Слово в образе. Вертеп

11 января 2023 г.

Сегодня мы с вами поговорим не о каком-то определенном художнике и не о какой-то конкретной картине или скульптуре, мы с вами поговорим о таком явлении, как вертеп. Это то, без чего практически невозможно представить католический храм в дни Рождества, без чего, в общем-то, трудно представить и наши праздники Рождества начиная с ХVII века.

Вертеп это пещера. И хотя в Новом Завете указания на то, что Рождество произошло в пещере, нет, эта традиция никем не оспаривалась. Мы с вами можем встретить вместо пещер изображение хижины, самое разнообразное. Хижины раскрытой, хижины закрытой, хижины, которая может раскрываться и закрываться. Это целая композиция. Наверное, очень важно сказать, что вертеп и вертепная культура это то, что оказало колоссальное влияние на развитие современного искусства.

Во-первых, давайте попытаемся это как-то классифицировать. Существуют вертепные композиции. Они могут быть сделаны из самых разных материалов и самых дешевых, скажем, тряпочек, соломы. Это могут сделать дети, это может быть сделано из картона или бумаги, из глины, дерева, даже металла. Это могут быть небольшие по размеру композиции или композиции колоссальные. Вот в Мексике, например, огромный вертеп. Там фигуры пять с лишним метров! Представляете себе, какое это зрелище? Здесь важен не материал и, в общем-то, не качество, а то, что это завершенные, готовые композиции. Они разнятся по количеству участников. Все зависит от возможностей, фантазии, азарта.

На самом деле Рождество Христово, поклонение пастухов, поклонение волхвов, избиение младенцев это события, разведенные во времени, разведенные в днях. И организаторы вертепа, в зависимости от события, привносят туда все новые и новые скульптуры, изображения, создавая, по сути, динамическую композицию, являющуюся зримыми страницами Нового Завета.

Есть фигуры, постоянно присутствующие в этом вертепе: Младенец Иисус, Который чаще всего находится в яслях; святой Иосиф, всегда присутствующий, и два, наверное, не самых главных, но необходимых и столь любимых персонажа вол и осел. Здесь вспоминаются слова из первой главы пророка Исайи, где вол знает Господина своего и где осел знает ясли Господина своего. Указаний на то, что эти звери непременно были при рождении Христа, в Новом Завете нет. Это традиция, которую мы видим уже в очень ранних, V и VI веков, изображениях сцен Рождества Христова. Традиция, в которой вол и осел согревают своим дыханием Младенца Иисуса. И тем самым они подчеркивают участие природы в этом важнейшем событии в истории человечества.

Конечно, это пастухи, их число может разниться. Конечно, это три волхва, их изображение, чаще всего в восточных одеждах. Кто еще всегда присутствует в этой композиции? Архангел Гавриил. Он ведь сообщил пастухам благую весть.

Есть еще один тип вертепа, вертепный театр. В Польше, Белоруссии он раньше всего появился. Он иногда назывался «шопка». Это переносные разного размера как бы ящики. Вертеп здесь и есть этот самый ящик с передней стенкой, которая распахивается. И она открывает театр. Это именно театральное действо, кукольное. Некоторые сегодня склонны считать, что кукольный театр в России  появился благодаря таким шопкам, таким вертепам, которые показывались в зимние праздничные дни. Это все-таки преувеличение. Все равно скоморохи были несколько раньше.

Если говорить о Польше и о Великом княжестве Литовском, это ХV век.  А в ХVI веке они уже начинают проникать в пространство нашей страны. Но если говорить о том, когда они уже заняли полноправное место, когда не преследовались некоторыми консервативными представителями духовенства, это век ХVII, время расцвета этого жанра. Он перестал быть только простонародным и вошел в боярские палаты. Он стал значительно богаче, разнообразнее, искуснее, масштабнее.  А пройдет совсем чуть-чуть времени, и он переступит пределы этого ящичка и из него появится настоящий театр. Это связано с именем отца императора Петра Великого, Алексея Михайловича, известного нам как Тишайший. Хотя на самом деле тишайшим он, очевидно, не был. Это был человек яркий, деятельный, громогласный, решительный и очень настроенный на разумное принятие всего нового. Это он считал необходимым, важным не только в развлечении людей, но и в воспитании детей: духовном, нравственном. Ведь именно при Алексее Михайловиче появляется русский профессиональный театр. Появляется он в селе Преображенском как подарок второй супруге, Наталье Алексеевне Нарышкиной.

В этом решительном введении русского театра мы с вами вспоминаем, что есть еще одна форма вертепного действия. Это так называемый живой вертеп. Это разыгрывание сцен, связанных с Рождеством Христовым. И это сопровождается не только перемещением людей, не только произнесением каких-то слов (а ведь текст-то придется писать), но  связано еще и с музыкальным сопровождением, с сопровождением хоровым, ибо хоровое полифоническое пение было более чем характерно практически для всех средиземноморских культур. И театральное действо как действо не развлекательное, а воспитательное, назидательное, метафизическое по своей сути характерно уже для эллинской культуры. И соединяются в вертепном действии традиции эллинского театра, римской сатиры и фарсов, традиции восточных мистериальных действий, и рождаются из этого те самые сцены, которые мы называем «живой вертеп». Он ставил своей задачей вызвать особую форму сердечного, эмоционального сопереживания тем событиям, которые произошли в Вифлееме и вокруг Вифлеема. Это то, что практиковал и на чем настаивал как на сильном воспитательном действии святой Франциск Ассизский. Мы ведь понимаем, что из этого явления выходят целые европейские жанры и виды искусства. Это и ораториальное пение, и симфоническая музыка, и опера-сериа, то есть большая эпическая историческая опера нравоучительного характера. Это то, что будет развиваться в эпоху Возрождения и особенно в эпоху ХVIХVII веков во Флорентийской камерате, обретая те формы, которые мы с вами видим и сегодня, не догадываясь о том, что эти привычные для нас формы (концерты, симфонии, оперы, оратории) были из христианского рождественского праздника, из вертепного действа, из живого вертепа.

На этом мы с вами сегодня остановимся. Поздравляем вас со Светлым Христовым Рождеством! Желаем вам счастливых дней, исполненных радости, вдохновения и любви. Храни вас Господь, дорогие друзья!

Записала Елизавета Агина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать