Слово в образе. Картина «Христос и грешница» Василия Поленова

3 августа 2022 г.

Сегодняшний наш разговор о художнике, которого мы уже упоминали, и о картине, которую сам Василий Дмитриевич Поленов называл: «Кто без греха?» Обычно ее называют иначе: «Христос и грешница». Работа над этой картиной продлилась 20 лет. Последние мазки на работе были сделаны уже после того, когда работа была снята с выставки, уже была приобретена императором Александром III, и это был 1888 год, хотя в основном работа завершена в 1887 году.

В 1868 году появляется мысль о такой работе – это время, когда Поленов учится в Императорской Академии художеств, а вдохновил Поленова на этот замысел Александр Иванов, его вдохновила картина: «Явление Христа народу». Эскиз, в котором окончательно сложилось решение, относится к 1876 году, к тому времени, когда Поленов находился в поездке за границей, он собирался возвратиться в Россию и начать работу над большим полотном. И вдруг охладел к этой работе, охладел потому, что в это время была завершена большая работа на эту же тему художника Генриха Семирадского. Когда Поленов приехал в Петербург и увидел ее, то на какое-то время потерял интерес к своему решению.

Семирадский – мастер замечательный, он ведь почти ровесник Поленова. Поленов, конечно, был с ним знаком, но дружбы не было. Василий Дмитриевич всего на год моложе Семирадского, и, конечно, мастерство Генриха Семирадского было непревзойденным. Его картина, когда появилась в Петербурге, произвела фантастический фурор, она была популярна. Картина-шествие, заполненная солнцем, выполнена с невероятным мастерством, виртуозностью, что всегда было свойственно этому художнику. Она  производит сильное впечатление; во всяком случае, при первом взгляде на нее. Конечно, это становится в известной степени вызовом для Поленова, и он его сначала отклонил, но в 1881 году случилось несчастье: Вера Дмитриевна Поленова, сестра-близнец, человек, невероятно близкий Василию Дмитриевичу, умирала. Когда она уходила из этой жизни, она взяла слово со своего брата, что тот обязательно вернется к работе над «Христом и грешницей», обязательно сделает ее – и это должна быть большая картина.

Для того чтобы эта работа была достойной (она ведь посвящалась его любимой сестре), он поехал на Ближний Восток. Он посетил Константинополь, Афины, Салоники, то есть Турцию, Грецию, потом поехал в Сирию, оттуда в Палестину, был в Египте. Он поднялся вверх по Нилу до Асуана, сделал большое количество пейзажных этюдов, зарисовок. Когда он приехал в Москву и начал преподавать в Московском училище живописи ваяния и зодчества, он вдруг понял, что ему не хватает человеческого материала, ему не хватает типажей, и вот тогда он поедет в Рим. В Риме он пробудет в течение полутора лет, до 1884 года. Будет работать с невероятным упорством, пытаясь найти подходящие типажи, соответствующие тому времени –  I веку нашей эры. Завершение работы будет проходить в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова, в его особняке на Садово-Спасской. Вообще-то нужно отметить большую роль, которую сыграл Савва Иванович в этой работе. Он давал дельные советы, вдохновлял, помогал материально, предоставил место, где можно было эту работу практически сделать, ведь это огромный холст.

И вот мы  видим эту работу на XV выставке «Товарищества передвижных выставок» в Санкт-Петербурге. Это образец высокой исторической живописи в академическом стиле. Эта многофигурная композиция замечательно скомпонована. Спокойная левая группа – это апостолы. Здесь мы видим апостола Петра, Иакова, Иоанна, Иуду, как они сосредоточены на словах Христа. Мы видим правую очень динамичную группу иудеев, которые притащили эту несчастную грешницу. Две центральные фигуры этой группы – фарисей, тот, который обвиняет непосредственно, и стоящий за ним довольно грузный человек –  саддукей. Сюжет работы относится к главе VIII это Евангелие от Иоанна, и мы его с вами вспомним.

Ин.8:1. Иисус же пошел на гору Елеонскую.

Ин.8:2. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.

Ин.8:3. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди,

Ин.8:4. сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;

Ин.8:5. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

Ин.8:6. Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

Ин.8:7. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

Ин.8:8. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Ин.8:9. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

Ин.8:10. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

Ин.8:11. Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди, и впредь не греши.

Совершенно замечательно прописан этот диалог сидящего Христа и грешницы, испуганной, удивленной. Здесь много исторических подробностей, и Поленов пытался в этой работе реконструировать само пространство Иерусалима – реальное пространство, и у нас нет сомнений, что было именно так. И тем не менее, когда мы смотрим  на правую, пейзажную часть работы, мы видим склон Елеонской горы, а ведь в реальности она с этого места не видна, она оказывается за спинами зрителей. Для того чтобы нам ее увидеть, нам надо повернуться.

Конечно, особый разговор об образе Самого Христа. Здесь мы видим и благородство, и сосредоточенность, и некоторую усталость. Мы видим с вами замечательный, глубокий образ, но не образ Бога – это образ человека. Увы, такая была вера Василия Дмитриевича Поленова и, к сожалению, большей части той русской творческой интеллигенции, которая еще придерживалась христианства.

Когда работа была выставлена, то возникли проблемы у цензора. Цензор, действительный статский советник Никитин, сказал, что работа замечательная, он бы с удовольствием разрешил ее выставлять, но очень уж она необычна – слишком реалистична. Он сообщил об этом петербургскому губернатору, и губернатор сказал, что пусть сначала работа повисит, ее должен увидеть великий князь Владимир Александрович, а это президент Академии художеств, между прочим, и он уже примет решение. Великий князь пришел, работа ему понравилась, и он сказал, что пусть работа повисит, потому что на выставку придет император Александр III, и вот он и примет решение. Император пришел на выставку, и работа ему очень понравилась, и он сказал, что если пока еще никто эту работу не приобрел, то он ее приобретает для своего собрания.

Когда работу Поленова повесили в одном из залов Зимнего дворца, на другой стене висела еще одна картина «Христос и грешница» работы Семирадского – вот такой удивительный дуэт. Кстати сказать, когда эти работы были переданы в Русский музей, они тоже долгое время, до начала Отечественной войны, висели друг против друга. Два образа мыслей об одном – кто без греха? Вторая половина XIX века… Боже мой, сколько людей взаимно обвиняли друг друга и на международном уровне, и внутри стран! Все отстаивали свою правду, все пытались очернить тех, что являлись их оппонентами, – кто здесь без греха? В этом мире все грешны… И всегда есть высшая правда, – правда милосердия Божьего, Он единственный видит истину в каждом человеке.

Ведущий Юрий Соколов

Записал Максим Заливакин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​