«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Идол сребролюбия. Часть 5

2 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжаем изучать основы веры; страсти (как они проявляются) и общие принципы борьбы с ними.

Сребролюбие

Сребролюбие апостол Павел называет идолом. Потому что эта страсть непроста и заразна; она настолько увлекает человека, что может неправильно определять цель и смысл жизни. Человек начинает работать ради денег, богатства и роскоши; поскольку это все не просто дается, – начинает поклоняться идолу сребролюбия. Приступим к разбору различных проявлений этого греха.

В предыдущих передачах мы рассмотрели проявления смертных грехов, сейчас разбираем тяжкие грехи. Напомню, что в святоотеческом понимании так делятся грехи по тяжести или степени их влияния на душу человека. К смертным грехам относят такие проявления страстей и поступков, которые отрывают человека от Бога. Если человек не покается, то непременно погибнет в аду. Тяжкие грехи – это те, которые легче лечатся. Еще есть так называемые условно простительные прегрешения, которые легко проявляются и не так сильно вредят душе человека; но это не означает, что на них не надо обращать внимание и оставлять без покаяния.

Давать в долг под проценты

Одно из проявлений греха сребролюбия – давать в долг под проценты. Большинство из нас живет сейчас (да, наверное, так было всегда) от зарплаты до зарплаты. Бывает, что-то произошло, что-то сломалось, нужно срочно починить; для этого нужны средства. Идешь к товарищу и просишь немного денег взаймы. Это было бы нормально, если бы давали не под проценты. Что такое «под проценты»? Я даю товарищу десять тысяч и говорю: «Если через три дня не вернешь, то по тысяче в день будут набегать проценты». Человек вынужден брать (потому что брать больше неоткуда), становится должником. В Священном Писании Ветхого Завета запрещено было давать в долг под проценты, то есть заниматься ростовщичеством по отношению к единоверцам или сородичам. Но мы с вами христиане и должны понимать, что так вообще ни к кому нельзя относиться.

А как правильно относиться к долгу? Ответ есть в Священном Писании, в Евангелии. Господь говорит: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Если у меня нет денег, ко мне пришел товарищ и просит в долг, я ему отказал. Но не потому, что я от него отвернулся, а потому, что у меня реально нет денег. Эта история о тех, у кого есть деньги (и они не последние). Если приходит товарищ и просит взаймы какую-то сумму и я могу ее дать, то должен поступить по заповеди. Тут надо понимать, что включился уже процесс, когда Бог послал к тебе человека занять у тебя на самое необходимое: купить обычные бытовые вещи для семьи, лекарства (а не проплатить счет какой-нибудь запрещенной террористической организации). Поэтому я не должен от него отвращаться.

А как относиться к тем деньгам, которые отдал? В Евангелии Господь об этом говорит: отдал – считай, что ты их просто забыл; вычеркни из своего бюджета; не жди, чтобы тебе их вернули. Вот именно с таким настроением нужно отдавать. Вернутся – будет приобретение тебе; нет – и хорошо; милостыню оказал. Оказание милостыни тоже непростое занятие. Когда я что-то от себя отдаю – это жертва; человек, принимающий милостыню, вместе с ней принимает тяготы, о которых мы говорили в прошлой передаче. Апостол Павел сказал: друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов.Что это за тяготы? Это может быть духовное сочувствие, помощь, милосердие, оказание физической милостыни, сострадание. Мы берем на себя часть страданий человека, когда начинаем помогать ему, выслушиваем его, сочувствуем; тоже немножко страдаем.

В милостыне происходит исполнение этой заповеди: друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов. Когда человек оказывает милостыню, он жертвует. Принимающий не просто берет; за это нужно отвечать; это не заработано. Если ты весь день копал картошку и за это получил зарплату – это твое без вопросов. А когда ты просто сидишь и просишь милостыню, то ее надо отрабатывать. Отработка как раз заключается в том, что часть тягот и скорбей дающего милостыню человека надо брать на себя (это равноценно той милостыне, которую получил). Когда христианин подает милостыню, он должен понимать, что это очень глубокий и серьезный процесс. Он не означает, что человек обречен Христом на безденежье, что ты должен все отдать. Отдавая, мы делимся своими тяготами; а тот, кто принимает милостыню, – принимает тяготы; здесь никак не отвертишься.

Настрой мыслей должен быть таким: человек попросил, мы отдали – и постарались забыть. Это не просто. Будут приходить такие мысли, что, мол, Иванов, Петров не возвращают долг… Все попадали в такие ситуации. Но это специфика борьбы со сребролюбием. Эти помыслы мы должны отгонять напоминанием себе этой заповеди, молитвой и покаянием. Эта тема настолько серьезная и глобальная, что были исторические прецеденты: целые государства теряли свою независимость, взяв в долг под проценты у соседей или у банка, и не могли выплатить; не говоря о людях, которые оставляли все свое имущество торговцам и ростовщикам.

Современная банковская система тоже построена на ростовщичестве. Но мы не будем это осуждать, потому что это уже случившийся факт. Мир так существует. Что такое кредит? Мы взяли деньги и должны отдавать с процентами. Человек видит ларек «Быстроденьги», берет десять тысяч, подписывает документы, не читая; а потом оказывается, что надо возвращать пятьдесят или шестьдесят тысяч. Человек понимает, что не может вернуть; банки, коллекторные компании начинают звонить; человек попадает в кабалу: жизнь под процентами. Прекрасная жизнь? Свободная? Нет. Десять раз надо подумать: нужен ли тебе дополнительный айфон или еще какая-то железяка, чтобы попасть в несвободу. Если христианин устраивает такую несвободу своему товарищу или человеку, который от него зависит, – это тягчайший грех, который обязательно будет Богом отмщен.

Игры на деньги

Различные игры на деньги – это проявление смертного греха. Человек смертно согрешает, когда устраивает казино или интернет-сайты, на которых люди тратят деньги. Но и человек, который идет на это, тоже грешит; он тоже поклоняется идолу сребролюбия. Это сложный душевный, психологический процесс, зависимость, игромания (это не в «танчики» поиграть или в экономические стратегии). Игромания – это, в первую очередь, игра, в которой пытаются выиграть деньги; к ним относятся и автоматы – «однорукие бандиты».

Участие христианина в этом деле является грехом. Лучше не начинать, чтобы потом с этим идолом не бороться. Очень затягивает! Примеров много, когда женщины рассказывали, как их мужья спускали за полчаса суммы, которые копили на машины. Несколько лет жили в режиме экономии, ужимались, лишь бы не залезть в кредит. А человек пошел и сотни тысяч спустил на ветер. Страдают потом все. Лучше с этим не связываться совсем никаким образом.

Живи по средствам – и будешь свободен. Но свобода заключается не в том, чтобы одеться в дорогую одежду, ездить на дорогой машине, жить в дорогом коттедже, отдыхать на дорогих пляжах. Свобода – это когда ты ни от чего не зависишь; когда есть средний стабильный достаток; когда есть работа; дети обуты, одеты, есть где жить. В нищете жить не надо, нищета – это тоже несвобода…

Вот зачем нам с вами рекламируют дорогую машину? Люди, у которых есть такой достаток, без рекламы знают про эти машины. Это делают для того, чтобы внушить людям, что надо жить именно так; там красивая жизнь, а ты сейчас живешь не в свободе. Получается, что люди не становятся счастливыми из-за того, что у них появилась куча денег; наоборот, они становятся несчастными, потому что денег все время не хватает. Если для одного человека машина за миллион – это много, то для того, у кого этот миллион есть, надо машину за десять миллионов. Чем богаче человек, тем он более несвободен, потому что возникают ограничения: во что одеваться, как себя вести, с кем дружить, с кем не дружить и так далее. Человек, который живет по средствам, – гораздо свободнее.

Это связано не с нуждой, а с нашей головой: мыслями, идеями, целями.  Сколько таких историй, когда люди очень скромно живут, полезли в долги, купили себе телевизор. Зачем? Что там смотреть? Но купили, залезли в кредит, потом жалуются: «У нас денег не хватает». Кто виноват? Этот вопрос связан не с кошельком, не с доходами, а с головой. Что мы хотим, куда стремимся?

Жестокосердие к нищим и ко всем нуждающимся людям

Следующее проявление греха сребролюбия: жестокосердие к нищим и ко всем нуждающимся людям. Эта тема непростая. Среди нуждающихся людей (многократно встречаю по приходской работе) попадаются такие, которые хитрят. Легко сбиться на жестокосердие, потому что многократно были случаи, когда помогаешь, а человек напивается. Например, люди приходят и говорят: нужно на билет, помогите, спасите, ради Христа. Думаешь: почему бы не помочь? Есть возможность. Даешь – он через час напился; забыл, что просил у тебя, возвращается – и снова то же самое. К храму почему-то так относятся, что сюда можно прийти и наплести что угодно. Бывает забавно, когда человек из смиренного и нуждающегося на глазах превращается в раздражительного и наглого, когда ему говоришь: «Подмети двор, мы тебе поможем; покормим, небольшую денежку дадим». Он отвечает: «А я должен еще работать?!»

 Конечно, нельзя ни к кому относиться жестоко. Есть реально нуждающиеся люди, им надо помогать. Мой опыт показывает, что среди прихожан нуждающиеся обычно не просят; я часто от этого огорчаюсь. Узнаю, что человек нуждался, спрашиваю: «Почему ты не сказал?» «У всех свои проблемы», – отвечает. А мы должны помогать. Бог так устроил, что у нас есть нищие и богатые. Это не случайно: одни должны помогать другим. Те, у кого есть достаток, должны помогать нуждающимся, чтобы был баланс. В обществе никогда не будет равных, всегда кто-то будет управлять кем-то – не в раю все-таки живем. Нищие на самом деле нужны людям, которые могут чем-то поделиться. Мы не должны к ним жестоко относиться. Есть возможность – помоги, нет возможности – пройди мимо; хотя бы не осуждай – это будет хорошо; по крайней мере, сердце не будет в осуждении.

Болезненная привязанность к вещам, деньгам, материальному

Следующее проявление страсти сребролюбия – болезненная привязанность к вещам, деньгам, материальному. Это для тех, кто думает, что в них нет этой страсти: в игры не играет, в долг не дает, к нищим относится нормально; чем может, помогает…Но что значит болезненная привязанность? Потерял – стало невесело, грустно, жалко. Бывают такие вещи: получил зарплату; шел – потерял кошелек; ехал на машине, царапнул крыло; разбил любимую чашку; компьютер сломался. Мы спокойно к этому относимся или нам жалко?

Если жалко, появляется болезненность не с точки зрения ценности, а с точки зрения нашей привязанности – значит, сребролюбие есть. Нельзя щелчком пальцев перестать жалеть любимую машину, кружку, еще что-нибудь; но учиться относиться к этому как к временному можно. Это реально временное: мы не возьмем с собой в тот мир ни машины, ни чашки, ни квартиры – ничего. Нам они даны Богом во временное пользование, поэтому нужно это пользоваться и беречь, но привязываться к этому не надо. Тут самые главные слова: болезненная привязанность к вещам, деньгам.

Желание обогащения

Следующее проявление – желание обогащения. Оно связано не с нуждой, не с тем, что человеку нечего есть, а с идеями, головой, сердечным настроением. Человек живет этой темой, ему хочется быть богатым, ему кажется, что богатство даст много чего-то. Действительно, наличие денег дает возможность легко удовлетворять свои страсти. Но богатство предполагает ответственность. Если речь идет о христианах, то надо оказывать милостыню; надо быть распорядителем хозяйства, чтобы помогать другим, быть инструментом Промысла Божия.

А человеку кажется, что это одно наслаждение. В нашем мире так не получится. Мы здесь живем и должны только трудом получать свой доход. Какое благословение дал падшему Адаму Господь на земле? Трудиться в поте лица своего; в труде зарабатывать свой хлеб. Случайно нашел клад или появился американский дедушка с наследством – это глупости. Постоянно думать об этом – значит, служить этому идолу. Надо не об этом думать.

Например, молодые пары. Взяли квартиру в ипотеку, оба работают, выглядят хорошо, неплохо одеваются, питаются нормально. Но начинаются скандалы: жене надо больше; муж не может больше, потому что и так на четырех работах работает. Эти страдания основаны на том, что хочется сейчас, быстро и много. Не хочется спокойно работать, жить на то, что есть, радоваться тому, что у тебя есть муж, жена, дети, жизнь. Проживают люди, к сожалению, как в тумане; глядя на картинки глянцевых журналов богатых людей и думая, что там настоящая жизнь. Живи по средствам – и будь свободен – таким должен быть главный тезис.

Приобретение сверх необходимого

Следующий пункт: приобретение сверх необходимого. Например, есть необходимые комплекты белья, зачем покупать вагон белья? Думать, что наступит время, когда это понадобится, – вдруг в магазинах не будет. Если такое время наступит, может, и белье не понадобится. Какое время должно наступить, когда у нас не будет элементарного? Война? Какой-то страшный кризис? Запастись абсолютно всем и навсегда не получится. К сожалению, бывает, что человек надеется только на себя, на свое богатство в виде каких-то накопленных средств. Когда началась эпидемия коронавируса, начали скупать гречку. Запасались… якобы с мешком гречки можно долго прожить. Бывает, когда у людей все квартиры и дома захламлены запасами. Получая за свой труд средства, они их тратили не на семью, не на детей, а на накопление каких-то ненужных вещей. Однажды принесли после скончавшегося человека тюки постельного белья, где стояли штампы «РЖД. 60-е годы». Зачем человек это все копил?Для чего?

Поэтому живем по средствам; не ставим себе целью выжить в течение многих лет (это уже паранойя); пользуемся тем, что есть; Бога за все благодарим и не попадаемся в мысленные ловушки.

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​