Слово в образе. Сандро Боттичелли – «Мистическое Рождество»

18 января 2023 г.

В студии историк искусства Юрий Соколов.

– Наш сегодняшний разговор пойдет о работе, которая была одной из последних в творчестве этого художника и носит название довольно странное – «Мистическое Рождество». Как эта картина была названа автором – мы не знаем, скорее всего несколько иначе, а вот название «Мистическое Рождество» появилось уже в XIX веке, когда как бы открыли этого художника, открыли заново.

Само название принадлежит Джону Рёскину, это искусствовед, философ. Мы с вами говорим о художнике Сандро Боттичелли. О человеке удивительно сегодня популярном, одном из самых любимых мастеров эпохи Возрождения. Конечно, всем памятен его образ вечно юного, может, не столь красивого, но, совершенно очевидно, обаятельного человека, настоящего человека эпохи Возрождения – его автопортрет, фрагмент одной из его картин «Поклонение волхвов». Он изобразил себя в правой части картины, среди общей толпы придворных, и на картине была изображена практически вся семья его покровителя, могущественного флорентийского тирана Медичи.

Сандро Боттичелли родился во Флоренции и прожил почти всю жизнь во Флоренции. Здесь он учился, здесь он достиг зенита своей славы, здесь он был бесконечно счастлив, здесь произойдет и перелом в его жизни и творчестве, и здесь он и окончит свои дни, как бы оказавшийся на обочине основных художественных процессов.

С 1462 по 1467 год, пять лет, Сандро учился у Фра Филиппо Липпи. Из его мастерской Боттичелли на год перешел в другую мастерскую, к человеку совершенно другой формации, совершенно другого темперамента, это Андреа дель Верроккьо. У Боттичелли присутствует очень характерная и для его учителя певучая линия, окаймляющая фигуры, высветленная цветовая палитра очень нежных, изысканных сочетаний. Это художник радостный, мажорный, и вдруг, через какое-то время, мы с вами видим работу, которая как бы закрывает его творчество, в которой он каким-то образом вдруг словно возвращается в готическое Средневековье, но это именно та работа, единственная работа, которая им подписана; 1499 или 1500 год. Это, стало быть, спустя два года после того, как Флоренция пережила трагические события. Мы сейчас о них скажем, потому что они для нас очень важны.

Эта работа не просто подписана Сандро Боттичелли, эта работа в верхней части полотна содержит текст, который имеет смысл привести. Текст, написанный рукой Сандро Боттичелли. «Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода… – И дальше очень интересная и странная фраза: – …в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим его низвергнутым, как на этой картине». Причем, самое интересное, надпись сделана не на латыни, она сделана на греческом языке.

Работа связана с Рождеством. На этой работе мы с вами не видим ни волхвов, ни даров, ни всего того привычного, что вообще должно как бы быть хоть и аксессуаром, но чрезвычайно важным аксессуаром в день Рождества.

Год 1500-й, а до этого был период крайне трагичный, сложный и странный в эпохе Флоренции, да и вообще в эпохе Возрождения. Это события, связанные с Савонаролой. Савонарола суровый, мрачный, страшный, с его «костром тщеславия», на котором сжигались произведения искусства, книги. Католическая предельная фундаменталистская реакция во Флоренции длилась четыре года, когда Савонарола был фактически диктатором этого города и всей Тосканы. Погибало огромное количество людей. И что же? Боттичелли-то как выжил в это время?

Самое интересное, что Боттичелли считал Савонаролу своим учителем, своим духовным наставником. Что-то в нем, в этом нам всегда кажущемся веселым человеке, как бы вечном юноше, произошло. Уже после того, как был низвергнут Джироламо Савонарола, когда он был повешен, а тело его было сожжено, Боттичелли как бы уходит из флорентийской художественной жизни и создает свою работу, ставшую, по сути дела, его финалом и завещанием. Посмотрим на эту работу и попытаемся понять, что же там произошло.

Мы с вами видим, как в средневековом искусстве картина разделяется на ярусы. На верхнем ярусе мы видим золотое небо. И в этом золотом небе торжествуют в танце, в таком хороводе, ангелы, радуются явлению Христа. Спустимся чуть ниже, и мы видим скат, который прикрывает вход в пещеру. И вот на этом скате видим трех ангелов в разноцветной одежде, белой, красной и зеленой. Зеленый – это цвет истины, красный – это цвет справедливости и белый – цвет благодати. Вот эти три ангела как бы символизируют проповедь. Проповедь Христа или проповедь Савонаролы? Ну, по картине – проповедь Христа, но Савонарола в своих проповедях подчеркивал, что он всегда говорит об истине, благодати и справедливости. Это было понятно и современникам, и тем, кто пережил эпоху Савонаролы.

Ниже третий ярус, здесь мы видим привычную сцену, но только Младенец не на руках у Приснодевы Марии, Он лежит на траве, и Приснодева Мария исполнена восторга, умиления, Она глядит на Христа. Здесь же мы видим фигуру Иосифа, тоже в состоянии молитвы. И слева, и справа на этом ярусе – ангелы, которые радуются и тоже находятся в состоянии молитвы.

Еще ниже ярус четвертый, здесь мы с вами видим обнимающихся ангелов с праведниками, торжество христианства и радости. А под их ногами, если приглядеться, в этой траве, прячущиеся в земные складки демоны, которые повержены. Такая картина мира, о которой Джон Рёскин сказал, что это Рождество, которое совершается с каждым человеческим поколением. Это то Рождество, в котором действительно присутствует мотив, эсхатологическая тональность, то есть то, что произошло однажды решительно, и то, что далее происходит, продолжает осуществляться, и тоже самым решительным образом. Это возвращение к истокам христианства, которое было подзабыто в эпоху Возрождения. Ведь что близкого для себя нашел Боттичелли, который, наверное, для нас остается человеком как бы закрытым, мы-то его воспринимаем вечным юношей, а это был человек думающий, страдающий и видящий, что в гуманистическом возрождении происходит подмена понятий.

В этом гедонизме возрождения античности, античности языческой, извращаются основы христианства. Для Боттичелли то, что делал Савонарола, – это последняя попытка вернуться обратно к истокам, к христианскому развитию человечества. Уж больно невыносимы были иерархи Католической Церкви в то время. Что такое 1500 год? Это год, когда в Риме был папой Римским Александр. Ужас-то какой, современники называли его «аптекарь сатаны», знаменитый отравитель, человек в высшей степени безнравственный, а ведь он-то и есть настоящий человек эпохи Возрождения.

Боттичелли не принял того времени, в котором он жил, этот пик, этот слом в нем произойдет, как в очень многих флорентийцах, именно в 90-е годы. Но Савонарола погиб, его ортодоксальное направление было низвергнуто, победил гуманизм, и Боттичелли, который остался жить, который был уверен в том, что мир движется в направлении неверном, когда искусство из формы преображения мира становится формой самоутверждения личных качеств, в том числе и качеств порочных, – оказался не нужен, отброшен на обочину того и мировоззренческого, и художественного тренда, и он умирает в безвестности. Нельзя сказать, что Боттичелли был забыт, как сейчас иногда говорят, и потом его где-то в XIX веке открыли. Нет, его помнили, осознание его самостоятельности, самодостаточности, понимание того, какая мысль содержится в его творчестве, пришло довольно поздно, и не при рафаэлитах, а значительно позднее, уже в XX веке. Вот такой мастер Сандро Боттичелли.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать