Слово в образе. Пасхальные открытки

19 апреля 2023 г.

В студии историк искусства Юрий Соколов.

– Христос воскресе! Это поздравление является для нас не только данью традиции, но и душевной потребностью поделиться радостью, когда Голгофской жертвой, непостижимой любовью Божией обретено вечное блаженство для всех нас, обретена жизнь вечная, смысл нашей жизни. И эта радость неразрывно связана с письмами, с какими-то посланиями, которыми мы обмениваемся друг с другом, и, конечно, с открытками.

Сегодня мы и поговорим об открытках, о тех людях, которые занимались этим очень важным, очень полезным и таким очаровательным делом.

Считается, что открытка появилась с так называемого открытого письма. Открытое письмо было введено в обиход французом, графиком Демезоном во второй половине XVIII века. В России эти открытки и открытые письма появились с 1869 года, а во второй половине 1870-х годов они стали уже явлением общеупотребимым, причем совершенно внесословным. Это связано с обществом святой Евгении Красного Креста. Оно было создано в 1893 году, организатором, основателем, председателем этого благородного общества была принцесса Евгения Ольденбургская. Деньги давали благотворители, но хотелось иметь и постоянный, стабильный свой доход – этот доход и будут приносить открытки. Удивительная женщина Варвара Петровна Шнейдер и ее сестра, которая на три года младше ее, Александра Петровна Шнейдер до самой революции возглавляли издательство общества святой Евгении.

Варвара Петровна окончила рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, сохранились ее работы, открытки, которые она сама делала, в основном это цветы. И за то время, когда Варвара Петровна возглавляла издательство, было выпущено 6 тысяч открыток.  И это не тираж, а именно виды открыток. Она привлекала к творческой работе в издательстве, к созданию открыток множество художников, достаточно сказать, что среди них был даже Илья Ефимович Репин.

Начиная с 1894 года издаются и появляются в продаже и в обиходе пасхальные открытки. Кто их создает? Прежде всего, это Борис Васильевич Зворыкин, художник, который окончил жизнь в Париже. Он родился в 1872 году. Борис Васильевич не только занимался открытками, прежде всего он – художник-монументалист, расписывал Феодоровский Государев собор в Царском Селе, с его именем связано большое количество открыток сюжетного типа, именно пасхальных.

Затем, конечно, Иван Семенович Куликов, художник, сегодня почти забытый (а он учился в рисовальной школе у самого Эдуарда Михайловича Липгарта). А после рисовальных классов Куликов учился в Академии художеств у Ильи Ефимовича Репина.

Затем Федот Васильевич Сычков. Он из крестьян, родился в Пензенском крае, учился у Архипа Ивановича Куинджи. Это мастера незаурядные, самодостаточные. Федот Васильевич много работал в манере несколько стилизованного передвижничества.

И, конечно, нельзя не сказать об Иване Яковлевиче Билибине, он учился в Тенишевском училище и опять-таки у самого Ильи Ефимовича Репина. А Репин был счастлив, что ему удалось разгадать талант в этом человеке, радостный талант, так непохожий на дарование самого Репина, на стиль Репина. Талант самостоятельный, удивительный, необычный, уникальный. Билибин тоже много работал над пасхальными открытками, он создал 62 открытки. Среди них есть совершенно очаровательные – «Христос воскресе», «Пасхальное яйцо». И, конечно, одна из самых популярных открыток – это «Пасхальный дед». Замечательно сделанная, не без монументальности, не без иронии – и удивительно добрая, как это и полагается пасхальным открыткам. Чудесный весенний пейзаж с остатками снега, пасхальный кулич в виде красивого града... Ассоциации возникают с чем-то сказочным, волшебным, это в натуре Билибина.

И, конечно, когда мы говорим о пасхальных открытках, мы должны сказать об очень счастливом человеке, Елизавете Меркурьевне Бём. Она училась в рисовальных классах Общества поощрения художеств в Петербурге, у Ивана Николаевича Крамского, окончила училище с серебряной медалью. Тогда еще она носила фамилию Эндаурова. Потом она уехала в свое поместье Пошехония, где искала свой стиль, свою тему в искусстве, и это – иллюстрация.

Но сначала, в 1867 году, она вступила в брак. Супруг ее, Людвиг Францевич Бём, дал ей свою фамилию, он был значительно старше Елизаветы Меркурьевны, но этот брак был удивительно счастливым. Это были поистине Ромео и Джульетта, они были влюблены друг в друга, бесконечно уважали друг друга, в том числе уважали и как личностей творческих. Бём был счастлив, что его жена так увлечена изобразительным искусством. А Елизавета Меркурьевна работала над иллюстрациями в том стиле, который очень скоро, еще при ее жизни, станет называться бёмовским. Это силуэтная графика. Не вырезанная и затем наложенная на бумагу, а нарисованная перышком, кисточкой. Какие замечательные силуэты к «Запискам охотника» Ивана Тургенева! Какие замечательные пейзажи, какие типы, как точно все найдено, как это удивительно разнообразно! Этими иллюстрациями восхищалась публика.

Именно Елизавета Меркурьевна оказалась, наверное, и автором первого русского комикса, называется он «Пирог». Это серия гравюр, в которых идет рассказ о том, как дети готовят пирог к Пасхе и как им мешают их любимцы, домашние животные, кот и пес.

Успех этого детского альбома с графикой был потрясающим. Но, к сожалению, техника, выбранная ею, была очень трудоемкая, это сказалось на зрении, она стала терять зрение, и, понимая, что уже больше не сможет работать в столь тонком стиле, она переходит на декоративное искусство, участвует в создании эскизов для керамических, стеклодувных мастерских. Появляется даже тип расписанных изделий из стекла, так называемый бёмовский стиль. Эти изделия экспонировались на международных выставках, получали самые восторженные отзывы.

На Всемирных выставках в Чикаго, в Париже на них обратили внимание самые выдающиеся люди того времени. Благодаря Варваре Петровне Елизавета Бём будет привлечена и к созданию пасхальных открыток.

Пасхальные открытки она делала акварелью, это позволяло не так напрягать зрение, как этого требовала литография. И вот тут ее талант удивительно раскрылся.

Очень хочется сказать, что эти праздничные работы, удивительно простые, удивительно народные, не простонародные, а народные, национальные по своему стилю, пасхальные по своему настроению, являются живописью. Настолько они пластичны, настолько самодостаточны в своем изобразительном материале и языке! А какие замечательные это работы, какие наивные! «Курица, Федорка и петух Егорка» – мальчик и девочка держат курочку и петушка, очень задушевная по своему характеру работа. Или «Девочка с корзиной», «Мальчик-крестьянин». Многие работы содержат в себе радостное чувство праздника, который внутри человека. И эти открытки были удивительно популярны, удивительно любимы. Они удостоились высших оценок людей, которые предпочитали в основном критиковать. Это и Александр Бенуа, и Сомов, даже Владимир Васильевич Стасов, который сказал, что в этих работах поразительно чувство национального и поэтического.

Елизавета Меркурьевна Бём сама по себе была очень светлым человеком. Когда она давала интервью, то сказала, что часто так получается – когда женщина вступает в брак, она не находит больше времени заниматься творчеством, но у нее все произошло иначе. Она была человеком праздничным, никогда не предающимся унынию, несмотря на то, что зрение катастрофически падало, она почти ослепла к концу жизни.

Воспоминанием об этом пасхальном человеке нам очень хотелось поделиться с вами сегодня. Поздравляем вас с Пасхой Христовой, поздравляем с праздником самым главным, самым светлым, самым созидательным в году!

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать