Слово в образе. Леонардо да Винчи - «Мадонна в скалах»

26 апреля 2023 г.

В студии историк искусства Юрий Соколов.

– В одной из наших передач мы начали разговор о творчестве Леонардо да Винчи. И мы говорили о том времени, когда он состоялся как художник, когда он делал первые свои работы. Этот счастливый флорентийский период окончился неожиданно, в 1482 году, когда Леонардо да Винчи покинул Флоренцию и уехал в Милан. Это был удивительный человек, который действительно, кажется, мог все.

Леонардо в самую последнюю очередь говорил о себе как о художнике-живописце. Он говорил о себе как об инженере, как о том специалисте, который может создавать военные механизмы, который будет очень полезен во время военных действий. Флоренция в это время довольно активно вела затяжную войну с Венецианской республикой. Но нас интересует Леонардо да Винчи прежде всего как художник. Как тот художник, который выразил то удивительное время, в котором он жил, время, которое мы называем Возрождением, когда гибло средневековье, гибла старая Европа и формировалась Европа новая, формировалось то новое время, которое будет полно новых войн, новых страданий и революций.

С миланским периодом, достаточно внушительным по своим размерам, с 1482 по 1499 год, связаны три большие работы. Должно бы быть четыре, но, увы, знаменитый монумент, ради которого Леонардо да Винчи и согласился приехать в Милан (конный монумент герцогу Лодовико Сфорца, герою и победителю), до нашего времени не дошел, сохранились модели, рисунки, сохранились воспоминания современников, потому что Леонардо сделал все-таки глиняную модель, и эта глиняная модель и сама-то по себе, в силу материала, была не очень долговечна, так еще ее в 1499 году расстреляли французы, захватившие Милан. Она погибла даже раньше, чем ушел из жизни ее автор.

Те три работы, о которых мы говорим, – это «Мадонна в скалах», иногда еще она называется «Мадонна в гроте», это «Мадонна Литта» и, конечно, «Тайная Вечеря».

Что касается «Мадонны в скалах», во-первых, существуют два варианта этой работы. Первая находится в Лувре, и считается, что она была завершена в 1486 году, а вторая работа находится в Лондонской Национальной галерее, она была завершена в 1506 году, то есть уже за пределами Милана.

Это картина, написанная темперой на доске, затем, уже в новое время, продублированная на холст. Она была заказана Братством Непорочного зачатия в Милане. Это Братство хотело иметь алтарный триптих в церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. И Леонардо да Винчи, как это очень часто с ним бывало, изменил характер работы, он предложил заказчикам «Мадонну в скалах».

Перед нами – одна из совершенных работ Леонардо да Винчи, она совершенна прежде всего по композиции. Здесь как бы два треугольника, при этом центральные фигуры тоже вполне вписываются в самостоятельные треугольники. А ведь треугольник – это форма гармонии, форма наибольшей устойчивости, его Леонардо да Винчи считал моделью совершенства. Посмотрите: Иоанн Креститель сложил руки, прося благословения, вверху линия – это голова Приснодевы Марии, вниз идет линия треугольника – это ангел, который указывает жестом на святого Иоанна. Чуть ниже ангела находится благословляющая фигура Младенца Иисуса. Такая динамизация композиции позволяла Леонардо избежать статичности.

Что такое пещера? Пещера – это образ Божественной тайны, образ неведомого, закрытого знания, это и образ стихийных творческих сил природы. Мы увидим, если будем приглядываться, множество подробностей. Это Леонардо да Винчи, который всегда делал чуть-чуть больше, чем от него требовалось. Цветы, растения погружены в пространство тьмы, полутьмы – и при этом прописанные со знанием биологии, потому что он изучал эти растения, он специально ходил в горы, чтобы узнать, что там растет.

Все, кто писал об этой работе, говорили, что в ней присутствует какая-то удивительная, созерцательная тишина и какое-то удивительное единство всех в состоянии и настроении. Не в действии – это самое простое, а в состоянии глубокой сосредоточенности. Духовное, мистическое единство, и ведь никто не произносит ни слова, нигде мы не видим чего-то резкого, разрушающего эту плавную гармонию.

Эта работа очень приглянулась королю Франциску I. А случилось так, что это, одно из самых совершенных произведений эпохи Возрождения, не было принято заказчиком, не сошлись в цене. Братство Непорочного зачатия сочло, что цена, которую потребовал Леонардо, избыточна. Работу оставили мастеру. Мастер возил ее с собой, привез ее во Францию, где ее видели современники Леонардо. А потом она уже перешла в Королевскую коллекцию и, следовательно, оказалась в Лувре.

А вот что касается лондонского варианта, то скорее всего – это попытка повторения, может, по заказу какой-либо корпорации. А может быть, это и не совсем Леонардо да Винчи, такое тоже может быть. Но для нас настоящая «Мадонна в скалах» – та, которая написана в 1486 году.

«Мадонна Литта». Эту картину обрели в 1784 году, ее приобрел князь Альберико Барбиано ди Бельджойозо. Он был близким родственником клана Висконти, и после его кончины «Мадонна Литта» оказалась в собрании герцога Антонио Литта-Висконти-Арезе. Этот герцог был братом Юлия Помпеевича Литта, был такой советник Павла Петровича, человек, очень тесно связанный с Россией, с императорским двором, так что через него информация оказалась в дирекции Императорского Эрмитажа – и уже в 1865 году работа была приобретена по распоряжению князя Гедеонова.

Когда она была приобретена, когда была дублирована с дерева на холст (а эта работа так же, как «Мадонна в скалах», написана темперой по деревянной доске),  сразу же появились сомнения в том, что это работа Леонардо да Винчи. И эти сомнения продолжались довольно долго. Этот стиль не похож на стиль Леонардо, почему-то небрежно написано одеяние Приснодевы Марии. Хотя, может быть, одеяние было попорчено при дублировании на холст, но, с другой стороны, эта работа некоего плотника Степанова была так высоко оценена, что он даже получил серебряную медаль от императора.

Скорее всего, это незавершенная часть, так называемый подмалевок. А основная часть работы, которую мы как раз и видим, написана в технике сфумато, характерной для Леонардо. Мы видим Приснодеву удивительно умиротворенную, величественно спокойную и таинственную, и кажется, что Она слегка улыбается. Это не совсем так, это иллюзия, создающаяся тенью от складок на лице. Она не улыбается, Она не печалится, Она находится в состоянии поразительной, величественной и невероятно монументальной гармонии. Работа ведь совсем небольшая, и при этом она именно монументальная, как это свойственно очень многим работам Леонардо да Винчи.

Мы видим то освещение, которое впоследствии станет очень характерным для Леонардо. Освещение как бы сверху и чуть слева, хотя на самом деле это освещение должно идти из окон, сзади. То есть освещение как бы показано сзади, дальше идет перемена ракурса – и, следовательно, мы должны считать, что Приснодева Мария находится не спиной, а лицом к окнам, в которых отображается удивительно гармоничный пейзаж, залитый светом. Тем более насыщенный светом, что фон стен почти черный.

Это освещение мы встретим еще в одной работе Леонардо да Винчи, которая, наверное, являлась главным его произведением, во всяком случае, в миланский период, и, безусловно, одним из главных произведений мирового искусства за всю историю человечества. Это «Тайная Вечеря», которая была написана на стене трапезной Доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Но об этой работе мы должны, конечно, поговорить отдельно.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать