– В одной из наших передач мы начали разговор о творчестве Леонардо да Винчи. И мы говорили о том времени, когда он состоялся как художник, когда он делал первые свои работы. Этот счастливый флорентийский период окончился неожиданно, в 1482 году, когда Леонардо да Винчи покинул Флоренцию и уехал в Милан. Это был удивительный человек, который действительно, кажется, мог все.
Леонардо в самую последнюю очередь говорил о себе как о художнике-живописце. Он говорил о себе как об инженере, как о том специалисте, который может создавать военные механизмы, который будет очень полезен во время военных действий. Флоренция в это время довольно активно вела затяжную войну с Венецианской республикой. Но нас интересует Леонардо да Винчи прежде всего как художник. Как тот художник, который выразил то удивительное время, в котором он жил, время, которое мы называем Возрождением, когда гибло средневековье, гибла старая Европа и формировалась Европа новая, формировалось то новое время, которое будет полно новых войн, новых страданий и революций.
С миланским периодом, достаточно внушительным по своим размерам, с 1482 по 1499 год, связаны три большие работы. Должно бы быть четыре, но, увы, знаменитый монумент, ради которого Леонардо да Винчи и согласился приехать в Милан (конный монумент герцогу Лодовико Сфорца, герою и победителю), до нашего времени не дошел, сохранились модели, рисунки, сохранились воспоминания современников, потому что Леонардо сделал все-таки глиняную модель, и эта глиняная модель и сама-то по себе, в силу материала, была не очень долговечна, так еще ее в 1499 году расстреляли французы, захватившие Милан. Она погибла даже раньше, чем ушел из жизни ее автор.
Те три работы, о которых мы говорим, – это «Мадонна в скалах», иногда еще она называется «Мадонна в гроте», это «Мадонна Литта» и, конечно, «Тайная Вечеря».
Что касается «Мадонны в скалах», во-первых, существуют два варианта этой работы. Первая находится в Лувре, и считается, что она была завершена в 1486 году, а вторая работа находится в Лондонской Национальной галерее, она была завершена в 1506 году, то есть уже за пределами Милана.
Это картина, написанная темперой на доске, затем, уже в новое время, продублированная на холст. Она была заказана Братством Непорочного зачатия в Милане. Это Братство хотело иметь алтарный триптих в церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. И Леонардо да Винчи, как это очень часто с ним бывало, изменил характер работы, он предложил заказчикам «Мадонну в скалах».
Перед нами – одна из совершенных работ Леонардо да Винчи, она совершенна прежде всего по композиции. Здесь как бы два треугольника, при этом центральные фигуры тоже вполне вписываются в самостоятельные треугольники. А ведь треугольник – это форма гармонии, форма наибольшей устойчивости, его Леонардо да Винчи считал моделью совершенства. Посмотрите: Иоанн Креститель сложил руки, прося благословения, вверху линия – это голова Приснодевы Марии, вниз идет линия треугольника – это ангел, который указывает жестом на святого Иоанна. Чуть ниже ангела находится благословляющая фигура Младенца Иисуса. Такая динамизация композиции позволяла Леонардо избежать статичности.
Что такое пещера? Пещера – это образ Божественной тайны, образ неведомого, закрытого знания, это и образ стихийных творческих сил природы. Мы увидим, если будем приглядываться, множество подробностей. Это Леонардо да Винчи, который всегда делал чуть-чуть больше, чем от него требовалось. Цветы, растения погружены в пространство тьмы, полутьмы – и при этом прописанные со знанием биологии, потому что он изучал эти растения, он специально ходил в горы, чтобы узнать, что там растет.
Все, кто писал об этой работе, говорили, что в ней присутствует какая-то удивительная, созерцательная тишина и какое-то удивительное единство всех в состоянии и настроении. Не в действии – это самое простое, а в состоянии глубокой сосредоточенности. Духовное, мистическое единство, и ведь никто не произносит ни слова, нигде мы не видим чего-то резкого, разрушающего эту плавную гармонию.
Эта работа очень приглянулась королю Франциску I. А случилось так, что это, одно из самых совершенных произведений эпохи Возрождения, не было принято заказчиком, не сошлись в цене. Братство Непорочного зачатия сочло, что цена, которую потребовал Леонардо, избыточна. Работу оставили мастеру. Мастер возил ее с собой, привез ее во Францию, где ее видели современники Леонардо. А потом она уже перешла в Королевскую коллекцию и, следовательно, оказалась в Лувре.
А вот что касается лондонского варианта, то скорее всего – это попытка повторения, может, по заказу какой-либо корпорации. А может быть, это и не совсем Леонардо да Винчи, такое тоже может быть. Но для нас настоящая «Мадонна в скалах» – та, которая написана в 1486 году.
«Мадонна Литта». Эту картину обрели в 1784 году, ее приобрел князь Альберико Барбиано ди Бельджойозо. Он был близким родственником клана Висконти, и после его кончины «Мадонна Литта» оказалась в собрании герцога Антонио Литта-Висконти-Арезе. Этот герцог был братом Юлия Помпеевича Литта, был такой советник Павла Петровича, человек, очень тесно связанный с Россией, с императорским двором, так что через него информация оказалась в дирекции Императорского Эрмитажа – и уже в 1865 году работа была приобретена по распоряжению князя Гедеонова.
Когда она была приобретена, когда была дублирована с дерева на холст (а эта работа так же, как «Мадонна в скалах», написана темперой по деревянной доске), сразу же появились сомнения в том, что это работа Леонардо да Винчи. И эти сомнения продолжались довольно долго. Этот стиль не похож на стиль Леонардо, почему-то небрежно написано одеяние Приснодевы Марии. Хотя, может быть, одеяние было попорчено при дублировании на холст, но, с другой стороны, эта работа некоего плотника Степанова была так высоко оценена, что он даже получил серебряную медаль от императора.
Скорее всего, это незавершенная часть, так называемый подмалевок. А основная часть работы, которую мы как раз и видим, написана в технике сфумато, характерной для Леонардо. Мы видим Приснодеву удивительно умиротворенную, величественно спокойную и таинственную, и кажется, что Она слегка улыбается. Это не совсем так, это иллюзия, создающаяся тенью от складок на лице. Она не улыбается, Она не печалится, Она находится в состоянии поразительной, величественной и невероятно монументальной гармонии. Работа ведь совсем небольшая, и при этом она именно монументальная, как это свойственно очень многим работам Леонардо да Винчи.
Мы видим то освещение, которое впоследствии станет очень характерным для Леонардо. Освещение как бы сверху и чуть слева, хотя на самом деле это освещение должно идти из окон, сзади. То есть освещение как бы показано сзади, дальше идет перемена ракурса – и, следовательно, мы должны считать, что Приснодева Мария находится не спиной, а лицом к окнам, в которых отображается удивительно гармоничный пейзаж, залитый светом. Тем более насыщенный светом, что фон стен почти черный.
Это освещение мы встретим еще в одной работе Леонардо да Винчи, которая, наверное, являлась главным его произведением, во всяком случае, в миланский период, и, безусловно, одним из главных произведений мирового искусства за всю историю человечества. Это «Тайная Вечеря», которая была написана на стене трапезной Доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Но об этой работе мы должны, конечно, поговорить отдельно.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!