– Сегодня мы прежде всего вспомним выставку, на которой Илья Ефимович Репин представил свою новую большую работу. Эта работа, увы, до нашего времени не сохранилась, а может, сохранилась. Может, где-нибудь она находится в частной коллекции. Но сохранилось огромное количество подготовительной работы, о которой мы сегодня будем вспоминать. Эту работу Илья Ефимович Репин создавал в течение почти сорока лет, то есть дольше, чем все остальные свои работы. Это работа «Отойди от меня, Сатана» («Искушение Христа»).
Мы помним работу на эту тему, только называлась она «Христос в пустыне». Это Крамской, можно сказать, учитель Ильи Ефимовича Репина. Репин начал работать над этой темой несколько раньше своего учителя, это годы еще его ученичества в Академии художеств, и к этому времени относится первый эскиз, который находится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль».
О чем эта работа? Давайте вспомним Евангелие от Матфея, это четвертая глава, где говорится о пребывании Христа после крещения в пустыне. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола… И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф. 4, 1–3). Это первое искушение Христа.
А вот второе. Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф. 4, 6).
И третье искушение. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 8–9).
Три искушения. Одно о первенстве духовного над материальным миром, второе о перспективе ставить Богу какие-то условия и искушать Его. И ответ будет: не искушай Господа Твоего. И третье, ответ на которое: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10). То есть о бренности славы земной.
Вот эти три искушения, которые Репин считал актуальными. Но, собственно говоря, они и были актуальными для XIX века, первого века торжествующего атеизма.
Для нас с вами Илья Ефимович – это прежде всего художник демократического направления, это мастер критического реализма. Нас так научили, нас так убедили, что он прежде всего мастер демократически смеющихся запорожцев, мастер, обличающий террор Ивана Грозного и сочувствующий возвращающемуся сыну-поселенцу на картине «Не ждали» или отказывающимся от исповеди народовольцам. Вот это направление всегда, как казалось, являлось для Репина самым важным.
А он оказывается в своей мастерской, из года в год, 40 лет подряд, работал над темой, которая никоим образом не связана с критическим реализмом, с демократическими принципами. И вот тут, наверное, самое время вспомнить о том, что Репин на самом деле – это художник, который начинал как иконописец еще дома у себя, в Чугуеве, еще до Академии. И он вспоминал уже в конце своей жизни: «Самым важным в моем искусстве было писание писанок к Великому дню. На одной стороне рисовалось Воскресение Христа; оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента. На другой можно было рисовать или сцену Преображения, или цветы – все, что подходило к Великому дню».
Первое дорогое, бесценное воспоминание Репина уже на закате его дней о том, с чего все начиналось, и, в общем-то, этому он и оставался верен до конца жизни.
Мы ведь с вами знаем, что Илья Ефимович – художник-реалист. И как реалист он умел быть удивительно подробным; и любил быть удивительно подробным. Не упускал никаких характерных мелочей, которые могли бы полнее, ярче раскрыть образ, который содержался в картине. И мелочей для него не существовало. Но вот когда мы смотрим на работы «Искушение» – мы с вами обращаем внимание на то, что это какой-то иной, нам незнакомый художник Репин, который пренебрегает мелкими деталями, отбрасывает их как ненужные и пытается решить свою задачу средствами, к которым он в иных работах не прибегает.
Это удивительная мера обобщения, это удивительная свобода живописи. Собственно говоря, он вообще решает поставленную перед собой задачу только средствами живописи, являясь, по сути дела, и экспрессионистом, и импрессионистом. Было достаточно времени, чтобы детализировать ту или иную работу, остановиться, попытаться насытить произведение какими-то деталями. Репин этого не делает, видимо, потому, что считает это совершенно излишним. И вот здесь мы с вами говорим о своеобразии стиля. Стиль в известной степени достаточно условный.
Когда мы видим эти работы, в них присутствует некая зыбкость живописного пространства, поразительно решенная и колористически, и фактурно. Мы все время как бы в мире, в котором нет привычного для нас материального обоснования, за которое можно было бы зацепиться. Это столкновение мета-миров, мета-состояний. Пожалуй, именно образ Христа решается более привычно для нас, с какими-то элементами ясного узнавания. Все-таки перед нами ипостась Богочеловека.
А вот что касается образа сатаны, смотрите, как интересно решен этот образ в этюдах 1890–1891 годов. Перед нами что-то вроде живописного черного взрыва, в котором мы начинаем угадывать черные крылья, распростертые в пространстве, угадываем некие отдельные даже не очертания, а что-то выступающее, дисгармонирующее с окружающим, таким легким миром.
Или посмотрите на этюд «Сатана в виде черного ангела». Но еще интереснее образ 1895 года, образ страшный, воинственный. Он не детализирован, какие-то ассоциации возникают с воином персидским, с воином римским, то есть воином восточным, воином западным – страшным, угрожающим, жестоким и как бы безличным.
И еще есть очень интересный тип 1903 года, где как бы пылающий, просачивающийся кровью, пламенем, – красный демонический образ. Мы не можем сказать, что это образ ангела. Это именно жутковатый демон, это попытка проникнуть в суть страха, в суть зла, которое искушает Христа и через Него пытается решить судьбу всего человечества.
И вот, конечно, работа, хранящаяся в Симбирске. Перед нами откровенное соблазнение Христа роскошью мира, теми возможностями, которые раскрывает сатана перед Христом; и перед человечеством, конечно, тоже. Наслаждение. Вот эта женоподобная, поразительно пластичная и в этой пластике безобразная фигура – отчасти мужская, отчасти женская – с элементом какой-то восточной неги. И в этом присутствует нечто зловещее.
Как интересно пытается решать образ сатаны многоликий, многообразный Илья Ефимович Репин... Тревожно ему в этом мире, раз он так предан этой теме, раз из года в год постоянно к ней обращается, ощущая неизбежность соблазна, страшного и коварного, свидетелем которого он, увы, будет, когда целая страна, его страна, окажется надолго под соблазном сатаны.
Но ведь соблазн касается не только России, соблазн касается всего мира, и эта тема актуальна и сегодня, и работа Репина звучит сегодня. Тем более что язык этой работы универсален во всех сохранившихся до нас шести этюдах. Это язык вполне современный даже для нашего необычного, недоброго и утратившего связи с нашими традициями времени.
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!