Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Поскольку у нас Рождество, то поговорим о работе замечательного художника Михаила Васильевича Нестерова «Рождество Христово».
Профессор Прахов курировал росписи в Князь-Владимирском соборе в Киеве. Он сделал Нестерову предложение, от которого отказаться было сложно, особенно молодому художнику: работать над росписями в этом храме. Нестеров согласился и приехал в Киев. Первой работой, которую ему предстояло сделать, была роспись в алтаре на тему Рождества Христова. Он готовит несколько набросков, а затем создает эскиз, о котором мы говорим.
Это не совсем картина, а эскиз к росписи, сделанный на бумаге, акварелью, с использованием гуаши и небольшим количеством золота, а затем наклеенный на картон. Сейчас он находится в Третьяковской галерее. Сама роспись несколько отличается от эскиза, но мы с вами обращаем внимание на эскиз не потому, что там проходил какой-то процесс поиска, а потому, что в этом эскизе есть совершенная законченность и определенная концепция.
Дело в том, что Рождество – такая тема, в которой обычно присутствуют еще и так называемые вторые темы: поклонение пастухов, поклонение волхвов. Как их совмещает художник и совмещает ли все эти темы, как отбирается изобразительный материал – в этом выражается определенное понимание того или иного события.
Рождество Христово – тема, к которой обращались практически все иконописцы. Русские художники академического, реалистического направления тоже обращались к ней. Вспомним хотя бы работу 1790 года Владимира Лукича Боровиковского – блистательного виртуоза живописи. В его работе нет ни поклонения волхвов, ни поклонения пастухов, в ней нет даже Вифлеемской звезды (вместо нее светится полумесяц).
Центр работы – это светоносный Богомладенец, над Которым в умилении склонилась Приснодева Мария. Все остальное пространство заполняется ангелами. Замечательно, живо, прелестно написанными путти, то есть это ангелы-дети – такая у Боровиковского была трактовка.
Его младший современник профессор и академик Шебуев Василий Кузьмич написал работу для церкви кавалергардского полка в Санкт-Петербурге. Его работа добротна – в ней все, кто нужно, присутствуют. Не сразу, правда, понятно, кто есть кто, но присутствуют все. Сразу видно, что это академическая живопись. В ней есть достоинство, качество, вот только получилось очень скучно и немного бессистемно.
Еще один великий художник-реалист обратился к этой теме в 1890 году. Работу на тему Рождества Христова написал Илья Ефимович Репин. В этой работе нет поклонения волхвов, пастухов, тем не менее это замечательное произведение. Оно, как всегда у Репина, хорошо скомпоновано, обладает энергией широкого корпусного мазка и теплым, даже иногда жарким, слегка затемненным колоритом, и, конечно, эффектом рембрандтовского света. Может быть, работа несколько обытовлена, но по-своему совершенно замечательна.
Картине «Рождество Христово» художника Михаила Васильевича Нестерова предшествовало несколько рисунков и несколько небольших эскизов. Там видно, как ищет Нестеров свое понимание, решение этой темы. На довольно большом и хорошем рисунке эскизного типа мы видим именно волхвов – очень эффектная композиция, но в конечном счете художник отказывается от волхвов и останавливается только на пастухах. То есть он отказывается от поклонения царей земных Царю Небесному.
Наверное, с этой демократизацией (пусть нас простят за такое определение) он совершенно прав, потому что Господь пришел для страждущих, для тех, кому так необходим, – для ищущих правду. Спаситель пришел для тех, кто изнемогает под бременем страшных правил жизни, чудовищно запутанных законов. Он пришел к простым людям, чтобы вывести их из состояния отчаяния.
Вифлеемская звезда все-таки присутствует. Она огромна, находится над пастухами, и расширяющийся свет от нее, луч, связывает Вифлеемскую звезду с Младенцем. Так связывается тема космоса и земли, вечного и временного, надмирного и чего-то конечного, здесь присутствующего. Этот луч, рассекающий почти всю картину, является не только концептуально смысловым стержнем, но и композиционным.
Вот еще на что обратим внимание: нет у Нестерова ни яслей, ни хижины бедных пастухов, в которой появился Господь. Есть пещера в огромной горе – и здесь тоже удивительный смысл. Гора – символ мира исторического, мира как пространства заселенного и пульсирующего. И там, в этой горе, – пещера, в которой мы с вами, как в раме, видим изображение Младенца Иисуса, Приснодевы Марии и святого Иосифа.
Пещера – это ведь опасность, но это и тайна, и убежище, и последнее пристанище. Сразу вспоминается пещера в субботу перед Страстной седмицей, где отверзся камень и появился святой Лазарь. Вспоминается погребение Христа. Ведь пещера, в которой Он был погребен, стала свидетелем великого чуда Воскресения. Такая удивительная ассоциация возникает с образом пещеры в горе как тайны и одновременно смерти и жизни вечной – этой амбивалентности, которая заполняет мир.
В храме образом мира, образом истории является иконостас. В иконостасе, в котором каждая икона фиксирует, обозначает какое-то важное событие жизни человеческой, в этом историческом пространстве мы видим святые врата – те самые узкие врата, сквозь которые соединятся мир дольний и мир горний, временность и вечность.
Однажды через эти врата предстоит пройти каждому – они не станут путем в смерть, а станут путем в жизнь вечную; конечно, если жизнь твоя – Христос, тогда и смерть – приобретение и благо. Вот это и есть основная рождественская тема.
Ведущий Юрий Соколов
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!