а вдруг чего-то не хватит, вдруг сломается, мне не достанется, не вырастет, денег не будет. Эти страхи, которые сеет лукавый в сердце человека, направлены на то, чтобы человек отвергал Бога.

Мы знаем (на прошлом занятии говорили): Христос Господь обещает, что Отец Небесный даст нам все необходимое. Ты честно трудись, но не заботься душой твоей, что есть, что пить, во что одеваться, потому что этим занимаются язычники – это их цель жизни, здесь вкусненько пожить, поесть, попить. Для нас с вами цель другая – достижение Царства Небесного. Поэтому Господь и говорит: «Ищите прежде Царства Небесного, остальное все приложится вам, потому что Отец ваш Небесный знает, в чем вы имеете нужду». Но человек говорит: «Я боюсь, буду хранить вещи, не буду их отдавать, вдруг пригодятся, буду копить деньги, даже если не на что-то, а на черный день. Я буду, если случился урожай, ломать амбары, запасаться...» Тут, конечно же, отвержение Промысла Божия. Человек надеется на себя, на деньги, на материальное, на урожай, на свои вложения в бизнес. Но в этом случае не видно, что это человек верующий.

Если у нас есть состояние страха, давайте рассматривать его как грех – это не просто безобидные грехи на уровне того, что чуть больше съел. Ничего подобного – это серьезно. Если у нас такой страх, это говорит о том, что в нашей вере есть какое-то повреждение: или мы верим не так, или допустили в свой ум ложные мысли. Как человек верит в Бога? Если он настроен правильно, то знает, что Бог – это любящий Отец, Всемогущий, Всеведущий, Ему не наплевать на человека. Он птичек кормит, тем более тебя будет кормить, если будешь трудиться и адекватно себя вести.

И мы должны понимать, что зависть – одно из направлений развития страсти. Помните, у нас показатель богатства духовенства – попы на «Мерседесах»? Наверное, оттуда все эти истории. У меня есть простенькая машина, а у кого-то дороже. Я имею, но мне хочется лучше. А страх – это другое направление развития сребролюбия. Оно основывается не на том, что мне хочется и хочется лучше, больше, а я боюсь: Бог вроде обещал, а вдруг обманет... Вот что значит отвержение – отречение. Направление развития этой страсти.

Одна из христианских добродетелей – нестяжательность – противоположность сребролюбию. Если сребролюбие – это любовь к деньгам и всему материальному, собирание вещей на основе разных идей, то нестяжательность – это добродетель. Стяжать – приобретать, собирать. Если мы хотим бороться с этой страстью, увидели ее в себе, то должны потрудиться. Не надо понимать евангельские слова (тем более мои, я обычный грешник) так, что телеканал «Союз» нас призывает: не собирай, не работай, лежи, тебя кто-то будет кормить. Не об этом идет речь. Пользуйся вещами, но не привязывайся к ним, не накапливай их, они тебе не нужны в таком большом количестве. Поэтому нестяжательность – это про то, чтобы не копить. Если накопил, начинается страх: как хранить, как беречь, вдруг кто-то украдет? – Человек попадает в плен. Бывает, лежат годами накопленные вещи, которыми даже не пользуются, – зачем это все хранить? Якобы это дает человеку ощущение уверенности в завтрашнем дне... Но мы должны стремиться к нестяжательности.

«Не лихоимствуй». Что такое лихоимство? Лихо – это беда, горе. Имеется в виду не наживаться на горе других людей. Если человеку плохо, он страдает, нуждается – не надо на нем наживаться, ему нужно помочь. Лихо можно понимать по-разному: наживаться на страдающих. Бывает какой-то кризис, и повышают цены на продукты в коммерческих магазинах. Как периодически в истории бывало: голод, и какой-то запасливый товарищ начинает повышать цены на хлеб. Это конкретный пример лихоимства. Мы можем сказать: «Нас это не касается». Всякое бывает. Поэтому будем внимательными, чтобы не наживаться на горе, страдании других людей. Люди попали в беду, говорят: «Купи у меня хотя бы что-то подешевле». Ты думаешь: «Да, в магазине столько, а тут по дешевке продают». Он продает не потому, что ему это не надо, а потому, что в горе находится. Просто окажи ему милостыню. Вот в чем суть вопроса. Такое бывает и в обычной жизни: попали люди в кредитное рабство, какое-то горе у них случилось, всё распродают, чтобы вылечить своего близкого. Человек думает: «Тут выгодно». Да не выгодно, какую выгоду ты приобретешь?

Можно взять другой аспект: приобретение какого-то имущества, ценностей через грех, необязательно у нуждающихся, а через грех, обман, подлость – это тоже лихоимство. Мы должны понимать, что никакого добра, выгоды это не принесет. Обязательно будет возмездие, потому что Бог наш – справедливый Судия: или здесь будет судить, или там. Хуже, когда там. Когда ты получаешь здесь, можешь в разум прийти, исправиться, покаяться, исправить ошибку. Если человек с этими грехами попадает за порог смерти, то там ответ совсем другой и невозможно исправиться.     

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​